Как производится уведомление об отпуске?

42

Вопрос

Разъясните пожалуйста, зачем в коммерческой компании уведомлять о предстоящем отпуске работников. Я понимаю, государственная служба - запланировали отпуска и идут по графику, деньги платит государство, а в коммерческих структурах, где Компании зарабатывают сами для себя и еще платят налоги в бюджет, каким образом уведомлять. У нас летная компания. График отпусков составляется как и положено, утверждается за две недели до окончания года. Но далее работники идут в отпуск по заявлению, поскольку есть работа летаем, нет работы отпускаем в отпуска, права работников ни кто не нарушает им предоставляются отпуска по 2-3 раза в год.Как можно уведомить заранее если он планировал отпуск в августе, а пошел на часть отпуска в мае. Перенос сделан. Есть ли какие нибудь разъяснения по данному вопросу, касаемые коммерческих компаний, что это не является нарушением (не уведомление работника о предстоящем отпуске), отпуска предоставляются по заявлению. Проверяющий ставит этот факт как нарушение.Что мы нарушаем? Нарушение - отсутствие оформленной бумажки. За три дня как положено перечисляем деньги. Можно разъяснения специалистов из Министерства труда? Является ли нарушением трудового законодательства отсутствие уведомления о предстоящем отпуске и уход работника в отпуск по его заявлению. Бред какой-то, стараешься соблюдать все права работника и еще за это и получаешь выговора от проверяющих. Спасибо

Ответ

Ответ на вопрос:

Однозначно ответить на Ваш вопрос нельзя.

О дате начала отпуска сотрудника нужно известить под подпись не позднее, чем за две недели до его начала (ч. 3 ст. 123 ТК РФ). Формы и способы такого извещения организация определяет самостоятельно. Это могут быть отдельные извещения или уведомления сотрудников, ознакомительные листы и ведомости, проекты приказов (распоряжений) и т. п.

Например, можно оформить уведомление о предстоящем отпуске в произвольной форме. Другой вариант: составить приказ об отпуске по форме № Т-6 или самостоятельно разработанной форме и ознакомить с ним сотрудников заранее: за две недели до начала отпуска.

Также можно унифицированную форму № Т-7 графика отпусков или самостоятельно разработанную форму дополнить двумя дополнительными графами. В одной из которых сотрудники будут расписываться в том, что им известна дата начала отпуска, а в другой – указывать дату уведомления о начале отпуска.


Читайте подробнее о Приказе на утверждение графика отпусков по этой ссылке.


Требования законодательства о предварительном уведомлении сотрудника о дате начала отпуска во всех указанных выше случаях будут соблюдены.

Аналогичные разъяснения даны в письме Минтруда России от 30 июля 2014 г. № 1693-6-1, а также пункте 4письма Роструда от 22 марта 2012 г. № 428-6-1.

Это прямое требование законодательством и исключений для коммерческих организаций не предусмотрено. Следует отметить, что исключений для работников, которым отпуск предоставляется вне графика по его заявлению, не предусмотрено. Однако, в этом случае действительно может возникнуть ситуация, при которой работнику отпуск может быть предоставлен по соглашению сторон, что допускается законодательством, и фактически уведомить о предстоящем отпуске у работодателя нет возможности.

То есть, даже если исходить из формального толкования законодательства, несмотря на фактическое наличие норм трудового законодательства, привлечь работодателя к ответственности нельзя, так как отсутствует его вина (ст. 49 Конституции РФ, ст. 1.5 КоАП РФ, ст. 5 УК РФ).

К сожалению, официальные разъяснения Минтруда РФ по данному вопросу отсутствует. Судебная практика по аналогичным ситуациям неоднородна. Одни суды считают, что действительно, в случае если отпуск предоставляется по заявлению работника, то работодатель фактически не имеет возможности соблюсти требования законодательства и это не уведомление работника о предстоящем отпуске за две недели не является нарушением и привлечь за это работодателя к ответственности нельзя (Решение Сахалинского Областного Суда от 10 ноября 2015 г. № 72-321/2015; Решение Ульяновского Областного Суда от 08 апреля 2014 № 7-83/2014). Однако, есть суды, которые придерживаются противоположной позиции (Решение Омского Областного Суда от 13 октября 2015 г. № 77-421/2015).

С учётом данных обстоятельств, в случае если инспекция труда наказала организацию в описанном в вопросе случае, есть шанс, что в суде можно доказать необоснованность наказания (см. приложение к ответу ниже). Однако, не исключено, что суд оставит наказание в силе. Поэтому, в дальнейшем, для исключение подобных рисков, целесообразно предоставлять работникам отпуск, если заявление было получено от них не позднее, чем за две недели от соответствующего отпуска. Это минимизирует потенциальные риски.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ответ: Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции?

Возражения на акт, предписание

Как подать возражения на акт или предписание, полученные по итогам проверки трудовой инспекцией?

По итогам проверки (как плановой, так и внеплановой) трудовая инспекция оформляет акт. Кроме того, ею могут быть составлены предписание и постановление, если в ходе проверки будет установлено, что организация нарушила трудовое законодательство.

Если организация не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения.

Подать возражения необходимо в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания. Возражения могут быть поданы в отношении документа в целом или его отдельных положений. При необходимости организация вправе приложить к возражениям подтверждающие документы или их копии. Подготовленные возражения организация направляет в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку.

Об этом говорится в части 12 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

По итогам рассмотрения возражений, при условии что они обоснованны, акт проверки (предписание) может быть изменен (полностью или частично) или отменен.

Возражения на постановление

Как подать возражения на постановление об административном порядке, полученное по итогам проверки трудовой инспекцией?

Если у организации имеются возражения в отношении постановления об административном правонарушении, то его нужно оспаривать в особом порядке. Подать возражения необходимо в течение 10 календарных дней со дня вручения документа или получения его по почте. По усмотрению организации направить возражения она может как в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку, так и в суд. Такой порядок следует из совокупности положений части 1 статьи 30.2, части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении может быть оставлено без изменений, отправлено на новое рассмотрение или отменено. Принятое решение доводится до организации в течение трех календарных дней с момента его вынесения. Копия решения может быть вручена лично представителю организации или направлена по почте. Об этом говорится в статьях 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обжалование действий инспектора

Как обжаловать действия трудового инспектора, проводившего проверку в организации?

Если в ходе проверки сотрудники трудовой инспекции своими действиями (бездействием) нарушили права проверяемой организации, то такие обстоятельства также могут быть обжалованы (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Причем некоторые действия трудовых инспекторов могут быть отнесены к грубым нарушениям, при наличии которых результаты всей проверки признаются недействительными и подлежат отмене (ч. 1 ст. 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

К таким грубым нарушениям, в частности, относится:
– проведение проверки при отсутствии оснований (например, проведение плановой проверки, не предусмотренной в плане);
– несоблюдение срока уведомления о проведении проверки;
– проведение проверки без согласования с прокуратурой (в тех случаях, когда такое согласование обязательно);
– нарушение сроков проведения проверки;
– проведение проверки без соответствующего приказа (распоряжения) руководителя трудовой инспекции (его заместителя);
– истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
– непредставление акта проверки.
Полный перечень нарушений приведен в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Обжаловать указанные, а также иные неправомерные действия (бездействие) сотрудников трудовой инспекции организация может:
в административном порядке;
в судебном порядке.
Причем воспользоваться указанными способами обжалования организация может и одновременно. Это следует из положений пункта 4 статьи 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. На это указывают и суды (см., например, постановление Санкт-Петербургского городского суда от 7 октября 2013 г. № 4а-1341/13).

Административный порядок обжалования

Как обжаловать в административном порядке действия трудового инспектора, проводившего проверку в организации?

Процедура обжалования действий (бездействия) сотрудников трудовой инспекции в административном порядке в настоящее время не установлена. На практике такая процедура сводится к следующему.

Прежде всего организации нужно оформить заявление (жалобу). Документ составьте в письменной форме с соблюдением требований к оформлению, установленных законодательством. В частности, жалоба должна содержать:
– адресат (т. е. лицо, которому направляется жалоба);
– фамилию, имя, отчество и должность инспектора, действия (бездействие) которого обжалуются;
– наименование заявителя (т. е. организации, которая подает жалобу);
– почтовый или электронный адрес организации (для направления ответа);
– существо обжалуемого действия (бездействия) сотрудника инспекции;
– дату и подпись заявителя (руководителя организации или уполномоченного им лица).

Кроме того, в жалобе укажите:
– причины несогласия с действиями (бездействием) трудового инспектора;
– обстоятельства, на основании которых нарушены права, свободы и законные интересы организации;
– требования признать незаконными обжалуемые действия (бездействие) и (или) отменить результаты проверки трудовой инспекции (при наличии на то достаточных оснований);
– иные сведения по усмотрению организации, которые помогут раскрыть сущность жалобы.

При необходимости к жалобе приложите документы, подтверждающие обоснованность изложенных в ней обстоятельств. А перечень таких документов укажите в самой жалобе.

Жалобу оформляйте на имя руководителя трудового инспектора, который проводил проверку. Кроме того, возражения могут быть направлены главному государственному трудовому инспектору. При этом действия (бездействие) самого главного государственного трудового инспектора можно обжаловать только в суде. Это следует из положений статьи 361 Трудового кодекса РФ.

По общему правилу оформить и подать жалобу организации следует в течение трех месяцев с момента, когда она узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (ст. 254–256 ГПК РФ).

Трудовая инспекция рассмотрит поступившую от организации жалобу и проведет служебное расследование (ч. 2 ст. 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). По итогам расследования будет принято решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. О любом из принятых решений инспекция сообщит организации письменно.

Если при рассмотрении жалобы будут выявлены виновные должностные лица, то дополнительно трудовая инспекция сообщит о мерах, принятых в отношении таких лиц. Предоставить данную информацию инспекция должна в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующих мер. Об этом говорится в части 3 статьи 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Пример обжалования результатов проверки трудовой инспекции в административном порядке

В ЗАО «Альфа» трудовая инспекция провела плановую выездную проверку без соответствующего распоряжения (приказа). Генеральный директор «Альфы» подготовил заявление об обжаловании результатов проверки на имя руководителя трудовой инспекции по г. Москве.

Судебный порядок обжалования

Как обжаловать в судебном порядке действия трудового инспектора, проводившего проверку в организации?

При судебном порядке обжалования действий (бездействия) трудового инспектора организации следует руководствоваться гражданским процессуальным законодательством РФ, а именно главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).

В заявлении, в частности, должны быть указаны следующие сведения:
– неправомерные, по мнению организации, действия (бездействие) трудового инспектора;
– нарушенные инспектором права и свободы организации.
Об этом говорится в пунктах 4, 5 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ.

К заявлению приложите копии документов, которыми можно подтвердить нарушение прав организации при проведении проверки (например, акт, из которого следует, что проверка проведена с нарушением сроков). Вместе с заявлением и приложенными к нему документами предоставьте суду копии искового заявления (для ответчика и третьих лиц), а также документ об уплате госпошлины. Это следует из положений статьи 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.


У вас не останется вопросов о том, Если работник не согласен с графиком отпусков после прочтения статьи по ссылке.


По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

Суд рассмотрит заявление в общеустановленном порядке и вынесет соответствующее решение, копия которого будет направлена для ознакомления в организацию.

Вопрос из практики: может ли суд по жалобе организации снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результату проверки. Сам факт нарушения работодатель не оспаривает

Да, может, в том числе установить его ниже, чем минимальный штраф, предусмотренный за допущенное нарушение в законодательстве.

Суды уполномочены рассматривать жалобы на решения, вынесенные трудовыми инспекторами по делам об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 23.12, ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). По результатам рассмотрения жалобы судья может изменить ранее вынесенное инспектором решение. В частности, снизить размер выписанного штрафа. Такое возможно, если суд установит, что инспектор установил необоснованно высокий штраф, который не соизмерим с последствиями и обстоятельствами, при которых совершено нарушение. Это следует из положений пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Следует учесть, что судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве. Это возможно, если выполняются два условия:

  • согласно законодательству минимальный штраф за совершенное нарушение составляет не менее 100 000 руб.;
  • есть исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного нарушения и его последствиями, а также с имущественным и финансовым положением организации. Перечень таких обстоятельств законодательством не установлен, поэтому в каждом конкретном случае судья самостоятельно принимает решение об уменьшении штрафа с учетом всех обстоятельств дела. Например, суд может снизить ранее назначенный штраф, если сочтет его размер чрезмерным и не соответствующим целям административного наказания, см., например, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2014 г. № А41-24800/14.

При этом окончательный размер штрафа при выполнении указанных условий не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение. Например, если за нарушение предусмотрен штраф от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет понизить штраф максимум до 125 000 руб.

Такие правила прописаны в частях 3.2–3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На это указывают и суды, см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 октября 2014 г. № Ф05-12019/14.

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы судья может снизить размер штрафа, а при наличии определенных обстоятельств и вовсе установить его меньше минимального предела, предусмотренного в законодательстве.

Вопрос из практики: может ли проверка быть признана недействительной, если трудовой инспектор не внес запись в журнал учета проверок или не указал в акте проверки об отсутствии журнала у работодателя

Нет, не может.

Результаты проверки признаются недействительными, только если она проведена с грубым нарушением. Перечень таких нарушений является закрытым. Невнесение записи в журнал проверок или отсутствие записи в акте о том, что такой журнал работодатель не ведет, к грубым нарушениям не относятся. Это следует из положений статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Таким образом, указанные обстоятельства сами по себе не могут стать основанием для отмены результатов проверки, которую провели сотрудники трудовой инспекции.

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

11.08.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Игорь Иванников,

эксперт Системы Кадры



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.29%
  • Иногда 56.37%
  • Не оформляем срочников 19.34%
результаты

Рассылка



Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль