Как применяются тарификационные списки?

113

Вопрос

Подскажите, пожалуйста, нужно ли включать в тарификационные списки стимулирующую надбавку за эффективность и качество работ?

Ответ

Ответ на вопрос:

Для начала отметим, что, как следует из различных нормативных актов, тарификационные списки составляются ежегодно и являются основным документом для определения должностных окладов (тарифных ставок) отдельных работников (например, медицинских и педагогических) (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 19.07.2012 по делу N 33-7058/2012).

Согласно ст.ст. 143, 144 ТК РФ тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.


Мы рекомендуем почитать о образце трудового договора с тарифной ставкой материал по этой ссылке.


Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Органы государственной власти субъектов РФ, устанавливая системы оплаты труда в подведомственных учреждениях, в том числе, могут устанавливать требования к проведению тарификации. Если нормативно-правовым актом субъекта РФ, которым установлена система оплаты труда подведомственного учреждения предусмотрено создание постоянно действующей тарификационной комиссии, то составление тарификации обязательно.

Как мы понимаем, Ваше учреждение расположено на территории Челябинской области (к сожалению, для уточнения данного вопроса, а также вида деятельности учреждения по тел., указанному в личной карточке: 7 (961) 7916326 - нам до Вас дозвониться не удалось).

Так, например, Приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от 30.05.2006 N 257 «О порядке проведения тарификации работников государственных учреждений здравоохранения Челябинской области» (вместе с "Порядком проведения тарификации работников государственных учреждений здравоохранения Челябинской области") предусмотрены тарификационные списки.

И здесь напрямую указано, что в формах тарификационного списка не отражаются доплаты, надбавки и другие выплаты сверх должностных окладов (месячных ставок) и надбавок за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения. Например, доплаты за работу в ночное время и за совмещение профессий (должностей), надбавки стимулирующего характера, районные коэффициенты и т.д. При этом далее указано, что в графах 22, 23 и 16 соответственно в формах 1, 2, 3 может указываться месячный фонд заработной платы работника, сформированный по тарификационному списку с учетом стимулирующих надбавок и доплат, устанавливаемых работнику за 1 месяц и более (см. документ в доп. материалах).

Если для Вашего учреждения такого порядка нет, значит, Вам своим локальным нормативным актом можно утвердить свой порядок. За основу можно взять указанный выше документ. Также рекомендуем в таком случае порядок согласовать со своим учредителем.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 июля 2012 г. по делу N 33-7058/2012

Судья: Ф.Б. Григорьева

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Н.А. Губаевой,

судей О.В. Вишневской, А.И. Муртазина,

при секретаре судебного заседания Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Мензелинскому и Муслюмовскому районам Республики Татарстан на решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 22 мая 2012 года, которым постановлено:

заявление В. удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ по Мензелинскому и Муслюмовскому районам РТ по начислению В. пенсии без учета заработной платы за 2000 год незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Мензелинскому и Муслюмовскому районам РТ устранить допущенные нарушения права заявительницы, произвести перерасчет пенсии В. с учетом ее заработка по тарификационному списку за 2000 год, с 13 марта 2012 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия

установила:

В. обратилась в суд с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Мензелинскому и Муслюмовскому районам РТ (далее - УПФР) об оспаривании решения по отказу в перерасчете размера пенсии, ссылаясь, что с 13 марта 2012 года ей назначена пенсия по выслуге лет в размере рублей копеек, с года была принята в Ново-Мазинскую участковую больницу, года переведена в Мензелинскую НРБ, где и работает по настоящее время, при определении размера пенсии ответчиком не была учтена ее зарплата в Мензелинской ЦРБ за 2000 год, так как бухгалтерские документы в ЦРБ, подтверждающие ее заработную плату, не сохранились ввиду пожара. Она обратилась в УПФР с заявлением о перерасчете размера пенсии с применением тарификационного списка за 2000 год, однако УПФ РФ отказали в ее просьбе. Данный отказ истица считает незаконным и просит обязать УПФР произвести перерасчет пенсии с применением данных о зарплате по тарифным ставкам за 2000 г., начиная с 13 марта 2012 года.

В судебном заседании истица иск поддержала.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд иск удовлетворил.

В апелляционной жалобе УПФР просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указано, что статья 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что пенсия исчисляется из заработка за 2000 - 2001 года по данным персонифицированного учета. По желанию заявителя для исчисления пенсии может быть учтен заработок за любые 60 месяцев работы подряд. И в этом случае перерывы в работе значения не имеют. Среднемесячный заработок подсчитывается путем деления в первом варианте общей суммы заработка на 24, а во втором - на 60. Таким образом, законодателем предоставлена возможность застрахованному лицу выбрать вариант определения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года. Так как В. представлены сведения о заработной плате для назначения пенсии только за 2001 год, то данные за 2000 год берутся с нулевым значением. Тарификационный список не относится к документам, подтверждающим размер заработка.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии как при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразование) в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002, так и при новом назначении определяется на основании среднемесячного заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Пунктом 12 ст. 30 того же Закона определено, что для подтверждения в необходимых случаях заработка застрахованного лица применяется порядок, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда РФ N 16, Пенсионного Фонда РФ N 19па от 27.02.2002 г., среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В соответствии с Письмом Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001, в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.

В случае невозможности определения причинителя вреда, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов о оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Из материалов дела следует, что истице В. назначена пенсия с 13 марта 2012 года в размере рублей копеек, лишь с учетом заработка за 2001 год путем деления данной заработной платы на 24 месяца, т.к. индивидуальные сведения о заработной плате в Мензелинской ЦРБ за 2000 год уничтожены в результате пожара.

Письмом начальника УПФР от г. за N.... В. отказано в перерасчете размера пенсии с учетом заработка за 2000 год по тарификационному списку.

Полагая, что ее права нарушены, истица обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая данное дело, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требовании и обязании ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом заработка истицы по тарификационному списку за 2000 год.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на обстоятельствах дела, установленных судом, и доказательствах, которым суд дал надлежащую оценку.

Доводы апелляционной жалобы о том, что тарификационный список не относится к документам, подтверждающим размер заработка, не могут повлечь за собой отмену решения суда.

Работа В. в 2000 году в Мензелинской ЦРБ подтверждается записью в трудовой книжке. Исходя из тарификационного списка N.... на года, подписанного членами тарификационной комиссии, В. работала в Мензелинской ЦРБ в должности и заработная плата составляла руб. коп., а с 1 апреля 2000 года с учетом повышения тарифных ставок и компенсационных выплат работникам бюджетных организаций в 1,2 раза - руб. коп.

Удовлетворяя иск, суд правильно указал, что согласно Письму Министерства Финансов СССР от 28 мая 1978 года за N 48 тарификационный список является основным документом для определения должностных окладов медицинских работников. А перечень косвенных документов, указанный в Письме Министерства труда и социального развития РФ Пенсионного фонда РФ от 27 ноября 2001 года определяющий заработок для назначения пенсии, не является исчерпывающим. Из представленного тарификационного списка можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка истицы.

Судом полно и всесторонне проверены все юридически значимые по делу обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка и с этой оценкой Судебная коллегия согласна. Нормы материального и процессуального законодательства судом применены правильно.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, надлежащая оценка им дана, в силу чего не могут служить основанием для отмены решения суда.


Вам будет полезно узнать о тарификационном списке работников в материале по ссылке.


Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

Решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 22 мая 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Мензелинскому и Муслюмовскому районам Республики Татарстан - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного суда Республики Татарстан.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 30 мая 2006 г. N 257

Во исполнение Постановления Правительства Челябинской области от 25.01.2006 N 4-п "Об утверждении Положения об оплате труда работников областных государственных учреждений здравоохранения"

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый порядок проведения тарификации работников государственных учреждений здравоохранения Челябинской области.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра по экономике и финансам, начальника финансово-экономического управления В.Ю. Харина.

Министр здравоохранения

Челябинской области

В.А.ШЕПЕЛЕВ

Утвержден

приказом

Министерства здравоохранения

Челябинской области

от 30 мая 2006 г. N 257

Порядок

проведения тарификации работников государственных

учреждений здравоохранения Челябинской области

(далее именуется Порядок)

1. Для проведения работы по определению размеров должностных окладов медицинских, фармацевтических работников, специалистов и служащих и месячных окладов и тарифных ставок рабочих, а также размеров надбавок за продолжительность непрерывной работы в государственных учреждениях здравоохранения Челябинской области (далее именуются учреждения здравоохранения) приказом руководителя создается постоянно действующая тарификационная комиссия в составе главного бухгалтера, работника, занимающегося вопросами кадров, начальника планово-экономического отдела (экономиста), представителя профсоюзного комитета, а также других лиц, привлекаемых руководителем учреждения здравоохранения к работе по тарификации. Председателем тарификационной комиссии является руководитель учреждения здравоохранения или назначенный им заместитель руководителя.

2. Тарификационная комиссия руководствуется в своей работе действующими условиями оплаты труда соответствующих работников и другими нормативными актами. Результаты работы комиссии отражаются в тарификационных списках. Кроме того, при необходимости, тарификационная комиссия может оформлять результаты своей работы протоколом или любыми другими документами.

3. Порядок работы тарификационной комиссии (ответственный за непосредственное составление тарификационного списка, оформление, время заседания комиссии и т.д.) определяется председателем комиссии.

Тарификационный список составляется ежегодно по состоянию на 1 января и заверяется всеми членами тарификационной комиссии.

4. Тарификация работников учреждений здравоохранения проводится по формам тарификационного списка 1, 2, 3, 4 (приложение 1 к настоящему Порядку).

По форме 1 тарификационного списка проводится тарификация: руководителя учреждения здравоохранения, главного бухгалтера и их заместителей, главной медицинской сестры, служащих, в том числе руководителей структурных подразделений и их заместителей.

По форме 2 тарификационного списка проводится тарификация медицинского и фармацевтического персонала.

По форме 3 тарификационного списка проводится тарификация рабочих.

Тарификационный список заполняется по категориям персонала по каждой должности (профессии) каждого структурного подразделения в последовательности, соответствующей структуре штатного расписания учреждения здравоохранения, в соответствии с номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием (приложение 2 к настоящему Порядку).

5. Тарификация лиц, работающих по совместительству (внутреннему и внешнему) в данном учреждении здравоохранения, проводится отдельными строками по каждой должности (профессии). Также отдельно проводится тарификация руководителя и его заместителей - врачей, выполняющих работу по своей врачебной специальности в соответствующих подразделениях.

6. Вакантные должности (профессии рабочих) отражаются в тех структурных подразделениях, где они имеются. В тарификационных списках месячный фонд заработной платы по вакантным должностям (профессиям рабочих) рассчитывается исходя из средних должностных окладов (ставок), определенных на основе ЕТС, и средних размеров надбавок за продолжительность непрерывной работы по соответствующим должностям (профессиям рабочих).

7. Исходные данные для установления должностного оклада (ставки) отдельных категорий работников вносятся в графу "Дополнительные сведения", а именно:

- количество штатных должностей врачей, провизоров, среднего медицинского, фармацевтического и другого персонала, от числа которых в установленном порядке увеличивается разряд оплаты труда руководителей структурных подразделений - врачей, провизоров, средних медицинских и фармацевтических работников;

- квалификационная категория и дата присвоения категории для руководителей учреждений здравоохранения и их заместителей - врачей и провизоров, главных медицинских сестер;

- ученая степень;

- почетное звание;

- номер приказа, в соответствии с которым оплата труда высококвалифицированным рабочим устанавливается исходя из 9 - 10 разрядов ЕТС.

8. В графе 8 формы 1 и графе 9 формы 2 размер увеличения в процентах оклада, соответствующего 18 разряду ЕТС, определяется путем умножения числа разрядов сверх 18 на 10 процентов.

Например, заведующий отделением стационара врач-хирург, имеющий высшую квалификационную категорию, с числом врачебных должностей в отделении свыше 7, доктор медицинских наук, народный врач сверх 18 разряда ЕТС имеет 3 разряда (15 разряд - как врач-хирург стационара, имеющий высшую квалификационную категорию, + 2 разряда за руководство структурным подразделением + 2 разряда за ученую степень + 2 разряда за почетное звание = 21 разряд). По данному примеру в графу 9 формы 2 следует проставить 30 процентов (3 разряда x 10 %).

9. Графы 10, 11, и 12 формы 1 формируют оклады заместителей руководителей учреждения здравоохранения, главного бухгалтера и его заместителей, а также заместителей руководителей структурных подразделений из числа служащих.

10. Графы 15, 16 формы 1 и графы 16, 17 формы 2 предусматривают повышение окладов (ставок) в соответствии с п. 32 Положения об оплате труда работников здравоохранения Челябинской области, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 25.02.2006 N 4-П.

11. Если стаж работы, дающий право на выплату надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в течение предстоящего года у работника меняется, то при тарификации его стаж следует указать двумя строками: на момент тарификации и на дату изменения стажа, которая вносится в графу "Дополнительные сведения".

12. В формах тарификационного списка 1, 2 и 3 не отражаются доплаты, надбавки и другие выплаты сверх должностных окладов (месячных ставок) и надбавок за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения. Например, доплаты за работу в ночное время и за совмещение профессий (должностей), надбавки стимулирующего характера, районные коэффициенты и т.д.

13. В графах 22, 23 и 16 соответственно в формах 1, 2, 3 может указываться месячный фонд заработной платы работника, сформированный по тарификационному списку с учетом стимулирующих надбавок и доплат, устанавливаемых работнику за 1 месяц и более.

Заместитель министра

по экономике и финансам,

начальник

финансово-экономического

управления

Министерства здравоохранения

Челябинской области

В.Ю.ХАРИН

<...>

10.05.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль