• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Какое решение необходимо принять, если по результатам аттестации на некоторые места уменьшены льготы, связанные с работой в специальных условиях.

Какое решение необходимо принять, если по результатам аттестации на некоторые места уменьшены льготы, связанные с работой в специальных условиях.

134

Вопрос

В связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда на рабочем месте" на предприятии была проведена специальная оценка специализированной организацией. По результатам специальной оценки на некоторых рабочих местах должна быть установлена доплата в размере 8% без предоставления дополнительного отпуска. Ранее на этом же рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест предусматривалась доплата 12% и дополнительный отпуск до 7 рабочих дней.Согласно пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013г. № 421-ФЗ, дополнительный оплачиваемый отпуск, а также повышенная оплата труда должна быть сохранена в прежних размерах. Условия труда на данном рабочем месте не изменились, а в связи с изменением критериев оценки получается, что прежние льготы, перечисленные выше, им не предусмотрены, либо должны предоставляться в уменьшенном размере.На этом рабочем месте работают 2 человека, один из которых принят после специальной оценки условий труда.Нужно ли уменьшать доплату и отменять дополнительный отпуск старому работнику по итогам специальной оценки условий труда? Устанавливать ли прежний размер доплаты и дополнительный отпуск для нового работника согласно п. 3 ст. 15 ФЗ № 421 (согласно прежним результатам аттестации рабочих мест на предприятии) или же производить доплату и предоставлять доп. отпуск по новым правилам обоим работникам, т.е. на основании специальной оценки условий труда?

Ответ

Ответ на вопрос:

В ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" заложен принцип неухудшения положения работника. Если на 1 января 2014 года ему предоставляются гарантии и компенсации в большем размере, чем это предусмотрено новой редакцией Трудового кодекса РФ, то их размеры не могут быть снижены при условии сохранения соответствующих условий труда. Например, работодатель, применявший все три вида компенсаций в отношении рабочих мест со 2 подклассом вредности, не сможет с принятием Закона № 426- ФЗ отменить сокращенную рабочую неделю.

Соответственно, после проведения спецоценки сотруднику нельзя отменить или снизить размер компенсаций за вредность, предоставлявшихся по результатам аттестации, если условия труда на рабочем месте остались прежними.

Статья 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ буквально говорит о том, что в связи с изменением законодательства не должно быть ухудшено положение работников, которым до 01.01.2014 г. компенсации предоставлялись в большем размере, чем после внесения изменений в Трудовой кодекс РФ. Речь идет только о тех работниках, которые на момент изменения законодательства уже работали и имели право на компенсации законодательству об аттестации рабочих мест.

Следовательно, на работников, которые поступили на работу после 01.01.2014 г., требование ст. 15 Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ формально не распространяется. Вместе с тем, если следовать данным выводам, получится, что сотрудники, работающие в одинаковых условиях труда и выполняющие один и тот же объем работы, будут получать разный объем компенсаций. Такое положение может быть расценено как дискриминация в сфере труда, что запрещено статьей 3 ТК РФ.

В связи с этим, во избежание конфликтов с работниками и судебных разбирательств рекомендуем устанавливать работникам, принимаемым после 01.01.2014 г. на аттестованные рабочие места, компенсации в том же объеме, что и уже работающим на аналогичных рабочих местах сотрудникам.

Таким образом, и уже работающим, и вновь принятым сотрудникам нужно предоставлять компенсации за вредные условия труда в размере не ниже предусмотренных по результатам ранее проведенной аттестации.

Подробности в материалах Системы:

1. Нормативная база:Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"

Статья 15

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением пункта 4 статьи 9 и статьи 11 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 4 статьи 9 и статья 11 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2015 года.

3. При реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

4. Установить, что положения пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) до установления на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на указанных работах (в том числе на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны оптимальными или допустимыми) при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции настоящего Федерального закона).

5. Результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции настоящего Федерального закона), в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны вредными и (или) опасными.

Трудовой кодекс РФ

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ)

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 204-ФЗ)

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

17.10.2014г.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт кадровой справочной системы «Система Кадры»



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.38%
  • Иногда 56.46%
  • Не оформляем срочников 19.16%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль