Оформление трудовых отношений с иностранными работниками

3463
Трудовые отношения с иностранными гражданами имеют определенные особенности, и многим кадровикам по роду своей деятельности приходится сталкиваться с необходимостью изучать миграционное законодательство. Как оформить трудовые отношения с иностранцем? Как проходит процедура увольнения иностранного гражданина в связи с истечением срока действия разрешения на работу? Как изменения, которые предполагается внести в миграционное законодательство, повлияют на практику оформления кадровых процессов? Данная статья поможет найти правильные ответы на эти и другие вопросы, связанные с трудоустройством иностранцев.
Трудовые отношения с иностранными гражданами имеют определенные особенности, и многим кадровикам по роду своей деятельности приходится сталкиваться с необходимостью изучать миграционное законодательство. Как оформить трудовые отношения с иностранцем? Как проходит процедура увольнения иностранного гражданина в связи с истечением срока действия разрешения на работу? Как изменения, которые предполагается внести в миграционное законодательство, повлияют на практику оформления кадровых процессов? Данная статья поможет найти правильные ответы на эти и другие вопросы, связанные с трудоустройством иностранцев.
 

 

Кадровику следует помнить, что на каждого иностранного гражданина, трудоустраивающегося на территории Российской Федерации, в первую очередь распространяется действие российских законов. Поэтому все процедуры, связанные с приемом на работу, переводом или увольнением иностранца должны осуществляться в точном соответствии со стандартами и требованиями действующего трудового законодательства.

Утвержденная в 2014 году Концепция миграционной политики определяет общее направление развития миграционного законодательства до 2025 года включительно и задает стратегический курс, согласно которому будут выстраиваться трудовые отношения с иностранными гражданами. На сегодняшний день позиция некоторых российских официальных структур (как правило, локальных подразделений) по отношению к проблемам нелегальной миграции и трудоустройства иностранных граждан на территории РФ выглядит несколько агрессивной, чем невыгодно отличается от позиции европейских коллег (в частности, немецких). Она основана на стремлении полностью отказаться от услуг неквалифицированных специалистов (особенно если они являются гражданами ближнего зарубежья) и нежелании поддерживать и развивать центры адаптации мигрантов.

Одновременно с этим представители ФМС (Федеральной миграционной службы) высказывают противоположную точку зрения, призывая направить имеющиеся ресурсы не на агрессивные методы борьбы с нелегальной миграцией, — которая, так или иначе, продолжит являться насущной проблемой до тех пор, пока не будет введен визовый режим пересечения границы РФ для жителей стран бывшего СНГ, — а на всестороннюю адаптацию мигрантов.

Действительно, таким ли отрицательным явлением выглядит присутствие на рынке труда неквалифицированной рабочей силы в условиях современной экономики? Скорее нет, чем да, поскольку в большинстве случаев неквалифицированные работники-мигранты заняты на работах, не вызывающих энтузиазма и желания трудоустроиться у граждан РФ. Несмотря на это, основные нормы российского законодательства, регулирующие трудовые отношения с мигрантами, направлены, прежде всего, на привлечение высококвалифицированных кадров (существует даже упрощенная процедура приема на работу высококвалифицированных иностранных специалистов). Но по отношению к неквалифицированным иностранным работникам российские законы гораздо строже, поэтому многие мигранты в силу сложившихся обстоятельств предпочитают работать на территории РФ нелегально. Полноценная адаптация таких работников (в том числе обучение иностранных граждан, планирующих работать в субъектах РФ, русскому языку и основным правовым нормам) может стать первым немаловажным шагом на пути к легализации их статуса. Как бы там ни было, текущий курс, декларируемый правительством Российской Федерации, диктует, прежде всего, усиление контроля над процессом приема на работу неквалифицированных иностранных работников из стран СНГ, поэтому об упрощении данной процедуры речь пока не идет.

Более того, действие актуальной для неквалифицированного трудового контингента нормативной базы частично распространяется и на граждан так называемых визовых стран: злоупотребление и без того достаточно строгими нормами, регулирующими процедуру приема на работу граждан безвизовых стран, часто становится причиной незаконного трудоустройства работников, являющихся гражданами визовых государств. На территории большинства субъектов РФ функционируют компании, устраивающие на работу граждан визовых государств (чаще всего речь идет о странах Азии, например, о Китае) на дискриминационных условиях (как правило, это низкая заработная плата, неблагоприятные или опасные условия труда, полное отсутствие социальных гарантий). При этом руководство подобных организаций способно на протяжении нескольких лет уходить от ответственности перед законом, время от времени осуществляя перерегистрацию юридического лица в другом регионе и избегая таким образом плановых проверок ФМС.

 

Новая Концепция миграционной политики стала попыткой упростить и сделать более прозрачной процедуру приема на работу иностранных граждан. Согласно изложенным в данном документе принципам, в ближайшее время одним из важнейших направлений работы ФМС должен стать курс на отмену квот. Кадровики, сталкивающиеся на практике с необходимостью оформления трудоустройства иностранцев, не понаслышке знают, что получить квоты на прием иностранных специалистов бывает очень непросто (а скорректировать — еще сложнее). Разумеется, полное и быстрое упразднение института квотирования в такой большой стране, как Россия, не представляется возможным, поскольку этот шаг лишит надзорные органы основного инструмента, необходимого для осуществления контроля над прибытием и распределением иностранной рабочей силы и для защиты прав локальных работников, которым закон гарантирует преимущество при приеме на те или иные должности.

Сегодня предлагается вместо квоты ввести понятие «доли», определяющее уровень занятости иностранных граждан на предприятиях, осуществляющих экономическую деятельность. Этот прием позволит перейти от принципов точечного регулирования количества иностранцев, вовлеченных в хозяйственную деятельность предприятий той или иной отрасли, к долевому принципу — менее ограничивающему и более лояльному. Он позволяет обеспечивать предприятия, действительно нуждающиеся в неквалифицированных сотрудниках (в первую очередь, это строительная и сельскохозяйственная отрасли) достаточным количеством рабочей силы за счет иностранных граждан, нуждающихся в трудоустройстве, а также упрощать и ускорять процедуру приема на работу таких сотрудников.

Есть все основания предполагать, что в ближайшем будущем институт временного проживания на территории РФ также начнет претерпевать серьезные изменения. Сегодня иностранцы, планирующие в течение длительного времени жить и работать в РФ, могут получить вид на жительство только в соответствии с определенными квотами (что не всегда возможно). Курс на упрощение процедуры получения вида на жительство иностранными гражданами, готовыми работать официально, предполагает введение балльной системы. Критериями, очевидно, станут такие показатели, как квалификация гражданина, претендующего на получение вида на жительство, уровень владения русским языком, общий срок его пребывания на территории РФ.

На фоне вступления России в ВТО активно обсуждается законопроект, позволяющий привлекать иностранных граждан на позиции так называемого «ключевого персонала» — без ограничений по зарплате, но с обязательным требованием к трудовому стажу, согласно заявленной специализации на территории командировавшей потенциального сотрудника страны, входящей в ВТО. Законопроект позволяет без ограничений привлекать ключевой персонал представительствам иностранных компаний (что сегодня не представляется возможным, поскольку действуют строгие ограничения на прием высококвалифицированных специалистов).

Предполагается внести некоторые изменения и в закон «О правовом положении иностранных граждан»: злоупотребление правилами приема и пребывания иностранцев со стороны как работодателей, так и самих работников, имеющее место на практике, стало поводом для ужесточения некоторых требований. Например, требование о необходимости добровольного медицинского страхования, распространявшееся ранее только на высококвалифицированных иностранных работников, предлагается сделать общим для всех иностранцев. Также обсуждается предложение об отмене упрощенного порядка приема на работу граждан стран бывшего СНГ, которые сегодня могут быть трудоустроены без получения работодателем разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Предположительно заниматься выдачей таких разрешений будет не ФМС, а Центр занятости, что существенно изменит общий порядок процедуры оформления трудоустройства иностранцев из стран СНГ.

Согласно новому законопроекту, право на привлечение иностранной рабочей силы получат только организации и предприятия, не менее трех лет осуществляющие экономическую деятельность на территории РФ. Нельзя не отметить, что данная норма выглядит довольно дискриминационной по отношению к молодым, недавно созданным компаниям. Неоднозначным выглядит и предлагаемое тем же законопроектом требование об обязательном изучении русского языка не только гражданами стран СНГ и иностранцами, занятыми в сфере обслуживания, но и остальными категориями иностранных работников, планирующих трудоустраиваться на территории РФ. Проверкой уровня владения русским языком предположительно будут заниматься специальные центры.

Также планируется отменить действующую на сегодняшний день норму, позволяющую уволившемуся иностранцу искать новое место работы. В новой редакции закона предположительно будет пункт, предписывающий иностранному гражданину незамедлительно покинуть территорию РФ. Нововведения коснутся и процедуры проверки квалификации иностранных специалистов. Каждый работодатель, нанимающий на работу высокооплачиваемого квалифицированного работника, который является гражданином другой страны, будет обязан предоставить специальной комиссии доказательства, подтверждающие высокий уровень квалификации специалиста (иными словами, подтвердить, что квалификация сотрудника соответствует уровню выплачиваемой ему заработной платы).

Одним из наиболее щекотливых и неоднозначных вопросов, касающихся ответственности за трудоустройство иностранцев на территории РФ, становится вопрос о финансовом обеспечении их депортации в случае необходимости. При трудоустройстве иностранного гражданина работодатель берет на себя обязанности по оплате расходов такого рода, подкрепляя свои намерения гарантийным письмом, но на практике далеко не все работодатели готовы оплачивать депортацию или выдворение иностранцев, поэтому в результате средства, необходимые для завершения процедуры, выделяются из государственного бюджета. Новый законопроект перекладывает обязанность возмещения расходов на депортацию непосредственно на самого работника: предполагается, что по прибытии на территорию РФ каждый иностранный гражданин будет открывать специальный счет и зачислять на него заранее обозначенную сумму. Вопросы о том, каким именно образом заработает новый механизм компенсации, насколько эффективно он сможет обеспечивать возмещение расходов на депортацию иностранцев, и каким инстанциям препоручат реализацию данного проекта, остаются открытыми.

Обсуждаются также проекты внесения некоторых изменений в трудовое законодательство: в частности, планируется урегулировать наболевший вопрос о возможности увольнения иностранного гражданина в связи с истечением срока действия разрешения на работу. Предлагается ввести в обиход понятие «иностранный работник», и рассматривать иностранных граждан как отдельную категорию сотрудников, что позволит ввести отдельные нормы, регулирующие процедуры приема на работу и увольнения иностранцев. Согласно законопроекту, подлежит изменению и обязательный список документов, предъявляемых иностранцами при приеме на работу: в него включается страховой полис ДМС, вид на жительство, разрешение на работу. Процедура увольнения иностранных работников тоже будет дополнена: аннуляция разрешения на работу или истечение срока его действия сможет считаться достаточным основанием для прекращения трудового договора.

Трудовые отношения с иностранными гражданами имеют определенные особенности, и многим кадровикам по роду своей деятельности приходится сталкиваться с необходимостью изучать миграционное законодательство. Как оформить трудовые отношения с иностранцем? Как проходит процедура увольнения иностранного гражданина в связи с истечением срока действия разрешения на работу? Как изменения, которые предполагается внести в миграционное законодательство, повлияют на практику оформления кадровых процессов? Данная статья поможет найти правильные ответы на эти и другие вопросы, связанные с трудоустройством иностранцев.

Кадровику следует помнить, что на каждого иностранного гражданина, трудоустраивающегося на территории Российской Федерации, в первую очередь распространяется действие российских законов. Поэтому все процедуры, связанные с приемом на работу, переводом или увольнением иностранца должны осуществляться в точном соответствии со стандартами и требованиями действующего трудового законодательства.

Утвержденная в 2014 году Концепция миграционной политики определяет общее направление развития миграционного законодательства до 2025 года включительно и задает стратегический курс, согласно которому будут выстраиваться трудовые отношения с иностранными гражданами. На сегодняшний день позиция некоторых российских официальных структур (как правило, локальных подразделений) по отношению к проблемам нелегальной миграции и трудоустройства иностранных граждан на территории РФ выглядит несколько агрессивной, чем невыгодно отличается от позиции европейских коллег (в частности, немецких). Она основана на стремлении полностью отказаться от услуг неквалифицированных специалистов (особенно если они являются гражданами ближнего зарубежья) и нежелании поддерживать и развивать центры адаптации мигрантов.

 

Одновременно с этим представители ФМС (Федеральной миграционной службы) высказывают противоположную точку зрения, призывая направить имеющиеся ресурсы не на агрессивные методы борьбы с нелегальной миграцией, — которая, так или иначе, продолжит являться насущной проблемой до тех пор, пока не будет введен визовый режим пересечения границы РФ для жителей стран бывшего СНГ, — а на всестороннюю адаптацию мигрантов.

Действительно, таким ли отрицательным явлением выглядит присутствие на рынке труда неквалифицированной рабочей силы в условиях современной экономики? Скорее нет, чем да, поскольку в большинстве случаев неквалифицированные работники-мигранты заняты на работах, не вызывающих энтузиазма и желания трудоустроиться у граждан РФ. Несмотря на это, основные нормы российского законодательства, регулирующие трудовые отношения с мигрантами, направлены, прежде всего, на привлечение высококвалифицированных кадров (существует даже упрощенная процедура приема на работу высококвалифицированных иностранных специалистов). Но по отношению к неквалифицированным иностранным работникам российские законы гораздо строже, поэтому многие мигранты в силу сложившихся обстоятельств предпочитают работать на территории РФ нелегально. Полноценная адаптация таких работников (в том числе обучение иностранных граждан, планирующих работать в субъектах РФ, русскому языку и основным правовым нормам) может стать первым немаловажным шагом на пути к легализации их статуса. Как бы там ни было, текущий курс, декларируемый правительством Российской Федерации, диктует, прежде всего, усиление контроля над процессом приема на работу неквалифицированных иностранных работников из стран СНГ, поэтому об упрощении данной процедуры речь пока не идет.

Более того, действие актуальной для неквалифицированного трудового контингента нормативной базы частично распространяется и на граждан так называемых визовых стран: злоупотребление и без того достаточно строгими нормами, регулирующими процедуру приема на работу граждан безвизовых стран, часто становится причиной незаконного трудоустройства работников, являющихся гражданами визовых государств. На территории большинства субъектов РФ функционируют компании, устраивающие на работу граждан визовых государств (чаще всего речь идет о странах Азии, например, о Китае) на дискриминационных условиях (как правило, это низкая заработная плата, неблагоприятные или опасные условия труда, полное отсутствие социальных гарантий). При этом руководство подобных организаций способно на протяжении нескольких лет уходить от ответственности перед законом, время от времени осуществляя перерегистрацию юридического лица в другом регионе и избегая таким образом плановых проверок ФМС.

Новая Концепция миграционной политики стала попыткой упростить и сделать более прозрачной процедуру приема на работу иностранных граждан. Согласно изложенным в данном документе принципам, в ближайшее время одним из важнейших направлений работы ФМС должен стать курс на отмену квот. Кадровики, сталкивающиеся на практике с необходимостью оформления трудоустройства иностранцев, не понаслышке знают, что получить квоты на прием иностранных специалистов бывает очень непросто (а скорректировать — еще сложнее). Разумеется, полное и быстрое упразднение института квотирования в такой большой стране, как Россия, не представляется возможным, поскольку этот шаг лишит надзорные органы основного инструмента, необходимого для осуществления контроля над прибытием и распределением иностранной рабочей силы и для защиты прав локальных работников, которым закон гарантирует преимущество при приеме на те или иные должности.

Сегодня предлагается вместо квоты ввести понятие «доли», определяющее уровень занятости иностранных граждан на предприятиях, осуществляющих экономическую деятельность. Этот прием позволит перейти от принципов точечного регулирования количества иностранцев, вовлеченных в хозяйственную деятельность предприятий той или иной отрасли, к долевому принципу — менее ограничивающему и более лояльному. Он позволяет обеспечивать предприятия, действительно нуждающиеся в неквалифицированных сотрудниках (в первую очередь, это строительная и сельскохозяйственная отрасли) достаточным количеством рабочей силы за счет иностранных граждан, нуждающихся в трудоустройстве, а также упрощать и ускорять процедуру приема на работу таких сотрудников.

Есть все основания предполагать, что в ближайшем будущем институт временного проживания на территории РФ также начнет претерпевать серьезные изменения. Сегодня иностранцы, планирующие в течение длительного времени жить и работать в РФ, могут получить вид на жительство только в соответствии с определенными квотами (что не всегда возможно). Курс на упрощение процедуры получения вида на жительство иностранными гражданами, готовыми работать официально, предполагает введение балльной системы. Критериями, очевидно, станут такие показатели, как квалификация гражданина, претендующего на получение вида на жительство, уровень владения русским языком, общий срок его пребывания на территории РФ.

На фоне вступления России в ВТО активно обсуждается законопроект, позволяющий привлекать иностранных граждан на позиции так называемого «ключевого персонала» — без ограничений по зарплате, но с обязательным требованием к трудовому стажу, согласно заявленной специализации на территории командировавшей потенциального сотрудника страны, входящей в ВТО. Законопроект позволяет без ограничений привлекать ключевой персонал представительствам иностранных компаний (что сегодня не представляется возможным, поскольку действуют строгие ограничения на прием высококвалифицированных специалистов).

Предполагается внести некоторые изменения и в закон «О правовом положении иностранных граждан»: злоупотребление правилами приема и пребывания иностранцев со стороны как работодателей, так и самих работников, имеющее место на практике, стало поводом для ужесточения некоторых требований. Например, требование о необходимости добровольного медицинского страхования, распространявшееся ранее только на высококвалифицированных иностранных работников, предлагается сделать общим для всех иностранцев. Также обсуждается предложение об отмене упрощенного порядка приема на работу граждан стран бывшего СНГ, которые сегодня могут быть трудоустроены без получения работодателем разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Предположительно заниматься выдачей таких разрешений будет не ФМС, а Центр занятости, что существенно изменит общий порядок процедуры оформления трудоустройства иностранцев из стран СНГ.

Согласно новому законопроекту, право на привлечение иностранной рабочей силы получат только организации и предприятия, не менее трех лет осуществляющие экономическую деятельность на территории РФ. Нельзя не отметить, что данная норма выглядит довольно дискриминационной по отношению к молодым, недавно созданным компаниям. Неоднозначным выглядит и предлагаемое тем же законопроектом требование об обязательном изучении русского языка не только гражданами стран СНГ и иностранцами, занятыми в сфере обслуживания, но и остальными категориями иностранных работников, планирующих трудоустраиваться на территории РФ. Проверкой уровня владения русским языком предположительно будут заниматься специальные центры.

Также планируется отменить действующую на сегодняшний день норму, позволяющую уволившемуся иностранцу искать новое место работы. В новой редакции закона предположительно будет пункт, предписывающий иностранному гражданину незамедлительно покинуть территорию РФ. Нововведения коснутся и процедуры проверки квалификации иностранных специалистов. Каждый работодатель, нанимающий на работу высокооплачиваемого квалифицированного работника, который является гражданином другой страны, будет обязан предоставить специальной комиссии доказательства, подтверждающие высокий уровень квалификации специалиста (иными словами, подтвердить, что квалификация сотрудника соответствует уровню выплачиваемой ему заработной платы).

Одним из наиболее щекотливых и неоднозначных вопросов, касающихся ответственности за трудоустройство иностранцев на территории РФ, становится вопрос о финансовом обеспечении их депортации в случае необходимости. При трудоустройстве иностранного гражданина работодатель берет на себя обязанности по оплате расходов такого рода, подкрепляя свои намерения гарантийным письмом, но на практике далеко не все работодатели готовы оплачивать депортацию или выдворение иностранцев, поэтому в результате средства, необходимые для завершения процедуры, выделяются из государственного бюджета. Новый законопроект перекладывает обязанность возмещения расходов на депортацию непосредственно на самого работника: предполагается, что по прибытии на территорию РФ каждый иностранный гражданин будет открывать специальный счет и зачислять на него заранее обозначенную сумму. Вопросы о том, каким именно образом заработает новый механизм компенсации, насколько эффективно он сможет обеспечивать возмещение расходов на депортацию иностранцев, и каким инстанциям препоручат реализацию данного проекта, остаются открытыми.

Обсуждаются также проекты внесения некоторых изменений в трудовое законодательство: в частности, планируется урегулировать наболевший вопрос о возможности увольнения иностранного гражданина в связи с истечением срока действия разрешения на работу. Предлагается ввести в обиход понятие «иностранный работник», и рассматривать иностранных граждан как отдельную категорию сотрудников, что позволит ввести отдельные нормы, регулирующие процедуры приема на работу и увольнения иностранцев. Согласно законопроекту, подлежит изменению и обязательный список документов, предъявляемых иностранцами при приеме на работу: в него включается страховой полис ДМС, вид на жительство, разрешение на работу. Процедура увольнения иностранных работников тоже будет дополнена: аннуляция разрешения на работу или истечение срока его действия сможет считаться достаточным основанием для прекращения трудового договора.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

САМОЕ ВАЖНОЕ






Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Читать статьи на сайте журнала «Кадровое дело» могут только зарегистрирвоанные пользователи. Регистрация займет всего 1 минуту, за это Вы получите доступ к важным профессиональным материалам и сервисам:

  • новости трудового законодательства;
  • статьи и ответы на вопросы по всем кадровым процедурам;
  • инструкции и подборки по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Скачивание доступно после регистрации


Зарегистрируйтесь бесплатно
и скачивайте любые документы.



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль