К чему готовиться работодателям, привлекающим иностранных специалистов?

655
Обсуждение проекта Концепции миграционной политики. Это принципиально новый для России документ, который будет определять миграционную политику государства. В Концепции предлагается отменить систему квотирования. А вместо нее ввести такие механизмы, как привлечение мигрантов разной квалификации за счет программ организованного набора, краткосрочной, долгосрочной трудовой и сезонной миграции. Отвечает: Наталия ВЛАСОВА, вице-президент Фонда поддержки социальных проектов «Миграция XXI век»

Повод для разговора: Обсуждение проекта Концепции миграционной политики. Это принципиально новый для России документ, который будет определять миграционную политику государства.

Почему это важно? В Концепции предлагается отменить систему квотирования. А вместо нее ввести такие механизмы, как привлечение мигрантов разной квалификации за счет программ организованного набора, краткосрочной, долгосрочной трудовой и сезонной миграции.

На наши вопросы отвечает: Наталия ВЛАСОВА, вице-президент Фонда поддержки социальных проектов «Миграция XXI век».

Почему в настоящее время так остро встал вопрос о создании Концепции миграционной политики?

– Потому что в нашей стране пока не существует основополагающего документа, определяющего миграционную стратегию. До 2004 года действовала Концепция регулирования миграционных процессов*. Затем она прекратила существование, и в правовом поле образовался вакуум. Сегодня у нас есть закон о правовом положении иностранных граждан, который определяет, какие действия должны совершать государственные структуры по отношению к ним**. Однако он не говорит о стратегии развития миграционных процессов. Более того, с 2007 года и по настоящее время было внесено более 20 поправок в этот нормативно-правовой акт. Причем некоторые из них отменялись уже через месяц после того, как были внесены, и документ возвращается к старой редакции.

На местном уровне также издаются нормативно-правовые акты, которые противоречат отдельным пунктам закона о правовом положении иностранных граждан. В результате трудовой мигрант подает документы, чтобы получить разрешение на работу, в установленный срок приходит за ним и вдруг узнает, что за то время, пока он ждал оформленного разрешения, был издан местный закон, и ему теперь нужна новая справка. Подобная неопределенность усложняет вопрос привлечения иностранных работников.

В последнее время активно ведутся дебаты о том, нужны ли вообще трудовые мигранты России? Если нужны, то какие? Эти проблемы остаются неразрешенными, потому что у нас до сих пор нет в отношении них определенной точки зрения. Все это вызвало необходимость разработки Концепции миграционной политики.

Каковы плюсы и минусы этого документа?

– Само создание концепции – это движение вперед, попытка ответить на вопрос, какова должна быть политическая воля государства, касающаяся, в частности, трудовых мигрантов. Совершенствование процедуры получения вида на жительство, создание условий для приема мигрантов и рациональное использование их трудового потенциала – положительные моменты. Но не обошлось и без минусов.

Во-первых, в проекте Концепции отсутствует анализ негативного положения дел с привлечением трудовых мигрантов. Мы говорим, что они нам нужны, потому что в связи с демографическим положением трудоспособное население России постоянно уменьшается, и с 2012 по 2017 год оно будет сокращаться вообще рекордными темпами: по миллиону человек ежегодно***. Но о правоприменительной практике в связи с этим не сказано ни слова. Например, в законе о правовом положении иностранных граждан ранее было написано: мигрант обязан встать на учет в течение трех дней. После введения (весной этого года) поправок – по истечении семи дней. Что значит по истечении семи дней? На какой день? На восьмой? На десятый? Непонятно. Пользуясь такими недостаточно четкими нормами, чиновники специально мучают мигранта, чтобы человек был готов заплатить деньги, лишь бы эта волокита закончились и он смог в конце концов получить разрешение на работу.

Во-вторых, в концепции, на мой взгляд, не учтен вопрос профессиональной подготовки трудовых мигрантов и сертификации их профессиональных знаний и навыков, приобретенных непосредственно на рабочем месте. Нужно создавать центры, куда может прийти иностранный работник, чтобы повысить свою квалификацию или получить новую профессию, сдать экзамен, подтверждающий его профессиональные умения, и получить сертификат. Мигрант в этом случае сможет рассчитывать на более высокую зарплату, а у работодателя появится возможность привлекать квалифицированных работников. Хотя, конечно, создание таких центров – вопрос чрезвычайно сложный, поскольку все, как всегда, упирается в финансы. Деньги за обучение может вносить государство постоянного проживания мигранта, сам иностранный гражданин или работодатель, у которого он будет трудиться. Если российский работодатель будет обучать иностранца своими силами, ему нужно дать возможность восполнить эти затраты (например за счет налоговых льгот или постепенного возмещения затрат самим иностранным гражданином). Но для этого нужно менять срок пребывания мигрантов в России – вместо одного года разрешить трудиться в течение, например, трех или пяти лет. За этот период человек смог бы реализовать полученные знания на практике и вернуть работодателю затраченные на обучение средства.

Какие положения Концепции касаются непосредственно работодателя?

– Отмена механизма квотирования. С того момента, как система квот была введена, она показала, что в условиях рыночной экономики мы не можем реально определить потребность в рабочей силе. Как говорят специалисты Федеральной службы по труду и занятости, государство владеет информацией только о 25–30 процентах реальной необходимости рынка. Работодатель не может определить, кто ему понадобится через год. К тому же это очень трудоемкий процесс: по каждому трудовому мигранту работодатель должен представить таблицу, состоящую из 35 заполненных граф! Хорошо, если у него крупное предприятие – там есть кадровая служба, которая может подготовить документы. А если это малый или средний бизнес? Кто будет расписывать, кого и на каких условиях нужно привлечь? Но самое главное – при составлении таких заявок работодатель не имеет обратной связи. На уровне субъекта Федерации его еще информируют, принята заявка или нет, а когда это «пошло наверх» и квота в целом утверждена, он не знает, удалось ли ему попасть в желанный список. Получается, что работодатель тратит много сил и времени, а в итоге он, возможно, и не получит того работника, которого заявил.

Сама процедура определения потребности показывает: из года в год некоторые субъекты Российской Федерации делают запрос на привлечение иностранных работников по одним и тем же профессиям и специальностям, причем во все возрастающих размерах. Какой вывод напрашивается? Мы привлекаем все больше мигрантов, не занимаясь подготовкой национальных кадров. Это крайне неверная политика. То есть механизм квотирования не направлен на то, чтобы заставлять местные власти обращать внимание на подготовку востребованных кадров.

Кроме того, размер квот с 2009 года постоянно сокращается без учета реальной потребности работодателей в иностранных кадрах. Такая ситуация приводит к тому, что они вынуждены принимать на работу все большее количество нелегалов. Это прекрасно видно на примере Москвы, где объемы квот уменьшаются, а на улицах города мы видим все большее число мигрантов, значительная часть которых занята в теневом секторе.

В настоящее время механизм квотирования не выполняет функцию регулятора рынка труда. Поэтому многие эксперты выступают против механизма квотирования. Однако, я считаю, что в условиях рыночной экономики и такого большого притока иностранной рабочей силы отменять его нельзя.

ПОРТРЕТ ОФИЦИАЛЬНОГО ЛИЦА
Наталия Ивановна ВЛАСОВА
К чему готовиться работодателям, привлекающим иностранных специалистов?

С 1992 по 2004 год работала заместителем начальника Сводно-аналитического управления Федеральной службы занятости, заместителем руководителя Департамента занятости населения Минтруда России. С 2005 по 2008 год – заместитель начальника Управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы Российской Федерации. С 2009 года – вице-президент Фонда поддержки социальных проектов «Миграция XXI век». Имеет обширный опыт в сфере содействия занятости населения и привлечения иностранной рабочей силы. Вопросами внешней трудовой миграции занимается с 2002 года. При ее активном участии подготовлен и принят ряд международных, федеральных и ведомственных нормативных правовых документов, определяющих порядок привлечения иностранных работников в Российской Федерации. Автор ряда публикаций и статей в области рынка труда и трудовой миграции.

Какие программы могут выступать альтернативой квотирования?

– Планируется разработать программы краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, при которых будут применяться различные механизмы оценки специалистов, а также на каких условиях они будут трудиться в нашей стране. Претенденты на участие в программе должны отвечать определенным требованиям по состоянию здоровья, уровню доходов, пройти процедуру отбора по специально разработанной балльной или иной системе. В том числе будет развиваться организованный набор трудовых мигрантов определенных профессий, программы сезонной миграции (в основном для работ в сельском хозяйстве), проекты для квалифицированных и высококвалифицированных специалистов.

Минздравсоцразвития России внесло предложение по замене механизма квотирования перечнем рабочих мест (должностей) для привлечения иностранных работников. Это предложение рассматривалось в июле этого года на заседании одной из рабочих групп по разработке «Стратегии-2020»**** в Высшей школе экономики. По существу это те же квоты, только в еще более усложненном виде: помимо того, что в заявке работодателю нужно показывать, на какие места он будет привлекать иностранных специалистов, он еще должен будет указывать и уровень их квалификации. Представляете, какая это огромная работа – ко всему прочему еще нужно будет определять критерии квалификации. С рабочими специальностями проще – всем понятно, что означает «токарь 5-го разряда». А как быть с инженерными?

Исходя из сказанного, становится очевидным: квоты нужно оставить, но изменить механизм их формирования. А именно: необходимо вывести из-под системы квотирования ряд дефицитных для российского рынка труда профессий и специальностей. Более 20 лет назад Федеральная служба занятости анализировала эти специальности, чтобы выявить наиболее востребованные на рынке труда. Так вот, самой дефицитной для большинства субъектов Российской Федерации был газоэлектросварщик. Сколько лет прошло, а она остается по-прежнему чрезвычайно необходимой. Так почему бы газоэлектросварщиков не привлекать вне квоты наряду с другими весьма дефицитными профессиями?

Есть много вакансий, которые не заполняются в течение длительного времени. Как правило, это непривлекательные для российских граждан рабочие места, на которые с удовольствием пойдут трудовые мигранты: дворники, продавцы и обслуживающий персонал гипермаркетов, водители, каменщики, бетонщики и т. д. Их также необходимо выводить из-под механизма квотирования. Не надо никаких заявочных кампаний, все можно организовать намного проще – например, если работодателю необходим специалист, он подает заявку в службу занятости, и вакансия вывешивается на официальном сайте. Если по истечении месяца она осталась невостребованной местными работниками, то автоматически переходит на сайт Федеральной миграционной службы. После этого работодатель имеет право привлечь иностранного специалиста без всякой квотной кампании. Почему бы нам не пойти по такому пути?

Что еще в трудовых отношениях с мигрантами требует совершенствования в законодательном плане?

– Если трудовой мигрант работает нелегально, его депортируют, а работодатель платит штраф. Хотя штраф и преду­смотрен в размере до 800 000 рублей, но практически, даже когда я работала в Федеральной миграционной службе, ни разу не слышала, чтобы кого-то оштрафовали на такую сумму*****. Работодатели всеми правдами и неправдами пытаются заплатить меньшие деньги, а все стрелки перевести на трудовых мигрантов. Считаю, что в таких ситуациях необходимо больше спрашивать с работодателя. В Австралии, например, если работодатель нелегально привлекает иностранного гражданина, то есть нарушает контракт (например, по нему работник должен проработать полгода, а работодатель оставляет его у себя на год), все работодатели этого региона лишаются права нанимать иностранных работников.

Во многих государствах предусмотрено, что заработная плата иностранного гражданина в целях защиты местной рабочей силы должна быть выше средней по рынку труда, чтобы работодателю невыгодно было привлекать иностранца. А у нас зарплата рядового иностранца – это минимум. Он получает меньшие деньги, чем местный работник. Этот момент обязательно требует корректировки.

Кроме того, с 2010 года отменены налоги с заработной платы иностранных работников в фонды обязательного пенсионного и медицинского страхования. Значит, стало выгоднее привлекать трудовых мигрантов, а не национальную рабочую силу.

Ну а пока совершенствуется миграционная политика, работодателю следует внимательнее относиться к букве закона. Чтобы законы были написаны в интересах их пользователей, работодателям нужно объединяться, готовить обоснованные предложения, направлять их в соответствующие структуры – Российский союз промышленников и предпринимателей, «ОПОРУ РОССИИ», Торгово-промышленную палату. Их руководители в свою очередь будут инициировать обсуждение вопросов трудовой миграции на самом высоком уровне.

Беседовала Елена ИЛЬИНА,
эксперт журнала «Кадровое дело»


* Утверждена распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р «О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации».

** Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

*** Данные исследования «Миграция как фактор развития малого и среднего бизнеса и экономики России» Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и Института демографии НИУ ВШЭ, март 2011 г.

**** Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года.

***** Пункты 1, 2 ст. 18.15 КоАП РФ.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее о журнале


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа

      Самое выгодное предложение

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Записаться

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...









      © 2011–2017 ООО «Актион кадры и право»

      Журнал «Кадровое дело» –
      практический журнал по кадровой работе

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×

      Чтобы скачать этот и другие экспертные материалы сайта, оформите ознакомительный доступ.

      Не беспокойтесь, это займет меньше минуты.

      Получить доступ

      Простите, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

      Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего 2 минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      2 минуты, и вы продолжите читать
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль