Каков порядок аттестации и СОУТ?

26

Вопрос

Татьяна.На предприятии частично прошла специальная оценка о условиям труда, частично действует аттестация рабочих мест.Вопрос1) Можно ли по результатам аттестации рабочих мест для работников с классом условий труда 3.3,3.,4 устанавливать сокращенную рабочую неделю?2) Можно ли по результатам аттестации рабочих мест для работников устанавливать пониженные размеры дополнительных страховых взносов?Спасибо

Ответ

Ответ на вопрос:

До вступления в силу с 2014 года норм законодательства о проведении специальной оценки условий труда, а также нового порядка предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях сотрудникам с «вредностью» предоставляли гарантии и компенсации по результатам аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870.

В настоящее время результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года, действительны, и их можно использовать в общем случае в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Если по состоянию на 1 января 2014 года работодатель в соответствии с ранее действовавшим порядком уже предоставлял сотрудникам компенсации за работу во вредных условиях, то порядок, условия и размеры таких компенсаций не могут быть изменены произвольно без проведения спецоценки (п. 3 ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ).

Таким образом, виды и размеры гарантий и компенсаций, предоставляемые «сотрудникам-вредникам» в соответствии с результатами аттестации, необходимо сохранить до получения новой информации об условиях труда на рабочих местах по результатам специальной оценки. При желании работодатель может провести спецоценку досрочно, то есть до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации, и на основании полученных результатов пересмотреть гарантии в соответствии с новым порядком. Это предусмотрено в части 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в пункте 12 информации от 29 октября 2014 г.

То есть, если организация продолжает руководствоваться результатами аттестации рабочих мест и по результатам аттестации была установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, оснований для ее отмены нет.

По поводу установления тарифов взносов в ПФР, то Минтруд в ПИСЬМЕ от 13.03.2014 № 17-3/В-113 (см. в материалах Системы Кадры Правовая база № 4) разъяснил следующее:

«…3.5. У организации имеются актуальные результаты аттестации только части рабочих мест.


Также прочитайте о Комиссии СОУТ более подробно.


Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ), аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.

Следовательно, при наличии у организации актуальных результатов аттестации части рабочих мест страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в следующем порядке.

Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места класса условий труда - опасный или вредный, с учетом их подклассов.

Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, либо результаты аттестации его рабочего места отсутствуют, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

4. О возможности не применения результатов аттестации рабочих мест.

Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, применяются только теми плательщиками, которые имеют результаты специальной оценки или аттестации рабочих мест. Для тех категорий плательщиков, которые не имеют результатов специальной оценки или аттестации рабочих мест, дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР предусмотрены частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

Таким образом, принимая во внимание положения части 5 статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ, в случае если у плательщика имеются актуальные результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, по которым условия труда на рабочих местах работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1- 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными, то данный плательщик обязан уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении выплат таким работникам в соответствии с частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ»

Подробности в материалах Системы Кадры:

Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест с 1 января 2014 года. В течение пяти лет, то есть до 31 декабря 2018 года все организации обязаны хоть раз пройти спецоценку.

Конкретный срок проведения оценки работодатели определяют самостоятельно с учетом своей фактической ситуации.

Так, все вновь созданные организации обязаны проводить спецоценку в течение шести месяцев с момента создания новых рабочих мест.

Организации, которые имеют действующие результаты аттестации рабочих мест, проведенной еще до 31 декабря 2013 года, обязаны провести спецоценку до того, как закончится срок действия аттестации. В общем случае ее срок составляет пять лет. Это значит, что если аттестация была проведена, например, в марте 2013 года, то ее результаты будут действовать до марта 2018 года. Соответственно, работодателю необходимо запланировать спецоценку на начало 2018 года, чтобы завершить ее к моменту окончания итогов аттестации.

В отношении крымских организаций, которые проводили аттестацию еще по украинским правилам, действует особый порядок.

При желании провести спецоценку по новым правилам можно и не дожидаясь окончания срока аттестации.

Совет: проводя спецоценку заранее, не дожидаясь окончания срока действия аттестации, работодатель может сэкономить на оплате труда и страховых взносах.

Новый порядок спецоценки предусматривает меньше гарантий для сотрудников. Например, устанавливать 36-часовой рабочий день, а платить как за 40 часов работы теперь обязательно не всем «вредникам» без исключения, а только тем, чьи условия труда на рабочем месте по итогам спецоценки отнесены к 3-му или 4-му классу вредности. Кроме того, от наличия спецоценки и установленных по ее итогам классов вредности зависит ставка дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которая может быть снижена с 9% до 2%, а то и вовсе до 0%. Поэтому проведение спецоценки зачастую позволяет организациям ежемесячно экономить сотни тысяч рублей на взносах и оплате труда, что особенно актуально в условиях текущей экономической нестабильности.

Если организация не проводила аттестацию и новичком в бизнесе не является, то это свидетельствует о грубом нарушении законодательства об охране труда, и чтобы его закрыть, необходимо как можно скорее провести спецоценку.

В дальнейшем проводить спецоценку в общем случае нужно будет не реже чем один раз в пять лет, если оценщики не установят иной срок. Пятилетний срок исчисляют со дня утверждения отчета о предыдущей оценке.

Указанные выше сроки не действуют, когда по закону требуется проведение внеплановой оценки.


Также прочитайте о Штрафах за отсутствие СОУТ более подробно.


Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Вопрос из практики: Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Для целей специальной оценки условий труда можно использовать результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком. Аналогичную позицию занимают и суды, см., например, апелляционные определения Костромского областного суда от 2 июня 2014 г. № 33-823, Мурманского областного суда от 14 мая 2014 г. № 33-1220-2014. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку, в том числе при создании новых рабочих мест (ч. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест, например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в части 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичная позиция представлена в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г.

В отношении крымских организаций, которые проводили аттестацию еще по украинским правилам, действует особый порядок.

Внимание: если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку условий труда нужно провести в обязательном порядке. Возможность отсрочки спецоценки на пять лет на такую ситуацию уже не распространяется. В противном случае организацию при проверке привлекут к административной ответственности за нарушения охраны труда (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Наличие грубого нарушения подтвердят и суды, см., например, апелляционное определение Мурманского областного суда от 28 мая 2014 г. № 33-1478-2014.

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Нет, нельзя.

До вступления в силу с 2014 года норм законодательства о проведении специальной оценки условий труда, а также нового порядка предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях сотрудникам с «вредностью» предоставляли гарантии и компенсации по результатам аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870.

В настоящее время результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года, действительны, и их можно использовать в общем случае в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Если по состоянию на 1 января 2014 года работодатель в соответствии с ранее действовавшим порядком уже предоставлял сотрудникам компенсации за работу во вредных условиях, то порядок, условия и размеры таких компенсаций не могут быть изменены произвольно без проведения спецоценки (п. 3 ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ).

Таким образом, виды и размеры гарантий и компенсаций, предоставляемые «сотрудникам-вредникам» в соответствии с результатами аттестации, необходимо сохранить до получения новой информации об условиях труда на рабочих местах по результатам специальной оценки. При желании работодатель может провести спецоценку досрочно, то есть до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации, и на основании полученных результатов пересмотреть гарантии в соответствии с новым порядком. Это предусмотрено в части 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в пункте 12 информации от 29 октября 2014 г.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

  1. Ответ:В какие сроки и с какой периодичностью работодатель обязан проводить спецоценку
  2. Ответ: Можно ли сотрудникам с вредными условиями труда установить гарантии и компенсации с учетом действующего законодательства без проведения спецоценки. В организации до 2014 года была проведена аттестация рабочих мест, и сотрудники продолжают получать гарантии и компенсации в соответствии с ранее действовавшим порядком
  3. Ответ:Какие документы нужно оформить для проведения специальной оценки условий труда?

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель:

  • образует специальную комиссию;
  • утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

В общем случае в состав комиссии должны войти:

  • представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Помимо специалистов по охране труда, в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников (при наличии).

Если работодатель отнесен к субъектам малого предпринимательства, то в качестве представителей от работодателя в состав комиссии должны быть включены:

  • руководитель организации или индивидуальный предприниматель лично;
  • другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. При этом если в организации штатный специалист отсутствует, то в комиссию включают представителя организации или эксперта, который осуществляет функции службы охраны труда у данного работодателя по гражданско-правовому договору.

Ограничений по количеству членов комиссии в законодательстве не установлено, при этом их число должно быть нечетным. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом.

В первую очередь комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка, с указанием аналогичных рабочих мест.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух, а затем результаты оценки распространить на все выявленные аналогичные рабочие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

На переходный период от аттестации к спецоценке до 2018 года при комплексной оценке всех рабочих мест организации ее можно разбить на несколько этапов. В первую очередь оценке подлежат вредные и опасные рабочие места, а вот оценку на рабочих местах, которые не вызывают подозрений вредности и опасности, можно отложить на следующие этапы (ч. 6 ст. 10 и ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Правовая база:ПИСЬМО МИНТРУДА РФ от 13.03.2014 № 17-3/В-113

Письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-1131

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 марта 2014 года № 17-3/В-113

Департамент развития социального страхования совместно с Департаментом условий и охраны труда рассмотрел обращение по вопросу применения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), и сообщает следующее.

1. Если работник не занят на работах с особыми условиями труда.

Исходя из положений частей 122.1 статьи 58.3 Федерального закона № 211-ФЗ, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-Ф3).

Таким образом, если работник не занят на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-Ф3, то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются, независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.

2. Окончание аттестации рабочих мест по условиям труда оформлено после 01.01.2014.

В связи с тем, что в соответствии со статьями 1215 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательны^ акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 421-ФЗ) с 1 января 2014 года введена специальная оценка условий труда с упразднением аттестации рабочих мест по условиям труда, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 года, использоваться не могут.

3.5. У организации имеются актуальные результаты аттестации только части рабочих мест.

Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ), аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.

Следовательно, при наличии у организации актуальных результатов аттестации части рабочих мест страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в следующем порядке.

Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места класса условий труда - опасный или вредный, с учетом их подклассов.

Если работник занят на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, либо результаты аттестации его рабочего места отсутствуют, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

4. О возможности не применения результатов аттестации рабочих мест.

Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, применяются только теми плательщиками, которые имеют результаты специальной оценки или аттестации рабочих мест. Для тех категорий плательщиков, которые не имеют результатов специальной оценки или аттестации рабочих мест, дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР предусмотрены частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

Таким образом, принимая во внимание положения части 5 статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ, в случае если у плательщика имеются актуальные результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, по которым условия труда на рабочих местах работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1- 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными, то данный плательщик обязан уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении выплат таким работникам в соответствии с частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

6. О дате, с которой применяются результаты специальной оценки условий труда.

Исходя из положений части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ, установлены дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда (от 8,0% до 0,0%) взамен установленных в упомянутых частях 1 и 2 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ дополнительных тарифов.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Таким образом, датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета.

Учитывая изложенное, результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета и, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда, страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, подлежат уплате только с части выплат, начисленной за период со дня утверждения ответа до конца месяца.

7.8. Если работник в течение месяца работает на различных рабочих местах.

В случае, если работник, занятый на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-Ф3, в течение месяца занят на нескольких рабочих местах, в отношении которых установлены различные классы (подклассы) условий труда по результатам аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда или же отсутствуют результаты аттестации и специальной оценки условий труда, страховые взносы исчисляются плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты, по соответствующим дополнительным тарифам, предусмотренным частями 12 или 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве рабочих дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные и праздничные дни) в месяце.

9. О начислении страховых взносов по дополнительным тарифам при работе по совместительству.

Согласно статье 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации работник ймеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Таким образом, работа по совместительству выполняется работников на основании отдельного трудового договора, то есть в рамках отдельных трудовых отношений.

На выплаты, производимые в пользу работника за выполнение работ, не поименованных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173- ФЗ, на условиях совместительства, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам не начисляются.

Директор департамента
Л.Ю. Чикмачева

07.04.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль