Как заключить эффективный контракт?

21

Вопрос

Подскажите пожалуйста как составить шаблон эффективного контракта для педагога и воспитателя в части обязанностей? Что именно должно быть указано в трудовой функции? Там должны быть полностью отражены должностные обязанности педагога и его нагрузка (которая меняется ежегодно)? Или как сказано на вебинаре Митрофаной В., трудовая функция это не должностные обязанности и она должна быть отражена в одной фразе? Тогда непонятно, нам нужно ежегодно вносить изменения в должностную инструкцию, в связи с изменяяющейся нагрузкой педагога и его областью ответственности? Тогда как это делать? И еще остался не до конца понятен предыдущий вопрос с переименованием должностей педагогов. В трудовых книжках все учителя записаны как учителя физики, химии, начальных классов и т.д. А в справочниках ЕТКС и профстандартах указана должность-учитель? Тогда если все педагоги принимаются просто как учителя, то как предьявлять требования по профильности учителя при приеме и в процессе работы? Чем это регламентируется и устанавливается? И как исправить ситуацию с этими должностями в трудовых книжках, если часть педагогов уже оформило пенсию с данными наименованиями должностей?

Ответ

Ответ на вопрос:

При внедрении эффективного контракта необходимо конкретизировать трудовые функции сотрудников. При установлении трудовых функций рекомендовано использовать должностные обязанности, установленные для соответствующей должности в профессиональных стандартах, а если стандарт еще не разработан, то в квалификационных справочниках. Об этом сказано в пункте 10 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Соответственно, в эффективном контракте следует указать конкретные обязанности работника.

Образец эффективного контракта см. http://budget.1kadry.ru/#/document/118/18190/?step=5

При этом согласно п.1.3 Приложения 2 объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Соответственно, объем учебной нагрузки обязательно должен быть определен в трудовом договоре (эффективной контракте), а при ее изменении заключается дополнительное соглашение, в котором устанавливается новый объем нагрузки.

Причем, если вместе с нагрузкой изменяются и должностные обязанности, то необходимо также (при необходимости и ежегодно) отражать такое изменение в дополнительном соглашении.


Более подробно о Испытательном сроке контрактников вы можете узнать в статье.


Изменить должностные обязанности можно только по соглашению сторон, т.к. т. 74 ТК РФ прямо запрещает изменять трудовую функцию по инициативе работодателя.

  1. В соответствии с абз.3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.
  2. Согласно п. 1.4 Приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
  3. Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

С должностями педагогических работников связано досрочное пенсионное обеспечение, предоставление удлиненных отпусков, ограничение, связанное с наличием судимости.

Следовательно, наименование их должностей должно соответствовать ЕКС или профстандартам.

И в ЕКС, и в профстандарте указана должность учителя (см. ПРИКАЗ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ от 26.08.2010 № 761н Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 18.10.2013 № 544н Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" ).

Соответственно, в штатном расписании указывается должность «учитель», а профильность учителя определяется тарификацией. Можно также указать в обязанностях учителя круг предметов (предметных дисциплин), обучение по которым он осуществляет.

Законодательство не требует указывать в наименовании должности преподаваемый предмет.

В то же время, полагаем, что наличие избыточной информации, связанной с указанием преподаваемого предмета, наименования должности «учитель» не изменяет, прав на льготы и компенсации не лишает (см. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 25.02.2016 по делу N 33-1308/2016, Апелляционное определение Астраханского областного суда от 28.10.2015 по делу N 33-3856/2015).

В связи с этим вносить изменение в штатное расписание и переименовывать должности в указанной Вами ситуации не обязательно.

Подробности в материалах Системы Кадры:

При внедрении эффективного контракта необходимо конкретизировать трудовые функции сотрудников. Трудовая функция представляет собой работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации либо конкретный вид поручаемой сотруднику работы (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). При установлении трудовых функций рекомендовано использовать должностные обязанности, установленные для соответствующей должности в профессиональных стандартах, а если стандарт еще не разработан, то в квалификационных справочниках. Об этом сказано в пункте 10 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Такая конкретизация необходима, чтобы сотрудники четко понимали, какие трудовые обязанности за ними закреплены и за выполнение каких функций при достижений установленных показателей они смогут получить соответствующие доплаты.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

  1. Ответ: Как конкретизировать трудовую функцию сотрудника при внедрении эффективного контракта
  2. Ответ: Как установить для педагогических работников учебную нагрузку

Объем учебной нагрузки педагогических работников определяют ежегодно на начало учебного года и устанавливают локальным актом образовательной организации. Такие локальные акты, а также изменения к ним принимают с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа сотрудников.

Объем учебной нагрузки конкретного педагогического работника следует закрепить в его трудовом договоре. Временное или постоянное изменение учебной нагрузки, указанной в трудовом договоре педагогического работника, допустимо только по соглашению сторон. Это касается как увеличения, так и уменьшения учебной нагрузки.

Образовательная организация не может по собственной инициативе изменить в текущем учебном году тот объем учебной нагрузки, который установлен на начало учебного года. Также организация не может в одностороннем порядке изменить объем нагрузки, установленный в текущем учебном году, на следующий учебный год. Однако в отдельных случаях такое изменение со стороны работодателя допустимо. Например, если необходимо уменьшить учебную нагрузку педработников общеобразовательных организаций в связи с уменьшением количества часов по учебным планам и графикам, сокращением количества обучающихся, групп или классов.

Обо всех случаях изменения учебной нагрузки и их причинах работодатель должен уведомить педагогического работника в письменной форме как минимум за два месяца. Такое уведомление не требуется при изменении учебной нагрузки по обоюдному согласию сторон.

Это предусмотрено в пунктах 1.3–1.8 приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 и пункте 4 примечания к приложению 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601.

Александр Завгородний,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета

Санкт-Петербургского государственного университета

Кадровая справочная система



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.38%
  • Иногда 56.46%
  • Не оформляем срочников 19.16%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль