Что делать, если водитель отказывается проходить стажировку?

68

Вопрос

Подскажите, водитель автомобиля не проходит стажировку (при приеме), не допускается до самостоятельной работы, что необходимо подготовить и оформить работодателю в этом случае, если возможно прекращение трудовых отношений, то по каким основаниям?

Ответ

Минтранс установил порядок приема на работу водителей автомобилей и городского наземного транспорта (Приказ Минтранса России от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

Прием на работу водителей осуществляется в несколько этапов.

Этап 1.Проверить на соответствие требованиям.

В первую очередь работодатель должен проверить соответствие водителя уровню профессионального образования. Подтвердить его работник может документом об образовании или о квалификации. Напомним, что профессиональные и квалификационные требования к водителям утверждены приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287.

Этап 2.Подтвердить стаж работы.

Далее необходимо уточнить стаж работы водителя, который прописан в трудовой книжке или ином документе в соответствии с ТК РФ. Только после подтверждения соответствия всем требованиям можно проводить собеседование с работником.

Этап 3.Собеседовать водителей.

Собеседование проводится в устной форме. Также работодатель имеет право добавить к устной форме тестирование. Важно отметить, что результаты собеседования необходимо внести в листы собеседования и хранить не менее 5 лет.

Этап 4. Направить кандидата на предварительный медосмотр

Подробнее об этом см. здесь: http://budget.1kadry.ru/#/document/131/83163/?step=17.

Этап 5. Стажировать водителей.

Работодатель обязан направить водителя на стажировку, если: кандидат впервые принимается на работу водителем, кандидат имеет перерыв в трудовой деятельности водителя более одного года, кандидат переводится с одного типа транспортного средства на другой. Что включает в себя стажировка? Стажировка состоит из инструктажа и практики. Количество часов стажировки устанавливает работодатель. Необходимо вести документальный учет проведенных стажировок каждого водителя. После того, как водитель прошел стажировку, его результаты нужно подтвердить стажировочным листом. Стажировочный лист работодатель хранит также не менее 5 лет.

Приказ вступил в силу 12 августа 2016 года.

Кроме того, порядок стажировки водителей также определяется "РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей" (утв. Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986), который не отменен и продолжает действовать.

Если водитель отказывается проходить стажировку:

Сразу отметим, что ни в Приказе Минтранса России от 11.03.2016 № 59, ни в РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 не предусмотрена ситуация, когда водитель отказывается проходить стажировку.

В данном случае мы бы рекомендовали в трудовом договоре с водителем (должностной инструкции) указать, что все водители при приеме на работу, а также в случаях, предусмотренных законом, обязаны проходить стажировку и получить положительную оценку за ее прохождение. Результат стажировке должен быть положительным (что отмечается в стажировочном листе). В случае, если результат стажировки будет отрицательным считать, что водитель стажировку не прошел.

Это позволит работодателю привлечь к дисциплинарной ответственности водителя за ее не прохождение. В случае повторного отказа (который можно оформить даже на следующий день после первого отказа) от прохождения стажировки водителя можно уволить за неоднократное неисполнение своих трудовых обязанностей.

Также отметим, что без прохождения стажировки нельзя допустить водителя до самостоятельной работы.

В данном случае в отношении такого сотрудника следует объявить простой по его вине.

Время простоя по вине работника не оплачивается (ст. 157 ТК РФ).

Кроме того, согласно ст. 155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника (даже в случае, если простой не будет объявлен) оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы (а никакой работы водитель не выполнит при отказе от стажировки, так как он до этой работы вообще не может быть допущен).

Если результат стажировки неудовлетворительный:

Здесь ситуация аналогична. В нормативных актах нет прямого ответа на данный вопрос.

В РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 указано только следующее: стажирование водителей завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке стажирования делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя. Обязательным является указание марки автомобиля и маршрутов, на которых водитель может работать. Указанное заключение служит основанием для рассмотрения квалификационной комиссией предприятия заявления водителя о присвоении ему квалификации II или III класса в установленном порядке.

В случаях, когда стажер, пройдя установленный курс стажировки и предоставляемые дополнительные 20 часов (см. п. 9.7), получил по итогам тестовых проверок неудовлетворительную оценку, водитель-инструктор совместно с водителем-наставником, ответственным за стажировку данного водителя автобуса, имеют право вынести решение о непригодности данного стажера к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса на рассмотрение квалификационной комиссии предприятия.

При рассматриваемых обстоятельствах при приеме на работу всем водителям целесообразно устанавливать испытательный срок.

В случае непрохождения стажировки сотрудник можно уволить как не прошедшего испытательный срок.

Но обратите также внимание, что испытание можно установить не всем работникам.

В случае, если испытание нельзя будет установить водителю, то схема будет как при 1 варианте (когда водитель отказывается от стажировки).

Также ТД в любое время можно расторгнуть по соглашению сторон.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Журналы и книги:

Что делать, если водитель отказывается проходить стажировку?

№9Сентябрь 2015

Светлана Кузьменко, ведущий юрист АКГ «Градиент Альфа»

Специфика

Отдельные категории работников

Оформление в штат водителя. Когда соискателя нужно отправить на медосмотр и что важно прописать в договоре

  1. Нужно ли организовывать медосмотр, если у кандидата есть медицинская спрака об отсутствии противопоказаний к работе водителем
  2. Обязательно ли указывать в трудовом договоре марку автомобиля
  3. Когда водитель будет возмещать стоимость ремонта за поврежденный в ДТП автомобиль

При приеме в штат водителя помимо стандартного перечня документов, установленного ст. 65 ТК РФ, работодателю необходимо проверить наличие у соискателя водительского удостоверения с неистекшим сроком действия.

Если работа водителя в вашей компании для работника будет совместительством, то нужно запросить у него справку с основной работы, чтобы удостовериться, что он не выполняет там аналогичные функции. Если он и там работает водителем, то принимать его на работу нельзя (ст. 329 ТК РФ). Еще один аспект, на который нужно обратить внимание — организация медосмотров. Часто работодатели хотят сэкономить на их проведении и требуют от соискателей предъявить соответствующие медицинские справки. Но это неправильно, именно работодателю нужно договориться с медицинской организацией и отправить сотрудника на медосмотр. Также нередко работодатели хотят подстраховаться и заключают с водителями договоры о материальной ответственности, чтобы впоследствии иметь возможность взыскать ущерб в полном размере. Такая практика оспорима, поскольку законом запрещено заключать с водителями такие договоры. Но возможность взыскать ущерб за поврежденный автомобиль все же есть. Если виновником ДТП, в котором пострадал автомобиль компании, стал работник, то при наличии соответствующего постановления инспектора ГИБДД или решения суда работодатель может взыскать ущерб в полном объеме.

Если водитель будет работать с опасными грузами, при трудоустройстве понадобится дополнительный документ

При оформлении трудовых отношений с водителем кандидат на эту позицию должен предъявить определенный пакет документов, перечень которых установлен ст. 65 ТК РФ. А поскольку работа, связанная с управлением транспортными средствами, имеет свою специфику, работодателю важно заранее обратить внимание на ряд деталей.

Возраст соискателя. Общее правило о приеме на работу с 16 лет для водителей не действует: минимальный возраст — 18 лет, по достижении которого возможно заключение трудового договора с водителем (ст. 265 ТК РФ). Это связано с тем, что профессия «водитель» содержится в Перечне тяжелых работ, при выполнении которых запрещается применение труда несовершеннолетних (постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163).

Наличие водительского удостоверения определенной категории. Глава 51 ТК РФ обязывает водителя иметь дополнительные документы, предъявляемые работником при приеме на работу. Помимо основного комплекта документов, указанного в ст. 65 ТК РФ (паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство, военный билет) работнику при приеме на работу нужно предъявить в кадровую службу водительское удостоверение. Важно помнить, что с работником может быть заключен трудовой договор только в том случае, если разрешенная в водительском удостоверении категория транспортного средства соответствует типу того автомобиля работодателя, для управления которым принимается работник.

Срок действия удостоверения. Трудиться водителем работник может только с действующими правами. Срок действия водительского удостоверения указывается в самом удостоверении. Если же в документе сотрудника срока нет, то нужно проверить, не истек ли 10-летний срок с момента его выдачи, установленный Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 (п. 27).

Наличие у соискателя особых навыков. Условия работы водителя могут подразумевать наличие у работника особых знаний и навыков, например, при перевозке опасных грузов. В этом случае работодатель вправе требовать от соискателя предъявления еще одного дополнительного документа, а именно свидетельства о подготовке водителя автотранспортного средства, перевозящего опасные грузы (свидетельство ДОПОГ).

В других случаях, например при приеме на работу личного водителя руководителя, предъявление соискателем иных дополнительных документов (различных свидетельств о прохождении профессиональных курсов и проч.) является желательным, но не обязательным условием.

Соискателя нужно отправить на медосмотр даже при наличии у него медицинской справки

Форма медицинского заключения, в отличие от его содержания, Приказом 302н не утверждена.

Следовательно, работодатель вправе требовать от работника предоставления медицинского заключения, составленного по любой форме, но в обязательном порядке содержащее следующие данные: дата выдачи, ФИО и дата рождения работника, наименование должности работника, наименование работодателя.

До заключения трудового договора с кандидатом на позицию водителя работодателю следует убедиться в отсутствии у него медицинских противопоказаний к выполнению данной работы. Для этого нужно за свой счет организовать прохождение соискателем медицинского осмотра и получить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний.

Зачастую работники в основном комплекте документов представляют медицинское заключение об отсутствии у них противопоказаний, выданное на имя другой организации, либо медицинскую справку по форме, утвержденной Минздравсоцразвития России от 28.09.2010 № 831н. Вместе с тем организация проведения предварительного медицинского осмотра соискателей на позицию водителя возложена именно на работодателя (ст. ст. 69, 212328 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон № 196-ФЗ)).

Соответственно наличие у соискателя на руках какой-либо медицинской справки не освобождает организацию от обязанности проведения за свой счет всех видов медицинских осмотров, предусмотренных законодательством. Кроме того, медицинская справка нужна самому водителю для получения или замены водительского удостоверения и не требуется работодателю для оформления трудовых отношений с работником.

Если организация заинтересована в определенном кандидате, ему следует выдать направление на прохождение предварительного медосмотра. Форма направления, в отличие от его содержания, законодателем не утверждена. Соответственно работодатель выдает соискателю направление на проведение предварительного осмотра в свободной форме, в котором, в том числе, должно быть указано:

– вид медосмотра;

– наименование работодателя;

– ФИО работника.

Такие требования установлены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Результатом успешного прохождения соискателем предварительного медосмотра будет являться заключение медицинской комиссии, выданное медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию. При этом не лишним будет запросить у работника представить одновременно с медицинским заключением заверенную копию лицензии медицинской организации, выдавшей данное заключение.

В случае нарушения указанного порядка медицинского освидетельствования работника организация может быть привлечена к достаточно серьезной административной ответственности в виде штрафа в размере до 130 тыс. руб. (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Медицинская справка нужна самому водителю для получения или замены водительского удостоверения, и работодателю для оформления трудовых отношений с работником она не требуется

Кстати

Работник может работать водителем, в том числе, на основании иностранных документов

Данное правило действует до 01.06.2017, после чего вступает в силу запрет на управление транспортным средством при осуществлении трудовой деятельности по иностранным национальным или международным водительским удостоверениям (п. 13 ст. 25 Закона № 196-ФЗ).

Данное правило действует до 01.06.2017, после чего вступает в силу запрет на управление транспортным средством при осуществлении трудовой деятельности по иностранным национальным или международным водительским удостоверениям (п. 13 ст. 25 Закона № 196-ФЗ).

Тем компаниям, у которых трудятся водители-иностранцы, пока можно не волноваться: до наступления указанной выше даты водитель вправе использовать международные или иностранные национальные права. Но это возможно при соблюдении следующего условия: документ соответствует Конвенции о дорожном движении 1968 года. Это значит, что права содержат записи, продублированные буквами латинского алфавита. В иных случаях для оформления трудовых отношений необходимо иметь заверенный нотариусом перевод водительского удостоверения на русский язык.

Указывать в трудовом договоре марку машины не нужно

После сбора работником и изучения кадровой службой всех необходимых документов можно приступить к заключению трудового договора. При его составлении работодателю следует обратить внимание на оформление следующих условий.

Марка автомобиля. Зачастую марку и государственный номер транспортного средства указывают в самом трудовом договоре, хотя сама по себе такая информация не является обязательным условием договора. Более того, для работодателя это, наоборот, невыгодно. Ведь при смене номера или предоставлении водителю другого автомобиля, даже на время ремонта закрепленного за работником автотранспортного средства, кадровой службе организации будет необходимо оформить соглашение к трудовому договору. В случае же несогласия работника пересесть за руль другого автомобиля придется использовать процедуру, установленную ст. 74 ТК РФ (то есть уведомлять работника об изменениях за 2 месяца). Поэтому лучше не конкретизировать подобную информацию, тогда любые перемещения сотрудника не потребуют получения его согласия (ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ).

Примерная формулировка трудового договора с водителем
«Работник принимается на работу водителем для управления автомобилями всех типов и марок из числа предоставленных Работодателем, с учетом наличия у Работника прав на управление автотранспортом соответствующей категории».

Использование подобной формулировки существенно облегчит жизнь работодателю и устранит причины для появления конфликтов.

Развернуть

Какие инструктажи должен проходить водитель транспортной компании

Вид инструктажа Когда проводится Содержание инструктажа
Вводный При приеме на работу Условия о маршрутах движения, особенностях погрузочно-разгрузочных работ, действиях водителей при ДТП и проч.
Предрейсовый До начала выполнения рейса водителем Условия о маршруте транспортного средства, об опасных местах на маршруте, погодных условиях, режиме работы водителя, времени отдыха и приема пищи, местах остановки и стоянки.
Периодический В период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия Информация, необходимая для производительной, безопасной и экономичной
работы на линии.
Сезонный С 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта ежегодно Вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля в соответствии с погодными и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников,
увеличение пассажиро-транспортных потоков и т. д).
Специальный При чрезвычайных ситуациях  Получение информации об опасных изменениях условий на маршрутах, о произошедших происшествиях.

Место работы водителя. На практике у работодателей возникает много вопросов при определении такого обязательного условия трудового договора, как место работы (ст. 57 ТК РФ). Достаточно часто в трудовом договоре с водителем сам автомобиль указывают как место работы, что является неверным, поскольку под местом работы подразумевается организация, расположенная в определенной местности (Обзор Верховного суда РФ от 28.02.2014). Поэтому можно ограничиться указанием наименования организации и местности, где она находится. Это выгодно, так как если компания решит сменить свой адрес, вносить изменения в договор не придется.

Характер работы. Работа водителя может быть разъездной или подвижной. Характер работы должен быть указан в трудовом договоре в силу ст. 57 ТК РФ. Работа считается разъездной, если она предполагает выполнение работниками трудовых функций на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения работодателя, или частые поездки работников в пределах населенного пункта по поручению работодателя. Подвижной считается работа, которая предполагает частые передислокации работодателя и, соответственно, территориальные перемещения работников или оторванность работника от постоянного места жительства. Такие определения содержатся в Положении о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве (утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 № 169/10-87). Однако данный акт служит больше ориентиром, чем обязательным к применению руководством. Поэтому водитель имеет разъездной характер работы при обслуживании территории, которая выходит за границы конкретного населенного пункта.

Примерная формулировка договора
«Характер работы Работника — разъездной, по территории Российской Федерации и территории иностранных государств».

Оплата труда. При определении в трудовом договоре условий оплаты труда работодатель вправе использовать любую из действующих на предприятии для данной категории работников форм оплаты труда (сдельную, повременную и др.).

Наиболее часто в трудовых договорах с водителями используется тарифная ставка (для водителей легковых автомобилей с нормированным количеством часов в день) и сдельная форма оплаты труда в зависимости от количества пройденных транспортным средством тонно-километров (для водителей грузового транспорта).

Виды расходов, которые нужно возместить работнику с разъездным характером работы

  1. Расходы по проезду
  2. Расходы по найму жилого помещения
  3. Суточные.

При расчете заработной платы водителей, трудящихся на тарифной основе, бухгалтерия работодателя берет за основу табели рабочего времени сотрудника, тогда как расчет водителя грузового транспорта, оплата труда которого зависит от пройденного транспортным средством километража, невозможна без использования путевых листов.

Также в трудовом договоре с водителем со сдельной системой оплатой труда можно установить сдельную расценку, меняющуюся в зависимости от того, выполняется ли рейс в одиночку или с напарником.

Для водителей транспортных компаний нужно проводить ряд обязательных инструктажей

В тех случаях, когда компания берет водителей в штат не для собственных нужд, а для оказания транспортных услуг, сначала придется оформить приказ о стажировке. Дело в том, что допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен (ст. 20 Закона № 196-ФЗ, п. 3.2 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей (утв. Минавтотрансом РСФСР от 20.01.1986, п. 7 Правил, утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7).

Приказ о проведении стажировки, оформляемый в свободной форме, должен содержать данные о сроках стажировки, закрепленном водителе-наставнике, типе и марке закрепленного автомобиля.

По окончании срока стажировки кадровая служба оформляет приказ об успешном прохождении стажировки и допуске работника к самостоятельной работе.

Кроме того, в транспортной отрасли действует множество видов и подвидов инструктажей, проведение которых возложено на работодателя действующими нормами безопасности труда. Проводить инструктажи должно аттестованное лицо, назначенное приказом руководителя предприятия (подп. 2.1.2 п. 2.1 Порядка, утв. постановлением Министерства труда и социального развития РФ, Министерства образования РФ от 13.01.2003 № 1/29, п. 4 ст. 20 Закона № 196-ФЗ).

При приеме на работу водителя-иностранца,

имеющего патент, нужно проверить территорию действия патента, поскольку иностранные работники не вправе трудиться за пределами того региона, в котором им был выдан документ. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н, который позволяет работать иностранцам в других регионах, не распространяется на патентников. Пока в него не внесут поправки, рисковать не стоит.

Если перечень обязательных инструктажей установлен только для водителей транспортных компаний, то медосмотры нужно проходить всем водителям без исключения. Порядок их проведения регламентируется приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н.

Также водители проходят периодические медицинские осмотры не реже чем один раз в 2 года, тогда как водители младше 21 года проходят периодические медосмотры ежегодно (п.п. 17, 27 приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н).

Порядок проведения периодических медосмотров схож с процедурой проведения предварительных медосмотров, за исключением того, что работодатель до начала процедуры составляет список работников и направляет его в территориальный орган Роспотребнанзора, а также оформляет календарный план прохождения медосмотров, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись.

Важно обратить внимание, что предрейсовые медосмотры нужно проходить всем водителям, за исключением водителей экстренных оперативных служб, тогда как послерейсовому медосмотру подлежат только водители, осуществляющие перевозку пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). При этом время, затраченное работником на прохождение медосмотра, должно быть учтено работодателем как рабочее время, подлежащее оплате в размере среднего заработка, оно также включается в стаж, дающий право на отпуск (ст. 185 ТК РФ). Кроме того, помимо перечисленных видов медосмотров работников нужно направлять один раз в 5 лет на обязательное психиатрическое обследование (ст. 213 ТК РФ).

Кстати

При приеме водителя по совместительству нужно выяснить, кем он работает на другой работе

Главное, чтобы он не выполнял у другого работодателя такую же функцию водителя.

Трудовой кодекс РФ запрещает водителям устраиваться на аналогичную работу по совместительству, чтобы избежать физических перегрузок и утомляемости работника, занятого управлением транспортным средством. Поэтому если водитель принимается на работу на условиях совместительства, работодателю важно убедиться, что по основному месту работу он не выполняет аналогичные функции, связанные с управлением транспортным средством. Для исключения риска привлечения предприятия к ответственности работодатель может в письменной форме ознакомить работника с установленными в ст. 329 ТК РФ ограничениями. При согласии работника представить дополнительные документы к личному делу водителя можно приложить копию трудового договора по основному месту работы либо письмо от основного работодателя о трудовой функции работника. Если же работник скроет этот факт, то увольнение нужно будет оформить в связи с нарушением правил заключения трудового договора (ст. 84 ТК РФ).

Заключать договоры об ответственности за вверенный автомобиль не допускается

На практике достаточно часто организации заключают с водителями договоры о полной материальной ответственности за вверенный им автомобиль. Такие договоры являются нарушением, так как они не предусмотрены законом. Для заключения договора о полной материальной ответственности нужно, чтобы занимаемая работником позиция содержалась в Перечне должностей и работ, утв. постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 (далее — Перечень).

Должность водителя, а также трудовая функция по управлению транспортным средством в указанном Перечне отсутствует. Соответственно, наличие заключенного договора о полной материальной ответственности с обыкновенным водителем не является основанием для взыскания с работника суммы ущерба в полном размере (определение ВС РФ от 19.11.2009 № 18-В09-72).

Но это вовсе не значит, что водителю не придется отвечать за причиненный компании ущерб. Работодатель вправе потребовать его возмещения при наступлении определенных условий, содержащихся в ст. 243 ТК РФ, к которым относится, в том числе, случай причинения ущерба в результате административного проступка.

В ситуации, когда ущерб причинен транспортному средству по вине водителя, например при нарушении им Правил дорожного движения (утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090; далее — ПДД), для взыскания убытка работодателю понадобится документ, подтверждающий совершение административного проступка (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52). Таким документом будет постановление о нарушении правил дорожного движения, составленное инспектором ДПС.

Действующие в настоящее время Правила позволяют водителям при отсутствии у них разногласий по поводу совершения ДТП не привлекать органы ГИБДД (п.п. 2.6 и 2.6.1 ПДД). Однако в этом случае работодатель в дальнейшем не сможет взыскать с работника ущерб в полном объеме, поскольку будет отсутствовать документ, подтверждающий совершение административного проступка водителем. Поэтому целесообразней закрепить в локальном акте организации обязанности работника по незамедлительному сообщению работодателю о совершении дорожно-транспортного происшествия и о необходимости не совершать каких-либо действий без указаний работодателя (не покидать место ДТП без вызова сотрудников ГИБДД).

В случае угона транспортного средства с находившимся на нем грузом без договора о полной материальной ответственности работодателю не обойтись. Однако его можно заключать, только если сотрудник работает водителем-экспедитором, так как позиция экспедитора указана в Перечне. Но осуществить взыскание компания сможет только в части стоимости пропавшего груза, без учета самого транспортного средства. Это связано с тем, что транспортное средство не является вверенным водителю имуществом предприятия, а представляет собой материально-техническое средство, необходимое для исполнения трудовой функции водителя (постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 12.03.2014 № 44г-38/14). Важно также учитывать, что для привлечения водителя к полной материальной ответственности за вверенный груз нужно удостовериться, что обязательство работника возместить ущерб в полном размере содержится в отдельном договоре, а не указано в тексте трудового договора с водителем (определение Магаданского областного суда от 16.08.11 по делу № 2-2025/2011).

Во всех иных случаях ответственность водителя ограничивается пределами его среднего месячного заработка. Если же работник согласен возместить ущерб из собственных средств добровольно, сторонам следует в письменной форме оформить обязательство работника возместить ущерб, в котором будет указан размер возмещаемого ущерба и порядок платежей. Также работодатель может удерживать сумму причиненного ущерба из зарплаты работника. При этом предельный размер удержаний не может превышать 20% зарплаты при каждой выплате (ст. 138 ТК РФ). Если же виновный работник, заключив соглашение о добровольном погашении суммы долга за счет заработной платы, в дальнейшем уволился, взыскать ущерб работодатель сможет только путем обращения в суд (ст. 248 ТК РФ).



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.38%
  • Иногда 56.46%
  • Не оформляем срочников 19.16%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль