По какой статье уволить муниципального служащего?

186

Вопрос

Подскажите пожалуйста, по какой статье уволить муниципального служащего, если она является супругой главы администрации района?

Ответ

Ответ на вопрос:

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 19 названного Федерального закона помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в Вашем случае основанием для расторжения трудового договора будет п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Формулировка приказа и записи в трудовую книжку следующая: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с несоблюдением запретов, связанных с муниципальной службой, пункт 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

При этом, как отметил Московский областной суд в Апелляционном определении от 28.08.2012 по делу N 33-15703/2012: при разрешении вопроса об увольнении работника по п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 25-ФЗ имеет значение два условия:

  • во-первых, установление факта родственных отношений между работниками,
  • во-вторых, наличие непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому в связи с осуществлением ими своих должностных обязанностей.

Подробности в материалах Системы:

1. Правовая база: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"

<…>

Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой

1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

(в ред. Федеральных законов от 21.10.2011 N 288-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

7) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

9) непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

10) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

(п. 10 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ)

1.1. Гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.10.2011 N 288-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.03.2014 N 23-ФЗ)

2. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

<…>

Статья 19. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим

1. Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:

1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

4) применения административного наказания в виде дисквалификации.

(п. 4 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ)

2. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

<…>

2. Судебная практика:

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 августа 2012 г. по делу N 33-15703/2012

Судья Шибаева Е.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Ракуновой Л.И.

судей Вострецовой О.А., Цуркан Л.С.,

при секретаре К.

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 августа 2012 года апелляционную жалобу Администрации г/п Калининец Наро-Фоминского муниципального района на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 04 мая 2012 года

по делу по иску Б.В. к Администрации городского поселения Калининец о признании незаконным прекращение действия трудового договора и увольнение, о восстановлении на работе, признании незаконными распоряжения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и расходов на услуги представителя,

заслушав доклад судьи Вострецовой О.А.,

объяснения представителя истицы, представителя ответчика,

заключение помощника Московского областного прокурора

установила:

Б.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского поселения Калининец о признании незаконным прекращение действия трудового договора и увольнение, о восстановлении на работе, признании незаконными распоряжения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и расходов на услуги представителя.

В обоснование заявленных требований указала, что между ней и ответчиком был заключен трудовой договор N 16 от 06.02.2006 г., согласно которому, она работала в администрации г/п Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области в должности заместителя главы администрации. В соответствии со структурой администрации г/п Калининец, утвержденной решением Совета депутатов г/п Калининец от 28.04.2011 года N 4/22 Б.В. утверждена заместителем главы по жилищным отношениям, молодежной политике, по безопасности, взаимодействию с государственными органами власти. Распоряжением от 13.02.2012 года N 09-к действие трудового договора прекращено, истец уволена с работы. Основанием для прекращения трудового договора в оспариваемом распоряжении указан п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 года N 25-ФЗ в связи с несоблюдением ограничений, связанных с муниципальной службой, а именно нахождение в родственных отношениях с Н. - ведущим специалистом администрации г/п Калининец. По мнению истицы, увольнение произведено с нарушением норм трудового законодательства.

Просила признать незаконным расторжение с ней трудового договора с 13.02.2012 года N 16 от 06.02.2006 года; признать незаконным увольнение, восстановить на работе с 13.02.2012 года на прежней должности, признать недействительными распоряжения N 09-к от 13.02.2012 года и N 08-к от 13.02.2012 года, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула в сумме 137 093 руб., компенсацию морального вреда в сумме 200 000 руб., расходы на услуги представителя в размере 35 000 руб.

В судебном заседании истица и ее представитель заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика исковые требования не признали.

Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 04 мая 2012 года иск удовлетворен частично. Суд признал незаконным увольнение Б.В. с должности заместителя Главы Администрации городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области и расторжение с ней трудового договора N 16 от 06.02.2006 года с 13.02.2012 г., восстановив ее на работе в прежней должности с 13 февраля 2012 года, взыскал с ответчика в пользу истицы средний заработок за время вынужденного прогула в сумме 121 607 руб. 02 коп., денежную компенсацию за причиненный моральный вред в размере 20 000 руб., расходы на услуги представителя в размере 35 000 руб.

Не согласившись с постановленным решением, ответчик обжалует его в кассационном порядке, в своей жалобе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение незаконным и подлежащим отмене. Основания к отмене решения суда в апелляционной инстанции предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.

Как усматривается из материалов дела, между Администрацией городского поселения Калининец и Б.В. заключен трудовой договор на неопределенный срок N 16 от 06.02.2006 года, в соответствии с которым Б.В. принимается на должность муниципальной службы заместитель главы администрации городского поселения Калининец. С ограничениями, связанными с прохождением муниципальной службы, работник ознакомлен.

В соответствии со структурой администрации, утвержденной решением Совета депутатов г/п Калининец от 28.04.2011 года N 4/22, Б.В. утверждена заместителем главы администрации по жилищным отношениям, молодежной политике, по безопасности, взаимодействию с государственными органами власти.

Между Администрацией городского поселения Калининец и Н. заключен трудовой договор N 29 от 07.07.2008 года, согласно которого она принята на должность муниципальной службы специалиста 1-й категории. 07.07.2008 года Н. ознакомлена с должностной инструкцией.

Распоряжением N 95-Р от 03.11.2009 года специалист первой категории Н. назначена на должность муниципальной службы ведущего специалиста администрации г/п Калининец, с должностной инструкцией Н. ознакомлена.

Из материалов дела также усматривается, и подтверждается показаниями истицы, что между Б.А., сыном Б.В., и Н. 09.09.2006 года зарегистрирован брак.

Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что в отношении истца при его увольнении допущена дискриминация в области труда, в связи с чем, требования истца о признании незаконным увольнения, расторжения трудового договора и восстановления на работе являются законными и обоснованными.

Удовлетворяя частично заявленные требования и восстанавливая истицу на работе, суд исходил из того, что непосредственная подчиненность или подконтрольность Н. по отношению к Б.В. из представленных в материалы дела должностных инструкций не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 394, 139 ТК РФ, суд определил период вынужденного прогула с 13.02.2012 г. по 03.05.2012 г. и взыскал в пользу истицы средний заработок за время вынужденного прогула в размере 121 607 руб. 02 коп. и компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

В соответствии со ст. ст. 98, 100 ГПК РФ суд также взыскал в пользу истицы расходы на услуги представителя в размере 35 000 руб.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации", гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Согласно п. 1.1 ст. 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов) с главой муниципального образования.

В силу п. 3 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Таким образом, при разрешении вопроса об увольнении работника по п. 3 ст. 19 Федерального закона, имеет значение два условия: во-первых, установление факта родственных отношений между работниками, во-вторых, наличие непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому в связи с осуществлением ими своих должностных обязанностей.

Судом установлено и материалами дела подтверждается наличие родственных отношений между Б.В. и одним из работников администрации г/п Калининец - Н., которая является женой сына истицы.

Из должностных инструкций Б.В. и Н. (т. 1 л.д. 157 - 163, т. 2 л.д. 92 - 95) усматривается, что в их должностные обязанности входит разрешение одних и тех же вопросов социальной сферы деятельности администрации г/п Калининец.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия полагает доказанным то обстоятельство, что Н. находилась в непосредственной подчиненности и подконтрольности Б.В. Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать на то, что должность которую занимала Б.В. является руководящей и предполагает наличие специальных познаний в области юриспруденции и умение ориентироваться в законодательстве РФ, в то время как должность ведущего специалиста, которую занимает Н. не предполагает специальных познаний и является средним звеном в структурной иерархии администрации г/п Калининец. Таким образом, на истице лежала ответственность по своевременному информированию высшего руководства о сложившейся кадровой ситуации. Также необходимо отметить, что общая численность служащих в администрации г/п Калининец малочисленна, в связи с чем, все сотрудники находятся в той или иной служебной зависимости и непосредственной подчиненности и подконтрольности друг от друга.

Судебная коллегия считает, что увольнение истицы по п. 3 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" является законным и обоснованным.

Таким образом, требования о взыскании с ответчика среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов не подлежат удовлетворению, поскольку они являются производными от основных исковых требований о восстановлении на работе в прежней должности, в удовлетворении которых судебная коллегия Б.В. отказывает.

С учетом вышеизложенного, решение суда о частичном удовлетворении требований Б.В. о признании незаконным увольнения Б.В. с должности заместителя Главы Администрации городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области и расторжении с ней трудового договора N 16 от 06.02.2006 года с 13.02.2012, восстановлении Б.В. на работе в прежней должности с 13 февраля 2012 года, взыскании с ответчика среднего заработка за время вынужденного прогула в сумме 121 607 руб. 02 коп., денежной компенсации за причиненный моральный вред в размере 20 000 руб., расходы на услуги представителя в размере 35 000 руб. подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 04 мая 2012 года в обжалуемой части, в части признания незаконным увольнения Б.В. с должности заместителя Главы Администрации городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области и расторжения с ней трудового договора N 16 от 06.02.2006 года с 13.02.2012 в связи с дискриминацией в сфере труда и в связи с занимаемой должностью и восстановлении Б.В. на работе в прежней должности заместителя Главы Администрации городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области с 13 февраля 2012 года, взыскании с Администрации городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области в пользу Б.В. среднего заработка за время вынужденного прогула в сумме 121 607 руб. 02 коп., денежной компенсации за причиненный моральный вред в размере 20 000 рублей (двадцать тысяч рублей), расходы на услуги представителя в размере 35 000 рублей (тридцать пять тысяч рублей), а также взыскании с Администрации городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области госпошлину в доход государства в размере 5082 рубля 14 коп. - отменить.

Постановить в отмененной части по делу новое решение, которым Б.В. в удовлетворении исковых требований к Администрации г/п Калининец Наро-Фоминского муниципального района о признании незаконным увольнения Б.В. с должности заместителя Главы Администрации городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области и расторжении с ней трудового договора N 16 от 06.02.2006 года с 13.02.2012 в связи с дискриминацией в сфере труда и в связи с занимаемой должностью, восстановлении Б.В. на работе в прежней должности заместителя Главы Администрации городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области с 13 февраля 2012 года, взыскании с Администрации городского поселения Калининец Наро-Фоминского муниципального района Московской области в пользу Б.В. среднего заработка за время вынужденного прогула в сумме 121 607 руб. 02 коп., денежной компенсации за причиненный моральный вред в размере 20 000 рублей (двадцать тысяч рублей), расходы на услуги представителя в размере 35 000 рублей (тридцать пять тысяч рублей) - отказать.

17.10.2014г.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Алла Хрипушина,

эксперт кадровой справочной системы «Система Кадры»

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль