Вебинар "Чего ждать работодателю от проверок ГИТ в 2016 году"

17666
Вебинары от журнала «Кадровое дело» - простой и эффективный способ изучения необходимой Вам темы. В вебинаре «Проверки ГИТ в 2015 году. Практические советы от инспектора» лектор подробно расскажет как проходят плановые и внеплановые проверки ГИТ, какие права есть у работодателя при проверках, как обжаловать действия государственных инспекторов труда при проведении проверки, в каких случаях суд признает недействительность результатов проверки, какие нарушения выявлены инспекторами ГИТ в 2015 году и чего ждать работодателю от проверок ГИТ в 2016 году.

Чего ждать работодателю от проверок ГИТ в 2016 году

Наталья ВОЛЬСКАЯ
Советник государственной гражданской службы 1 класса

Чего ждать работодателю от проверок ГИТ в 2016 году
  • Самые частые нарушения 2015 года
  • Что проверяют инспекторы ГИТ в первую очередь
  • Чего ждать работодателю от проверок ГИТ в 2016 году

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения надзорных мероприятий

Административная процедура планирования надзорных мероприятий

Перспективное планирование надзорно-контрольной деятельности ГИТ в течение 3 квартала года, предшествующего году реализации плановых мероприятий. Началом формирования ежегодных планов проведения плановых проверок является 1 июля года, предшествующего году реализации плановых мероприятий.

Основанием для включения плановой проверки в план является  истечение  трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки;
  • начала фактического осуществления юридическим лицо или индивидуальным  предпринимателем предпринимательской деятельности
  • Проекты ежегодных планов формируются ГИТ до 1 сентября предшествующего году  проведения плановых проверок и направляются в органы прокуратуры субъекта Российской Федерации;
  • Органы прокуратуры рассматривают  проекты ежегодных планов  и в срок до  1  ноября предшествующего году  проведения плановых проверок направляют ГИТ предложения о проведении совместных плановых проверок с другими органами;
  • ГИТ рассматривают предложения органов прокуратуры в срок до  1  ноября предшествующего году  проведения плановых проверок, утвержденные  ежегодные планы проведения плановых проверок  направляют в органы прокуратуры;
  • Органы прокуратуры обобщают поступившие ежегодные планы и в срок до  1   декабря предшествующего году  проведения плановых проверок  направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок;
  • Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и  в срок до 31 декабря текущего года размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
  • ГИТ размещает ежегодный план проведения плановых проверок  на официальном сайте в  срок до 1 декабря  года,  предшествующего году проведения плановых мероприятий.

Осуществление государственного  надзора за соблюдением трудового законодательства

«Федеральная инспекция труда - единая централизованная система,  состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора  за соблюдением трудового законодательства  и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда)». Статья 354 Трудового кодекса Российской Федерации.

Государственные инспекции труда осуществляют государственный надзор за соблюдением трудового законодательства  и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов)  о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

Деятельность федеральной инспекции труда  и её должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности независимости и гласности.

Организация и проведение внеплановых проверок


Об изменениях в трудовом законодательстве 2016 читайте подробнее здесь.


  • Основанием для проведения внеплановой проверки являются:
  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания, ранее выданного ГИТ;
  • поступление обращений  граждан, юридических лиц, информации от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов о фактах нарушений  работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших  возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда  на его рабочем месте в соответствии со ст. 219. ТК РФ;
  • распоряжение руководителя (заместителя руководителя) Роструда о проведении  внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением  Президента Российской Федерации  или Правительства Российской Федерации, либо поручение руководители (заместителя) ГИТ, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.
  • Внеплановая проверка  проводится в форме документарной проверки  или выездной проверки   на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя ГИТ  должностными лицами, указанными в приказе или распоряжении;
  • Внеплановая выездная проверка проводится после согласования её проведения с органом прокуратуры. Согласование внеплановой выездной проверки исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания, ранее выданного ГИТ, с органами прокуратуры не требуется. 
  • Срок проведения  внеплановой проверки не может превышать двадцать рабочих дней;
  • В отношении субъекта малого предпринимательства общий срок проведения внеплановых  проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для  микропредприятий;
  • О проведении  внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется  ГИТ не  менее чем  за двадцать четыре часа до начала её проведения любым доступным способом доступным способом;
  • Выездная  внеплановая проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления деятельности;
  • Документарная плановая проверка проводится по месту нахождения ГИТ;
  • При проведении внеплановой документарной проверки ГИТ направляет в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя мотивируемый запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения внеплановой проверки документы. К запросу прилагается копия распоряжения  или приказа  руководителя, заместителя руководителя ГИТ о проведении  внеплановой проверки;
  • В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивируемого запроса юридическое лицо, индивидуальный  предприниматель обязаны направить в ГИТ указанные в запросе документы. Документы предоставляются в виде копий заверенных печатью и собственноручно подписью индивидуального предпринимателя, его  уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица;
  • По результатам проверки  должностными лицами  ГИТ оформляется акт проверки  в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Организация и проведение плановых проверок

  • Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании ежегодных планов проведения плановых проверок разработанных ГИТ и официально размещенного  на сайте  Генеральной прокуратуры Российской Федерации и ГИТ;
  •  Плановая проверка проводится в форме документарной проверки   или выездной проверки  на основании на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя ГИТ  должностными лицами, указанными в приказе или распоряжении;
  • Срок проведения плановой проверки не может превышать двадцать рабочих дней и соответствовать сроку проведения плановой проверки, указанному в ежегодном плане проведения плановых проверок;
  • В отношении субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых проверок не может превышать пятьдесят часов для малого  предприятия и пятнадцать часов для  микропредприятий;
  • О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется  ГИТ не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала её проведения посредством направления копии распоряжения  или приказа  руководителя, заместителя руководителя ГИТ о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомление6м о вручении  или иным доступным способом;
  • Выездная плановая проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления деятельности;
  • Документарная плановая проверка проводится по месту нахождения ГИТ;
  • По результатам проверки  должностными лицами  ГИТ оформляется акт проверки  в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

С планом проверок ГИТ можно ознакомиться здесь

Права и обязанности  государственных инспекторов труда, при осуществлении государственного надзора

Права государственных инспекторов труда:

  • в установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации  порядке в связи с исполнением служебных обязанностей беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить проверки соблюдения обязательных требований юридическими лицами всех организационно правовых форм и форм собственности и работодателями - физическими лицами;
  • запрашивать у работодателей и их полномочных представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания   об устранении нарушений обязательных требований, о восстановлении нарушенных прав работников;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам  и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • направлять в суды, требования о ликвидации организаций или прекращения деятельности их структурных подразделений  вследствие нарушений требований охраны труда;
  • запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии  либо несоответствующих государственным  нормативным требованиям охраны труда средств индивидуальной или коллективной защиты работников;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суды материалы о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 Обязанности государственных инспекторов труда:

  • соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводиться;
  • не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • представлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • знакомить руководителя, иное должностное лицо  или уполномоченного  представителя юридического лица, индивидуального  предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
  • учитывать при определении мер, принимаемых по фактам, выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, для возникновения чрезвычайных ситуаций, а также не допускать ограничение прав  и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании;
  • соблюдать сроки  проведения проверки, установленные Федеральным законом № 294-ФЗ;
  • осуществлять запись о проведенной проверки в журнале учета проверок.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору.

Права лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения  по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также  с действиями должностных лиц, осуществляющих проверку;  
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, проводящих проверку, повлекшие за собой  нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя  при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору:

  • представлять должностным лицам,  проводящим проверку, информацию и документы, связанные с целями, задачами  и предметом проверки;
  • обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц, уполномоченных на проведение выездной проверки на территорию, в используемые при осуществлении хозяйственной деятельности здания, сооружения, помещения, к используемым оборудованию и транспортным средствам:
  • обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по соблюдению требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141.   

Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований законодательства.

Результаты  проверки, проведенной  ГИТ  с  грубым  нарушением,  установленных  Федеральным законом  № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательством  нарушения юридическим лицом, индивидуальных предпринимателей требований, полежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относятся:

  • отсутствие оснований проведения плановой проверки;
  • нарушение срока уведомления организации о проведении проверки;
  • отсутствие согласования проведения внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;
  • нарушение сроков проведения проверок;
  • проведение проверок без распоряжения  или приказа руководителя, заместителя руководителя ГИТ;
  • истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • проведение проверки, не включенной в  план проведения плановых проверок.

Инструкции по кадровой работе

Основные нарушения работодателей, выявляемые в ходе проверок обязательных требований в сфере охраны труда.

В  первом полугодии 2015 году Государственной инспекцией труда в Московской области  проведено 1681 проверка и выявлено 5681 нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 Из них  выявлены нарушения по вопросам: 

  • Трудового  договора - 888 нарушений  (15.63 %);
  • Оплаты и нормирования труда -794 нарушения (13,97%);       
  • Обучения и инструктирования работников  - 736 нарушений (4,06%);
  • Соблюдения установленного порядка проведения  оценки труда на рабочих местах 231  нарушение  (2,53%).

Основные нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе надзорно -  контрольных мероприятий

  1. Содержание трудового договора заключенного с работниками не соответствует требованиям ст.  57 Трудового кодекса Российской Федерации. В трудовой договор  не включены все условия обязательные для включения в трудовой договор, в том числе: условия труда на рабочем месте, гарантии и компенсации за работу с вредными  и (или) опасными условиями труда, дни выплаты работникам заработной платы (нарушение ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации), нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте (нарушение п. 9 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного приказом Минздравсоцразвития  России от 17.12.2010 г. № 1122н  «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»)
  2. В правилах внутреннего трудового распорядка,  коллективном договоре, трудовом договоре,   не указаны дни выплаты заработной платы. (Нарушение требований ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации);
  3. Заключаются  гражданско-правовые договоры, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. (Нарушение требований ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации);
  4. Экземпляр трудового договора не выдается работнику. Получение работником экземпляра трудового договора не подтверждается подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя (Нарушение требований ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации);
  5. Нарушаются сроки выплаты работникам заработной платы,  оплаты отпуска, сроки расчета при увольнении (Нарушение требований ст. ст.  136, 140 Трудового кодекса Российской Федерации);
  6. Работники не уведомляются в письменной форме: о составных частях заработной платы, причитающейся за соответствующий  период, о размерах иных начисленных сумм, о размерах и об основаниях, произведенных удержаний, об общей денежной сумме, подлежащей выплате.  Работодателем не утверждена форма расчетного листка (Нарушение требований ст.  136 Трудового кодекса Российской Федерации);
  7. Нарушается порядок применения дисциплинарных взысканий. Применяются дисциплинарные взыскания, не предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации (Нарушение требований ст. ст. 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации);
  8. Трудовые   книжки не выдаются работникам в день прекращения трудового договора (Нарушение требований ст.  84.1 Трудового кодекса Российской Федерации);
  9. Не организовано обучение и инструктирование работников по охране труда (Нарушение требований ст.  225 Трудового кодекса Российской Федерации);
  10.  Не  проводится специальная оценка  условий  труда  (Нарушение требований ст.  212 Трудового кодекса Российской Федерации

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль