Порядок применения МРОТ для расчета заработной платы

191615
С 1 июля изменен федеральный МРОТ, регионы не остались в стороне. Проверьте актуальную информацию о МРОТ в своём регионе - его могли повысить!

Минимальный размер оплаты труда – механизм госрегулирования зарплаты низкоквалифицированных работников. Он установлен законодательством с целью ограничить миним. допустимую оплату труда сотрудников российских компаний. МРОТ также применяется при определении размера «больничных» пособий, налогов, штрафов и иных видов платежей. Субъекты Федерации на своей территории вправе устанавливать иной миним. размер оплаты труда, при условии, что он не будет ниже федерального значения.

Федеральный МРОТ на данный момент (с 1 июля 2017 года) составляет 7800 руб. Это несколько меньше, чем прожиточный минимум, в связи с чем профсоюзы, а также отдельные общественные и политические институты, борются за его повышение. Работодатель обязан обеспечить своих работников материальным содержанием, которое будет не ниже регионального миним. размера оплаты труда. Исключение составляют случаи, когда компания-работодатель в письменном виде отказалась присоединиться к региональному соглашению. Если отказ компании от присоединения к соглашению своевременно отправлен в госведомство и правильно оформлен, организация вправе платить работникам зарплату не ниже федерального МРОТ. Эти вопросы регулируются статьей 133.1 Трудового кодекса.

Какая ответственность предусмотрена за выплату зарплаты ниже МРОТ

За то, что работнику выплачивают зарплату ниже МРОТ, предусмотрена кроме административного наказания и уголовная ответственность.

Каждый руководитель предприятия, который позволяет выплачивать своим сотрудникам зарплату ниже МРОТ, подвергается административному наказанию в виде штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб., а с предприятия взыщут – от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Управленца совершающего такое нарушение повторно,  могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет или взыскать с него штраф от 10 000 до 20 000 рублей., а  на организацию могут наложить штраф в размере от 50 000 до 70 000 рублей (часть.6 статьи 5.27 КоАП РФ).

Скачать документы по теме:

Вдобавок к этому, специалисты трудовой инспекции могут подобное  негативное действие руководителя квалифицировать в качестве нарушения или неисполнения принятых коллективным договором обязательств.

А это значит, что руководитель будет строго наказан. Он может получить либо предупреждение,  либо штрафные санкции, сумма штрафа которых, от 20 000 до 30 000 рублей. Организацию нарушителя также оштрафуют, но в больших размерах от 50 000 до 100 000 рублей. Кодексом РФ об административных нарушениях предусмотрены такие меры ответственности частью 6 статьи 5.27.

Все вопросы, связанные с административным наказанием нарушителей разбирают трудовая инспекция или суд (часть 1, 2 статьи 23.1, 23.12 КоАП РФ).

Работник, получающий  зарплату меньше чем МРОТ, вправе требовать с работодателя

выплатить сумму недоплат за весь период трудовой деятельности;

предоставление компенсации за задержку положенных выплат.

Трудовой кодекс РФ позволяет прийти к такому выводу на основании положений статьи 236.

В случае невыполнения работодателем этих требований, работник может обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. Выявить возможные нарушения трудового законодательства поможет трудовым инспекторам проведение проверки.

Согласно статье 122 Налогового кодекса РФ (за неуплату налогов) за выплату зарплаты в размере ниже МРОТ работодатель не будет оштрафован. Но специалисты Роструда могут быть поставлены в известность инспекторами налоговой службы, выявившими такое нарушение. На это указывает письмо ФНС России №3-6-04/66 от 19 марта 2009 года.

Кроме того, для руководителя организации, допустившего в срок, превышающий два месяца выплату зарплат работнику в размере ниже МРОТ, предусматривается и уголовная ответственность.

Внимание! В локальном акте любого предприятия можно предусмотреть требование о том, что в настоящее время размер зарплат работников не должен быть меньше официально установленного МРОТ. Этот пункт следует включить, к примеру, в коллективный договор, в отраслевое соглашение или в Положение об оплате труда.

В каких случаях применяется МРОТ

МРОТ учитывается при расчете пособий по временной нетрудоспособности (ст. 3 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»), некоторых налогов, штрафов и иных платежей. В то же время от величины МРОТ не зависят выплачиваемые учащимся высших и средних профессиональных учебных заведений стипендии, социальные выплаты гражданам. Порядок, в котором осуществляется индексация заработной платы и социальных выплат, не основан на величине МРОТ и устанавливается федеральными и региональными нормативно-правовыми актами.

Справка

Включаются ли в МРОТ дополнительные выплаты

Как устанавливается частью 3 статьи 37 Конституции РФ, месячные размеры тарифных ставок и окладов как видов вознаграждения за труд должны быть выше или в крайнем случае, когда речь идет о неквалифицированном труде, равны МРОТ. Принимая во внимание нормативное единство статей 129 и 135 ТК РФ, можно сделать однозначный вывод о том, что речь в Конституции идет именно о тарифных ставках и должностных окладах, без учета дополнительных выплат, носящих компенсационный и стимулирующий характер.

Компенсационные и стимулирующие выплаты не должны учитывать в МРОТ, поскольку их правовой характер отличается от основной составной части заработной платы — тарифных ставок и окладов, которые действительно являются вознаграждением за труд.

В то же время компенсационные выплаты регулируются без участия работодателей и зависят от условий труда. Правовой механизм этих выплат (установление процентных надбавок и районных коэффициентов) регулируется правовыми нормативными актами Правительства России, органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

Право работников на стимулирующие выплаты также Конституцией не предусматривается. Размер таких выплат устанавливает работодатель, целью которого в этом случае является повышение мотивированности персонала, производительности и эффективности труда.

Все это служит подтверждением неправомерности включения компенсационных и стимулирующих выплат в МРОТ, отождествления их с заработной платой. Поэтому те работодатели, которые учитывают дополнительные выплаты в составе основного заработка работника, просто имитируют соблюдение устанавливаемых Конституцией РФ гарантий и нарушают трудовое законодательство, лишая работников компенсаций за вредные и опасные условия труда, отличающиеся от установленных норм, и фактически обнуляя стимулирующие выплаты.

Подобные нарушения уже неоднократно становились предметом пристального внимания Государственной трудовой инспекции и поводом для судебных разбирательств. Конституционный Суд РФ своими решениями подтверждает, что работодатели должны соблюдать как нормы, устанавливаемые частью 3 статьи 37 Конституции РФ, так и те, что устанавливаются статьей 146, гарантирующие повышенную оплату труда за работу во вредных условиях производства. Поэтому, если работодатель хочет избежать штрафных санкций за нарушение трудового законодательства, которые в последнее время были ужесточены, делать этого не следует.

Как соотносится МРОТ и величина тарифной ставки или оклада

Определимся с понятиями. Тарифная ставка представляет собой фиксированный размер оплаты труда работника, установленный за выполнение работы определенной сложности, требующей определенной квалификации, в соответствии с нормами труда за единицу времени (ч. третья ст. 129 ТК РФ). Оклад (должностной оклад) также является фиксированной величиной оплаты труда работника за то, что он в течение календарного месяца исполняет должностные (трудовые) обязанности определенной сложности (ч. четвертая ст. 129 ТК РФ).

Тарифная ставка и оклад являются основными вознаграждениями, выплачиваемыми работнику за его труд в течение календарного месяца, но в них не учитываются дополнительные выплаты, ни компенсационные, ни стимулирующие. В составе заработной платы и тарифная ставка, и должностной оклад выделяются отдельной строкой, так же как и компенсационные и стимулирующие выплаты.

В части первой статьи 135 ТК РФ говорится о том, что заработная плата работника зависит и устанавливается в соответствии с действующей на конкретном предприятии системой оплаты труда. Система оплаты труда регламентируется локальным нормативным актом, относящимся к категории обязательных, то есть его разработка является обязанностью работодателя, закрепленной в Трудовом кодексе.

Понятия, относящиеся к системе оплаты труда, раскрываются в части второй статьи 135 ТК РФ. К ним относятся размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера. Доплаты компенсационного характера выплачиваются в том числе за работу во вредных и опасных условиях труда, а также иных условиях, отличающихся от нормальных. В систему оплаты труда также включены доплаты, премии, носящие стимулирующий характер и т. п.

Справка

Как учитывается МРОТ при расчете зарплаты работников

Работник может получить зарплату меньше установленного для данного региона МРОТ из-за невыполнения нормы выработки, поскольку расчет сдельных расценок производится с учетом месячной или дневной тарифной ставки. Автоматически уменьшится заработная плата, начисляемая в размере МРОТ, и в том случае, если сотрудник работает в условиях неполного рабочего времени, не отрабатывая полностью установленную норму рабочего времени.

То, что работником не были выполнены какие-то трудовые обязанности, само по себе не является причиной уменьшения заработка, если, конечно, речь не идет о прогуле. Неисполнение должностных обязанностей или их ненадлежащее исполнение — это повод только для привлечения к дисциплинарной ответственности и наложения дисциплинарного взыскания.

В государственных и муниципальных учреждениях МРОТ берется за основу при установлении базовых должностных окладов и ставок зарплаты по профессиональным квалификационным группам. В этом случае это также гарантирует работникам государственных и муниципальных органов получение миним. установленного заработка.

В районах Крайнего Севера и иных местностях с особыми климатическими условиями при расчетах зарплаты работников применяются районные коэффициенты и надбавки, размер которых устанавливается постановлениями Правительства РФ. Общего нормативного документа, который бы регламентировал эти вопросы, до сих пор нет, поэтому при расчетах применяются нормативные акты органов государственной власти РФ или органов государственной власти, относящихся еще к периоду СССР, которыми утверждаются данные коэффициенты и надбавки.

При начислении заработной платы в размере установленного МРОТ в регионах следует учитывать и нормативные акты, принимаемые законодательными органами данного субъекта Федерации. В некоторых регионах приняты законы, в соответствии с которыми размеры районных коэффициентов и процентных надбавок выше, чем это устанавливалось ранее изданными нормативными актами.

Особенности выплаты МРОТ в регионах

Субъектам РФ предоставлена возможность самостоятельно регулировать отношения с трудоспособным населением, увеличивая миним. размер оплаты труда и не нарушая при этом положение Конституции РФ об установлении МРОТ на федеральном уровне. Трудовой кодекс был дополнен новой статьей 133.1 (Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ), которая так и называется — «Установление размера миним. заработной платы в субъекте Российской Федерации». Согласно положениям данной статьи, субъекты РФ, исходя из социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения, могут сами устанавливать миним. вознаграждение за труд (но не менее чем федеральный МРОТ), принимая региональные соглашения о миним. заработной плате, то есть в договорном порядке..

МРОТ в регионах устанавливается региональным соглашением, подписываемым трехсторонней комиссией. После того как такое соглашение в субъекте подписано, работодатели, осуществляющие хозяйственную деятельность в данном регионе, могут отказаться от присоединения к нему в тридцатидневный срок. Следует учитывать, что как и в размер МРОТ, устанавливаемый на федеральном уровне, так и в региональную миним. заработную плату компенсационные и стимулирующие выплаты не включаются.


Читайте полезный материал о том, как действовать в ситуации, когда региональный мрот стал выше федерального


Таблица. Величина МРОТ в регионах РФ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

31 Белгородская обл.

Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на III квартал предшествующего года

Трехстороннее соглашение между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и правительством Белгородской области на 2017–2019 годыст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ

32 Брянская обл.

8500 (для сотрудников организаций внебюджетного сектора экономики)

7800 (для сотрудников организаций бюджетного сектора экономики) 

Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ, Региональное соглашение между Правительством Брянской области, общественной организацией "Федерация профсоюзов Брянской области" и объединениями работодателей Брянской области о минимальной заработной плате на территории Брянской области на 2016 год» от 8 декабря 2015 г.
33 Владимирская обл.

8840 (с 1 сентября 2017 г.);

7800 (для работников организаций, финансируемых из федерального, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Владимирской области)

«Региональное соглашение о минимальной заработной плате во Владимирской области» от 8 августа 2017 г.»
36 Воронежская обл.

7800

«Трехстороннее соглашение между правительством Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2014 - 2016 годы» (подписано 24 декабря 2013 г.),

Постановление Правительства Воронежской области от 19 октября 2015 г. № 804 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Воронежской области за III квартал 2015 года»

37 Ивановская обл.

7800

«Соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между Правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2015 - 2017 годы» от 26 декабря 2014 г. № 109-с,

Указ Губернатора Ивановской области от 13 октября 2015 г. № 167-уг «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ивановской области за III квартал 2015 года»

40 Калужская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц — 10390

«Соглашение о минимальной заработной плате в Калужской области» от 16 сентября 2013 г.,

Постановление Правительства Калужской области от 29.08.2017 №479 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Калужской области за II квартал 2017 года»

В случае снижения величины прожиточного минимума уменьшение МРОТ в Калужской обл. не производится

44 Костромская обл.

10 581

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

Соглашение о социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, Федерацией организаций профсоюзов Костромской области и объединениями работодателей Костромской области на 2017-2018 годы;

Постановление Администрации Костромской области от 07.08.2017 №294-а

46 Курская обл.

9 804

7800 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов)

Соглашение между Администрацией Курской обл., общественной организацией "Федерация профсоюзных организаций Курской области" и Ассоциацией - объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Курской области" о минимальной заработной плате на территории Курской обл. на 2016 год" от 15 декабря 2015 г.,

Постановление Администрации Курской обл. от 16 октября 2015 г. № 697-па «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Курской области за 3-й квартал 2015 г.»

48 Липецкая обл.

1,2 величины прожиточного минимума за IV квартал предыдущего года

7800 (для сотрудников бюджетной сферы Липецкой области)

«Областное трехстороннее соглашение на 2015 - 2017 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области» от 23 декабря 2014 г.,

Постановление администрации Липецкой обл. от 25 января 2016 г. № 19 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Липецкой области за 4 квартал 2015 года»

50 Московская обл.

13750

7 800 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области от 30 ноября 2016 г. № 118; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ

57 Орловская обл.

10000

7800 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов)

«Соглашение между Правительством Орловской области, Федерацией профсоюзов Орловской области и объединением работодателей "Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области" на 2014 - 2016 годы» от 17 декабря 2013 г.,

Постановление Правительства Орловской обл. от 20 июля 2015 г. № 335 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за II квартал 2015 года»

Сезонное уменьшение величины прожиточного минимума за текущий квартал по сравнению с за предшествующий квартал не может служить основанием для снижения МРОТ

62 Рязанская обл.

9500 (с 1 июля 2017 года)

7800 - для работников государственных учреждений Рязанской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Рязанской области

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Рязанской обл. на 2016 год от 25 ноября 2015 г. № 127-1
67 Смоленская обл. 7 800 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Смоленской обл. между Смоленским областным объединением организаций профессиональных союзов, Смоленским региональным объединением работодателей "Научно-промышленный союз" и Администрацией Смоленской обл. на 2016 год от 24 декабря 2015 г.
68 Тамбовская обл.

8 500

7 800 - для организаций, финансируемых из федерального бюджета

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тамбовской обл. от 19 июля 2016 г. № 1ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
69 Тверская обл. 7 800

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»,

«Соглашение о минимальной заработной плате в Тверской области на 2016 год» от 29 декабря 2015 г.

71 Тульская обл.

13000 – для работников небюджетного сектора экономики;

11000 – для работников государственных и муниципальных учреждений.

Региональное соглашение о миним. заработной плате в Тульской обл. от  16 ноября 2015 г.
76 Ярославская обл.

10 002 – для сотрудников организаций внебюджетной сферы, за исключением сотрудников организаций малого и среднего предпринимательства;

9640 – для сотрудников организаций малого и среднего предпринимательства;

7800 – для сотрудников организаций бюджетной сферы.

Региональное соглашение о миним. заработной плате в Ярославской обл. от 24 декабря 2015 г.
77 Москва 18 742 Московское трехстороннее соглашение на 2016–2018 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 15 декабря 2015 г. Постановление правительства Москвы от 12 сентября 2017 г. № 663-ПП 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

35        Вологодская обл. 7800 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
53 Новгородская обл.

В размере величины прожиточного минимума в Новгородской области в месяц для работников, работающих на территории Новгородской области, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального, областного и местных бюджетов

 900  для работников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов.

«Региональное соглашение между Объединением профсоюзных организаций "Новгородская областная Федерация профсоюзов", Региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области" и Правительством Новгородской области "О минимальной заработной плате в Новгородской области» от 26 декабря 2014 г.,
60 Псковская обл.

7800 – для сотрудников:

  • государственных, муниципальных учреждений, а также муниципальных унитарных предприятий;
  • социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • субъектов малого предпринимательства;
  • иных организаций, которые относятся к вспомогательному персоналу;

11 450 – для сотрудников иных организаций, которые относятся к основному персоналу.

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
83 Ненецкий автономный округ

14 260

7800  – для организаций, финансируемых из федерального бюджета

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

Соглашение «О минимальной заработной плате в Ненецком автономном округе» от 22 декабря 2015 г.

11 Республика Коми

8700 (для сотрудников, которые работают в южной природно-климатической зоне: города Вуктыл, Сосногорск, Сыктывкар, Ухта с подчиненными им территориями, Койгородский район, Корткеросский район, Княжпогостский район, Прилузский район, Сыктывдинский район, Сысольский район, Троицко-Печорский район, Удорский район, Усть-Вымский район, Усть-Куломский район)

10000 (для сотрудников, которые работают в северной природно-климатической зоне:  города Воркута, Инта, Печора и Усинск с подчиненными им территориями, Ижемский район, Усть-Цилемский район)

7800 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Коми от 28 декабря 2016 г. № 149; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
29 Архангельская обл. 7800 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда
39 Калининградская обл.

10 500 (с 1 июля 2017 года)

11 000 (с 1  января 2018 года)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

«Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Калининградской области» от 26 декабря 2014 г.

47 Ленинградская обл.

10 850

7800 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2017 год от 26 декабря 2016 г. № 20/С-16; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ

51 Мурманская обл.

14 281

7800 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Приложение 3 от 3 декабря 2015 г. к Соглашению о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2015–2017 годы от 28 ноября 2014 г.; Соглашение о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2015–2017 годы от 28 ноября 2014 г.

10 Республика Карелия

7 800 – для работников государственных и муниципальных учреждений в Республике Карелия;

8 900 – для работников, занятых у сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Карелия: по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша), по Республике Карелия, кроме северной части, - 7 800;

14 040  для работников других работодателей по северной части Республики Карелия (Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы, г. Костомукша);

13 177 - по Республике Карелия, кроме северной части.

от 7500 до 8900
от 7500 до 8900

Распоряжение Правительства РК от 26 декабря 2014 г. № 811р-П «О подписании Соглашения между Правительством Республики Карелия, ОО "Объединение организаций профсоюзов в Республике Карелия" и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия о минимальной заработной плате в Республике Карелия»,

Постановление Правительства РК от 13 ноября 2014 г. № 335-П «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Республике Карелия за третий квартал 2014 года»

78 Санкт-Петербург

16 000

При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 13 500 руб.

13500

Тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда

7800 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2017 год <  97/269934 >, ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

30 Астраханская обл. 7800 «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Астраханской области» от 22 мая 2014 г. № 02-02-022)
8 Республика Калмыкия 7800 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
61 Ростовская обл.

7800

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

«Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Правительством Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2014-2016 годы» от 27 ноября 2013 г. № 11

1 Республика Адыгея 7800 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
23 Краснодарский край Величина прожиточного минимума трудоспособного населения — 11 141.

«Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2012 – 2014 годы» от 28 февраля 2012 г. № 1–4,

Приказ Департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 16 июля 2015 г. № 298 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за II квартал 2015 года»

В случае снижения уровня величины прожиточного минимума уменьшение размера МРОТ не производится

34 Волгоградская обл.

для внебюджетного сектора экономики - в размере 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области;

7 800 — для государственных и муниципальных учреждений, для некоммерческих организаций, для организаций, созданных общественными объединениями инвалидов, для работников, осуществляющих трудовую деятельность на общественных и временных работах (в том числе при стажировке), организованных работодателем по временному трудоустройству работников в рамках реализации программ дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Волгоградской области и содействия занятости населения.

«Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Волгоградской области» от 28 июля 2010 г. № С-111/10 (ред. от 10 июля 2013г.),

Постановление Администрации Волгоградской обл. от 8 февраля 2016 г. № 40-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за четвертый квартал 2015 г.»

82 Республика Крым

8 100

7 800 — для государственных и муниципальных учреждений, расположенных в Республике Крым

Соглашение о минимальной заработной плате между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей в Республике Крым от 24 августа 2015 г., Дополнительное соглашение от 1 июля 2016 г. № 1 к Соглашению о минимальной заработной плате в Республике Крым; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
92 Севастополь

8 000 - для работников организаций бюджетной сферы;

8500 - для работников организаций внебюджетной сферы.

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в городе Севастополе от 23 августа 2017 г.

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

7 Кабардино-Балкарская Республика

11 169 (величина прожиточного минимума за IV квартал прошлого года);

7 800 (для сотрудников государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 8 июля 2014 г. № 1 «О Региональном соглашении о минимальной заработной плате в Кабардино-Балкарской Республике на 2014 - 2016 годы»,

Постановление Правительства КБР от 29 января 2016 г. № 7-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Кабардино-Балкарской Республике за IV квартал 2015 г.»

6 Республика Ингушетия 7800 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
5 Республика Дагестан

7800

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

9

Карачаево-Черкесская Республика 7800 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
20 Чеченская Республика

10 080 (для работников внебюджетного сектора экономики);

7 800 (для сотрудников организаций бюджетной сферы)

Трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Чеченской Республике» от 20 декабря 2013 г.

Соглашение о минимальной заработной плате в Чеченской Республике от 22 декабря 2015 г.;

26 Ставропольский край 7800

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

п. 2.23 Распоряжения Правительства Ставропольского края от 25 февраля 2013 г. № 46-рп «Об утверждении Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным объединением Федерации профсоюзов Ставропольского края и региональным объединением работодателей Ставропольского края "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2013 - 2015 годы»;

Постановление Правительства Ставропольского края от 3 ноября 2015 г. № 478-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ставропольском крае за III квартал 2015 года»

15 Республика Северная Осетия 7800 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

58 Пензенская обл.

7800

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»,

«Соглашение о социальном партнерстве между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей Пензенской области на 2015 - 2017 г.г.» от 14 ноября 2014 г. № 4-5а-08/100

56 Оренбургская обл. 7800 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
52 Нижегородская обл.

9 500 — организаций внебюджетного сектора экономики - не ниже  рублей в месяц;

9 000 — организаций сектора малого бизнеса экономики при средней численности сотрудников не более 50 человек.

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

Постановление Правительства Нижегородской области, Нижегородского областного союза организаций профсоюзов "Облсовпроф", Объединения работодателей «Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей» от 14 декабря 2016 г. № 849/389/А-565< 81/367881>;

43 Кировская обл. 7800 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
18 Удмуртская Республика

7800 (с учетом районного коэффициента 8970)

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Удмуртской Республике от 1 июля 2017 года
16 Республика Татарстан

8 848

7500 (для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»,

Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Татарстан от 8 августа 2016 г.

13 Республика Мордовия 7800 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
12 Республика Марий Эл

9251

7800 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов)

«Дополнительное соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Союзом "Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл" и республиканским объединением работодателей о минимальной заработной плате в Республике Марий Эл на 2016 год» от 10 ноября 2015 г.
2 Республика Башкортостан

8900 (включая надбавки за работу в особых климатических условиях);

7800 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов)

Соглашение между Правительством Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан, Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан от 20 апреля 2016 г. «О минимальной заработной плате в Республике Башкортостан»
64 Саратовская обл.

7900

7800 (для работников организаций, финансируемых из федерального, областного и местных бюджетов)

Соглашение о минимальной заработной плате в Саратовской области от 27 мая 2016 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
63 Самарская обл. 7800 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
73 Ульяновская обл.

10 000 (для работников основных производств внебюджетного сектора экономики),

7800 (для работников организаций, учрежденных Ульяновской областью или муниципальными образованиями Ульяновской области, а также для работников малого и среднего предпринимательства)

Региональное соглашение между Федерацией организаций профсоюзов Ульяновской области, объединениями работодателей Ульяновской области, правительством Ульяновской области от 10 июня 2015 г.;
21 Чувашская Республика 7800 Соглашение от 18 июня 2015 г. «О минимальной заработной плате в Чувашской Республике»
59 Пермский край 10 278

«Соглашение о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2014-2016 годы» от 27 декабря 2013 года № СЭД-01-108-169,

Постановление Правительства Пермского края от 20 января 2016 г. № 16-п «Об установлении величины прожиточного минимума за IV квартал 2015 года»

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

45 Курганская обл.

8 770

7800 (для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

Соглашение о размере минимальной заработной платы в Курганской области от 19 января 2016 г. № 01/16

66 Свердловская обл. 8862 «Соглашение о минимальной заработной плате в Свердловской области» от 1 декабря 2014 г. № 112
72 Тюменская обл.

9950 (для работников внебюджетного сектора экономики)

8500 (для работников бюджетных, казенных, автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, учрежденных Тюменской областью или муниципальными образованиями Тюменской области)

Дополнительное соглашение № 4 от 31 августа 2016 г. к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30 апреля 2014 г.; Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30 апреля 2014 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
86 Ханты-Мансийский автономный округ 7800 с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в округе (15 294 по состоянию на II квартал 2017 года) Трехстороннее соглашение "О минимальной заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" от 31 марта 2016 г.
74 Челябинская обл.

9 700 (для сотрудников организаций внебюджетной сферы)

7 850 (для сотрудников организаций бюджетной сферы)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»,

«Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Челябинской области на 2016 год» от 30 декабря 2015 г.

89 Ямало-Ненецкий Автономный Округ

16 299 с учетом доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера

7800 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Региональное соглашение Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, Некоммерческой организации «Объединение работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа», Территориального объединения организаций профсоюзов от 7 октября 2016 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ.

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

22 Алтайский край

9400 (для сотрудников внебюджетных организаций)

7800 (для работников бюджетного сектора экономики, работников, участвующих в общественных работах или временно трудоустроенных по договорам между работодателями и органами службы занятости населения, а также для работников из числа граждан с инвалидностью, трудоустроенных по договорам о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов)

«Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы» от 14 февраля 2013 г.,

«Дополнительное соглашение к Региональному соглашению о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы от 14 февраля 2013 г.» от 17 декабря 2015 г.

75 Забайкальский край

7800 (для сотрудников организаций сельского хозяйства, а также организаций, финансируемых из федерального, областного и местных бюджетов, а также фонда обязательного медицинского страхования;
для сотрудников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов и фонда обязательного медицинского страхования, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

10 960 – в Каларском районе;

9 499 – в Тунгиро-Олекминском и Тунгокоченском районах;

8647 (для сотрудников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме сельского хозяйства);

для сотрудников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме сельского хозяйства), работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

11 190 – в Каларском районе,

10 172 – в Тунгиро-Олекминском и Тунгокоченском районах)

«Трехстороннее соглашение между Правительством Забайкальского края, Федерацией профсоюзов Забайкалья и Объединением работодателей Забайкальского края на 2011-2013 годы» от 17 октября 2012 г.
42 Кемеровская обл.

13 890

7 800 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

«Кузбасское региональное соглашение между Кемеровским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Кузбасса", Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2016 - 2018 годы» от 25 января 2016 г.,

Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области за четвертый квартал 2015 года» от 26 января 2016 г. № 26

55 Омская область

7 800 – для сотрудников организаций сельского хозяйства и бюджетной сферы;

8 970 - для работников внебюджетной сферы (кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вид экономической деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство")

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

«Региональное Соглашение о минимальной заработной плате в Омской области» от 23 декабря 2015 г. № 106-РС

4 Республика Алтай

9 729 – для работников организаций внебюджетной сферы, кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства и в сфере образования;

7 800 – для работников организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства.

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Алтай от 10 февраля 2016 г., Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
17 Республика Тыва 7800 Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Тыва от 27 января 2016 г., Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
19 Республика Хакасия 7800 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
38 Иркутская обл.

в городе Иркутске, Ангарском районе и городе Ангарске, Иркутском районе, Тулунском районе и городе Тулуне, Аларском районе, Балаганском районе, Баяндаевском районе, Боханском районе, Жигаловском районе, Заларинском районе, Зиминском районе и городе Зиме, Качугском районе, Куйтунском районе, Нижнеудинском районе и городе Нижнеудинске, городе Алзамае, Нукутском районе, Ольхонском районе, Осинском районе, Слюдянском районе и городе Слюдянке, городе Байкальске, Тайшетском районе и городе Тайшете, городе Бирюсинске, Усольском районе и городе Усолье-Сибирское, Усть-Удинском районе, Черемховском районе и городе Черемхово, Чунском районе, Шелеховском районе и городе Шелехове, Эхирит-Булагатском районе, городе Саянске, городе Свирске:

9 286 – для работников государственных и муниципальных учреждений;

9 775 – для работников иных организаций;

в Братском районе и городе Братске, городе Вихоревке, Усть-Илимском районе и городе Усть-Илимске, Усть-Кутском районе и городе Усть-Куте, Бодайбинском районе и городе Бодайбо, Казачинско-Ленском районе, Киренском районе и городе Киренске, Нижнеилимском районе и городе Железногорск-Илимский, Катангском районе, Мамско-Чуйском районе:

12 000 – для работников государственных и муниципальных учреждений;

12 652 – для работников иных организаций.

7 800 - для работников организаций сельского хозяйства.

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области от 26.01.2017.
24 Красноярский край

16 130 – для сотрудников организаций, осуществляющих трудовую деятельность в г. Норильске;

15 515 – для сотрудников организаций, осуществляющих трудовую деятельность в Северо-Енисейском районе;

17 687 – для сотрудников организаций, осуществляющих трудовую деятельность в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (кроме сельского поселения Хатанга);

26 376 – для сотрудников организаций, осуществляющих трудовую деятельность в сельском поселении Хатанга;

20 991 – для сотрудников организаций, осуществляющих трудовую деятельность в Туруханском районе;

19 704 – для сотрудников организаций, осуществляющих трудовую деятельность в Эвенкийском муниципальном районе;

15 918 – для сотрудников организаций, осуществляющих трудовую деятельность в г. Енисейске;

12 436 – для сотрудников организаций, осуществляющих трудовую деятельность в г. Лесосибирске;

15 545 – для сотрудников организаций, осуществляющих трудовую деятельность в Богучанском районе;

16 042 – для сотрудников организаций, осуществляющих трудовую деятельность в Енисейском районе;

15 048 – для сотрудников организаций, осуществляющих трудовую деятельность в Кежемском районе;

15 918 – для сотрудников организаций, осуществляющих трудовую деятельность в Мотыгинском районе;

10 592 – для работников организаций, расположенных в остальных муниципальных образованиях Красноярского края.

«Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае» от 15 декабря 2015 г.
54 Новосибирская обл.

9030 – для работников организаций бюджетной сферы;

10000 – для работников организаций внебюджетной сферы (кроме организаций сельского хозяйства).

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Новосибирской области от 29 ноября 2016 г.; ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ

3 Республика Бурятия 7800 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
70 Томская обл.

для работников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов Томской области, работников иных работодателей с 1 января 2017 года:

16 500 – Александровский район, Городской округ Стрежевой;

15 000 – Верхнекетский район, Каргасокский район, Город Кедровый, Колпашевский район, Парабельский район, "Чаинский район;

13 500 – Тегульдетский район, Молчановский район, Бакчарский район, Кривошеинский район;

11 250 – Городской округ - закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области;

9 750 – Город Томск, Асиновский район, Зырянский район, "Кожевниковский район, Первомайский район, Томский район, Шегарский район.

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области от 11 января 2016 г.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

79 Еврейская Автономная Обл. 7800 с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

«Соглашение о минимальной заработной плате в Еврейской автономной области между правительством Еврейской автономной области, Федерацией профсоюзов Еврейской автономной области, Региональным объединением работодателей Еврейской автономной области "Союз промышленников и предпринимателей» от 30 декабря 2015 г. № 23

41 Камчатский край

18 210 – для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Корякского округа;

19 510 – для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Алеутского муниципального района;

16 910 – для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на остальной территории Камчатского края.

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

«Региональное Соглашение "О минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2016 год» от 29 декабря 2015 г.

87 Чукотский Автономный Округ 7800

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»,

«Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы»

25 Приморский край 7800 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ
28 Амурская область 7800 Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»
49 Магаданская обл.

19 500 – для работников внебюджетных организаций Магаданской обл., за исключением Северо-Эвенского городского округа;

21 060 – для работников внебюджетных организаций в Северо-Эвенском городском округе Магаданской обл.

Соглашение об установлении минимальной заработной платы в Магаданской области между Объединением организаций профсоюзов Магаданской области, некоммерческой организацией «Региональное объединение работодателей Магаданской области» и правительством Магаданской области от 9 июня 2016 г. № 3

14 Республика Саха (Якутия)

17 388

7800 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Республиканское соглашение Правительства Республики Саха (Якутия), Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2016 г.;
65 Сахалинская обл.

Минимальная зарплата в Сахалинской обл. включает в себя стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), а также компенсационные выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса РФ.

Минимальная зарплата на территории Сахалинской области (до удержания НДФЛ) установлена в следующих размерах:

15 150 – для лиц, работающих в Александровск-Сахалинском, Анивском, Долинском, Корсаковском, Макаровском, Невельском, Поронайском, Смирныховском, Томаринском, Тымовском, Углегорском, Холмском районах, городе Южно-Сахалинск;

18 757 – для лиц, работающих в Ногликском, Охинском районах;

20 200 – для лиц, работающих в Курильском, Северо-Курильском и Южно-Курильском районах.

7800 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Соглашение о минимальной заработной плате в Сахалинской области на 2015 год от 6 июля 2015 г.
27 Хабаровский край

11 414 – для сотрудников, работающих в Бикинском, Вяземском, имени Лазо, Нанайском, Хабаровском районах и городе Хабаровске;

12 408 – для сотрудников, работающих в Амурском, Ванинском, Верхнебуреинском, Комсомольском, Николаевском, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванском, Солнечном, Тугуро-Чумиканском, Ульчском районах и городе Комсомольск-на-Амуре;

14 269 – для сотрудников, работающих в Аяно-Майском районе;

15 510 – для сотрудников, работающих в Охотском районе.

Соглашение о минимальной заработной плате в Хабаровском крае между Союзом "Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов", региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительством Хабаровского края (Заключено 24.03.2016)

Когда работник может получать зарплату ниже уровня МРОТ, установленного в регионе

Согласно частям первой и второй статьи 135 ТК РФ, размер заработной платы сотрудника оговаривается в трудовом договоре. При этом закон гарантирует, что месячные выплаты по зарплате, при условии полностью отработанной за этот период нормы рабочего времени, не могут быть ниже установленного в данном регионе МРОТ. Максимальное значение для МРОТ субъектов Федерации законом не установлено.

Гарантия о выплате МРОТ, согласно статье 56 ТК РФ, действует только в отношении тех работников, с которыми заключен трудовой договор. Граждане, с которыми подписывается договор подряда, возмездного оказания услуг, могут рассчитывать на оплату, размер которой устанавливается в соответствии с договоренностью. В этих случаях она может быть меньше МРОТ.

Вместе с тем в Трудовом кодексе (ст. 133.1 ТК РФ) предусматривается возможность для работодателя выплачивать своим сотрудникам заработную плату размером ниже установленного МРОТ, но сделать это будет не очень легко.

Обязанностью работодателя является обеспечение всех работников денежным содержанием, размер которого не может быть ниже той величины МРОТ, которая установлена в данном субъекте Федерации. Но это только в том случае, если компания-работодатель в письменном виде не отказалась присоединиться к соответствующему региональному соглашению.

Справка

Срок подачи отказа

Для подачи такого отказа установлен срок в 30 дней. В течение этого времени работодателю необходимо составить в письменном виде мотивированное обоснование своего отказа от присоединения к региональному соглашению, как это предписывается частью восьмой статьи 133.1 ТК РФ. Кроме этого, необходимо будет провести консультацию с первичной профсоюзной организацией работников компании (если она имеется) и приложить соответствующий протокол к этому отказу. Протоколом должны предусматриваться сроки, в которые планируется повысить миним. оплату труда работников компании до той величины, которая предусмотрена региональным соглашением.

В качестве обоснования отказа работодатели приводят такие причины, как сложное финансовое положение или то, что предприятие находится на этапе развития или становления и не имеет достаточно средств для выплат регионального МРОТ. Но, описывая бедственное положение предприятия, работодатель должен понимать, что это наверняка привлечет к нему внимание и налоговиков, и инспекции по труду.

Компании отказываются подписывать региональные соглашения, поскольку им это часто бывает невыгодно, так как во многих регионах, особенно в районах Крайнего Севера, размеры МРОТ устанавливаются существенно выше, чем значение общефедерального параметра.

Чтобы не выплачивать региональный МРОТ, предприятие должно в установленные сроки оповестить государственные органы о своем решении не присоединяться к региональному соглашению и правильно оформить этот отказ в соответствии с предъявляемыми требованиями. Согласно статье 133.1, после этого предприятие может выплачивать своим работникам зарплату не ниже МРОТ, который установлен на федеральном уровне. В случае когда сроки не выполнены и отказ не оформлен должным образом, действие регионального соглашения автоматически распространяется на все предприятия региона и работодатели обязаны будут исполнять установленную им норму МРОТ.


О том, что делать при увеличении МРОТ также читайте в нашей статье


Может ли работнику устанавливаться оклад ниже, чем МРОТ

Согласно трудовому законодательству, работник, полностью отработавший месячную норму времени, не может получить зарплату меньше установленного в регионе МРОТ. Но никто не запрещает работодателю разделить ее на несколько частей (ст. 129 ТК РФ), например:

оклад — фиксированная часть зарплаты работника, которую он получит за исполнение трудовых обязанностей в текущем месяце; в него не входят компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты и надбавки;
компенсационные выплаты — те, что предусмотрены законом за работу в условиях, отличающихся от нормальных, а также за работу в особых климатических условиях и зонах радиационного загрязнения;
стимулирующие дополнительные выплаты, в том числе премии, надбавки за классность, внедрение передовых методов работы и пр.

С учетом дополнительных выплат, которые начисляются регулярно и ежемесячно, работнику может быть установлен оклад в размере меньшем, чем величина МРОТ. А вот компенсационные выплаты за работу в неблагоприятных, вредных или опасных условиях труда учитываются сверх МРОТ.

Может ли работник получить «чистыми» зарплату ниже установленного МРОТ

Со всех видов вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей высчитывается налог на доходы физических лиц — НДФЛ (ст. 208 Налогового кодекса РФ). В настоящее время шкала налога непрогрессивная и налоговая ставка составляет 13% для всех налогоплательщиков, независимо от уровня их доходов (п. 1 ст. 224 НК РФ). Работодатель является налоговым агентом, поэтому в его обязанности входит исчисление и удержание НДФЛ с заработной платы всех работающих на предприятии сотрудников (ст. 24 НК РФ). Поэтому «чистыми» на руки работник, получающий зарплату в размере, равном установленному в регионе МРОТ, получает меньше, чем величина миним. оплаты труда.

Справка

Если сотрудник работает неполный рабочий день или на неполную ставку

При согласии работодателя и по желанию сотрудника ему может быть установлено неполное рабочее время или же он может работать по совместительству. В соответствии со статьей 93 ТК РФ, если сотрудник работает на неполной ставке или в условиях неполного рабочего времени, его заработная плата рассчитывается пропорционально фактически отработанным рабочим часам. Максимально возможная ставка для тех сотрудников, которые трудятся внутренними или внешними совместителями, как правило, не превышает 0,5. То есть сотрудники-совместители должны отрабатывать не более половины нормы рабочего времени (ст. 284 ТК РФ), установленной для совмещаемой должности. В общем случае такая норма для совместителей не должна превышать 20 часов в неделю, а оплата труда производится пропорционально. Для тех, кто трудится совместителями, могут предусматриваться и иные условия оплаты труда, но это условие должно быть отражено в трудовом договоре, поскольку относится к категории существенных, без указания которых этот документ юридической силы не имеет.

Поэтому зарплата сотрудника, работающего неполный рабочий день (неделю) или не неполную ставку, может быть ниже установленного МРОТ, но при пересчете на полный рабочий день сумма заработка должна равняться или быть больше миним. оплаты труда.

Работодателям не следует путать такие разные понятия, как сокращенное и неполное рабочее время. Так, сокращенное рабочее время гарантируется некоторым категориям работников статьей 92 ТК РФ. К таким категориям относятся инвалиды I и II группы, работники, которым не исполнилось 18 лет, и те, которые заняты на работах с вредными и опасными условиями труда. И хотя установленная для них норма рабочего времени составляет менее 40 часов в неделю, считается, что они отрабатывают ее полностью, поэтому им заработная плата, равная величине МРОТ, должна выплачиваться в полном объеме.

Если сотрудник работал не полный месяц

В таких случаях, в соответствии с частью 1 статьи 129 ТК РФ, заработная плата выплачивается только за отработанные дни месяца, когда сотрудник фактически исполнял свои трудовые обязанности. Необходимо подсчитать количество дней, когда работник находился на больничном или, например, был в отпуске, и произвести выплаты пропорционально числу отработанных в месяце дней.

В таких случаях зарплата работника также может быть меньше, чем установленный в регионе МРОТ, особенно если страховой стаж сотрудника, которому необходимо выплатить пособие по временной нетрудоспособности, составляет менее восьми лет. В полном объеме средняя заработная плата по больничным листам выплачивается только тем сотрудникам, страховой стаж которых больше восьми лет, а остальным оплачивается только 60 или 80% от среднего заработка.


Полезная статьи в продолжение темы о законной зарплате ниже МРОТ


Учитывается ли доплата за совмещение должностей в составе МРОТ

Не следует путать совмещение и совместительство. Совместительство предполагает дополнительную работу, которая производится в дополнительное время, сверх основного рабочего времени. Совмещение должностей, в соответствии со статьями 60.2 и 151 ТК РФ, предполагает доплату за то, что сотрудник совмещает выполнение обязанностей в рамках нескольких должностей в основное рабочее время, то есть повышается только интенсивность его труда, но не продолжительность рабочего времени.

Работодателей часто интересует вопрос: учитывать ли в размере МРОТ доплату, которую сотруднику начисляют за интенсивность труда и совмещение должностей. Поскольку никаких конкретных рекомендаций на этот счет в трудовом законодательстве не содержится, в настоящее время на практике сложились и реализуются два подхода к этой проблеме.

Согласно первому, выплату за совмещение необходимо учитывать в составе МРОТ, поскольку заработная плата рассчитывается с учетом разного рода доплат и надбавок, к числу которых можно отнести и доплату, которую человек получает за совмещение должностей (ст. 129 ТК РФ).

Сторонники второго подхода к решению этого вопроса предлагают не учитывать доплату за совмещение при расчете заработной платы, которую сотрудник получает за месяц. Свою позицию они обосновывают тем, что работа по совмещению должностей выполняется сверх тех обязанностей, которые предусмотрены основной трудовой функцией, соответствующей основной должности (ст. 60.2 ТК РФ). То есть условие соответствия МРОТ относится к зарплате, установленной для основной должности, которая выплачивается за выполнение основной работы. Совмещение должностей предполагает повышение интенсивности труда и выполнение работы сверх основных обязанностей, поэтому доплата за него в МРОТ учитываться не должна. Мы придерживаемся такой же точки зрения и рекомендуем использовать второй вариант решения данной проблемы, чтобы исключить вопросы со стороны контролирующих органов.

Минимальный размер оплаты труда — заработная плата, гарантированная Конституцией РФ

Впервые МРОТ, гарантирующий миним. возможный заработок для граждан России, был введен Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1028-1 «О повышении социальных гарантий для трудящихся». В законе устанавливалось и условие выплаты МРОТ — в нем не должны учитываться поощрительные выплаты, доплаты и надбавки.

После того как в 1993 году была принята новая Конституция РФ, в части 2 статьи 7 которой устанавливался миним. размер оплаты труда, сумма которого в регионах не должна быть меньше той, что гарантировалась на федеральном уровне, МРОТ получил статус нормы, обеспечиваемой конституционно. То есть на самом высшем уровне трудящиеся получили гарантию, что их заработная плата в любом случае не будет ниже, чем устанавливаемый на федеральном уровне МРОТ.

При этом следует учитывать, что полностью МРОТ будет выплачен работнику только в том случае, когда будет выполнена норма труда или установленное в календарном месяце количество рабочих часов будет отработано им полностью. Если работник в течение месяца отсутствовал на рабочем месте (прогул, отпуск, временная нетрудоспособность), расчет выплат производится в процентном соотношении между нормативным и фактическим количеством отработанного времени.

Величина МРОТ зависит от величины прожиточного минимума, устанавливаемой в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». По своей сути, прожиточный минимум является стоимостью потребительской корзины, состоящей из продуктов питания, промышленных товаров и услуг, наполняемость которой определяется на законодательном уровне. Предполагается, что продукты, услуги и промышленные товары, составляющие потребительскую корзину, достаточны для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Величина прожиточного минимума с учетом обязательных платежей и сборов, установленных для граждан РФ, является обоснованием для расчета величины МРОТ.

Установление величины МРОТ с привязкой к величине прожиточного минимума соответствует действующим нормам международного права. Так, Всеобщей декларацией прав человека, принятой в 1948 году, гражданам стран, подписавших этот документ, гарантировано справедливое и удовлетворительное вознаграждение за труд, достаточное для обеспечения достойного существования человека и членов его семьи. Подобные нормы содержат и другие международно-правовые акты: Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Европейская социальная хартия (пересмотренная) (1996).

В настоящее время величина МРОТ меньше прожиточного минимума и устанавливается Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». В связи с инфляцией пересматривается значение МРОТ ежегодно, как на федеральном, так и на уровнях субъектов Федерации.

В новый Трудовой кодекс РФ понятие о МРОТ было введено и вступило в законную силу с 1 февраля 2002 года. После нескольких корректировок в настоящее время МРОТ регулируется статьей 133 ТК РФ «Установление минимального размера оплаты труда».

Изначально предполагалось, что в экономическом плане миним. размер оплаты труда должен обеспечивать справедливое вознаграждение за труд низкоквалифицированному работнику, выполняющему простую работу, не требующую ни специальных знаний и навыков, ни опыта. При этом условия труда и интенсивность должны определяться как нормальные, а иждивенческая нагрузка составлять одного человека (ребенка). Экономическое содержание МРОТ также предполагает, что в течение календарного месяца работником будет выполнен миним. объем работы, обеспечивающий работодателю установленную норму прибыли от использования неквалифицированного труда. Но фактически эти требования действующим трудовым законодательством не выполняются.

Требование, предусмотренное международными правовыми нормами о том, чтобы МРОТ был приравнен к величине прожиточного минимума, пока что на законодательном уровне не выполняется. Профсоюзы и различные общественно-политические организации пока безуспешно борются за повышение размера миним. оплаты труда.

Порядок и сроки повышения величины МРОТ регламентируются статьей 421 ТК РФ, в ней же сказано о том, что механизм, гарантирующий выплату миним. заработной платы в указанном размере, устанавливается федеральным законом. Но к настоящему времени такой закон так и не был принят, хотя на правительственном уровне уже прозвучали обещания уровнять величину МРОТ и прожиточного минимума в ближайшие годы.

О минимальном размере оплаты труда

Скачать документ
Скачать в .doc

Вам могут быть полезны материалы:

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль