Профессиональный стандарт педагога

10360
Профессиональный стандарт педагога был утвержден в 2013 году, но начал применяться на практике только с 1 января 2017 года. В статье рассказано о том, какие требования содержится в профессиональном стандарте педагога и о том, как организовать его внедрение.

Профессиональный стандарт педагога

Из статьи вы узнаете:

  • что представляет собой профстандарт педагога;
  • какие функции и требования характеризуют профессиональный стандарт педагога;
  • как внедрить профессиональный стандарт педагогического работника в образовательном учреждении.

Профессиональный стандарт педагогических работников

Минтруд России утвердил профстандарт педагога приказом от 18 октября 2013 года № 544н, в соответствии с которым планировалось, что документ начнет применяться с 1 января 2015 года. Но впоследствии применение профессионального стандарта педагогического работника решено было отложить до 1 января 2017 года. Таким образом, уже в текущем году этот профстандарт может применяться в образовательных учреждениях для следующих целей:

  • при разработке и формировании кадровой политики и управления персоналом;
  • при разработке программ обучения персонала;
  • при определении критериев оценки для аттестации персонала;
  • для определения и описания трудовой функции при заключении трудовых договоров;
  • при  разработке должностных инструкций;
  • при установлении критериев и систем оплаты труда.

Документом охватываются требования и критерии к специалисту, осуществляющему педагогическую деятельность в сфере дошкольного и общего (начального, основного и среднего) образования. В нем содержится максимально подробное описание компетенций, которыми должны обладать учителя и воспитатели, чтобы полноценно выполнять свои трудовые функции. Профстандарт педагога в 2017 году внедряется в рамках перехода на новую систему оценки квалификации работников.

Так, профессиональным стандартом устанавливается классификация работающих в сфере общего образования специалистов. Согласно ей, они подразделяются на пять групп:

  • педагоги, работающие в средней школе;
  • педагоги, работающие в системе специального образования;
  • преподаватели, занимающиеся дошкольным воспитанием;
  • педагогический персонал, работающий в системе начального образования;
  • педагогический персонал специального обучения.

Те из специалистов, которые относятся к той или иной из перечисленных групп, должны обладать определенными знаниями и умениями, устанавливаемом профстандартом для данной группы. Многие из тех нормативов, которые приведены в стандарте, применялись и ранее, но некоторые - представляют собой принципиально новую практику. Насущная необходимость применения новых нормативов обусловлена поликультурностью среды, в условиях которой осуществляется современная педагогическая деятельность, теми изменениями, которые диктует научно-технический прогресс, значительным расширением количества используемых педагогами и воспитателями источников информации и другими факторами.

Но не стоит воспринимать профессиональный стандарт как догму — устанавливаемые им обязанности, функции и компетенции педагогов, это рамочные требования, которые можно будет адаптировать к условиям конкретного учебного заведения с учетом региональных и местных компонентов. Документ, несомненно, будет корректироваться впоследствии, поскольку в него необходимо будет внести изменения с учетом тех преобразований, которые происходят в системе обучения и переподготовки педагогов, как на уровне получения базового образования в специальных учебных заведениях, так и на уровне курсов переподготовки и повышения квалификации.

Внедрение профстандарта педагога в организации

Переход образовательного учреждения на работу в условиях применения профессионального стандарта педагогического работника целесообразно провести в соответствии с планом-графиком.

План-график внедрения профстандарта педагога

План-график внедрения профстандарта педагога

План-график внедрения профстандарта педагога

План-график внедрения профстандарта педагога

План-график внедрения профстандарта педагога

Скачать план-график внедрения профессионального стандарта педагога можно здесь.

Профессиональный стандарт социального педагога (специалиста в области воспитания)

В сфере образовательной деятельности кроме профессионального стандарта педагога, Минтрудом России подготовлен еще один профессиональный стандарт - «Специалист в области воспитания», но к настоящему моменту он еще не утвержден. Ознакомиться с проектом приказа Министерства труда и социальной защиты РФ об утверждении данного профстандарта, а также с его текстом, можно на сайте ведомства.

Как основная функция социальных педагогов профстандартом определено предоставление социально-психологической помощи семьям, имеющим детей, попавшим в кризисную жизненную ситуацию. Поэтому педагог, работающий в учебно-воспитательном учреждении, должен будет заниматься организацией и осуществлять социально-ценную деятельность среди воспитанников или учеников, способствовать установлению и пропагандировать нравственно здоровые и гуманные отношения, взаимодействовать с опекунами, родителями и учителями для того, чтобы обеспечить психологический комфорт каждому ребенку.

Профессиональным стандартом воспитателя, чьей специальностью является решение  социально-психологических проблем и социальная интеграция в общество детей, растущих в «неблагополучных» семьях, такая деятельность классифицируется как  предоставление социальных услуг и дифференцируется в соответствии с обобщенными трудовыми функциями и уровнями квалификации.

Так,например, в соответствии с данным профессиональным стандартом, к шестому квалификационному уровню относится деятельность по выявлению  семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Эта деятельность заключается в:

  • выявлении неблагополучных семей и оценке наличия фактов насилия в семье;
  • диагностика отклонений в функционировании «неблагополучных» семей, определение возможности и перспективности принятия мер по социально-психологической реабилитации;
  • мониторинг семей, которые находятся в сложной жизненной ситуации и нуждаются в социальной помощи и поддержке, регулярная передача информации о таких семьях в региональную или муниципальную базу данных.

В функциональные обязанности социального воспитателя, специализирующегося на организации и оказании адресных психолого-педагогических, социально-правовых и медико-социальных видов помощи семьям, которым необходима такая поддержка, а также на оценке эффективности принимаемых в этом направлении мер, входит:

  • определение потребности  и вида необходимой помощи, организация ее своевременного и полноценного оказания;
  • активизация семейного потенциала для преодоления сложных жизненных ситуаций, восстановление внутрисемейных связей;
  • проведение мониторинга социально-культурного окружения семьи;
  • разработка социальных проектов и их внедрение с привлечением педагогов, родителей и специалистов на межведомственном уровне;
  • обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в различных инстанциях, включая судебные и правозащитные органы.

Читайте также по этой теме:

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • План-график внедрения профстандарта (бланк).doc
  • Положение о рабочей группе по внедрению профстандартов (бланк).doc
Доступно только подписчикам
  • План-график внедрения профстандарта (образец).doc
  • Положение о рабочей группе по внедрению профстандартов (образец).doc

Анонсы будущих номеров

    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      САМОЕ ВАЖНОЕ








      Рассылка




      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011

      
      ×
      Скачивание доступно после регистрации


      Зарегистрируйтесь бесплатно
      и скачивайте любые документы.



      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

      Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

      Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль