Режим труда и отдыха водителей

8945
Уставший или сонный человек за рулем автомобиля — прямая угроза безопасности дорожного движения. Разберем, каким должен быть безопасный режим труда и отдыха водителей.

Водитель — популярная и в то же время непростая профессия. Любое автотранспортное средство на дороге представляет собой источник повышенной опасности, будь то грузовик, автобус или компактная «легковушка». Одной из наиболее частых причин дорожно-транспортных происшествий считается банальная усталость. Чем дольше человек ведет машину, тем выше риск «поплыть» или на пару секунд задремать за рулем, а для аварии этого вполне достаточно. Поэтому каждый водитель должен соблюдать рекомендованный в 2018 году режим труда и отдыха по тахографу — контрольному устройству, регистрирующему скорость транспортного средства и пройденный путь в режиме реального времени.

Режим труда и отдыха водителей: особенности и ограничения

При организации труда водителей работодатель должен соблюдать обязательные нормы, установленные российским Минтрансом на федеральном уровне. Речь идет о «Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей», утвержденном приказом Минтранса РФ №15 от 20.08.2004г. Документ разработан с учетом требований ст.329 ТК РФ, которая регламентирует режим работы персонала, непосредственно участвующего в управлении транспортными средствами. Общий порядок трудоустройства и нюансы должности описаны в статье «Как оформить прием на работу водителя».

Скачать документы по теме:

Согласно «Положению», водитель не должен перерабатывать. Норма рабочего времени для шофера составляет 40 часов в неделю, не более восьми часов в день при пятидневном режиме работы. В условиях «шестидневки» — не более семи. Кроме того, водителям положен:

  • еженедельный отдых продолжительностью не менее 42 часов;
  • междусменный отдых продолжительностью не менее двух рабочих смен;
  • перерыв на обед в середине рабочего дня продолжительностью от 30 до 120 минут.

Если по объективным причинам соблюдать норму рабочего времени невозможно, вводится система суммированного учета. Но даже в этом случае продолжительной трудовой смены не должна превышать 10 часов. Увеличение до 12 часов допустимо лишь в крайних случаях, например, если нужно дать водителю доехать до места отдыха, расположенного в другом городе или стране. 

В остальном режим труда и отдыха водителя-международника (или междугороднника) должен соответствовать общим правилам. Поэтому в продолжительные рейсы, когда заведомо известно, что ехать придется не меньше 12 часов, следует вместе с водителем отправлять одного или нескольких сменщиков. Разумеется, при условии, что в автомобиле или автобусе предусмотрено спальное место. Прежде чем внедрять систему суммированного учета рабочего времени водителей и увеличивать продолжительность ежедневных смен, необходимо заручиться согласием представительного органа работников. В помощь кадровику — статья «Суммированный учет: выбираем график работы, учетный период и систему оплаты».

Образец приказа о введении суммированного учета рабочего времени

Важно: междусменный отдых при суммированном учете рабочего времени должен длиться не менее 12 часов, в том числе при междугородних перевозках.

Для отдельных видов деятельности, например, сферы пассажирских автобусных перевозок или скорой медицинской помощи, предусмотрены иные нормативы. Согласно п.12 «Положения», позволено увеличивать до 12 часов продолжительность рабочей смены водителей:

  • учреждений здравоохранения, почтовой, телефонной и телеграфной связи;
  • коммунальных служб;
  • технологических перевозок без выезда на дороги общего пользования (внутрикарьерных, внутризаводских и т.д.);
  • инкассаторских, аварийно-спасательных и пожарных машин;
  • легковых автомобилей, обслуживающих руководителей организаций, органы государственной власти или местного самоуправления.

Суммарное время, проведенное за рулем в течение всей смены, не должно превышать 9 часов. Все остальные часы, потраченные на медосмотр, ожидание пассажиров и т.д., тоже засчитываются как рабочие. Об особенностях организации труда водительского персонала читайте в статьях «Как установить водителю скользящий график работы» и «Два безопасных способа предоставить работнику автомобиль».

Важно: в выходные и нерабочие праздничные дни привлекать водителей к работе можно только в порядке, предусмотренном ст.113 ТК РФ.

Как обеспечить соблюдение режима труда и отдыха водителей

Справка

Для начала следует утвердить график работы водителей, отразив в нем все нюансы применяемого режима:

  1. время начала и окончания ежедневной работы;
  2. время обеденных и других перерывов;
  3. время междусменного и еженедельного отдыха.

Каждый отработанный сотрудником день делится на периоды . Обязательно выделите в расписании обеденный перерыв (см. статью «Как установить перерывы на обед в разных условиях и режимах работы»). Часы, потраченные на управление автотранспортным средством, перемежаются временем, потраченным на отдых (в пути, на конечных пунктах маршрута), вынужденный простой при погрузке/разгрузке или посадке пассажиров, подготовительные мероприятия и обязательные медосмотры. Подробнее о медицинских осмотрах читайте в заметке «Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника».

Проводить медосмотр водителей следует ежедневно перед выходом на линию. Аналогичным образом, перед каждой сменой, проводится освидетельствование водительского персонала на наличие в крови алкоголя и других токсичных веществ.

Журнал контроля трезвости водителей (фрагмент)

Все рабочие автомобили, перевозящие пассажиров или грузы, нужно оборудовать тахографами. Порядок их установки и применения закреплен приказом Минтранса РФ №273 от 21.08.2013г. Детали — в статье «Как проконтролировать режим труда и отдыха пассажирских и большегрузных машин».

Обмануть цифровой тахограф сложно. Ввод неверных данных или попытка вмешаться в работу устройства регистрируется в его памяти и обнаруживается в процессе проверки. Если выявится факт фальсификации данных, нарушителю грозит ответственность.

Ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителя в 2018 году

К сожалению, на практике режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей, пассажирских автобусов и спецтранспорта нарушается сплошь и рядом. Одно из наиболее частых нарушений — эксплуатация транспортных средств, не оборудованных тахометрами. Выпуская такую машину в рейс, компания рискует попасть под административную ответственность по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, предусматривающей штраф в размере:

  • от 5000 до 10000 рублей — для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц;
  • от 1000 до 3000 рублей — для физических лиц.

Аналогичные штрафные санкции применяются, если тахометр установлен, но выведен из строя, заблокирован или «взломан». Несоблюдение водителями нормального режима работы чревато административным штрафом в размере от 1000 до 3000 рублей (ч.2 ст.11.23 КоАП РФ). Особо строгие требования предъявляются к компаниям, занимающимся пассажирскими перевозками. Устанавливая водителям график работы без учета действующих норм, работодатель нарушает лицензионные требования. На первый раз можно отделаться предупреждением.

Справка

Грубые или повторные нарушения караются штрафом в размере:

  1. 1000-2000 рублей для физических лиц;
  2. 3000-4000 рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  3. 30000-40000 рублей для юридических лиц.

Категорически запрещено в какой-либо форме принуждать водителей к переработкам, работе в перерыв и другим нарушениям режима (ст.20 федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1996г.). Под запретом и работа по совместительству на должности, также связанной с управлением транспортными средствами (ст.329 ТК РФ).

Читайте подробнее в свежем номере журнала
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...





      © 2011–2018 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» – практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта
      возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных
      технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации ПИ
      № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Пожалуйста, войдите на сайт

      Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы.
      Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и скачать все файлы.
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Пожалуйста, войдите на сайт

      Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы.
      Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и скачать все файлы
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

      Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

      Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль