Чем регламентируется обжалование результатов спецоценки?

38

Вопрос

Честно говоря, вы меня окончательно запутали.Насколько я понимаю Закон 426-фз, то там 2 пути обжалования спецоценки:1. По ст. 24 Закона 426-фз:Госэкспертиза условий труда, регламентируемая Приказом 549н от 12.08.14. И кстати в нем четко написано, что проводит ее не Минтруд, а Роструд.Дальше могут быть разногласия по проведенной госэкспеотизы. Порядок рассмотрения таких разногласий - Приказ 652н от 22.09.14. И уже здесь рассматривающим органом является Минтруд.ПРОСЬБА подтвердить, что изложено верно.2. По ст. 26 Закона 426-фз:По части 1 ст. 26 - Разногласия по спецоценке и Жалобы на действия оценщика. Подаются в Роструд и территориальные труд инспекции. ВОПРОС - какими законами, приказами регламентируется порядок такого обжалования.Далее решения Роструда и труд испекций могут обжаловаться в суд.По части 2 ст. 26 - Обжалование сразу в суд.=================Поскольку мне постоянно даются противоречивые ответы на вопрос, который я задавала (и постоянно находила неточности в ответах) еще в прошлом месяце, то прошу ответить на данный вопрос в течение сегодняшнего дня.P. S.Общее пожелание.Хотелось бы, чтобы при ответе на задаваемые мной вопросы учитывалось именно то, что я спрашиваю. А не давались ответы на похожие темы.И ответы бы давались сразу на все вопросы. Чтобы я не тратила время на то, чтобы повторно уточнять детали, которые были проигнорированы. И ждать еще дополнительные сутки.И честно говоря, у меня складывается впечатление, что на мои вопросы каждый раз отвечают разные люди.

Ответ

Ответ на 1 вопрос: По ст. 24 Закона 426-фз: Госэкспертиза условий труда, регламентируемая Приказом 549н от 12.08.14. И, кстати, в нем четко написано, что проводит ее не Минтруд, а Роструд. Дальше могут быть разногласия по проведенной госэкспертизе. Порядок рассмотрения таких разногласий - Приказ 652н от 22.09.14. И уже здесь рассматривающим органом является Минтруд. ПРОСЬБА подтвердить, что изложено верно.

В соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н, государственную экспертизу условий труда проводит Роструд и региональные органы исполнительной власти в области охраны труда.

Разногласия по вопросам проведения экспертизы рассматривает Минтруд РФ, если объектом экспертизы была оценка качества спецоценки.

Ответ на 2 вопрос: По ст. 26 Закона 426-фз: По части 1 ст. 26 - Разногласия по спецоценке и Жалобы на действия оценщика. Подаются в Роструд и территориальные труд инспекции. ВОПРОС - какими законами, приказами регламентируется порядок такого обжалования. Далее решения Роструда и трудинспекций могут обжаловаться в суд. По части 2 ст. 26 - Обжалование сразу в суд.

Статья 26 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ предусматривает два варианта обжалования результатов спецоценки:

  • можно обратиться в Роструд или государственную инспекцию труда в соответствующем субъекте Федерации, а в случае несогласия с решением Роструда или инспекции обжаловать их в судебном порядке;
  • можно сразу обратиться в суд для обжалования результатов спецоценки.

Как работник, так и работодатель могут самостоятельно выбрать, каким вариантом воспользоваться.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как оформляют итоги специальной оценки условий труда

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Организация, которая проводила спецоценку, составляет отчет о ее проведении, в который включает следующую информацию:

  • сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном классе и подклассе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • сводную ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась оценка;
  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете указывают только следующую информацию:

  • сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведенной оценке подписывают все члены комиссии и утверждает председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению приведены в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

С результатами проведенной оценки работодатель обязан ознакомить сотрудников, в отношении рабочих мест которых проводилась оценка. Сделать это нужно под подпись и в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В указанный срок не включают периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха работника.

Помимо этого сводную информацию о результатах проведенной оценки нужно разместить на официальном сайте в Интернете. Размещать данные следует с учетом требований законодательства о персональных данных и государственной или иной охраняемой законом тайне. То есть опубликовать требуется не полный отчет, а только сведения в части установленных на рабочих местах классов и подклассов условий труда, а также перечень запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Разместить сведения нужно в течение 30 календарных дней с даты утверждения итогового отчета о результатах оценки.

Такой порядок предусмотрен в статье 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичные разъяснения даны в письме Минтруда России от 21 марта 2014 г. № 15-1/В-298.

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в том числе несогласие сотрудника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия или бездействие организации, которая проводила оценку, рассматривают трудовые инспекции. При этом их решения могут быть обжалованы в судебном порядке.*

Работодатель или сотрудник, профсоюз либо иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения спецоценки и в обход трудовой инспекции, сразу направив свои претензии в суд. Также в случае несогласия с результатами спецоценки можно обратиться в Минтруд России для проведения экспертизы качества оценки условий труда.

Об этом сказано в статье 26 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, обязана результаты ее проведения, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых подлежат декларированию, передать в Роструд (ст. 18, п. 3 ст. 28 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Порядок передачи сведений о результатах проведения спецоценки в Роструд утвержден приказом Минтруда России от 3 июля 2014 г. № 436н.

Организация, которая проводила специальную оценку, должна включить в состав передаваемых сведений следующую информацию:

Такой порядок приведен в пункте 3 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 июля 2014 г. № 436н.

Сведения о результатах спецоценки организация, которая ее проводила, должна передать в Роструд в течение 10 рабочих дней с даты утверждения отчета. Указанные сведения нужно передать лично на бумажных носителях или в электронном виде через официальный сайт Роструда.

Такие правила установлены в пункте 2 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 июля 2014 г. № 436н.

Из ответа «Как провести специальную оценку условий труда»

2. Ответ: Как проводят государственную экспертизу условий труда

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Государственную экспертизу условий труда проводят с целью оценки:

  • качества проведения специальной оценки условий труда;
  • правильности предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • фактических условий труда сотрудников.

Государственную экспертизу условий труда проводят Роструд и региональные органы исполнительной власти в области охраны труда.

Порядок проведения экспертизы качества спецоценки утвержден приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Основанием для проведения госэкспертизы условий труда являются:

  • заявление сотрудника, профессионального союза, объединения профессиональных союзов и иного представительного органа сотрудников, работодателя, объединения работодателей, органов исполнительной власти;
  • представления трудовых инспекций в рамках проверок за соблюдением требований законодательства о специальной оценке;
  • обращения органов исполнительной власти и ФСС России;
  • обращения иных страховщиков – при экспертизе качества проведения специальной оценки;
  • определения судебных органов.

При этом если заявителем выступает сотрудник, то экспертизу проводят только в отношении условий труда на его рабочем месте.

Это предусмотрено в пунктах 1–4 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Региональные органы исполнительной власти в области охраны труда проводят экспертизу качества спецоценки на бесплатной основе, если основанием экспертизы выступают: обращения органов исполнительной власти, судебные определения и представления трудовых инспекций. В остальных случаях экспертизу качества спецоценки проводят на платной основе за счет средств заявителя.

Если в ходе экспертизы возникает необходимость в исследовании и измерении вредных или опасных производственных факторов, то их проводят за счет средств заявителя или органа государственной экспертизы, если заявителем выступает орган исполнительной власти. Если же государственная экспертиза инициирована по представлению трудовой инспекции, то исследования и измерения проводят за счет средств федерального бюджета. Об этом говорится в пунктах 5–6 и 28 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Заявление о проведении госэкспертизы должно содержать следующие сведения:

  • полное наименование заявителя – юридического лица или Ф. И. О. заявителя – физического лица;
  • почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты – при наличии;
  • наименование объекта экспертизы;
  • сведения о ранее проведенных экспертизах условий труда – при наличии таковых;
  • сведения об оплате экспертизы, проводимой на платной основе.

Если экспертиза касается условий труда на рабочем месте, то в заявлении следует также указать: индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии или должности сотрудника, занятого на таком рабочем месте, структурное подразделение работодателя – при наличии такового.

Если объектом экспертизы является качество специальной оценки, то в заявлении нужно дополнительно указать сведения об организации, которая проводила спецоценку.

Если об экспертизе качества спецоценки заявляет работодатель, то к заявлению следует приложить следующие документы:

  • отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • предписания трудовых инспекций об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки.
  • отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • иные документы, содержащие результаты исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов – при наличии;
  • трудовые и коллективные договоры, а также локальные акты, которые содержат обязательства работодателя по соблюдению прав сотрудников на безопасные условия труда и на гарантии за вредные условия труда;
  • положение о системе оплаты труда – при наличии;
  • локальные акты, которые устанавливают условия и объемы предоставляемых гарантий за работу во вредных условиях, в том числе дополнительного отпуска, сокращенного рабочего времени, повышенной оплаты труда;
  • список сотрудников, которые обязаны проходить периодический или предварительный медицинский осмотр;
  • копию заключительного акта о результатах проведенных за последний год периодических медицинских осмотров.
  • отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • иные документы, содержащие результаты исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов – при наличии;
  • трудовые и коллективные договоры, а также локальные акты, которые устанавливают условия труда сотрудников, включая режимы труда и отдыха;
  • предписания должностных лиц государственных инспекций труда и Ростехнадзора и его территориальных органов об устранении нарушений, выявленных в ходе соответствующих проверок.

Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены или направлены заявителем:

  • лично на бумажных носителях;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде через Интернет.

Такие правила предусмотрены в пунктах 11–12 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы основания для ее проведения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 60 рабочих дней, например, при необходимости получения дополнительной документации и материалов для проведения экспертизы (п. 18 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н).

По результатам экспертизы госэксперт или экспертная комиссия составляют проект заключения госэкспертизы. В зависимости от объекта экспертизы в проекте заключения указывают один из следующих выводов:

  • о качестве проведения специальной оценки условий труда;
  • об обоснованности предоставления или непредоставления, а также объемов предоставляемых гарантий и компенсаций за вредные или опасные условия труда;
  • о соответствии фактических условий труда сотрудников нормативным требованиям охраны труда.
  • выдают на руки заявителю или его полномочному представителю либо направляют заявителю почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • направляют в судебный орган или трудовую инспекцию почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если работодатель не был заявителем проведения экспертизы, то ему направляют копию заключения госэкспертизы. Также копию заключения направляют в организацию, которая проводила спецоценку, если экспертиза касалась оценки ее качества.

Это предусмотрено в пунктах 32, 34–35, 37, 39 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Разногласия по вопросам проведения экспертизы рассматривают:

  • Минтруд России, если объектом экспертизы была оценка качества спецоценки;
  • судебные органы или вышестоящий орган власти в досудебном порядке, если объектом экспертизы была оценка фактических условий труда или правильности предоставления гарантий и компенсаций сотрудникам с вредными условиями труда.

Это предусмотрено в пунктах 44–45 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Из ответа «Как провести специальную оценку условий труда»

12.01.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.72%
  • Иногда 56.07%
  • Не оформляем срочников 19.21%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль