Профессиональный стандарт педагога

10851
Профессиональный стандарт педагога был утвержден в 2013 году, но начал применяться на практике только с 1 января 2017 года. В статье рассказано о том, какие требования содержится в профессиональном стандарте педагога и о том, как организовать его внедрение.

Профессиональный стандарт педагога

Из статьи вы узнаете:

  • что представляет собой профстандарт педагога;
  • какие функции и требования характеризуют профессиональный стандарт педагога;
  • как внедрить профессиональный стандарт педагогического работника в образовательном учреждении.

Профессиональный стандарт педагогических работников

Минтруд России утвердил профстандарт педагога приказом от 18 октября 2013 года № 544н, в соответствии с которым планировалось, что документ начнет применяться с 1 января 2015 года. Но впоследствии применение профессионального стандарта педагогического работника решено было отложить до 1 января 2017 года. Таким образом, уже в текущем году этот профстандарт может применяться в образовательных учреждениях для следующих целей:

  • при разработке и формировании кадровой политики и управления персоналом;
  • при разработке программ обучения персонала;
  • при определении критериев оценки для аттестации персонала;
  • для определения и описания трудовой функции при заключении трудовых договоров;
  • при  разработке должностных инструкций;
  • при установлении критериев и систем оплаты труда.

Документом охватываются требования и критерии к специалисту, осуществляющему педагогическую деятельность в сфере дошкольного и общего (начального, основного и среднего) образования. В нем содержится максимально подробное описание компетенций, которыми должны обладать учителя и воспитатели, чтобы полноценно выполнять свои трудовые функции. Профстандарт педагога в 2017 году внедряется в рамках перехода на новую систему оценки квалификации работников.

Так, профессиональным стандартом устанавливается классификация работающих в сфере общего образования специалистов. Согласно ей, они подразделяются на пять групп:

  • педагоги, работающие в средней школе;
  • педагоги, работающие в системе специального образования;
  • преподаватели, занимающиеся дошкольным воспитанием;
  • педагогический персонал, работающий в системе начального образования;
  • педагогический персонал специального обучения.

Те из специалистов, которые относятся к той или иной из перечисленных групп, должны обладать определенными знаниями и умениями, устанавливаемом профстандартом для данной группы. Многие из тех нормативов, которые приведены в стандарте, применялись и ранее, но некоторые - представляют собой принципиально новую практику. Насущная необходимость применения новых нормативов обусловлена поликультурностью среды, в условиях которой осуществляется современная педагогическая деятельность, теми изменениями, которые диктует научно-технический прогресс, значительным расширением количества используемых педагогами и воспитателями источников информации и другими факторами.

Но не стоит воспринимать профессиональный стандарт как догму — устанавливаемые им обязанности, функции и компетенции педагогов, это рамочные требования, которые можно будет адаптировать к условиям конкретного учебного заведения с учетом региональных и местных компонентов. Документ, несомненно, будет корректироваться впоследствии, поскольку в него необходимо будет внести изменения с учетом тех преобразований, которые происходят в системе обучения и переподготовки педагогов, как на уровне получения базового образования в специальных учебных заведениях, так и на уровне курсов переподготовки и повышения квалификации.

Внедрение профстандарта педагога в организации

Переход образовательного учреждения на работу в условиях применения профессионального стандарта педагогического работника целесообразно провести в соответствии с планом-графиком.

План-график внедрения профстандарта педагога

План-график внедрения профстандарта педагога

План-график внедрения профстандарта педагога

План-график внедрения профстандарта педагога

План-график внедрения профстандарта педагога

Скачать план-график внедрения профессионального стандарта педагога можно здесь.

Профессиональный стандарт социального педагога (специалиста в области воспитания)

В сфере образовательной деятельности кроме профессионального стандарта педагога, Минтрудом России подготовлен еще один профессиональный стандарт - «Специалист в области воспитания», но к настоящему моменту он еще не утвержден. Ознакомиться с проектом приказа Министерства труда и социальной защиты РФ об утверждении данного профстандарта, а также с его текстом, можно на сайте ведомства.

Как основная функция социальных педагогов профстандартом определено предоставление социально-психологической помощи семьям, имеющим детей, попавшим в кризисную жизненную ситуацию. Поэтому педагог, работающий в учебно-воспитательном учреждении, должен будет заниматься организацией и осуществлять социально-ценную деятельность среди воспитанников или учеников, способствовать установлению и пропагандировать нравственно здоровые и гуманные отношения, взаимодействовать с опекунами, родителями и учителями для того, чтобы обеспечить психологический комфорт каждому ребенку.

Профессиональным стандартом воспитателя, чьей специальностью является решение  социально-психологических проблем и социальная интеграция в общество детей, растущих в «неблагополучных» семьях, такая деятельность классифицируется как  предоставление социальных услуг и дифференцируется в соответствии с обобщенными трудовыми функциями и уровнями квалификации.

Так,например, в соответствии с данным профессиональным стандартом, к шестому квалификационному уровню относится деятельность по выявлению  семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Эта деятельность заключается в:

  • выявлении неблагополучных семей и оценке наличия фактов насилия в семье;
  • диагностика отклонений в функционировании «неблагополучных» семей, определение возможности и перспективности принятия мер по социально-психологической реабилитации;
  • мониторинг семей, которые находятся в сложной жизненной ситуации и нуждаются в социальной помощи и поддержке, регулярная передача информации о таких семьях в региональную или муниципальную базу данных.

В функциональные обязанности социального воспитателя, специализирующегося на организации и оказании адресных психолого-педагогических, социально-правовых и медико-социальных видов помощи семьям, которым необходима такая поддержка, а также на оценке эффективности принимаемых в этом направлении мер, входит:

  • определение потребности  и вида необходимой помощи, организация ее своевременного и полноценного оказания;
  • активизация семейного потенциала для преодоления сложных жизненных ситуаций, восстановление внутрисемейных связей;
  • проведение мониторинга социально-культурного окружения семьи;
  • разработка социальных проектов и их внедрение с привлечением педагогов, родителей и специалистов на межведомственном уровне;
  • обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в различных инстанциях, включая судебные и правозащитные органы.

Читайте также по этой теме:

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • План-график внедрения профстандарта (бланк).doc
  • Положение о рабочей группе по внедрению профстандартов (бланк).doc
Доступно только подписчикам
  • План-график внедрения профстандарта (образец).doc
  • Положение о рабочей группе по внедрению профстандартов (образец).doc
Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль