Как проводится обучение на рабочем месте?

43

Вопрос

Подскажите, что не входит в перечень видов обучения на рабочем месте: самообучение, участие в специальных семинаров по месту работы, ротация, дублирование. Спасибо.

Ответ

Ответ на вопрос:

Методы обучения персонала можно разделить на две группы: ‐ обучение на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования ответственности и другие методы; обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы. Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы.

Таим образом, из приведенных Вами методов обучении: участие в семинарах, самоподготовка (самообучение) не являются обучением на рабочем месте.

Форму обучения выбирает ответственный за обучение персонала в организации специалист. Форма обучения напрямую зависит от метода обучения, с помощью которого преподаватель (или группа преподавателей) планирует провести обучение персонала.

Перечень форм проведения обучения, их описание, плюсы и минусы см. в таблице в доп. материалах.

Отметим, что на законодательном уровне не определено, в каких формах может происходить обучение на рабочем месте.

В ст. 202 ТК РФ сказано, что ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.

При этом термин «ротация» употребляется применительно к госслужбе.

Ротация гражданских служащих – назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в том же или другом госоргане, проводимое с целью повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции. При этом ротация может осуществляться внутри территориального органа федерального органа исполнительной власти.

Перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, утверждают соответствующие органы исполнительной власти.

Об этом сказано в статье 60.1 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пункте 2.2 Методических рекомендаций Минтруда России от 30 апреля 2013 г.

В литературе о теории обучения ротация рассматривается и как один из методов обучения. Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями. Преимущества метода ротация: ‐ Оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника; ‐ Помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями;

‐ Расширяет социальные контакты на рабочем месте.

Дублирование в теории обучения рассматривается как термин аналогичный понятию стажировка. Т.е. осуществляется именно на рабочем месте.

Примечание:

ВАЖНО!!! Профессиональное обучение - это лицензируемый вид деятельности.

По закону профобучение может осуществляется как в образовательных организациях, так и на производстве (п. 6 ст. 73 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Перечень профессий рабочих, служащих по которым осуществляется профобучение, с указанием присваиваемой квалификации утвержден Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513. Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих к основным программам профобучения (подп. 3 п. 3 ст. 12 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не содержат исключений на случай профессионального обучения, которое осуществляет работодатель. В настоящее время исключений, когда образовательная деятельность может осуществляться без лицензии: образовательные организации Сколково и ИП, которые не привлекают других лиц для преподавания, а осуществляют эту деятельность только своими силами.

Так, часть 2 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ: Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Ранее в положении о лицензировании образовательной деятельности было указано, что в том, случае, если обучающая организация не выдает обучающимся документ об образовании и не проводит итоговую аттестацию, то лицензия ей не нужна (Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 837 Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации... (с изменениями на 24.09.2010) (утратило силу с 07.11.2013 на основании постановления...), но в новом положении о лицензировании такого условия в настоящее время нет (Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 О лицензировании образовательной деятельности

Кроме того, учтите, что одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является: наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

С учетом изложенного, на осуществление такой деятельности целесообразно получить лицензию на осуществление профессионального обучения.

За отсутствие лицензии может быть применена административная ответственность по ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ:

  • для организации – штраф от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для руководителя организации – штраф от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Справочник (VIP - версия): Формы проведения обучения

Формы Отличия Преимущества Выгода
Лекция
  • монолог лектора;
  • без обратной связи;
  • восприятие аудио-, видеоматериалов
  • возможность записи (диктофон, видео, бумажный носитель);
  • возможность воспроизведения в любое время;
  • получение систематизированной информации
  • большой объем информации за короткий период времени;
  • получение целостного теоретического представления о предмете
Семинар
  • диалог (преподаватель – аудитория);
  • восприятие: аудио-, видеоматериалы, кинестетика;
  • активная работа аудитории;
  • предварительная подготовка
  • информация (запись) и упражнения (проба);
  • возможность получить представление о практическом опыте других
  • получение ответов на актуальные, насущные вопросы;
  • возможность уточнить информацию (вопрос – ответ в конце темы);
  • обмен опытом
Конференция
  • наличие разнообразных тем;
  • несколько выступающих, представляющих различные сферы (организации)
  • рассмотрение различных взглядов на проблему;
  • представление практического опыта организаций
  • возможность выбора;
  • возможность узнать о практическом опыте других;
  • возможность взглянуть на проблему с разных точек зрения
Открытые тренинги
  • работа в группе;
  • наличие обратной связи;
  • наглядность курса (видео);
  • сотрудники других организаций;
  • личное участие в практических упражнениях
  • открытость;
  • наглядность;
  • знакомство с другими организациями;
  • общение по интересам;
  • креативность;
  • практика
  • опыт других организаций;
  • получение требуемых навыков;
  • стимул для изменения и совершенствования привычных форм деятельности (получение обратной связи)
Корпоративные тренинги
  • работа в команде;
  • наличие обратной связи;
  • наглядность курса (видео);
  • обмен опытом с коллегами
  • наглядность;
  • переход на неформальные интересы;
  • командообразование;
  • погружение в процесс;
  • получение собственной оценки;
  • креативность
  • получение требуемых навыков;
  • получение обратной связи;
  • передача собственных знаний другим участникам тренинга (мотивация);
  • развитие компетенций;
  • отладка внутрифирменных коммуникаций;
  • решение корпоративных задач
Деловые игры
  • цель – результат;
  • участие в решении практической задачи;
  • взаимодействие с другими участниками
  • самостоятельность;
  • мотивация участников;
  • возможность взглянуть на проблему с нескольких точек зрения
  • работа на результат организации;
  • получение практического опыта решения задачи;
  • расширение личного багажа подходов к решению задачи
Мастер-класс
  • работа над проблемами;
  • передача экспертом-профессионалом личного практического опыта
  • мотивация участников;
  • рационализация;
  • самостоятельность;
  • работа над трудными практическими ситуациями под руководством опытного профессионала
  • использование полученных знаний и навыков на практике;
  • подготовка предложений, проектов документов для деятельности организации
Стажировка
  • предоставление информации на рабочем месте в рабочее время;
  • предоставление информации непосредственным руководителем, специалистом по управлению персоналом
  • своевременная корректировка информации;
  • информация получена из официальных источников организации
  • управление информацией от организации;
  • достоверность информации
Наставничество
  • обучение на рабочем месте в рабочее время;
  • обучение и поддержка нового сотрудника более опытным и квалифицированным
  • скорость адаптации в новом коллективе;
  • отработка знаний на практике;
  • консультирование по трудным вопросам;
  • своевременность ответов на возникающие вопросы;
  • мотивация (значимость, саморазвитие) наставника
  • выполнение должностных обязанностей наставником и стажером;
  • выполнение плана работы (личного, подразделения, организации);
  • получение рабочих навыков в короткое время
Самообучение
  • наличие литературы, других источников получения информации;
  • личная мотивация на обучение
  • возможность повторения;
  • комфортные условия;
  • учет готовности к обучению («хочу – не хочу» слушателя)
  • возможность самостоятельно определять вид, объем и время получения информации;
  • возможность повышать профессиональный уровень без отрыва от других дел
Дистанционное обучение
  • самостоятельный выбор из многообразия тем;
  • отсутствие куратора, преподавателя
  • поэтапное самосовершенствование;
  • самостоятельный разбор материалов
  • в удобное (свободное) время;
  • возможность проверки полученных знаний;
  • возможность получать узкоспециализированную информацию
Компьютерные обучающие программы
  • наличие компьютера и соответствующих программ;
  • знание РС;
  • обучение без преподавателя;
  • получение строго заданного объема знаний;
  • самостоятельный разбор материалов;
  • самостоятельное осмысление материала;
  • учет готовности к обучению («хочу – не хочу» слушателя)
  • возможность обучаться в свободное время;
  • проверка знаний;
  • возможность возвращаться к программе, оттачивать знания
Профессиональные клубы
  • взаимодействие профессионалов;
  • рассмотрение тем под заказ;
  • решение деловых и профессиональных проблем
  • равный профессиональный уровень;
  • уважение через профессионализм
  • решение собственной проблемы профессионалами;
  • возможность обратиться к членам клуба в любое время;
  • расширение профессиональных связей и контактов

21.06.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль