Закон о спецоценке принят: как теперь будем оценивать условия труда?

9036
С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее "Закон о специальной оценке"). С 2014 года все организации независимо от штатной численности должны раз в пять проводить специальную оценку условий труда. От ее результатов теперь зависит тариф дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд, а также размер или надбавки по взносам в ФСС России. На ваши вопросы отвечает Валерий КОРЖ, директор Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ.

ПОРТРЕТ ОФИЦИАЛЬНОГО ЛИЦА

Закон о спецоценке принят: как теперь будем оценивать условия труда?

Валерий Анатольевич КОРЖ

В 1986 году окончил Ростовское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск им. М. И. Неделина. В 2009 году – Российскую академию государственной службы при Президенте РФ – «Государственное и муниципальное управление». В 2002–2003 годах – государственный инспектор труда (по охране труда) в ГИТ в Московской области. С 2003 по 2004 год – главный государственный инспектор труда Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минтруда России. С 2004 по 2008 год работал в Роструде. Прошел путь от главного специалиста до заместителя начальника Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. С 2008 по 2012 год – заместитель директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России. С июня 2012 года – директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России. Действительный государственный советник РФ 3-го класса

Что послужило причиной замены аттестации рабочих мест специальной оценкой условий труда?

– В принятых поправках в пенсионное законодательство1 в декабре 2012 года уже было оговорено, что работодатели могут быть освобождены от уплаты дополнительных страховых взносов. Но только в том случае, если условия труда на рабочих местах по результатам специальной оценки признаны безопасными или допустимыми. При этом порядок проведения спецоценки предусматривался отдельным федеральным законом, которого на тот момент не существовало.

Далее по поручению Президента РФ была проанализирована законодательная нормативная база в части оценки условий труда, и стало понятно, что с введением механизма спецоценки в России появятся три процедуры исследования условий труда. Первая – это аттестация рабочих мест, вторая – специальная оценка условий труда и третья – государственная экспертиза условий труда, которая прописана в статье 216.1 Трудового кодекса. Поэтому было принято решение объединить их в рамках единой унифицированной процедуры и назвать специальной оценкой условий труда. Мы постарались учесть положительный опыт аттестации рабочих мест и ввести определенные новации, с тем чтобы несколько облегчить жизнь работодателям, не ущемляя конституционного права работников на безопасные условия труда.

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов.

В ней нет ничего совершенно нового, что было бы полной неожиданностью для работодателей и независимых организаций, которые будут проводить спецоценку. Максимально сохранена преемственность между процедурами. Например, несущественно изменены формы документов, которые оформлялись по результатам аттестации рабочих мест, для того, чтобы не создавать больших сложностей ни для работодателей, ни для оценщиков при переходе от одной системы к другой.

Административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения спецоценки условий труда или ее непроведение 4

Вид нарушения
Вид наказания
Кому назначается
Основание
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение Предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. Должностному лицу Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ (вступит в силу с 1 января 2015 г.)
Предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. Индивидуальному предпринимателю
Предупреждение или штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб. Организации
Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение Штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет Должностному лицу Часть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (вступит в силу с 1 января 2015 г.)
Штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток Индивидуальному предпринимателю
Штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток Организации

Каким образом специальная оценка облегчит жизнь работодателям?

– Понимаете, аттестация рабочих мест достаточно жестко предусматривала проведение измерений абсолютно всех факторов на рабочих местах. Это требовало больших и зачастую лишних расходов. Именно поэтому законом введена процедура идентификации вредных и опасных факторов на рабочих местах – для того чтобы определить, какие в действительности факторы есть на рабочих местах.

Это значит, что не нужно проводить тотальные измерения всех потенциально действующих на рабочем месте факторов производственной среды (как это делалось при аттестации рабочих мест). А сосредотачиваться надо в первую очередь там, где существуют реальные опасности здоровью работников в связи с их трудовой деятельностью.

Подчеркиваю, процедура спецоценки исключает тотальность измерений вредных и опасных факторов на рабочих местах, оптимизирует объемы лабораторных исследований – наиболее дорогой составляющей любой оценки условий труда. Это позволит сократить избыточные затраты работодателей.

Но не нужно преувеличивать роль спецоценки условий труда. Это только один из механизмов, который позволяет работодателю объективно оценить условия труда на рабочих местах с помощью независимого эксперта, выделить проблемные зоны в своей организации и сконцентрировать там основные ресурсы. Спецоценка проводится не ради самой оценки, а ради того, чтобы вывести на должный уровень производительность труда и сохранить квалифицированные кадры.

До 2014 года не подлежали аттестации офисные рабочие места, на которых сотрудники заняты работой исключительно на персональном компьютере. Сейчас по ним обязательно нужно проводить спецоценку. Почему?

– Да, эту норму подкорректировали, потому что нельзя допустить дискриминации работников в зависимости от того вида деятельности, которым они занимаются. Право на безопасные условия труда есть у всех, независимо от того, трудятся они в офисе, или, предположим, на металлургическом комбинате, или в шахте. Именно поэтому спецоценка обязательна для всех рабочих мест 2.

Для одних видов деятельности, где отсутствуют вредные факторы, процедура оценки будет упрощенной. Если независимая экспертная организация, которая проводит спецоценку, не выявила вредные факторы на рабочих местах, то работодатель подает в Роструд декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям.

Декларация действует в течение пяти лет. Если за это время не произошли несчастные случаи на производстве, не зафиксированы профзаболевания, отсутствуют жалобы работников, она автоматически пролонгируется еще на пять лет без каких-то повторных процедур.

Что делать работодателям, которые уже провели аттестацию?

– Мы предусмотрели в законе мягкий, длительный переход от аттестации к спецоценке. Результаты аттестации рабочих мест, которая юридически оформлена (издан приказ работодателя о завершении аттестации) до 31 декабря 2013 года, могут использоваться для целей спецоценки условий труда. Это значит, что таким работодателям не придется заново проводить новую оценку3.

Срок легитимности результатов аттестации рабочих мест – пять лет (ч. 6 ст. 27 Закона о специальной оценке). Например, если в декабре 2013 года работодатель завершил аттестацию рабочих мест, то он может использовать ее результаты до декабря 2018 года.

При этом работодатель вправе провести внеплановую спецоценку на определенных рабочих местах. Работодатели в непроизводственном секторе экономики, которые ранее не провели аттестацию рабочих мест по ряду причин, могут провести спецоценку поэтапно вплоть до конца 2018 года.

Хочу посоветовать работодателям не поддаваться на уговоры недобросовестных оценщиков оформить аттестацию рабочих мест задним числом, декабрем 2013 года. Роструд получил широкие полномочия по контролю за исполнением Закона о специальной оценке.

Если нарушение будет выявлено, то придется проводить спецоценку повторно, по полной программе, за полную стоимость. Кстати, обман обойдется работодателю дороже, чем проведение специальной оценки условий труда (таблица выше).

Организации, которая не проведет спецоценку, грозит серьезный штраф. А как насчет стимулов?

– До введения специальной оценки условий труда работодатель, у которого были вредные или опасные условия труда, мог освободиться от уплаты дополнительных взносов в Пенсионный фонд, только обеспечив абсолютно безопасные допустимые условия труда.

К этому, конечно, нужно стремиться, но не на всех видах производств даже при современном развитии технологий и техники можно обеспечить допустимые условия труда. Например, добыча угля подземным способом, которая включает в себя использование шахт и штолен. Нигде в мире еще не придумали, как здесь обеспечить допустимые комфортные условия труда, кроме как вывести всех людей из шахт и заменить их роботами, до чего наши техника и технология еще не дошли. Необходимо присутствие человека в этом процессе.


Читайте подробнее о специальной оценке условий труда в статье >>>


С 1 января 2014 года мы ввели так называемую дифференцированную шкалу дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд. Чем хуже условия труда (выше вредность), тем больше размер взносов. Если условия труда улучшаются, даже оставаясь в диапазоне вредных, то в этом случае размер взносов уменьшается (таблица выше). Это стимулирует работодателя улучшать условия труда, вкладывать средства, снижать класс условий труда, а значит, платить пониженный тариф страховых взносов.

Работодатели уже в I квартале смогут отчитываться по новым правилам, сокращая тем самым свои расходы и перераспределяя средства в пользу улучшения условий труда. Таким образом, штрафные санкции – это «кнут», а экономическое стимулирование, сокращение объемов страховых взносов – это «пряник».

Дополнительные тарифы5 взносов на обязательное пенсионное страхование в 2014 году6

Класс условий труда
Подкласс условий труда
Дополнительный тариф страхового взноса, %
Опасный 4 8
Вредный 3,4 7
3,3 6
3,2 4
3,1 2
Допустимый 2 0
Оптимальный 1 0

Беседовала Светлана НИКУЛИНА, эксперт журнала «Кадровое дело»


1Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ

2За исключением тех, что оборудованы у надомных и дистанционных сотрудников, а также у работников, занятых у физлиц, которые не являются предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона о специальной оценке).

3За исключением случаев, когда работодатель обязан провести внеплановую оценку. Например, введение новых рабочих мест, изменение технологического процесса и др. (ст. 17 Закона о специальной оценке).

4Пункт 3 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”».

5Если спецоценка проводилась, приведенные тарифы применяются в зависимости от установленного класса условий труда.

6Пункт 2.1 ст. 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль