Какие были квалификационные требования к тренеру-преподавателю в 2002 году?

61

Вопрос

Подскажите пожалуйста, каким квалификационным требованиям должен был соответствовать тренер-преподаватель в 2002 году при приеме на работу.

Ответ

Ответ на вопрос:

Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 22.11.1995 № 65 «О согласовании изменений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации»:


Тренер -преподаватель образовательного учреждения (включая старшего)

6-14 разряды

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

6-7 разряды - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет, либо высшее профессиональное образование и стаж работы в должности тренера-преподавателя не менее 1 года (для старшего тренера-преподавателя);

10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет, либо высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет (для старшего тренера-преподавателя);

11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет или высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет (для старшего тренера-преподавателя);

12 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет (для старшего тренера-преподавателя), либо II квалификационная категория (для тренера-преподавателя и старшего тренера-преподавателя);

13 разряд - I квалификационная категория (для тренера-преподавателя и старшего тренера-преподавателя);

14 разряд - высшая квалификационная категория (для тренера-преподавателя и старшего тренера-преподавателя).

Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ ГОСКОМСПОРТА СССР ОТ 20.05.1991 № 6/4А-13 «О совершенствовании организации заработной платы работников ведущих профессий учреждений и организаций физической культуры и спорта» http://budget.1kadry.ru/?utm_source=www.kdelo.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=qa_innerlink&#/document/99/902055261/bssPhr9/?step=598

ПЕРЕЧЕНЬ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОКОНЧАНИЕ КОТОРЫХ ДАЕТ

ПРАВО НА УСТАНОВЛЕНИЕ СТАВОК ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

ТРЕНЕРАМ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО СПОРТУ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ОБРАЗОВАНИЯ

I. Высшее образование

Институты физической культуры (дневные, заочные)

Высшая школа тренеров при ГЦОЛИФКе

Университеты (факультеты физического воспитания)

Педагогические институты (факультеты физического воспитания)

II. Среднее специальное образование

Техникумы физической культуры (дневные, заочные)

Училища олимпийского резерва

Педагогические училища (отделения физического воспитания)

Три курса института физической культуры или педагогического института, университета (факультет физического воспитания)

Школа тренеров

Школа по подготовке инструкторов физической культуры

Подробности в материалах Системы Кадры:

Редакция от 22 янв 1993

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСКОМСПОРТА СССР от 20.05.1991 № 6/4а-13

О совершенствовании организации заработной платы работников ведущих профессий учреждений и организаций физической культуры и спорта

Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам принял постановление от 20 марта 1991 года № 70 "Об утверждении новых размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивных учреждений".
В целях усиления социальной защиты работников народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивных учреждений в условиях перехода к рыночным отношениям, устранения сложившегося отставания их заработной платы от уровня оплаты труда работников производственных отраслей в соответствии с постановлением Кабинета Министров СССР от 19 марта 1991 года № 105 "О реформе розничных цен и социальной защите населения" Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросамПостановил

1. Утвердить ставки заработной платы и должностные оклады работников ведущих профессий учреждений и организаций народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивных учреждений с включением в эти ставки и оклады компенсации дополнительных расходов, связанных с изменением розничных цен, согласно приложениям № 1-31 (приложения 1-6* к настоящему постановлению).

* Приложения № 1-6 в файле-рассылке не приводится.


Другим работникам указанных учреждений и организаций ставки и оклады, ранее установленные решениями Правительства СССР и постановлениями Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, увеличиваются Правительствами республик и администрацией этих учреждений и организаций в пределах имеющихся средств и средств, выделенных на компенсацию дополнительных расходов, связанных с изменением розничных цен, не менее чем на 60 рублей в расчете на месяц.
По решению Правительств республик при оплате труда работников указанных учреждений и организаций, занятых на селе, в отдаленных и мало освоенных районах, могут применяться повышенные ставки заработной платы и должностные оклады. При этом целесообразно устанавливать дифференцированные размеры повышения ставок и окладов с учетом конкретных условий проживания и работы в указанных районах.

3. Ставки и оклады, установленные в соответствии с настоящим Постановлением, являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников, состоящих в трудовых отношениях с учреждениями и организациями всех форм собственности, при соблюдении установленной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и при выполнении работником трудовых обязанностей (норм труда).

Учреждения и организации народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивные учреждения пользуются в своей практической деятельности утвержденными в установленном порядке тарифно-квалификационными справочниками, а также Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

4. Учреждения и организации народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивные учреждения министерств и ведомств союзного подчинения применяют ставки и оклады, установленные Правительствами республик по месту расположения этих учреждений и организаций, если эти ставки и оклады превышают размеры, предусмотренные настоящим постановлением.

5. Учреждения и организации народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивные учреждения за счет и в пределах средств, направляемых на оплату труда, самостоятельно определяют размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера, а также структуру и штаты учреждений и организаций без учета соотношения численности работников различных категорий.

6. Государственному комитету СССР по народному образованию, Министерству здравоохранения СССР, Министерству культуры СССР, другим министерствам и ведомствам в двухнедельный срок утвердить в установленном порядке и довести до учреждений и организаций квалификационные требования к должностям, предусмотренным настоящим постановлением, и рекомендации о проведении аттестации работников учреждений и организаций народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивных учреждений, а также обеспечить контроль за проведением аттестации и перетарификации в подведомственных учреждениях и организациях.
Учреждениям и организациям народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивным учреждениям в обстановке широкой гласности провести внеочередную аттестацию и перетарификацию работников в соответствии с новыми квалификационными требованиями, имея в виду существенно повысить ответственность работников за эффективность и качество труда, а также обеспечить расстановку кадров специалистов с учетом их профессионального опыта, мастерства и сложности выполняемых работ. Ставки и оклады, утвержденные настоящим постановлением, устанавливаются по результатам этой аттестации и перетарификации.
Впредь до введения новых ставок и окладов выплачивать начиная с 20 марта 1991 года упреждающую компенсацию, связанную с изменением розничных цен, в виде специальных доплат к действующим ставкам и окладам в размере 60 рублей в месяц по отдельной ведомости.

7. Государственный комитет СССР по народному образованию, Министерство здравоохранения СССР, Министерство культуры СССР, другие министерства и ведомства, имеющие в своем подчинении учреждения и организации народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и архивные учреждения, могут применять контрактную форму найма руководителей и отдельных высококвалифицированных работников указанных учреждений и организаций.

8. Настоящее постановление распространяется на соответствующие категории работников (невоеннослужащих и не имеющих званий рядового и начальствующего состава) воинских частей, учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, предприятий и организаций Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР.
Должностные оклады и тарифные ставки отдельных работников указанных учреждений, военно-учебных (учебных) заведений, предприятий и организаций устанавливаются этими министерствами и комитетом применительно к ставкам и окладам аналогичных работников, предусмотренным настоящим постановлением.
Показатели для отнесения к группам по оплате труда руководителей медицинских учреждений (подразделений), домов отдыха, пансионатов, туристских баз, профилакториев, культурно-просветительных учреждений и архивов Министерства обороны СССР, КГБ СССР и МВД СССР утверждаются этими министерствами и комитетом с учетом специфики работы применительно к показателям, установленным Госкомтрудом СССР для аналогичных учреждений и организаций других министерств и ведомств.
Во исполнение постановления Госкомтруда СССР от 20 марта 1991 года № 70 Государственный комитет СССР по физической культуре и спорту и Центральный комитет Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флотуПостановляют

1. Руководителям физкультурно-спортивных организаций профсоюзов и ведомств, главных управлений и управлений Госкомспорта СССР и ЦК ДОСААФ СССР, предприятий, учреждений и организаций, подведомственных Госкомспорту СССР и ЦК ДОСААФ СССР, принять к руководству и исполнению указанное постановление Госкомтруда СССР.

2. Установить, что должностные оклады тренерам и стипендии спортсменам-инструкторам сборных команд ДОСААФ СССР устанавливаются в размерах, предусмотренных приложением № 4* к настоящему постановлению* для сборных команд ВДФСО профсоюзов, Вооруженных Сил СССР, ВФСО "Динамо" и ВДСО "Трудовые резервы".

* Приложение № 4 в файле-рассылке не приводится.

3. Утвердить:
нормативы оплаты труда тренеров-преподавателей по спорту согласно приложению № 7;
Порядок исчисления заработной платы тренеров-преподавателей по спорту согласно приложению № 8;
согласованные с Госкомтрудом СССР и Советом Всеобщей Конфедерации профсоюзов СССР квалификационные характеристики должностей служащих физической культуры и спорта согласно приложению № 9;
согласованный с Советом Всеобщей Конфедерации профсоюзов СССР порядок присвоения квалификационных категорий тренерам-преподавателям по спорту и инструкторам-методистам физкультурно-спортивных организаций согласно приложению № 10.

4. Установить, что при определении условий оплаты труда других категорий работников предприятий, учреждений и организаций физической культуры и спорта (федерации, спортивные сооружения, спортивные клубы по игровым видам спорта и другие) следует руководствоваться пунктами 15 и 16 постановления Кабинета Министров СССР от 19 марта 1991 года № 105, предусматривающего, что впредь до принятия Верховным Советом СССР законодательных актов об установлении нового уровня минимальной заработной платы, проведения реформы оплаты труда считать тарифные ставки и должностные оклады, утвержденные решениями Правительства СССР или других органов по его поручению и увеличенные на 60 рублей, государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп при соблюдении установленной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении работником трудовых обязанностей (норм труда).

5. Принять к сведению, что Госкомтрудом СССР принято решение о признании утратившими силу пункта 2, абзацев 2, 4-8, 10 пункта 3, пункта 8 постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16 июля 1990 года № 280/12-1 и приложений № 1-3, 16 к этому постановлению.

6. Признать утратившими силу пункты 6, 7 приложения № 2 к постановлению Спорткомитета СССР от 28 июня 1977 года (протокол 6, пункт XIII), постановление Спорткомитета СССР от 24 декабря 1984 года (протокол № 12), абзацы 3 и 4 пункта 2, пункт 3, абзац 2 пункта 4 Постановления Госкомспорта СССР и ЦК ДОСААФ СССР от 15 августа 1990 года № 9/4а-22 и приложений № 1-3, 18, 19 к этому постановлению, постановление Госкомспорта СССР и ЦК ДОСААФ СССР от 29 января 1991 года № 1/9а.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Госкомспорта СССР т.Драчевского.

Председатель
Госкомспорта СССР
Н.И.Русак

Председатель
ЦК ДОСААФ СССР
Н.Н.Котловцев

Приложение № 7
к постановлению Госкомспорта СССР
и ЦК ДОСААФ СССР
от 20 мая 1991 года № 6/4а-13

НОРМАТИВЫ
оплаты труда тренеров-преподавателей по спорту

1. Оплата труда тренеров-преподавателей по спорту (в дальнейшем - тренеры) за учебно-преподавательскую работу может производиться исходя из ставок заработной платы по нормативам:
за одного занимающегося;
за количество часов учебно-преподавательской работы, отведенных для подготовки учебных групп.
Решение о применении указанных форм оплаты труда тренеров принимается администрацией детско-юношеских спортивных (спортивно-технических) школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, специализированных детско-юношеских спортивно-технических школ, школ высшего спортивного мастерства, училищ олимпийского резерва (в дальнейшем - спортивные школы) и предприятий (объединений), учреждений и организаций (в дальнейшем - организации), осуществляющих подготовку занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах и спортивных секциях.

2. Нормативы оплаты труда тренеров за одного занимающегося (в процентах от ставки заработной платы в месяц) устанавливаются в следующих размерах:

Уровень и этапы подготовки занимающихся Период обучения Размеры нормативов в процентах от ставки заработной платы за одного занимающегося
группы видов спорта
I II III
1 2 3 4 5
1. Подготовка спортсменов в составе сборных команд СССР
Основной весь период до 150,0 до 150,0 до 150,0
Стажеры весь период до 75,0 до 75,0 до 75,0
Резервный весь период до 50,0 до 50,0 до 50,0
2. Подготовка спортсменов-учащихся на этапах подготовки в спортивных школах
Высшего спортивного мастерства весь период 40,0 25,0 35,0
Спортивного совершенствования до года 20,0 10,0 15,0
свыше года 30,0 15,0 25,0
Учебно-тренировочный до двух лет 8,0 4,0 5,0
свыше двух лет 14,0 6,0 10,0
Начальной подготовки до года 2,0 2,0 2,0
свыше года 3,0 2,5 2,5
Спортивно-оздоровительный в возрасте от 12 до 17 лет 2,5 2,5 2,5
в возрасте до 12 лет и старше 17 лет 2,0 2,0 2,0
3. Подготовка занимающихся в физкультурно-спортивных организациях
Независимо от видов спорта
Физкультурно-
оздоровительные группы и спортивные секции
в возрасте от 12 до 17 лет 2,5
в возрасте до 12 лет и старше 17 лет 2,0

Примечания. 1. Наполняемость учебных групп, режим учебно-преподавательской работы для учебных групп и отдельных спортсменов-учащихся определяются спортивной школой исходя из уровня подготовленности занимающихся с учетом периодизации процесса подготовки.

2. Нормативы оплаты труда тренеров спортивно-оздоровительных, физкультурно-оздоровительных групп и спортивных секций повышаются на 0,5 процента за каждые два года обучения занимающегося в этих группах (секциях) под руководством одного тренера.

3. Нормативы количества часов учебно-преподавательской работы, отведенных для подготовки учебных групп (в дальнейшем - режимы учебно-преподавательской работы) и наполняемость учебных групп устанавливаются в следующих размерах:

Уровень и этапы подготовки занимающихся Год обучения Режим учебно-
преподавательской работы с учебными группами (часов в неделю)
Наполняемость учебных групп
группы видов спорта
I II III
1. Подготовка спортсменов-учащихся на этапах подготовки в спортивных школах
Высшего спортивного мастерства весь период 32 3 6 4
Спортивного совершенствования 1 24 5 6 6
2 26 4 6 5
свыше 2 лет 28 4 6 5
Учебно-тренировочный 1 12 8 12 10
2 14 8 12 10
3 18 6 12 8
свыше 3 лет 20 6 12 8
Начальной подготовки 1 6 16 20 18
свыше года 8 14 18 16
Спортивно-
оздоровительный
весь период 6 16 20 18
2. Подготовка занимающихся в физкультурно-спортивных организациях
Спортивные секции весь период 6 16 20 18
Независимо от видов спорта
Физкультурно-
оздоровительные группы
весь период - 20

Примечания. 1. В плавании, синхронном плавании, прыжках в воду, водном поло наполняемость групп начальной подготовки устанавливается в количестве 15 человек. В фигурном катании для спортивных и танцевальных пар наполняемость групп на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства устанавливается в количестве 4 человек.

2. При наличии в составе учебной группы члена или стажера сборной команды СССР количество часов в неделю данной группы может быть увеличено до 36.

3. Конкретные режимы учебно-преподавательской работы в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных группах устанавливаются в соответствии с программами по физическому воспитанию для указанных контингентов занимающихся.

4. К I группе видов спорта относятся: акробатика, биатлон, бобслей, гимнастика спортивная, гимнастика художественная, горнолыжный спорт, лыжное двоеборье, конный спорт, легкоатлетические десятиборье, семиборье, метания и прыжки с шестом, парусный спорт, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, санный спорт, синхронное плавание, скалолазание, стрельба из лука, стрельба стендовая, стрельба пулевая, современное пятиборье, фигурное катание, фристайл, фехтование, велоспорт (трек, шоссе), воднолыжный спорт, автомобильный, мотоциклетный, водно-моторный, подводный, самолетный, вертолетный, парашютный, планерный, дельтапланерный, дельталетный виды спорта.
Ко II группе видов спорта относятся командные игровые виды спорта.
К III группе видов спорта относятся все остальные виды спорта.

5. В видах спорта, включенных в I группу, кроме основного тренера могут привлекаться тренеры по смежным видам спорта и хореографии.
Размеры норматива оплаты их труда определяются с учетом требований учебной программы и не должны превышать 50 процентов установленного норматива для основного тренера.

6. Зачисление спортсменов-учащихся на очередной год обучения и этап подготовки (учебно-тренировочный, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства) производится при улучшении ими результатов выступления в соревнованиях и тестирования по общей, специальной физической и технической подготовке и выполнении требований к уровню их спортивного мастерства по этапам подготовки.
Спортсмены-учащиеся, не выполнившие требования для зачисления на следующий год обучения или этап подготовки, переводятся на спортивно-оздоровительный этап. При улучшении своих спортивно-технических результатов они могут быть восстановлены на тот год обучения, с которого были переведены на спортивно-оздоровительный этап.

7. В спортивных школах устанавливаются следующие требования к уровню мастерства спортсменов-учащихся:
на этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены-учащиеся, выполнившие или подтвердившие в предыдущем году в командных игровых видах спорта разряд кандидата в мастера спорта, в остальных видах спорта - требования спортивного звания не ниже "Мастер спорта СССР";
на этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены-учащиеся, выполнившие нормативные требования программы по виду спорта и выполнившие или подтвердившие в предыдущем году: в командных игровых видах спорта для спортсменов старше 18 лет - первый разряд, для спортсменов моложе 18 лет - первый юношеский разряд; в остальных видах спорта - разряд кандидата в мастера спорта;
на учебно-тренировочный этап зачисляются спортсмены-учащиеся, прошедшие обучение на этапе начальной подготовки не менее одного учебного года.

8. В училищах олимпийского резерва при определении нормативов оплаты труда тренеров учащиеся 8 классов приравниваются к спортсменам-учащимся спортивных школ на этапе учебно-тренировочном с периодом обучения свыше двух лет; учащиеся 9-11 классов, а также учащиеся 8 классов, имеющие разряд кандидат в мастера спорта, - к спортсменам-учащимся спортивных школ на этапе спортивного совершенствования с периодом обучения свыше года; учащиеся 1 и 2 курсов училища, а также учащиеся всех классов, имеющие спортивное звание не ниже "Мастер спорта СССР", - к спортсменам-учащимся спортивных школ на этапе высшего спортивного мастерства.

Приложение № 8
к постановлению
Госкомспорта СССР
и ЦК ДОСААФ СССР
от 20 мая 1991 года № 6/4а-13

ПОРЯДОК
исчисления заработной платы тренеров-преподавателей по спорту

1. Настоящий Порядок распространяется на тренеров-преподавателей по спорту*, работающих в детско-юношеских спортивных (спортивно-технических) школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, специализированных детско-юношеских спортивно-технических школах, школах высшего спортивного мастерства, училищах олимпийского резерва**, а также в физкультурно-оздоровительных группах и спортивных секциях предприятий (объединений), учреждений и организаций***.

* В дальнейшем - "тренеры".

** В дальнейшем - "спортивные школы".

*** В дальнейшем - "организации".

2. Установление месячной заработной платы тренерам производится при их тарификации, проводимой ежегодно на начало учебного или календарного года.
По результатам тарификации приказом руководителя спортивной школы или организации утверждаются тарификационные списки по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
Результаты тарификации могут быть пересмотрены в течение года при изменении отдельных критериев, предусмотренных в тарификационном списке.

3. Перечень учебных заведений, окончание которых дает право на установление тренерам ставок заработной платы в зависимости от образования, приводится в приложении № 2 к настоящему Порядку.

4. Установленная при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.

5. Определение размеров заработной платы тренеров производится исходя из ставок заработной платы, установленных приложением № 1* к настоящему постановлению, с учетом всех надбавок к ним и планируемых объемов учебно-преподавательской работы.

* Приложение № 1 в файле-рассылке не приводится.


Объем учебно-преподавательской работы среди тренеров распределяется исходя из числа занимающихся, обеспеченности тренерско-преподавательскими кадрами и других конкретных условий в данной спортивной школе или организации.
Пример. Старшему тренеру УОР, имеющему первую квалификационную категорию, установлена ставка заработной платы 310 руб. в месяц, которая повышается на 20 руб. за работу в должности старшего тренера, на 46,5 руб. (15% от 310 руб.) за работу в УОР, на 60 руб. за звание "Заслуженный тренер СССР" и на 31,0 руб. (10% от 310 руб.) за ранее подготовленного спортсмена - члена сборной команды СССР.
При тарификации его месячная ставка заработной платы составит: 310 руб. + 20 руб. + 46,5 руб. + 60 руб. + 31,0 руб. = 467,5 руб.

6. При оплате труда тренеров спортивных школ и организаций за учебно-преподавательскую работу по нормативам за одного занимающегося исчисление заработной платы производится путем умножения месячной ставки заработной платы с учетом надбавок на норматив оплаты его туда (в процентах от ставки заработной платы в месяц) и число занимающихся.
Пример. Тренеру установлена ставка заработной платы в месяц в размере 467,6 руб. Он осуществляет подготовку: 2 чел. на этапе спортивного совершенствования - свыше года; 1 чел. на этапе высшего спортивного мастерства; одного стажера сборной команды СССР.
Заработок его в месяц составит:

Какие были квалификационные требования к тренеру-преподавателю в 2002 году?

7. При оплате труда тренеров спортивных школ и организаций по нормативам за количество часов учебно-преподавательской работы исчисление заработной платы производится путем умножения ставки заработной платы с учетом надбавок на установленное ему количество часов учебно-преподавательской работы в неделю и деления полученного произведения на норму часов в неделю (24 академических часа).
Пример. Тренеру установлена ставка заработной платы в месяц в размере 467,6 руб. Он осуществляет подготовку учебно-тренировочной группы с режимом учебно-преподавательской работы 16 часов в неделю и группы спортивного совершенствования с режимом учебно-преподавательской работы 24 часа в неделю. Общий объем учебно-преподавательской работы данного тренера составляет 40 часов в неделю.
Заработок его в месяц составит:

Какие были квалификационные требования к тренеру-преподавателю в 2002 году?

8. Почасовая оплата за тренерско-преподавательскую работу производится за часы, данные в порядке замещения отсутствовавших по болезни или другим причинам тренеров.
Размер почасовой оплаты данного работника определяется путем деления его месячной ставки заработной платы с учетом надбавок на 101,6 (среднюю норму часов в месяц).
Пример. Работник провел 18 часов учебно-тренировочных занятий. При тарификации ему установлена месячная ставка заработной платы в размере 467,6 руб.
Его заработок за часы в порядке замещения составит:

Какие были квалификационные требования к тренеру-преподавателю в 2002 году?

9. Надбавки к ставке заработной платы за подготовку высококвалифицированных спортсменов - членов и стажеров сборных команд СССР и участников первенств Европы и мира, предусмотренные приложением № 4 к постановлению Госкомспорта СССР и ЦК ДОСААФ СССР от 15 августа 1990 года № 9/4а-22, устанавливаются тренерам спортивных школ, ранее принимавшим непосредственное участие в их подготовке, начиная с учебно-тренировочного этапа и в течение не менее двух лет.
Надбавки к должностным окладам руководителям, специалистам и служащим спортивных школ (включая директоров) за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса, предусмотренные вышеуказанным постановлением Госкомспорта СССР и ЦК ДОСААФ СССР, могут устанавливаться работникам, непосредственно принимавшим участие в его обеспечении, и при наличии в составе занимающихся данной школы указанных высококвалифицированных спортсменов.

10. Подтверждение о включении спортсменов в составы членов, стажеров и резерва сборных команд СССР и спортивных делегаций для участия в первенствах Европы и мира производится органами управления физической культурой и спортом республик, г.г.Москвы и Ленинграда, ЦК ДОСААФ республик, комитетами ДОСААФ г.г.Москвы и Ленинграда либо Госспортом СССР, ЦК ДОСААФ СССР и уполномоченными ими всесоюзными федерациями по видам спорта, на основании приказов и списков, утверждаемых Госкомспортом СССР, ЦК ДОСААФ СССР и указанными федерациями.

Приложение № 1
к Порядку исчисления заработной
платы тренеров-преподавателей
по спорту
Приложение
к приказу физкультурно-спортивной
организации

от _____________ N _________

ТАРИФИКАЦИОННЫЙ СПИСОК
тренеров-преподавателей по спорту

Наименование физкультурно-спортивной организации
Адрес:
№ п/п Фамилия, имя, отчество Занимаемая должность Объем учебно-
преподавательской работы
Ставка заработной платы в месяц (в рублях) Надбавки к ставке заработной платы в месяц
(в рублях)
Зара-
ботная плата в месяц (в
процен-
тов*
часов** рублях)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

* Заполняется при оплате по нормативам за одного занимающегося.

** Заполняется при оплате по нормативам за количество часов учебно-преподавательской работы.

Лицо, ответственное за организацию
учебно-тренировочного процесса
Главный бухгалтер

Приложение № 2
к Порядку исчисления заработной
платы тренеров-преподавателей
по спорту

ПЕРЕЧЕНЬ
учебных заведений, окончание которых дает право на установление ставок заработной платы
тренерам-преподавателям по спорту в зависимости от образования

I. Высшее образование

Институты физической культуры (дневные, заочные)
Высшая школа тренеров при ГЦОЛИФКе
Университеты (факультеты физического воспитания)
Педагогические институты (факультеты физического воспитания)

II. Среднее специальное образование

Техникумы физической культуры (дневные, заочные)
Училища олимпийского резерва
Педагогические училища (отделения физического воспитания)
Три курса института физической культуры или педагогического института, университета (факультет физического воспитания)
Школа тренеров
Школа по подготовке инструкторов физической культуры

Приложение № 9
к постановлению
Госкомспорта СССР
и ЦК ДОСААФ СССР
от 20 мая 1991 года № 6/4а-13

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
должностей служащих физической культуры и спорта

I. Общие положения

1. Квалификационные характеристики призваны способствовать правильному решению вопросов подбора и расстановки кадров, повышения их деловой квалификации, разделению труда между категориями работников, а также обеспечению единства в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационным требованиям.

2. Должностные наименования служащих установлены в соответствии с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 года № 016.

3. Должностное наименование "старший" вводится при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по данной должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность старшего может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, когда на него возложены функции руководства самостоятельным участком работы. К таким функциям, в частности, может быть отнесено предоставление права тренеру-преподавателю по спорту руководить сборной командой по виду спорта и представлять ее на соревнованиях.

4. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку, стаж работы и выполнившие требования для присвоения квалификационных категорий.

5. Тренерам-преподавателям по спорту и инструкторам-методистам физкультурно-спортивных организаций, достигшим высоких результатов в работе и выполняющим качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, присваиваются высшая, первая и вторая квалификационные категории.

6. Для повышения эффективности работы по подготовке высококвалифицированных спортсменов тренеры-преподаватели по спорту могут на добровольной основе объединяться в бригаду. При этом результаты, показанные спортсменами, считаются результатами работы коллектива бригады в целом. Трудовой вклад каждого тренера в результаты работы бригады определяется ежегодно решением общего собрания бригады.
Состав бригады тренеров-преподавателей по спорту и список спортсменов, подготавливаемых бригадой, оформляется приказом руководителя организации на основании решения общего собрания бригады тренеров-преподавателей по спорту.

7. Лица, занимающие должности служащих физической культуры и спорта, должны постоянно повышать свой профессиональный уровень и квалификацию.

8. Тренеры сборных команд СССР и физкультурно-спортивных организаций профсоюзов и ведомств, команд мастеров по игровым видам спорта осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с советами сборных команд и команд мастеров, федерациями по видам спорта, органами управления физической культурой и спортом, физкультурно-спортивными организациями профсоюзов и ведомств.

9. Тренеры и спортсмены-инструкторы сборных команд СССР должны руководствоваться Статутом сборных команд СССР, а тренеры и спортсмены-инструкторы команд мастеров по игровым видам спорта - Статутом штатных команд мастеров.

10. Квалификационные характеристики являются основой для разработки должностных инструкций, определяющих конкретные обязанности отдельных исполнителей с учетом уточнения перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях.

11. Квалификационные характеристики применяются в физкультурно-спортивных организациях независимо от их территориальной принадлежности и ведомственной подчиненности.
Примечание. К физкультурно-спортивным организациям относятся детско-юношеские спортивные (спортивно-технические) школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, специализированные детско-юношеские спортивно-технические школы, школы высшего спортивного мастерства, училища олимпийского резерва, спортивно-зрелищные предприятия, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, альпинистские лагеря, туристские базы, учебно-тренировочные базы и центры, шахматно-шашечные клубы, объединения "Физкультура и здоровье", спортивные клубы по игровым видам спорта, клубы служебного собаководства, спортивно-технические и стрелково-спортивные клубы, стрельбища, малокалиберные и пневматические тиры.

II. Квалификационные характеристики тренеров и спортсменов-инструкторов сборных команд
СССР, ВДФСО профсоюзов, Вооруженных Сил СССР, ВФСО "ДИНАМО", ВДСО "Трудовые резервы",
ДОСААФ СССР и команд мастеров по игровым видам спорта

Государственный тренер

Должностные обязанности. Осуществляет руководство развитием вида (группы видов) спорта в стране. Разрабатывает программы развития вида спорта и обеспечивает их выполнение. Участвует в разработке календарного плана всесоюзных и международных соревнований, учебно-тренировочных сборов, в формировании состава сборной команды СССР. Организует разработку нормативных документов, регулирующих развитие вида спорта, внедрение в практику достижений спортивной науки, техники и медицины, материально-техническое обеспечение вида спорта, подготовку, переподготовку и повышение квалификации тренерских кадров и других специалистов. Обеспечивает подбор судей и других специалистов для организации и проведения спортивных мероприятий.
Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие направления и перспективы развития спорта в стране; достижения отечественной и зарубежной науки в организации подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивных резервов; основы трудового законодательства.
Квалификационные требования. Высшее физкультурное образование и стаж работы по специальности не менее 7 лет.

Главный тренер

Должностные обязанности. Обеспечивает подготовку и участие команды по виду спорта во всесоюзных и международных соревнованиях. Формирует состав команды. Совместно с тренерами команды и другими специалистами разрабатывает комплексные программы и текущие планы подготовки команды и обеспечивает их выполнение, контролирует формирование и выполнение индивидуальных планов подготовки спортсменов. В соответствии с утвержденными планами и современными научно-методическими требованиями организует и проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу со спортсменами команды. Руководит работой тренеров и других специалистов команды, включая комплексные научные группы. Осуществляет контроль за расходованием средств и несет ответственность за правильность их использования. Вносит в установленном порядке предложения о поощрении спортсменов и тренеров, по направлению ведущих спортсменов и тренеров на работу за рубеж.
Должен знать: методические и нормативные документы, определяющие направления и перспективы развития спорта в стране; достижения отечественной и зарубежной науки в методике подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивного резерва; правила техники безопасности; санитарно-гигиенические нормы; основы трудового законодательства.
Квалификационные требования. Высшее физкультурное образование, наличие высшей квалификационной категории тренера-преподавателя по спорту и стаж работы по специальности не менее 7 лет.

Тренер

Должностные обязанности. Обеспечивает физическую, техническую, тактическую и морально-волевую подготовку спортсменов. Осуществляет отбор перспективных спортсменов. Контролирует работу тренеров, готовящих резерв в команду и оказывает им практическую помощь. Участвует в разработке комплексной программы подготовки команды к соревнованиям и обеспечивает ее выполнение в пределах своей компетенции. Разрабатывает и контролирует выполнение индивидуальных планов подготовки спортсменов. Проводит учебно-тренировочные сборы. Осуществляет контроль за ходом подготовки спортсменов в период их децентрализованной подготовки.
Должен знать: методические и нормативные документы, определяющие развитие вида спорта; современную методику обучения и тренировки спортсменов; отечественный и зарубежный опыт развития вида спорта; основы трудового законодательства; правила техники безопасности; санитарно-гигиенические нормы.
Квалификационные требования. Высшее физкультурное образование, наличие первой квалификационной категории тренера-преподавателя по спорту и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Тренер-начальник команды

Должностные обязанности. Организует и проводит культурно-воспитательную работу со спортсменами. Организует материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного и соревновательного процесса, проведение учебно-тренировочных сборов и планирует расходы на их проведение, осуществляет контроль за правильным расходованием средств на эти цели. Обеспечивает безопасность проведения учебно-тренировочных занятий. Участвует в работе по созданию современной материально-технической базы.
Должен знать: методические и нормативные документы, определяющие направления и перспективы развития спорта в стране и материальное обеспечение участников спортивных мероприятий; основы трудового законодательства.
Квалификационные требования. Высшее образование и стаж работы в физкультурно-спортивных организациях не менее 5 лет.

Тренер по научно-методической работе

Должностные обязанности. Осуществляет научно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса, систематизирует, обобщает и использует информацию о методике подготовки и организации тренировок ведущих спортсменов. Совместно с тренером-врачом дает рекомендации по объемам нагрузок, режиму занятий и отдыха спортсменов, организует текущие, этапные и комплексные обследования спортсменов, анализирует их результаты и на их основе дает рекомендации по организации учебно-тренировочных занятий. Участвует в составлении индивидуальных планов подготовки спортсменов. Ведет научно-методическую документацию.
Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие направления и перспективы развития спорта в стране; отечественный и зарубежный опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов; принципы и приемы сбора, систематизации, обобщения и использования научной информации.
Квалификационные требования. Высшее физкультурное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Тренер-методист

Должностные обязанности. Осуществляет разработку мероприятий и планирование деятельности по отдельным направлениям развития физической культуры и спорта, разрабатывает методические и нормативные документы по реализации указанных мероприятий. Организует контроль, проверку, учет и анализ проведения спортивных мероприятий. Формирует экспертную оценку результатов работы тренерских кадров и обобщает опыт их работы.
Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие направления и перспективы развития спорта в стране; достижения отечественной и зарубежной науки в организации подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивных резервов; основы трудового законодательства.
Квалификационные требования. Высшее физкультурное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Тренер-врач

Должностные обязанности. Осуществляет контроль и лечебно-профилактические, восстановительные и другие мероприятия, обеспечивающие сохранение здоровья спортсменов, поддержание и повышение их работоспособности, оказывает им необходимую медицинскую помощь. Организует диспансерное наблюдение за спортсменами и обобщает материалы этих наблюдений. Совместно с тренерским составом команды участвует в разработке текущих и перспективных планов подготовки команды и планов индивидуальной подготовки спортсменов, проведении текущих этапных комплексных обследований спортсменов. Руководит и контролирует работу тренеров-массажистов команды. Внедряет в практику результаты научных исследований. Обеспечивает рациональное питание спортсменов. Контролирует санитарно-гигиенические условия обеспечения учебно-тренировочного и соревновательного процесса. Отчитывается о проведенных лечебно-профилактических мероприятиях. Осуществляет постоянную связь с врачебно-физкультурными диспансерами и медицинскими учреждениями, наблюдающими за спортсменами по месту их жительства и проведения учебно-тренировочных сборов. Отвечает за проведение антидопинговых мероприятий. Проводит санитарно-просветительную работу со спортсменами.
Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие направления развития спортивной медицины в стране; методы профилактики заболеваний и способы лечения спортсменов; правила техники безопасности; санитарно-гигиенические нормы.
Квалификационные требования. Высшее медицинское образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Тренер-ветеринар

Должностные обязанности. Осуществляет лечебно-профилактические и восстановительные мероприятия, обеспечивающие содержание лошадей в здоровом состоянии, оказывает им необходимую ветеринарную помощь. Совместно с тренерским составом команды участвует в разработке перспективных и текущих планов подготовки команды и индивидуальных планов подготовки спортсменов. Руководит и контролирует работу тренеров-ветеринаров в центрах олимпийской подготовки и конноспортивных базах. Участвует в работе комплексных научных групп по обслуживанию лошадей. Внедряет в практику результаты научных исследований. Контролирует санитарно-гигиенические условия содержания лошадей, мест тренировок, обобщает материалы ветеринарных наблюдений. Проводит санитарно-просветительную работу со спортсменами и специалистами команды.
Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие направления развития спортивной медицины в стране; методы профилактики заболеваний и способы лечения лошадей; правила техники безопасности; санитарно-гигиенические нормы.
Квалификационные требования. Высшее ветеринарное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Тренер-инженер

Должностные обязанности. Осуществляет разработку исходных технических данных на создание новых образцов спортивной техники, оборудования, аппаратуры и специальной спортивной формы. Участвует в испытаниях опытных образцов и установочных (головных) серий спортивной техники. Разрабатывает нормативные документы, регламентирующие порядок обеспечения спортивных организаций спортивной техникой и имуществом, рекомендации по серийному производству спортивной техники, оборудования, аппаратуры. Готовит материалы на разработку, производство и ремонт спортивной техники и запасных частей к ней. Осуществляет связь с научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями и промышленными предприятиями по вопросам создания новой спортивной техники. Руководит и контролирует работу тренеров-механиков.
Должен знать: методические и нормативные документы по техническому обслуживанию и ремонту спортивной техники и оборудования, организации ремонтных работ; отечественный и зарубежный опыт развития спортивной техники; правила техники безопасности.
Квалификационные требования. Высшее техническое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Тренер-администратор

Должностные обязанности. Осуществляет материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса и мероприятия по подготовке и проведению учебно-тренировочных сборов и участию спортсменов в спортивных мероприятиях, расходует в установленном порядке средства на проведение спортивных мероприятий в пределах утвержденной сметы, ведет отчетную документацию и несет ответственность за правильность расходования средств. Обеспечивает в установленном порядке спортсменов и тренеров спортивной одеждой, обувью, инвентарем и оборудованием.
Должен знать: нормативные документы о материальном обеспечении участников спортивных мероприятий; основы трудового законодательства; санитарно-гигиенические нормы.
Квалификационные требования. Среднее специальное образование и стаж работы не менее 3 лет.

Тренер-массажист

Должностные обязанности. Осуществляет по назначению тренера-врача спортивный и лечебный массаж спортсменам. Обучает спортсменов методике самомассажа. Участвует в медицинском обслуживании спортсменов во время учебно-тренировочных занятий и соревнований. Совместно с тренером-врачом участвует в разработке текущих и перспективных планов работы по медицинскому обслуживанию спортсменов. Ведет в установленном порядке отчетную документацию.
Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие развитие спортивной медицины в стране; основы лечебной физкультуры; правила оказания медицинской помощи; отечественный и зарубежный опыт в области спортивной медицины; санитарно-гигиенические нормы.
Квалификационные требования. Высшее физкультурное (среднее специальное физкультурное или медицинское) образование, курсы массажистов и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Тренер-механик

Должностные обязанности. Осуществляет материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного и соревновательного процесса. Обеспечивает бесперебойную эксплуатацию и содержание спортивной техники и оборудования, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности. Участвует в разработке исходных технических данных на производство новой спортивной техники, осуществляет ее испытание и приемку опытных образцов. Ведет учет всех видов спортивной техники и оборудования и в установленном порядке отчетную документацию.
Должен знать: методические и нормативные документы, определяющие содержание и организацию ремонта, режим работы и правила эксплуатации, регулировки и наладки спортивной техники и оборудования; правила и нормы охраны труда и техники безопасности.
Квалификационные требования. Высшее техническое (среднее специальное) образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Тренер - оператор видеозаписи

Должностные обязанности. Осуществляет видеозапись спортивных соревнований, учебно-тренировочных занятий, монтаж отснятого материала, обеспечивает сохранность принятого в пользование оборудования. Ведет в установленном порядке отчетную документацию.
Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие порядок и правила техники видеозаписи; технические режимы съемки и обработки видеоматериала; устройство и правила эксплуатации оборудования.
Квалификационные требования. Высшее (среднее специальное) образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Тренер межведомственного центра олимпийской подготовки

Должностные обязанности. Координирует развитие вида (группы видов) спорта в регионе. Разрабатывает программы развития вида спорта и обеспечивает их выполнение. Организует подготовку спортивного резерва для пополнения сборных команд СССР. Участвует в разработке календарного плана спортивных мероприятий, в формировании состава сборной команды региона. Контролирует учебно-тренировочный процесс в спортивных школах. Организует внедрение в практику достижений спортивной науки, техники и медицины, материально-техническое обеспечение вида спорта, подготовку, переподготовку и повышение квалификации тренерских кадров и других специалистов. Обобщает и распространяет передовой опыт работы тренеров по подготовке высококвалифицированных спортсменов и спортивного резерва и оказывает им практическую помощь.
Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие направления и перспективы развития спорта в стране; достижения отечественной и зарубежной науки в организации подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивных резервов; основы трудового законодательства.
Квалификационные требования. Высшее физкультурное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Спортсмен-инструктор (спортсмен-стажер)

Должностные обязанности. Выполняет индивидуальный план подготовки, тренировочные и соревновательные задания. Поддерживает высокий уровень общей физической и специальной подготовки, обеспечивающий достижение результатов международного класса. Ведет учет по выполнению заданий, предусмотренных индивидуальным планом подготовки. Совместно с тренерским составом принимает участие в планировании учебно-тренировочного процесса. Соблюдает нормы, обеспечивающие безопасность учебно-тренировочных занятий, правила спортивных соревнований. Осуществляет пропаганду физической культуры и спорта. Передает в ходе учебно-тренировочного процесса опыт и оказывает практическую помощь молодым спортсменам. Участвует в организации и проведении оздоровительной и спортивно-массовой работы на предприятиях, в организациях, учреждениях, по месту жительства.
Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие развитие физической культуры и спорта в стране; правила техники безопасности; санитарно-гигиенические нормы; предмет специализации и его содержание; отечественный и зарубежный опыт развития вида спорта; правила соревнований.
Квалификационные требования. Международный уровень спортивного мастерства.

III. Квалификационные характеристики директоров, заместителей директоров
спортивных школ, тренеров-преподавателей по спорту и инструкторов-методистов
физкультурно-спортивных организаций

Директор спортивной школы

Должностные обязанности. Организует работу спортивной школы, несет полную ответственность по всем направлениям ее деятельности, определяет совместно с педагогическим советом основные направления развития спортивной школы, представляет ее интересы в государственных и общественных органах. Решает все вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью спортивной школы. Руководит работой педагогического совета. Осуществляет контроль за выполнением учебных программ по видам спорта, содержанием и эффективностью учебно-тренировочных занятий, соблюдением требований безопасности учебно-тренировочных занятий. Обеспечивает рациональное использование выделяемых спортивной школе средств, утверждает тарификационный список, определяет форму оплаты труда тренеров-преподавателей по спорту, распоряжается в соответствии с действующим законодательством имеющимся имуществом и средствами. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Осуществляет подбор и расстановку кадров, назначает на должность и освобождает от должности работников, устанавливает в соответствии с трудовым законодательством и правилами внутреннего трудового распорядка должностные обязанности работников. Создает условия для повышения профессионального мастерства тренерско-преподавательского состава.
Должен знать: нормативные документы, определяющие направления и перспективы развития физической культуры и спорта в стране; основы педагогики, психологии, физиологии детей, гигиены; основы трудового законодательства и финансово-хозяйственной деятельности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Высшее образование и стаж работы в физкультурно-спортивных организациях не менее 5 лет.

Заместитель директора спортивной школы

Должностные обязанности. Организует учебно-тренировочную, воспитательную и методическую работу в спортивной школе. Несет ответственность за организацию учебно-тренировочного процесса, комплектование учебных групп, отбор и спортивную ориентацию занимающихся, повышение квалификации тренеров-преподавателей по спорту. Обеспечивает проведение внутришкольных спортивных соревнований. Принимает меры по совершенствованию методики обучения и тренировки спортсменов-учащихся. Осуществляет контроль за содержанием учебно-тренировочного процесса, выполнением спортсменами-учащимися требований учебных программ, качеством знаний, умений и навыков, уровнем физического развития и подготовленности, своевременным прохождением ими углубленного медицинского осмотра. Возглавляет работу по пропаганде физической культуры и спорта, обобщению и внедрению передового опыта работы.
Должен знать: нормативные и методические документы, определяющие направления развития физической культуры и спорта в стране; достижения отечественной и зарубежной науки в организации занятий физической культурой и спортом и подготовки спортивных резервов; опыт передовых спортивных школ; основы гражданского и трудового законодательства; основы экономики, организации труда и управления; правила охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Высшее физкультурное образование и стаж работы в физкультурно-спортивных организациях не менее 5 лет.

Тренер-преподаватель по спорту

Должностные обязанности. Осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний, ведет с ними учебно-тренировочную и воспитательную работу, проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования детей и подростков. Обеспечивает повышение физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовленности занимающихся, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса. Содействует исключению случаев применения спортсменами различных видов допингов. Разрабатывает годовые и текущие планы подготовки, ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов и содержания своей работы с занимающимися. Использует в своей работе наиболее эффективные методы спортивной подготовки и оздоровления занимающихся.
Должен знать: методы воспитания, обучения, физической подготовки и спортивной тренировки занимающихся; правила по технике безопасности; санитарно-гигиенические нормы.
Квалификационные требования.

1. Тренер-преподаватель по спорту: высшее (среднее специальное) физкультурное образование без предъявления требований к стажу работы.

2. Тренерам-преподавателям по спорту (в дальнейшем - тренеры) присваиваются квалификационные категории (в дальнейшем - категории) за результаты работы, оцениваемые по критериям согласно приложению № 1.

3. Тренерско-преподавательская, организационно-методическая и руководящая работа в физкультурно-спортивных организациях дает право на присвоение категории тренера при условии выполнения требований согласно приложению № 2.

4. Тренерам, имеющим почетное спортивное звание "Заслуженный тренер СССР", присваивается высшая категория без ограничения срока ее действия.
Тренерам, имеющим почетное спортивное звание "Заслуженный тренер" республики или подготовившим члена или стажера сборной команды СССР, имевшаяся у них I или высшая категории могут присваиваться повторно на один срок при условии выполнения ими требований II категории и если возраст спортсменов, проходящих подготовку под их руководством, не позволяет выполнить требования более высоких категорий.

5. Тренеры, выполнившие требования II категории, имеют право на присвоение более высоких категорий за результаты подготовленных ими спортсменов, перешедших к другим тренерам, не более трех раз в течение всего срока, прошедшего после перехода. Категории присваиваются тренерам независимо от территориальной принадлежности или ведомственной подчиненности спортивных организаций, а также видов спорта, в которых продолжают совершенствоваться подготовленные ими спортсмены.

6. Диплом об окончании Высшей школы тренеров при ГЦОЛИФКе дает право тренерам на присвоение высшей категории.
Диплом с отличием об окончании института физической культуры или факультетов физического воспитания университетов и педагогических институтов, а также диплом об окончании указанных учебных заведений и факультетов и наличие спортивного звания не ниже "Мастер спорта СССР" дают право на присвоение II категории.
Указанные категории присваиваются с момента выдачи диплома.

Инструктор-методист спортивной школы

Должностные обязанности. Осуществляет методическое обеспечение и координацию работы спортивной школы по отбору занимающихся, проведению их спортивной ориентации, организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса. Осуществляет контроль за комплектованием учебных групп, содержанием, результатами учебно-тренировочного и воспитательного процесса. Организует работу по повышению квалификации тренеров-преподавателей по спорту, проведению открытых уроков. Ведет статистический учет результатов работы спортивной школы, отделения или этапа подготовки, многолетний учет, анализ и обобщение результатов и содержания своей работы, опыта работы тренеров-преподавателей по спорту спортивной школы, подготавливает или участвует в подготовке статистического отчета о результатах деятельности спортивной школы.
Должен знать: нормативные документы, регламентирующие подготовку спортсменов - учащихся спортивной школы.
Квалификационные требования.

1. Инструктор-методист спортивной школы: высшее (среднее специальное) физкультурное образование без предъявления требований к стажу работы.

2. Квалификационные категории (в дальнейшем - категории) присваиваются инструкторам-методистам при наличии одновременно:

2.1. Высшая категория:
I категории инструктора-методиста спортивной школы;
категории тренера, или спортивного звания не ниже "Мастер спорта СССР", или I судейской категории;
подготовленной методической разработки, обобщающей результаты и опыт многолетней подготовки члена сборной команды СССР, опубликованной или внедренной в практику работы спортивных школ, или учебной программы для спортивных школ (или ее разделов), утвержденных Госспортом СССР или ЦК ДОСААФ СССР;
стажа работы в должности инструктора-методиста спортивной школы или в должности тренера в течение 5 лет.

2.2. Первая категория:
II категории инструктора-методиста спортивной школы;
категории тренера, или спортивного звания не ниже "Мастер спорта СССР", или I судейской категории;
подготовленной методической разработки, обобщающей результаты и опыт многолетней подготовки спортсмена не ниже уровня призера первенства СССР, опубликованной или внедренной в практику работы спортивных школ или учебной программы (программы отбора) для своей спортивной школы, внедренной в практику ее работы;
стажа работы в должности инструктора-методиста спортивной школы или в должности тренера в течение 5 лет.

2.3. Вторая категория:
категории тренера, или спортивного звания не ниже "Мастер спорта СССР", или I судейской категории;
подготовленной методической разработки, обобщающей результаты и опыт многолетней подготовки группы спортсменов не ниже I разряда (I юношеского разряда в командных игровых видах спорта) и опубликованной или внедренной в практику работы своей спортивной школы;
стажа работы в должности инструктора-методиста спортивной школы или в должности тренера в течение 3 лет.

3. Тренерско-преподавательская, организационно-методическая и руководящая работа в физкультурно-спортивных организациях дает право на присвоение категории инструктора-методиста спортивной школы при условии выполнения требований согласно Приложению № 2.

4. Для присвоения категории на новый срок инструктору-методисту спортивной школы необходимо представить вновь разработанную и внедренную или опубликованную методическую разработку или научную статью.

5. Инструкторам-методистам спортивных школ, имеющим почетное спортивное звание "Заслуженный тренер СССР" или республики, присваивается высшая категория без ограничения срока ее действия.

инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций

Должностные обязанности. Организует проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; осуществляет набор в секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний, консультирование занимающихся. Организует и проводит спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, осуществляет подготовку спортсменов и судей массовых разрядов и судейских категорий. Участвует в организации мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом. Обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью инструкторов-общественников, организует и проводит их подготовку и переподготовку; анализирует итоги деятельности организации и участвует в планировании ее работы. Осуществляет пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни, работает в тесном контакте с органами здравоохранения для обеспечения медицинского наблюдения за занимающимися. Изучает, обобщает и внедряет передовой опыт работы. Проводит комплекс практических мероприятий и теоретических занятий по обеспечению техники безопасности занимающихся, а инструктор-методист по альпинизму (туризму) обеспечивает проведение поисково-спасательных работ.
Должен знать: теоретические основы физкультурно-оздоровительной работы; методику организации и проведения спортивных и физкультурно-массовых мероприятий; основы врачебного контроля, правила оказания доврачебной медицинской помощи, физиологические особенности занимающихся; правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники; правила по технике безопасности и производственной санитарии.
Квалификационные требования.
Инструктор-методист высшей категории (по альпинизму, техническим и военно-прикладным видам спорта, контрольно-спасательных служб и отрядов): высшее физкультурное образование и стаж работы в должности инструктора-методиста I категории не менее 3 лет.
Инструктор-методист I категории: высшее физкультурное образование и стаж работы в должности инструктора-методиста II категории не менее 3 лет или среднее специальное (физкультурное) образование и стаж работы в должности инструктора-методиста II категории не менее 5 лет.
Инструктор-методист II категории: высшее физкультурное образование и стаж работы в должности инструктора-методиста не менее 3 лет или среднее специальное (физкультурное) образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Инструктор-методист: высшее (среднее специальное) физкультурное образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы в физкультурно-спортивных организациях не менее 3 лет.
Тренерско-преподавательская, организационно-методическая и руководящая работа в физкультурно-спортивных организациях дает право на присвоение категории инструктору-методисту при условии выполнения требований согласно Приложению № 2.

Приложение № 1
к квалификационным характеристикам
должностей служащих физической
культуры и спорта

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
результатов работы тренеров-преподавателей по спорту или бригады тренеров-преподавателей
по спорту для присвоения квалификационных категорий

№ п/п Наименование критериев оценки результатов работы Место, занятое на соревнованиях Количество спортсменов Срок работы тренера или бригады тренеров со спортсменом или командой (лет)
категории
высшая первая вторая
1 2 3 4 5 6 7
1. Подготовка спортсмена - члена - 1 3 2 -
сборной команды СССР (основной состав) - 2 1 - -
2. Подготовка спортсмена - - 1 5 3 -
стажера сборной команды СССР - 2 3 2 -
3. Место, занятое спортсменом на 1-3 1 3 2 1
Чемпионате СССР 4-6 1 - 3 2
7-12 1 - - 3
4. Участие спортсмена в составе сборной команды СССР в международных соревнованиях (все возрастные группы, кроме основного состава) - 1 - 3 -
5. Место, занятое спортсменом на 1-3 1-2 - 3 2
чемпионатах ВДФСО профсоюзов, ВФСО "Динамо", Вооруженных Сил СССР, ВДСО "Трудовые резервы", ДОСААФ СССР 4-6 1-2 - - 3
6. Зачисление спортсмена в основной состав команды мастеров по игровым видам спорта:
а) высшей и первой лиги - 1-2 - 3 -
6) второй лиги - 1-2 - - 3
7. Зачисление спортсменов:
а) в училища олимпийского резерва - 3-6 - 4 2
б) на этап спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства - 3-6 - 4 -
в) с этапа начальной подготовки на учебно-
тренировочный
- 18-24 - - 2
8. Стабильность контингента групп на этапах:
а) начальной подготовки - 18-24 - - 3
б) учебно-
тренировочном
- 12-18 - - 3
в) спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства - 3-6 - - 3

Примечания. 1. Категории присваиваются тренерам при условии выполнения не менее 75% спортсменов установленных требований по спортивной подготовленности и контрольно-переводных нормативов по состоянию на начало текущего или конец предыдущего учебного года.

2. Категории присваиваются тренерам по результатам двух последних лет их работы.

3. Чемпионаты союзных республик, городов Москвы и Ленинграда могут учитываться в соответствии с пунктом 5 настоящей таблицы при условии участия в них команд, представляющих не менее чем три региона, или физкультурно-спортивных общества, или ведомства республики, городов Москвы, Ленинграда. В РСФСР, на Украине и в Казахстане могут учитываться зональные чемпионаты.

4. Требования к количеству спортсменов в соответствии с пунктами 5-8 настоящей таблицы устанавливаются органами управления физической культурой и спортом союзных республик, городов Москвы и Ленинграда и ЦК ДОСААФ СССР в зависимости от видов спорта и масштаба соревнований.

5. Стабильность контингента групп определяется на начало учебного года, но не ранее чем за один год до даты подачи документов для присвоения категории.

6. Стаж работы тренера или бригады тренеров со спортсменом исчисляется на момент выполнения квалификационных требований.

7. Бригадный труд тренеров оценивается в соответствии с пунктами 1-6 и 7 "а" настоящей таблицы.
При этом результаты, показанные одним спортсменом, учитываются для присвоения категории одному из членов бригады не более одного раза в пять лет (за исключением случаев последовательного выполнения спортсменом требований более высоких категорий).
Решение общего собрания бригады о представлении тренера на присвоение категории подписывается каждым членом бригады, подписи которых заверяются руководителем организации.

8. Категория может быть присвоена тренерам (не участвующим в работе бригады тренеров) по совокупному выполнению ими требований пунктов 7 "а" и 7 "б" настоящей таблицы.

9. Тренерам, осуществляющим в соответствии с программой подготовку спортсменов одновременно с основным тренером (например, в гимнастике спортивной - тренером по хореографии или акробатике), категории присваиваются в соответствии с пунктами 1-6, 7 "а", 8 "б", 8 "в" настоящей таблицы. При этом требования к количеству спортсменов, подготовку которых они осуществляют, устанавливаются с коэффициентом 2 к аналогичным требованиям для основного тренера.

Приложение № 2
к квалификационным характеристикам
должностей служащих физической
культуры и спорта

ТРЕБОВАНИЯ
к стажу и характеру работы специалистов физкультурно-спортивных
организаций для присвоения квалификационных категорий
тренеров-преподавателей по спорту и инструкторов-методистов

N Наименование организаций и характер работы Стаж работы (лет)
п/п категории
высшая первая вторая
1 2 3 4 5
1. Тренерско-преподавательская работа:
а) в сборных командах СССР 3 2 -
б) в сборных командах ВДФСО профсоюзов, ВФСО "Динамо", Вооруженных Сил СССР, ВДСО "Трудовые резервы", ДОСААФ СССР, межведомственных центрах олимпийской подготовки 5 4 -
в) в командах мастеров по игровым видам спорта:
высшей лиги 4 3 -
первой лиги 5 4 -
второй лиги 6 5 2
2. Организационно-методическая и руководящая работа в органах управления физической культурой и спортом:
а) Госспорта СССР 4 2 -
б) союзных республик, городов Москвы и Ленинграда 5 3 -
в) автономных республик, краев, областей 8 4 2
г) городов и районов 10 6 4
д) федерациях по видам спорта:
всесоюзных 4 2 -
республиканских, городов Москвы и Ленинграда, ВФСО "Динамо", Вооруженных Сил СССР, ВДСО "Трудовые резервы", ВДФСО профсоюзов, ДОСААФ СССР 5 3 -
3. Организационно-методическая и руководящая работа в:
а) центральных советах ВФСО "Динамо", ВДСО "Трудовые резервы", Всесоюзном совете ВДФСО профсоюзов, спортивном комитете Министерства обороны СССР, ЦК ДОСААФ СССР и их спортивных клубах 5 3 2
б) республиканских советах ВФСО "Динамо", ВДСО "Трудовые резервы", ВДФСО профсоюзов, ЦК ДОСААФ союзных республик и их спортивных клубах 6 4 2
в) автономных республик, краевых, областных, городов Москвы и Ленинграда советах ВФСО "Динамо", ВДСО "Трудовые резервы", ВДФСО профсоюзов, комитетах ДОСААФ и их спортивных клубах, спортивных клубах армии и военно-
морского флота
8 4 2
4. Руководящая работа:
а) в школах высшего спортивного мастерства, училищах олимпийского резерва, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, специализированных детско-юношеских спортивнотехнических школах 6 3 -
б) детско-юношеских спортивных (спортивно-
технических) школах
8 4 2
5. Научно-преподавательская работа в области физического воспитания и спортивной тренировки в научно-исследовательском институте и высшем учебном заведении:
а) с ученой степенью, званием 6 3 -
б) без ученой степени, звания 10 4 2

Примечания. 1. В стаж работы засчитываются полные годы указанных видов работ.

2. Стаж работы специалиста, продолжающего работать в указанных в настоящей таблице организациях, исчисляется на момент подачи им документов для присвоения категории.

3. В случае увольнения специалиста из указанных организаций категория присваивается ему со дня увольнения. При этом период работы по контракту за границей в указанный срок не включается.

4. Действие пункта 2 "д" настоящего приложения распространяется только на штатных специалистов федераций по видам спорта, являющихся юридическими лицами и действующих на принципах хозяйственного расчета.

Приложение № 10
к постановлению Госкомспорта СССР
и ЦК ДОСААФ СССР
от 20 мая 1991 года № 6/4а-13

ПОРЯДОК
присвоения квалификационных категорий тренерам-преподавателям
по спорту и инструкторам-методистам

1. Квалификационные категории (в дальнейшем - категории) тренерам-преподавателям по спорту (в дальнейшем - тренеры), инструкторам-методистам спортивных школ и высшая категория инструкторам-методистам физкультурно-спортивных организаций присваиваются органами управления физической культурой и спортом республик, г.г.Москвы и Ленинграда, краев и областей, ЦК ДОСААФ СССР и республик, краевыми и областными, г.г.Москвы и Ленинграда комитетами ДОСААФ.
Первая и вторая категории инструкторам-методистам физкультурно-спортивных организаций присваивается руководителями указанных организаций.
В отдельных случаях указанные категории могут присваиваться Госспортом СССР.

2. Для присвоения категории тренеры и инструкторы-методисты представляют в указанные органы управления физической культурой и спортом и комитеты ДОСААФ заявление и характеристику с места работы.
В необходимых случаях представляются заверенные в установленном порядке копии диплома о получении высшего или среднеспециального образования, удостоверения о присвоении категории, почетного спортивного звания, документов, подтверждающих стаж работы или иные документы.
Кроме того, тренеры представляют справку с места работы о выполнении квалификационных требований, а инструкторы-методисты спортивных школ - методические разработки или опубликованные работы научно-методического характера.
Для присвоения первой и второй категории инструкторы-методисты физкультурно-спортивных организаций представляют на имя руководителя заявление.

3. Органы управления физической культурой и спортом и комитеты ДОСААФ, руководители физкультурно-спортивных организаций обязаны в месячный срок рассмотреть заявление тренеров и инструкторов-методистов о присвоении категорий.

4. Решение о присвоении категорий оформляется приказом руководителя соответствующего органа управления физической культурой и спортом, комитета ДОСААФ или физкультурно-спортивной организации.

5. Категории тренерам и инструкторам-методистам присваиваются сроком на пять лет.

6. Тренерам и инструкторам-методистам после присвоения категории выдается удостоверение установленного образца согласно приложению.

7. Выплата ставок заработной платы тренерам и должностных окладов инструкторам-методистам с учетом категорий производится со дня ее присвоения.

8. Тренеры и инструкторы-методисты не позднее чем за один месяц до окончания срока действия категории имеют право обратиться в соответствующую организацию с заявлением о присвоении категории.

Приложение
к Порядку присвоения квалификационных
категорий тренерам-преподавателям
по спорту и инструкторам-методистам

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Тов.
Приказом
от " " 19 г. N
присвоена квалификационная категория
(тренера-преподавателя по спорту, инструктора-методиста спортивной школы или физкультурно-спортивной организации)
Действительно до " " 19 г. N
Руководитель организации (подпись)

М.П.
Дата выдачи удостоверения
" " 19 г.

© Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на budget.1kadry.ru
Дата копирования: 28.04.2016

28.04.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Екатерина Зайцева,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль