Режим труда водителей

6700
Работодателю очень важно учитывать особенности режима труда водителей, не забывая при этом и про режим отдыха такой катего­рии сотрудников, а также создавать все необходимые условия для безопасной транспортировки грузов. Итак, что же такое режим труда водителей? Каков режим труда водителей легковых и грузовых автомоби­лей?

Из этой статьи Вы узнаете:

  • какие особенности установлены для режима труда водителей;
  • какие категории водителей различают подзаконные акты;
  • важен ли для соблюдения режима труда водителей тахограф.

Практически на каждом предприятии или организации в штатном расписании есть такая единица как водитель. Пожалуй, на сегодняшний день это одна из наиболее распространенных профессий. Многие работники организаций, постоянно находящиеся в офисе, думают, что водители особенно не «напрягаются» на работе. Зачастую это не так, потому что водители испытывают большие нагрузки.Нельзя забывать о водителях общественного транспорта, маршрутных такси. Они постоянно находятся в напряженном состоянии. Мало того, что эти люди ведут автобус полный людей, еще умудряются собирать деньги с пассажиров. Ведь это очень большая ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь пассажиров. Теперь о режиме труда водителей подробнее.

Режим труда водителей

В настоящее время на территории РФ быть водителем не так просто, как казалось бы на первый взгляд. Существует практика штрафов за отсутствие устройства, контролирующего режим труда водителей. Называется это устройство тахограф. Как показывает практика, это касается водителей большегрузных автомобилей и общественного транспорта. Существует Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, которое было разработано на основе Трудового кодекса РФ (статьи 329). Данное положение содержит в себе основные моменты, регулирующие режим труда и отдыха. Давай те же рассмотрим его подробнее.


Эксперт рассказывает о действия работодателя, если работника-водителя лишили прав


Режим труда водителей: график работы

Каждая организация обязана составить график работы, с которым под роспись должен ознакомиться каждый водитель. Он составляется ежемесячно. Указываются дни работы и отдыха, время начала и окончания работы, перерыв.

Режим труда водителей: рабочее время

Во-первых, обратите внимание, что сотрудник не должен управлять машиной (автобусом), в течение всего рабочего времени (это прописано в п. 15 Положения).

Допустим, если у сотрудника 8-и часовой рабочий день, то в это время входит время медицинского осмотра, до и после работы, а также время перерыва, отдыха и прочее.

Время охраны груза (это касается водителей большегрузных автомобилей) некоторыми предприятиями могут засчитываться не полностью. Около 30%, то есть 1 час. Поэтому перед тем как соглашаться на режим труда водителей у данного работодателя, стоит обсудить этот вопрос, дабы избежать последующих непониманий. А работодателю при составлении графика следует это учесть. Существуют случаи, когда водитель не находится за рулем автомобиля, но присутствует на работе. Тогда это время все равно засчитывается в рабочее и оплачивается в размере не менее 50% – таковы правила режима труда водителей.


Также смотрите в электронном журнале статью о скользящем графике работы для водителей


Режим труда водителей: ежедневный учет рабочего времени

Как и у всех работников предприятия у водителя стандартная рабочая неделя (40 часов).

Режим труда водителей: суммированный учет рабочего времени

Данная процедура немного сложнее, в связи с тем, что учитывается время не за 1 день, а за целый месяц. Пункт 8 Положения предусматривает, что в тех случаях, когда не может быть соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени, данной категории сотрудников устанавливается суммированный учет (1 месяц). В курортной местности в летне-осенний период, учетный период с режимом труда водителей может быть до 6 месяцев.


Обязательно прочитайте материал электронного журнала об учете рабочего времени водителей


Вместе с тем, существует исключение из правил, когда длительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов (пункты 10,11 и 12 Положения).

Режим труда водителей: ненормированный рабочий день

Пунктом 14 Положения и ст. 101 ТК РФ предусмотрено, что водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Принимается такое решение работодателем. При этом количество смен устанавливается исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни отдыха на общих основаниях.

Режим труда водителей: специальные перерывы, включающиеся во время работы.

Зачастую, такие перерывы предоставляются водителям междугороднего транспорта. Длительность около 15 минут. Первый перерыв через 4 часа после начала работы, после чего кадые 2 часа.

Режим труда водителей: режим отдыха.

Он состоит из:

  • перерыва для отдыха и питания (обед);
  • ежедневного отдыха;
  • еженедельного отдыха (выходной).

Если раньше было намного труднее водителю защитить свои права и не перерабатывать, то на сегодняшний день контроль режима труда и отдыха водителя по тахографу одно из лучших изобретений.

Касается это только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются перевозками.

То есть режим труда водителей легковых автомобилей отличается от режима труда и отдыха водителя грузового автомобиля. Если водитель автомобиля может просто выйти из дома, сесть в машину и поехать. То для водителя грузового авто, необходимы подготовительные работы (медицинский осмотр, погрузочно-разгрузочные работы). 


Режим труда водителей
Ольга КИЦИС, менеджер по кадровому учету ООО «Рольф-Лоджистик» (Москва)

Перерыв между частями рабочего дня водителя можно увеличить

Чтобы разделить на части рабочее время водителю автобуса, который работает на регулярных городских или пригородных маршрутах, учитывайте специальные требования. Установить такой режим можно на основании локального нормативного акта. Если коллективный договор или правила внутреннего трудового распорядка не содержат условия о разделении рабочего дня на части, сначала внесите его с учетом мнения представительного органа работников. Затем получите согласие сотрудника работать в таком режиме (п. 13 Положения).

Если на региональном уровне действует отраслевое соглашение, то для водителей, которые работают на регулярных автобусных маршрутах, есть возможность увеличить время перерыва между двумя частями рабочего дня до трех часов. Утвердить это положение можно локальным нормативным актом организации и с согласия водителей.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Трудовой договор с водителем (бланк).doc
  • Должностная инструкция водителя автомобиля (бланк).doc
Доступно только подписчикам
  • Трудовой договор с водителем (образец).doc
  • Должностная инструкция водителя автомобиля (образец).doc


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Читать статьи на сайте журнала «Кадровое дело» могут только зарегистрирвоанные пользователи. Регистрация займет всего 1 минуту, за это Вы получите доступ к важным профессиональным материалам и сервисам:

  • новости трудового законодательства;
  • статьи и ответы на вопросы по всем кадровым процедурам;
  • инструкции и подборки по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×