Какие антикоррупционные стандарты предъявляются к государственным компаниям?

147

Вопрос

Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы.В соответствии с этим Планом предусмотрена унификация антикоррупционных стандартов для работников государственных корпораций (компаний)..., организаций созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (п. 1 пп "з"). К последним относится наша компания (ОАО "АК "Транснефть").Прошу подсказать какие антикоррупционные стандарты в настоящее время предъявляются/применяются к государственным корпорациям (компаниям). Что должно быть или что должно делаться в этих организациях с точки зрения антикоррупционного законодательства. Какие должны быть разработаны локальные нормативные акты в этой области? Должны ли быть отдельные структурные подразделения, занимающиеся вопросам антикоррупции? Какие есть в настоящее время отличия между требованиями, предъявляемыми антикоррупционным законодательством к государственным корпорациям (компаниям), и требованиями, предъявляемыми к организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Наверняка они есть, раз в Плане речь идет о необходимости унифицировать антикоррупционные стандарты.

Ответ

Благодарим Вас за пользование Системой Кадры и обращение к экспертам. Ответ на Ваш вопрос от 06.04.2016 «Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы. В соответствии с этим Планом предусмотрена унификация антикоррупционных стандартов для работников государственных корпораций (компаний)..., организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (п. 1 пп "з"). К последним относится наша компания (ОАО "АК "Транснефть"). Прошу подсказать, какие антикоррупционные стандарты в настоящее время предъявляются/применяются к государственным корпорациям (компаниям). Что должно быть или что должно делаться в этих организациях с точки зрения антикоррупционного законодательства. Какие должны быть разработаны локальные нормативные акты в этой области? Должны ли быть отдельные структурные подразделения, занимающиеся вопросам антикоррупции? Какие есть в настоящее время отличия между требованиями, предъявляемыми антикоррупционным законодательством к государственным корпорациям (компаниям), и требованиями, предъявляемыми к организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Наверняка они есть, раз в Плане речь идет о необходимости унифицировать антикоррупционные стандарты. Получено уточнение: В своем вопросе № 744588 от 06.04.2016 я просил дать ответ на вопрос "...Какие есть в настоящее время отличия между требованиями, предъявляемыми антикоррупционным законодательством к государственным корпорациям (компаниям), и требованиями, предъявляемыми к организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. Наверняка они есть, раз в Плане речь идет о необходимости унифицировать антикоррупционные стандарты". Ответ на эту часть вопроса я хотел бы увидеть в виде таблицы, в которой будет проведен сравнительный анализ. Спасибо.» подготовлен.

Ответ на 1 вопрос: какие антикоррупционные стандарты в настоящее время предъявляются/применяются к государственным корпорациям (компаниям). Что должно быть или что должно делаться в этих организациях с точки зрения антикоррупционного законодательства. Какие должны быть разработаны локальные нормативные акты в этой области? Должны ли быть отдельные структурные подразделения, занимающиеся вопросам антикоррупции?

Понятие антикоррупционного стандарта впервые использовано в Модельном законе "Основы законодательства об антикоррупционной политике" (принят на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 15 ноября 2003 года N 22-15)).

Согласно ст. 2 Модельного закона, антикоррупционные стандарты - единые для обособленной сферы правового регулирования гарантии, ограничения или запреты, обеспечивающие предупреждение или уменьшение воздействия коррупции на функционирование данной сферы.


Подробнее о спецоценке при отсутствии стационарного рабочего места мы написали в материале по ссылке.


В ст. 7 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусматривается такое направление деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, как введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.

Согласно ст. 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции", меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Таким образом, работодатели должны возложить на определенные подразделения или отдельных должностных лиц ответственность за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Кроме того, следует принять кодекс этики и служебного поведения работников, а также разработать локальный нормативный акт, устанавливающий стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации.

Ответ на 2 вопрос: Какие есть в настоящее время отличия между требованиями, предъявляемыми антикоррупционным законодательством к государственным корпорациям (компаниям), и требованиями, предъявляемыми к организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Государственные корпорации Организации, созданные для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
1 Запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами Ст. 7.1 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ

Лица, замещающие должности в государственных корпорациях, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

Лица, замещающие должности, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные нормативными актами государственных корпораций и иных организаций, созданных РФ на основании федеральных законов.

Лица, замещающие отдельные должности на основании трудового договора, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные нормативными актами государственных корпораций и иных организаций, созданных РФ на основании федеральных законов.
2 Обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей Ст. 8 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ
граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
3 Обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей ст. 8.1 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ
граждане, должности которых включены в специальные перечни должностей граждане, должности которых включены в специальные перечни должностей
4 Обязанность уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами государственных корпораций, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов ст. 11.1 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ
Все работники работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора
5 Обязанность соблюдать ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов ст. 12.2 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ
- работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора
6 Обязанность по передаче ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов ст. 12.3 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ
Все работники Все работники
7 Обязанность соблюдать, с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, Законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ и пунктом 5 части 1 статьи 16, статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". ст. 12.4 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ
Все работники работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора
8 подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных федеральными законами ст. 13.2 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ
Все работники лица, замещающие отдельные должности на основании трудового договора

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Нормативная база: Указ Президента РФ от 01.04.2016 N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы"

Утвержден

Указом Президента

Российской Федерации

от 1 апреля 2016 г. N 147

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2016 - 2017 ГОДЫ

Мероприятия настоящего Национального плана направлены на решение следующих основных задач:

совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";

повышение эффективности противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти и государственных органах субъектов Российской Федерации, активизация деятельности подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;

повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

расширение использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикции активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности;

повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.

1. Правительству Российской Федерации:

а) организовать мониторинг реализации лицами, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, обязанности принимать меры по предотвращению конфликта интересов; принять необходимые меры по совершенствованию механизмов урегулирования конфликта интересов. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 октября 2017 г.;

б) обеспечить:

рассмотрение коллегиями федеральных органов исполнительной власти, иными совещательными органами при руководителях федеральных органов исполнительной власти вопросов, касающихся предотвращения или урегулирования конфликта интересов государственными служащими и работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

создание, функционирование и развитие специализированного информационно-методического ресурса по вопросам реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции;

участие Российской Федерации в программной деятельности Управления ООН по наркотикам и преступности в части, касающейся противодействия коррупции;

ежегодное проведение повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по образовательной программе двух уровней (базовый - для обучающихся впервые и повышенный - для прошедших обучение ранее), согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации (не менее 1000 человек в год).

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 декабря 2017 г.;

в) продолжить с учетом требований информационной безопасности и законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны работу:

по внедрению в деятельность подразделений федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений компьютерной программы, разработанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N 226, в целях заполнения и формирования в электронной форме справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

по обеспечению обработки справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проведения анализа указанных в них сведений, осуществления межведомственного информационного взаимодействия в сфере противодействия коррупции с использованием государственной информационной системы в области государственной службы.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2017 г.;

г) обеспечить взаимодействие государственной информационной системы, указанной в подпункте "в" настоящего пункта, с информационной системой в области противодействия коррупции, эксплуатируемой в Администрации Президента Российской Федерации. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2017 г.;

д) продолжить работу:

по подготовке с участием экспертного, научного сообщества и институтов гражданского общества предложений о совершенствовании этических основ государственной и муниципальной службы в части, касающейся соблюдения государственными и муниципальными служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, а также об обеспечении повседневного контроля за соблюдением этических норм и правил;

по проведению анализа исполнения установленных законодательством Российской Федерации ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2017 г.;

е) обеспечить:

проведение среди всех социальных слоев населения в различных регионах страны социологических исследований для оценки уровня коррупции в Российской Федерации и эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции;

эффективную деятельность рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, уделяя особое внимание вопросам реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса;

подготовку методических рекомендаций по проведению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 октября 2017 г.;

ж) обеспечить совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации подготовку:

методических рекомендаций, определяющих порядок соблюдения лицами, замещавшими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной или муниципальной службы, ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции"), при заключении ими после увольнения с государственной или муниципальной службы трудовых и гражданско-правовых договоров;

методических рекомендаций по рассмотрению типовых ситуаций предотвращения и урегулирования конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

методических рекомендаций по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

предложений, касающихся расширения мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, принимаемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 июля 2017 г.;

з) организовать на базе федерального государственного научно-исследовательского учреждения "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации" проведение с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации научных междисциплинарных исследований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения в части, касающейся:

природы коррупции и форм ее проявления в современном российском обществе;

содержания конфликта интересов, его форм и способов урегулирования;

контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы;

деятельности подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;

влияния этических и нравственных норм на соблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, форм и способов реализации таких норм;

повышения эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

снижения уровня бытовой коррупции.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 августа 2017 г.;

и) обеспечить совместно с Общероссийской общественной организацией "Российский союз промышленников и предпринимателей" принятие организациями в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции" мер по предупреждению коррупции и их реализацию этими организациями, а также консультативно-методическое сопровождение этой работы. Доклад о ходе исполнения настоящего подпункта представить до 1 июня 2017 г.;

к) совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассмотреть вопросы:

о распространении на отдельные категории работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, некоторых запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

об унификации антикоррупционных стандартов для работников государственных корпораций (компаний), внебюджетных фондов, иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

о введении отдельных антикоррупционных стандартов для работников дочерних хозяйственных обществ государственных корпораций (компаний);

о распространении на работников заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

о совершенствовании законодательства, регулирующего особенности получения подарков отдельными категориями лиц, в целях противодействия коррупции.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 ноября 2016 г.;

л) внести до 15 августа 2016 г. предложения о совершенствовании мер дисциплинарной ответственности в отношении лиц, замещающих в порядке назначения государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации;

м) совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации:

разработать до 1 ноября 2016 г. критерии присвоения организациям статуса организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

представить до 1 февраля 2017 г. предложения о нормативно-правовом регулировании порядка приобретения организациями статуса организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

н) представить предложения о совершенствовании нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся недопущения возникновения конфликта интересов при закупке товаров, работ, услуг, осуществляемой в соответствии с федеральными законами от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 декабря 2016 г.

2. Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, председателю президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции:

а) организовать рассмотрение на заседаниях президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов:

о мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, принятых лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы;

о состоянии внутреннего финансового аудита в федеральных государственных органах и мерах по его совершенствованию;

о результатах контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы;

о мерах по предупреждению и пресечению незаконной передачи должностному лицу заказчика денежных средств, получаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с исполнением государственного или муниципального контракта, за "предоставление" права заключения такого контракта (откатов);

о результатах работы институтов гражданского общества по антикоррупционному просвещению;

о результатах работы органов внутренних дел Российской Федерации по недопущению и пресечению фактов нецелевого использования и хищения бюджетных средств;

б) организовать:

осуществление проверок организации работы по профилактике коррупции в отдельных федеральных государственных органах, государственных корпорациях (компаниях) и иных организациях, а также в органах государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации;

ежегодное проведение семинаров-совещаний по вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции с руководителями подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

в) представить председателю Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции доклад о результатах реализации настоящего Национального плана и предложения по совершенствованию государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции.

3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

а) провести проверки:

соблюдения федеральными государственными органами требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе требований об организации работы по противодействию коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами;

соблюдения лицами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы (в том числе лицами, получившими отрицательное решение комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов), ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", при заключении ими после увольнения с государственной или муниципальной службы трудовых и гражданско-правовых договоров;

соблюдения органами субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

соблюдения лицами, замещающими должности категории "руководители" в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах, требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также о контроле за соответствием расходов их доходам;

соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинской техники для обеспечения государственных нужд и организации оказания медицинской помощи гражданам.

Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2017 г.;

б) обеспечить совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации участие Российской Федерации в функционировании обзорного механизма Конвенции ООН против коррупции и в деятельности Группы государств против коррупции. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 октября 2017 г.;

в) провести анализ практики информирования правоохранительными органами в соответствии с требованиями части 4.1 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" соответствующих подразделений органов государственной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений о ставших им известных фактах несоблюдения государственными служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 ноября 2016 г.;

г) подготовить совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой по финансовому мониторингу и внести до 1 сентября 2016 г. в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложения об определении уполномоченного органа по выявлению, аресту и возвращению из иностранных юрисдикции активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности, а также по выявлению принадлежащих гражданам Российской Федерации счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, выявлению фактов владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами гражданами Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами.

4. Генеральному прокурору Российской Федерации при ежегодном представлении Президенту Российской Федерации и палатам Федерального Собрания Российской Федерации доклада о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению уделять особое внимание вопросам, касающимся предупреждения коррупции и борьбы с ней.

5. Руководителям федеральных государственных органов, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами:

а) разработать с участием общественных объединений, уставной задачей которых является участие в противодействии коррупции, и других институтов гражданского общества комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению служащими и работниками названных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, фондов, государственных корпораций (компаний) и организаций запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

б) обеспечить контроль за применением предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в каждом случае несоблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

в) провести анализ соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе касающихся получения подарков отдельными категориями лиц, выполнения иной оплачиваемой работы, обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

г) продолжить работу по формированию у служащих и работников названных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, фондов, государственных корпораций (компаний) и организаций отрицательного отношения к коррупции.

6. Доклад о результатах исполнения пункта 5 настоящего Национального плана:

а) руководителям федеральных государственных органов, за исключением руководителей органов, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, Председателю Центрального банка Российской Федерации представить до 15 ноября 2017 г. в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;

б) руководителям федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, руководителям организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, представить до 1 ноября 2017 г. в Правительство Российской Федерации для подготовки проекта сводного доклада.

7. Правительству Российской Федерации представить до 1 декабря 2017 г. в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции сводный доклад о результатах исполнения пункта 5 настоящего Национального плана.

8. Руководителям федеральных государственных органов принять меры по повышению эффективности противодействия коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 сентября 2016 г.

9. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий:

а) обеспечить исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;

б) оказывать содействие органам местного самоуправления в организации работы по противодействию коррупции;

в) обеспечить проведение социологических исследований для оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации и по результатам этих исследований принять необходимые меры по совершенствованию работы по противодействию коррупции;

г) обеспечить выполнение требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации;

д) организовать обучение работников органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений по согласованным с Администрацией Президента Российской Федерации программам дополнительного профессионального образования, включающим раздел о функциях органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

е) принять меры по повышению эффективности деятельности органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;

ж) издать нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии обеспечения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающие создание единых региональных интернет-порталов для размещения проектов указанных актов в целях их общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы;

з) продолжить работу:

по выявлению случаев несоблюдения лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов. Каждый случай несоблюдения указанных требований предавать гласности и применять к лицам, нарушившим эти требования, меры юридической ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Обеспечить ежегодное обсуждение вопроса о состоянии этой работы и мерах по ее совершенствованию на заседаниях комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;

по предупреждению коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

10. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации представить в аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах доклады, предусмотренные пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы".

11. Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе организовать проведение с участием представителей государственных органов и организаций, российских и иностранных научных и иных организаций научно-практических конференций по актуальным вопросам реализации государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции:

а) на базе Челябинского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" - во втором полугодии 2016 г.;

б) на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный юридический университет" - в первом полугодии 2017 г.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 15 сентября 2017 г.

12. Министерству внутренних дел Российской Федерации осуществить комплекс мероприятий, направленных:

а) на предотвращение попыток хищения средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ, крупнейших инвестиционных проектов и подготовку к проведению в Российской Федерации Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года;

б) на предотвращение попыток хищения средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

в) на выявление и раскрытие преступлений коррупционной направленности, совершенных в крупном или особо крупном размере либо организованными группами;

г) на борьбу с незаконной передачей должностному лицу заказчика денежных средств, получаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с исполнением государственного или муниципального контракта, за "предоставление" права заключения данного контракта (откатами) и хищениями в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также хищениями государственного и муниципального имущества;

д) на борьбу с преступлениями коррупционной направленности, совершаемыми лицами, постоянно, временно или на основании специального полномочия осуществляющими функции представителя власти либо выполняющими организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных корпорациях (компаниях), на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в акционерных обществах, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования превышает 50 процентов;

е) на выявление фактов подкупа иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций, в том числе при осуществлении международных коммерческих сделок.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 декабря 2017 г.

13. Министерству иностранных дел Российской Федерации:

а) обеспечить совместно с заинтересованными федеральными государственными органами активное и результативное участие Российской Федерации в международных антикоррупционных мероприятиях, в том числе в деятельности:

рабочей группы АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности;

рабочей группы по противодействию коррупции "Группы двадцати";

рабочей группы по противодействию коррупции государств - участников БРИКС;

б) осуществлять:

сотрудничество с Международной антикоррупционной академией;

организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности делегаций Российской Федерации, участвующих в международных антикоррупционных мероприятиях.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 августа 2017 г.

14. Министерству юстиции Российской Федерации:

а) рассмотреть вопрос о целесообразности усиления ответственности за внесение в документы отчетности финансовых организаций заведомо недостоверных сведений;

б) обеспечить совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными государственными органами результативное участие Российской Федерации в деятельности рабочей группы Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок;

в) подготовить совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в целях совершенствования работы по восстановлению имущественных прав и взыскания ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, предложения о внесении в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменений, предусматривающих предоставление прокурору полномочий предъявлять гражданский иск в защиту интересов муниципального образования, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 июля 2017 г.

15. Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, обеспечить рассмотрение на заседаниях коллегий (совещаниях), проводимых под председательством указанных лиц, вопросов о состоянии работы по противодействию коррупции и принять конкретные меры по совершенствованию такой работы.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 ноября 2016 г.

16. Рекомендовать органам исполнительной власти Республики Татарстан обеспечить проведение:

а) научно-практической конференции по актуальным вопросам противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации с участием представителей научных организаций, осуществляющих исследования организационных и правовых проблем в сфере противодействия коррупции и выработку практических рекомендаций, - во втором полугодии 2016 г.;

б) научно-практической конференции по актуальным вопросам формирования антикоррупционных стандартов и их применения - в первом полугодии 2017 г.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 июля 2017 г.

17. Рекомендовать Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" совместно с другими государственными корпорациями (компаниями):

а) проводить с привлечением научных и образовательных организаций повышение квалификации работников государственных корпораций (компаний), в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по образовательным программам, согласованным с Администрацией Президента Российской Федерации;

б) принять меры по повышению эффективности деятельности межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования работы по противодействию коррупции в дочерних хозяйственных обществах государственных корпораций (компаний), предусмотрев следующие направления ее деятельности:

предотвращение или урегулирование конфликта интересов, возникшего у работников государственных корпораций (компаний) и их дочерних хозяйственных обществ;

минимизация рисков, связанных с применением к государственным корпорациям (компаниям) и их дочерним хозяйственным обществам антикоррупционного законодательства иностранных государств;

мониторинг реализации мер по противодействию коррупции в государственных корпорациях (компаниях) и их дочерних хозяйственных обществах.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 июня 2017 г.

18. Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" обеспечить:

а) разработку Научно-образовательным центром противодействия коррупции с привлечением иных научных и образовательных организаций и при участии Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции научно-практического пособия "Функции подразделений федеральных государственных органов (органов субъектов Российской Федерации) по профилактике коррупционных и иных правонарушений" для его использования в учебном процессе при реализации образовательных программ повышения квалификации государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции;

б) ежегодное проведение на базе Научно-образовательного центра противодействия коррупции учебно-методических семинаров продолжительностью до пяти дней для педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих реализацию образовательных программ по антикоррупционной тематике, по программе, согласованной с Администрацией Президента Российской Федерации.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 марта 2017 г.

19. Федеральному государственному научно-исследовательскому учреждению "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации" организовать проведение в 2016 и 2017 годах ежегодного Евразийского антикоррупционного форума.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 ноября 2017 г.

20. Рекомендовать Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", Общероссийской общественно-государственной просветительской организации "Российское общество "Знание", другим общественным организациям:

а) подготовить и провести просветительские мероприятия, направленные на информирование граждан о требованиях законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции к поведению лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, на обеспечение выполнения гражданами норм антикоррупционного поведения, на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям и недопустимости легитимации коррупционных проявлений;

б) обеспечить во взаимодействии с образовательными и научными организациями проведение в субъектах Российской Федерации регулярных публичных лекций по антикоррупционной тематике.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 июля 2017 г.

21. Рекомендовать Общероссийской общественной организации "Союз журналистов России":

а) организовать во взаимодействии с заинтересованными федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведение ежегодного конкурса журналистских публикаций на тему "Средства массовой информации против коррупции";

б) обеспечить во взаимодействии со средствами массовой информации распространение позитивного опыта противодействия граждан и институтов гражданского общества попыткам коррупционного давления.

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 июля 2017 г.

22. Рекомендовать:

а) общественным профессиональным объединениям работников средств массовой информации и других работников, профессиональная деятельность которых связана с обеспечением общественных интересов и привлекает повышенное общественное внимание, размещать сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов этих объединений на официальных сайтах соответствующих общественных профессиональных объединений и (или) осуществлять публикацию указанных сведений в средствах массовой информации;

б) Общероссийской общественно-государственной просветительской организации "Российское общество "Знание", Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", иным заинтересованным общественным организациям обеспечить создание художественных и документальных фильмов, радио- и телевизионных программ, интернет-роликов, иной медиапродукции, способствующих формированию в обществе активного неприятия всех форм коррупции, повышению престижа государственной службы, а также пропагандирующих соблюдение всеми членами общества требований антикоррупционных стандартов;

в) федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего и послевузовского профессионального образования "Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова", федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Московский архитектурный институт (государственная академия)" организовать проведение ежегодных конкурсов социальной антикоррупционной рекламы (плакат, баннер, видеоролик).

Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 сентября 2017 г.

2. Нормативная база: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О противодействии коррупции"

Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами

(введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)

1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами:

1) лицам, замещающим (занимающим):

а) государственные должности Российской Федерации;

б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;

г) государственные должности субъектов Российской Федерации;

д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации;

е) должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;

ж) должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

з) должности глав городских округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;

(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ)

и) должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов;

(пп. "и" введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

1.1) депутатам представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 303-ФЗ)

2) супругам и несовершеннолетним детям лиц, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 и пункте 1.1 настоящей части;

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 03.11.2015 N 303-ФЗ)

3) иным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.

2. Установленный настоящей статьей запрет открывать и иметь счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не распространяется на лиц, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы в находящихся за пределами территории Российской Федерации официальных представительствах Российской Федерации, официальных представительствах федеральных органов исполнительной власти, должности в представительствах государственных корпораций (компаний) и организаций, созданных для обеспечения деятельности федеральных государственных органов, а также на супруг (супругов) и несовершеннолетних детей этих лиц.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

3. Несоблюдение запрета, установленного настоящей статьей, влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.

Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):

1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

1.2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ)

3.2) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

2. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частью 1 настоящей статьи, относятся к информации ограниченного доступа. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданином в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в случае непоступления данного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения в дальнейшем не могут быть использованы и подлежат уничтожению. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частью 1 настоящей статьи, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 29.12.2012 N 280-ФЗ)

4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частью 1 настоящей статьи, для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частью 1 настоящей статьи, либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 28.11.2015 N 354-ФЗ)

7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 29.12.2012 N 280-ФЗ)

7.1. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц определяются Президентом Российской Федерации.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ)

8. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 29.12.2012 N 280-ФЗ)

9. Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

Статья 8.1. Представление сведений о расходах

(введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

1. Лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

2. Контроль за соответствием расходов лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

3. Непредставление лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, или представление ими неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение в установленном порядке с государственной или муниципальной службы, из Центрального банка Российской Федерации, с работы в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

4. Сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), представленные в соответствии с Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных.

Статья 11.1. Обязанности служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Служащие Центрального банка Российской Федерации, работники, замещающие должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, обязаны в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Федерального закона уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов.

Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.

Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

1. В случае, если владение лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, должность государственной службы, должность муниципальной службы, должность в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, должность на основании трудового договора в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

2. Требования части 1 настоящей статьи распространяются на служащих Центрального банка Российской Федерации, занимающих должности, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации.

(часть 2 введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

Статья 12.4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

На работников, замещающих должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, настоящим Федеральным законом и пунктом 5 части 1 статьи 16, статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

Статья 13.2. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих (занимающих) должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в связи с утратой доверия

(введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

Лица, занимающие должности в Центральном банке Российской Федерации, лица, замещающие должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции

(введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

1. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

2. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

3. Нормативная база: Модельный закон "Основы законодательства об антикоррупционной политике" (Принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 Постановлением 22-15 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Коррупция - подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.

Коррупционное правонарушение - деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

Лица, имеющие публичный статус - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие должностные или служебные обязанности в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или в некоммерческих (в том числе иностранных и международных) организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления или их учреждениями.

Меры реализации антикоррупционной политики - действия субъектов антикоррупционной политики, направленные на борьбу с коррупцией путем предупреждения и пресечения коррупционных правонарушений, реализации ответственности за такие правонарушения, возмещения причиненного ими вреда, осуществления контроля над реализацией указанных мер.

Антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики.

Антикоррупционная экспертиза правовых актов - деятельность специалистов (экспертов) по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.

Антикоррупционные стандарты - единые для обособленной сферы правового регулирования гарантии, ограничения или запреты, обеспечивающие предупреждение или уменьшение воздействия коррупции на функционирование данной сферы.

Субъекты антикоррупционной политики - народ государства, органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной политики, граждане.

Субъекты коррупционных правонарушений - физические и юридические лица, использующие свой статус вопреки законным интересам общества и государства для незаконного получения выгод, а также лица, незаконно предоставляющие такие выгоды.

Предупреждение коррупции - деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению.

Коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.

Показатели коррупционной пораженности - абсолютные и относительные показатели, характеризующие объем, интенсивность, структуру, динамику и территориальное распределение коррупционных правонарушений и лиц, их совершивших.

06.04.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.32%
  • Иногда 56.32%
  • Не оформляем срочников 19.36%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль