Стажировка водителей: когда и как проводится

1881
К профессиональной квалификации водителей законодательство предъявляет особые требования. Для работы им нужно не только иметь права на управление соответствующим транспортом, но и на практике подтвердить свои навыки. Для этого служит предварительная стажировка водителей. В материале расскажем, когда проводится стажировка водителей, каковы требования к стажировке водителей, а также кому поручить обучение стажера.

Из этой статьи вы узнаете:

  • когда проводится стажировка водителей;
  • каковы требования к стажировке водителей;
  • кому поручить обучение стажера.

Для чего нужна стажировка водителей

Институт стажировки для большинства профессий не является обязательным и зависит от усмотрения работодателей. Однако для некоторых категорий водителей требование о прохождении стажировки является обязательным. Целью такой стажировки является адаптация водителя к работе на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление знаний и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортом.

Вопросы стажировки водителей регулирует утвержденный Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986 нормативный акт - «РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей». Данный документ, хотя и был принят до вступления в силу действующего ТК РФ, тем не менее, является обязательным для исполнения (см. Постановление Верховного Суда РФ от 22.09.2014 № 34-АД14-5).


Читайте в электронном журнале статью «Медосмотры, пробки и другие сложности в работе с водителями»


Согласно п. 3.2 этого документа, допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен. Данное требование распространяется на водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей (п. 1.1 Руководящего документа). Ответственность за организацию стажировки возлагается на главного инженера организации.

Продолжительность стажировки водителей зависит от вида транспорта. Так, водители, впервые назначаемые для работы на легковых таксомоторах, проходят стажировку в течение трех дней, а стажировка водителей грузовых автомобилей, впервые назначаемых на работу, длится до 1 месяца.


Читайте в электронном журнале статью «Как организовать предрейсовый медосмотр»


Кто такой водитель-наставник

Для руководства стажировкой приказом по организации следует назначить опытного водителя-наставника. Как правило, начинающий водитель закрепляется за ним на весь срок стажировки.

Водитель-наставник должен постоянно находиться вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании. Он контролирует прохождение стажером предрейсового медосмотра и вместе с ним получает у диспетчера путевую документацию.

 Требования к водителю-наставнику изложены в п. 3.5 Руководящего документа. Он подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, на такси и грузовом автомобиле - не менее 3 лет. Наставник должен пройти предварительную подготовку в учебном комбинате.

Помимо этого за водителем-наставником последние три года не должно числиться нарушений Правил дорожного движения и ДТП.

Если у водителя, назначенного наставником, данная обязанность не установлена трудовым договором, то ему можно оформить расширение зон обслуживания, увеличения объема работ (ст. 60.2 ТК РФ). Нужно учитывать, что для этого потребуется согласие самого будущего наставника. При этом наставник может в любое время отказаться от выполнения этой дополнительной работы.


Читайте в электронном журнале статью «Водителя лишили прав: действия работодателя»


 Как проводится стажировка водителей

Порядок стажировки, как и его продолжительность, зависят от вида транспорта. Так, стажировка водителя такси включает в себя вождение легкового таксомотора без пассажиров и с пассажирами под руководством водителя-наставника. А стажировка водителей автобусов включает предмаршрутную стажировку (теоретические занятия в классе, практические занятия на тренажерах и на учебной площадке) и стажировку на маршруте в условиях реального движения (без пассажиров и с пассажирами).

Стажировка водителей автобусов сопровождается контрольными проверками теоретических и практических знаний стажера. Проверка знания теории осуществляется путем ответа на 5 тестовых вопросов. Прошедшим контрольную проверку считается стажер, не допустивший ни одного неправильного ответа. Практическая подготовка стажера проверяется при помощи тестирования отдельных навыков управления автобусом.

Стажировка водителей завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке стажирования наставник делает запись о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя. Обязательным является указание марки автомобиля и маршрутов, на которых он может работать.

Карточка (листок) стажировки должна храниться в отделе кадров предприятия.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Должностная инструкция водителя автомобиля.doc
Доступно только подписчикам
  • Инструкция по охране труда для водителей вездеходов.doc
Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Простите, что прерываем вас

      Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы.
      Это займет всего 2 минуты.


      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и скачать все файлы
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль