Можно ли отстранить и уволить работника за непрохождение периодической проверки?

779

Вопрос

Сотрудники нашей организации (Частное охранное предприятие), согласно Закону РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 13.07.2015) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" работают на основании лицензии на частную охранную деятельность (удостоверение частного охранника). Лицензия (удостоверение) выдается сроком на 5 лет. Но ежегодно сотрудники, согласно вышеуказанному закону, подтверждают квалификацию (проходят мед. осмотр и сдают периодический экзамен в специализированном учебном центре). Лицензия и подтверждение квалификации выдаются МВД РФ.Один Работник нашего предприятия не явился на сдачу периодического экзамена, следовательно не подтвердил свою квалификацию. Можем ли мы отстранить его от работы? И на какой срок, если он не собирается и дальше подтверждать квалификацию? Есть ли основание для увольнения такого сотрудника? Согласно трудовому кодексу это возможно только при прекращении специального права (лицензии) по разным причинам, например в связи с истечением срока действия.

Ответ

Ответ на вопрос:

Согласно ч. 3 ст. 16 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств.

Порядок прохождения проверок установлен Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, утвержденным Приказом МВД России от 29.06.2012 N 647 (далее – Положение).

Согласно п. 8.2 Положения, плановые проверки проводятся один раз в год в течение месяца, предшествующего дню и месяцу даты прохождения последней периодической проверки. В случае непрохождения работником плановой проверки назначается повторная проверка (п. 8.3 Положения).

По результатам периодической проверки принимается одно из следующих решений:

  • признать работника пригодным к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств;
  • признать работника не прошедшим периодическую проверку (при непрохождении проверки теоретических знаний, либо проверки практических навыков применения огнестрельного оружия или специальных средств, либо при неявке работника на проверку без уважительной причины) и направить его на повторную проверку;
  • признать работника непригодным к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств (при повторном непрохождении работником проверки либо повторной неявке работника на проверку).

При признании работника не прошедшим проверку, ему (или представителю юридического лица) одновременно с актом проверки вручается приглашение для прохождения в течение 14 календарных дней повторной проверки.

В отношении работников, не прошедших плановую периодическую проверку, в течение 2 рабочих дней со дня получения решения Комиссии направляет руководителю соответствующей организации предписание о сдаче в подразделение лицензионно-разрешительной работы их разрешений на хранение и ношение огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.

Поскольку трудовые функции охранника непосредственно связаны с наличием данного разрешения, в рассматриваемой ситуации работодатель обязан отстранить его от работы в связи с приостановлением на срок до двух месяцев действия специального права работника.

Работодатель должен предлагать работнику все вакантные позиции (должности и профессии) в организации, подходящие ему по компетенциям и состоянию здоровья. Вакансии в других местностях работодатель обязан предлагать в том случае, если это предусмотрено коллективным или трудовыми договорами.

Следует учесть, что если в трудовом договоре с работником определены обязанности, которые он может выполнять и без наличия специального права, то такого работника необходимо отстранить только от выполнения конкретных трудовых функций, требующих наличия специального права, а не от работы в целом.

При наличии подходящих вакансий и согласия работника о переводе на предложенную вакансию оформляется временный перевод. При этом отстранение от работы не оформляется.

Если подходящие вакансии отсутствуют или работник письменно отказывается от предложенных должностей, работодатель должен отстранить работника от работы на срок приостановления действия специального права.

В отношении работников, признанных непригодными к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, направляет руководителю соответствующей организации предписание о сдаче личной карточки охранника, запрете выдачи огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Разрешение на хранение и ношение служебного или гражданского оружия при исполнении служебных обязанностей до момента прохождения работником повторной проверки либо до принятия решения о его аннулировании хранится в деле.

Если срок приостановления действия специального права превышает два месяца, либо будет вынесено решение об аннулировании разрешения на хранение и ношение оружия, и постоянный перевод работника на другую должность невозможен в связи с отсутствием соответствующих вакансий или отказом работника от перевода, то трудовой договор с ним подлежит прекращению в связи с приостановлением действия на срок более двух месяцев специального права (п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ:Как отстранить сотрудника от работы

Основания для отстранения

На каком основании можно отстранить работника от работы

Отстранение работника от работы, как правило, является временным и не предполагает прекращения трудового договора.

Основаниями для отстранения работника от работы могут стать:

Об этом говорится в статье 76 Трудового кодекса РФ.

Наряду с общими основаниями отстранения от работы существуют также специальные основания для отстранения отдельных категорий сотрудников:

Так, работодатель обязан отстранить от работы работников, занятых на подземных работах, в случаях:

  • несоблюдения работником установленных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами России требований безопасности при проведении подземных работ, в том числе в случае совершения работником действий, создающих угрозу жизни и здоровью людей;
  • неприменения работником выданных ему в установленном порядке средств индивидуальной защиты;
  • наличия у работника при нахождении его на подземных участках, расположенных на объектах, отнесенных в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами России к взрывопожароопасным производственным объектам (включая подземные горные выработки, расположенные на участках горных работ), курительных принадлежностей, источников огня (спичек, зажигалок и т. п.), алкогольных напитков, наркотических и иных токсических веществ, а также запрещенного Правилами трудового распорядка для использования на указанных подземных участках личного имущества (в т. ч. электронных устройств, применение которых может привести к аварийной ситуации).

Об этом говорится в статье 330.4 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, работодатель обязан отстранить от работы сотрудников-иностранцев в зависимости от статуса по следующим основаниям:

1. Временно пребывающих иностранцев:

  • при приостановлении или окончании срока действия разрешения работодателя на привлечение и использование иностранцев;
  • при окончании срока действия разрешения на работу или патента сотрудника;
  • при окончании срока действия на территории России договора (полиса) ДМС или прекращении договора, заключенного работодателем с медицинской организацией на предоставление иностранцу платных медицинских услуг.

2. Временно проживающих иностранцев – при окончании срока действия разрешения на временное проживание.

3. Постоянно проживающих иностранцев – при окончании срока действия вида на жительство.

Это предусмотрено в статье 327.5 Трудового кодекса РФ.

Что касается особых оснований для педагогических сотрудников, то работодатель должен отстранить их от работы при получении от правоохранительных органов сведений о том, что сотрудник подвергается уголовному преследованию за определенные преступления (абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ). Отстранить такого сотрудника нужно на весь период производства по уголовному делу вплоть до его прекращения или вступления в силу приговора суда с последующим увольнением.

Об этом сказано в статье 331.1 Трудового кодекса РФ.

Срок отстранения

На какой срок нужно отстранить работника от работы

Работодатель отстраняет от работы сотрудника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).

Таким образом, работника отстраняют от работы до тех пор, пока не исчезнет обстоятельство, которое привело к его отстранению. Иное правило может устанавливаться Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами. В таком случае допуск к работе будет зависеть не от устранения обстоятельств, приведших к отстранению от работы, а от других факторов.

Например, работодатель должен отстранить работника от подземных работ, если работник не соблюдал установленные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами России требования безопасности при проведении подземных работ (ч. 1 ст. 330.4 ТК РФ). Для допуска работника к работе недостаточно устранить обстоятельство, которое повлекло отстранение. Работник должен пройти внеочередную проверку знаний требований безопасности при проведении подземных работ (ч. 3 ст. 330.4 ТК РФ).

На устранение обстоятельств, послуживших основанием для отстранения от работы сотрудника-иностранца, кроме приостановления или окончания срока разрешения на привлечение и использование иностранцев, трудовым законодательством предусмотрен месячный срок. По окончании указанного срока работодатель должен уволить сотрудника-иностранца по соответствующему основанию. Это следует из положений части 2 статьи 327.6 Трудового кодекса РФ.

Период отстранения входит в стаж для отпуска

Входит ли период отстранения в стаж, дающий право на ежегодный отпуск

Весь период отстранения независимо от его срока не входит в стаж, дающий право на отпуск. Исключение составляет случай отстранения сотрудника, который не прошел обязательный медосмотр не по своей вине (ч. 2 ст. 121 ТК РФ).

Оплата на период отстранения

Как оплачивать период, когда сотрудник отстранен от работы

По общему правилу в период отстранения от работы зарплату сотруднику начислять не нужно. Исключение составляют случаи отстранения, когда сотрудник не по своей вине не прошел обучение и проверку знаний в области охраны труда либо обязательный медосмотр. Иные исключения могут быть установлены другими законами. Так, за государственным служащим сохраняют его денежное содержание на время отстранения от должности в связи с урегулированием конфликта интересов или проверкой достоверности и полноты сведений о его доходах и имуществе (п. 2.1 ст. 32 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). В указанных случаях период отстранения следует оплачивать как простой (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Документальное оформление

Как оформить отстранение работника от работы

Отстранение производится работодателем в одностороннем порядке, без получения письменного или иного согласия работника, без предварительного предупреждения его о предстоящем отстранении от работы.

Конкретный порядок документального оформления отстранения работника от работы законодательством не установлен. На практике работодатели поступают следующим образом.

При обнаружении оснований, достаточных для отстранения работника от работы, необходимо этот факт зафиксировать документально. Например, таким документом может быть докладная записка непосредственного руководителя.

Далее на основании подтверждающих документов (записки руководителя, акта, медицинской справки, предписания уполномоченного органа и т. п.) издается приказ об отстранении работника от работы. Унифицированного бланка такого приказа не предусмотрено, поэтому он составляется в произвольной форме.

В приказе необходимо указать причины отстранения работника от работы и указать срок отстранения. Как правило, указывают формулировку «до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы». В то же время если на момент составления приказа есть возможность достоверно определить срок отстранения, то в приказе можно указать конкретную дату.

Кроме того, в приказе следует отразить порядок оплаты на период отстранения.

В приказе также следует оформить строку «Основание», перечислив все документы, подтверждающие законность и обоснованность издания приказа.

С приказом об отстранении от работы необходимо ознакомить работника под подпись. При отказе от подписания приказа составляется соответствующий акт или непосредственно на самом приказе делается соответствующая запись.

Запись об отстранении от работы в трудовую книжку работника не вносится. По общим правилам не требуется делать эту запись и в личную карточку. Вместе с тем, при необходимости (например, для обеспечения внутреннего учета) данную информацию все же можно отразить в личной карточке, например, в разделе «Дополнительные сведения». Такие сведения будут полезны, в частности, при расчете стажа, необходимого для предоставления отпуска.

В период отстранения работника от работы в табеле учета рабочего времени указывают буквенный или цифровой код в зависимости от порядка оплаты данного периода (отстранение от работы с оплатой – НО (либо 34), без начисления зарплаты – НБ (либо 35)).

Конкретный порядок оформления документов организация может установить в своих локальных нормативных актах. Кроме того, необходимо учитывать основание отстранения, которое также может повлиять на порядок документального оформления.

Приостановление специального права работника на срок до двух месяцев

Как отстранить от работы работника, если приостановлено действие специального права на срок до двух месяцев

Работника, чьи трудовые функции непосредственно связаны с наличием специального права – лицензии, разрешения, удостоверения, работодатель обязан отстранить от работы, если получено решение компетентного органа о приостановлении действия данного права, лицензии, разрешения.

В частности, отстранению от работы подлежат:

  • водители – при лишении права на управление автомобилем;
  • охранники и охотники – при приостановлении действия разрешения на ношение оружия или лицензии на ведение деятельности;
  • специалисты по охране труда, электрики, лифтеры и многие другие – при приостановлении действия соответствующих удостоверений.

Если действие специального права работника приостановлено на срок до двух месяцев, и он в связи с этим не может выполнять свои трудовые обязанности по трудовому договору, а его перевод на другую должность невозможен в связи с отсутствием соответствующих вакансий, то работодатель обязан отстранить его от работы (абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Работодатель должен предлагать работнику все вакантные позиции (должности и профессии) в организации, подходящие ему по компетенциям и состоянию здоровья. Вакансии в других местностях работодатель обязан предлагать в том случае, если это предусмотрено коллективным или трудовыми договорами.

Следует учесть, что если в трудовом договоре с работником определены обязанности, которые он может выполнять и без наличия специального права, то такого работника необходимо отстранить только от выполнения конкретных трудовых функций, требующих наличия специального права, а не от работы в целом.

При наличии подходящих вакансий и согласия работника о переводе на предложенную вакансию оформляется временный перевод. При этом отстранение от работы не оформляется.

Если подходящие вакансии отсутствуют или работник письменно отказывается от предложенных должностей, работодатель должен отстранить работника от работы на срок приостановления действия специального права.

Если срок приостановления действия специального права превышает два месяца и постоянный перевод работника на другую должность невозможен в связи с отсутствием соответствующих вакансий или отказом работника от перевода, то трудовой договор с ним подлежит прекращению в связи с приостановлением действия на срок более двух месяцев специального права (п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Процедура отстранения работника от работы происходит по общим правилам.

Оформление допуска

Как оформить допуск работника в случае окончания периода отстранения

При прекращении обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы, работник может быть допущен к работе (ч. 2 ст. 76 ТК РФ). Если в приказе об отстранении не был указан конкретный период отстранения, то допуск к работе следует оформить отдельным приказом и ознакомить с ним работника под подпись.

Унифицированного бланка данного приказа не утверждено, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Приказ можно не оформлять в том случае, если в приказе на отстранение был изначально зафиксирован срок отстранения.

Запись об окончании срока отстранения и допуске к работе вносить в личную карточку необязательно. Вместе с тем, при необходимости, например, для обеспечения внутреннего учета, данную информацию все же можно отразить в карточке, например, в разделе «Дополнительные сведения». Такая информация может быть полезной при расчете стажа, необходимого для предоставления отпуска.

Ирина Журавлева,

юрист, консультант по кадровому учету и трудовым спорам, автор курса повышения квалификации «Школа Кадровика»

2. Нормативная база: Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 13.07.2015) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

Раздел V. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 534-ФЗ)

Статья 16. Условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 534-ФЗ)

В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 31.12.2014 N 534-ФЗ)

Охранник при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан:

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 31.12.2014 N 534-ФЗ)

предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 534-ФЗ)

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 267-ФЗ)

немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

(часть третья в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

Применение охранником физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.

3. Нормативная база: Приказ МВД России от 29.06.2012 N 647 (ред. от 17.03.2015) "Об утверждении Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 N 25121)

Приложение N 1

к приказу МВД России

от 29.06.2012 N 647

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПРОВЕРОК ЧАСТНЫХ ОХРАННИКОВ

И РАБОТНИКОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ С ОСОБЫМИ УСТАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ

НА ПРИГОДНОСТЬ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ, СВЯЗАННЫХ

С ПРИМЕНЕНИЕМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

И СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 342)

1. Для проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами <1> на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств <2>, в управлениях на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирском и Забайкальском линейных управлениях МВД России на транспорте, Симферопольском линейном отделе МВД России на транспорте, министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях МВД России по иным субъектам Российской Федерации <3> создаются комиссии по периодическим проверкам <4>, в состав которых включаются должностные лица органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление действий, связанных с предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций в сфере оборота оружия, а также частной детективной (сыскной) и охранной деятельности <5>.

(в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 342)

--------------------------------

<1> Далее также - "работники".

<2> Далее - "периодическая проверка".

<3> Далее - "орган внутренних дел".

<4> Далее - "Комиссия".

<5> Далее - "сотрудник подразделения лицензионно-разрешительной работы".

2. В состав Комиссии (по согласованию) могут включаться руководители образовательных учреждений, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации соответствующих категорий работников, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, представители объединений и организаций, имеющих отношение к охранной деятельности.

3. Состав Комиссии утверждается приказом руководителя органа внутренних дел.

4. Для организационно-методического обеспечения и контроля за проведением периодических проверок приказом МВД России создается Центральная комиссия МВД России по периодическим проверкам частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "Центральная комиссия МВД России".

5. По решению органа внутренних дел, в котором создается Комиссия, с целью более эффективного использования сил и средств Комиссия может быть совмещена с экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена для частных охранников.

6. Комиссии проводят периодические проверки в отношении работников частных охранных организаций и иных юридических лиц с особыми уставными задачами (их структурных, обособленных подразделений), расположенных в пределах территории, обслуживаемой органами внутренних дел, образовавших данные Комиссии.

7. Работники, выполняющие охранные функции на объектах, расположенных в других субъектах Российской Федерации, по согласованию с Центральной комиссией МВД России могут проходить периодические проверки в органе внутренних дел по местонахождению объекта охраны.

Для согласования места прохождения периодической проверки руководитель частной охранной организации или иного юридического лица с особыми уставными задачами не менее чем за 2 месяца до срока, установленного подпунктом 8.2 настоящего Положения, направляет в Центральную комиссию МВД России письменное обращение, в котором указываются фамилия, имя, отчество и номер удостоверения частного охранника, с приложением копии уведомления о начале оказания охранных услуг.

(в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 342)

Центральная комиссия МВД России в месячный срок принимает решение о месте прохождения периодической проверки, о чем уведомляет руководителя, направившего обращение, и соответствующие Комиссии органов внутренних дел.

8. Комиссия проводит следующие периодические проверки:

8.1. Первичные - в отношении работников, впервые назначенных на должность, предусматривающую в соответствии с законодательством Российской Федерации применение служебного или гражданского оружия (перед выдачей разрешения на хранение и ношение оружия) и (или) специальных средств (в течение месяца после назначения на должность).

(в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 342)

8.2. Плановые - в отношении работников, ранее прошедших первичную периодическую проверку для частных охранников и других категорий работников один раз в год в течение месяца, предшествующего дню и месяцу даты прохождения последней периодической проверки.

(пп. 8.2 в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 342)

8.3. Повторные - назначаются Комиссией в случаях непрохождения работниками проверок, указанных в подпунктах 8.1 и 8.2 настоящего Положения.

При положительном результате сдачи теоретической части периодической проверки и отрицательной сдаче ее практической части повторная периодическая проверка проводится только в отношении практической части. При этом положительный результат прохождения теоретической части периодической проверки считается действительным в течение 6 месяцев.

(абзац введен Приказом МВД России от 17.03.2015 N 342)

9. Положительная сдача квалификационного экзамена по профессии "частный охранник" засчитывается в качестве прохождения гражданином первичной периодической проверки, если со дня сдачи такого экзамена прошло не более 11 месяцев.

(п. 9 в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 342)

10. Перезакрепление или дополнительное закрепление за работником разрешенного оружия (специальных средств), перемещение работника на другие охраняемые объекты или из одного подразделения юридического лица в другое, а также переход работника из одного юридического лица в другое не являются основаниями для проведения периодических проверок.

11. Решение Комиссии о признании работника пригодным к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, действительно в течение 12 месяцев со дня принятия решения.

(п. 11 в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 342)

12. Периодическая проверка включает в себя:

12.1. Проверку теоретических знаний нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих охранную деятельность, оборот оружия и (или) специальных средств, а также устанавливающих особенности, запреты и ограничения их применения.

12.2. Проверку практических навыков применения огнестрельного оружия и (или) специальных средств путем выполнения работниками упражнений по стрельбе из разрешенного к использованию вида и типа огнестрельного оружия (приложение N 1 к настоящему Положению) и (или) упражнений практического применения специальных средств (приложение N 2 к настоящему Положению). Типы и модели служебного оружия определяются Центральной комиссией МВД России с учетом категорий проверяемых работников.

(пп. 12.2 в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 342)

13. Для работников, подлежащих периодическим проверкам на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств, допускается совмещение данных проверок.

13.1. Допускается совмещение итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена по завершении профессионального обучения по программе повышения квалификации охранников с прохождением периодической проверки.

(п. 13.1 введен Приказом МВД России от 17.03.2015 N 342)

14. Проверка теоретических знаний работников осуществляется с использованием карточек опроса.

15. Для проверки теоретических знаний разрешается использование средств вычислительной техники.

16. Образцы типовых карточек опроса теоретических знаний при проведении периодических проверок, а также содержание в них вопросов и ответов устанавливаются Центральной комиссией МВД России.

17. В карточки опроса при совмещенной периодической проверке допускается одновременно включать вопросы по теоретическим знаниям оборота оружия всех разрешенных видов, а в случае одновременной проверки, связанной с пригодностью к применению оружия и специальных средств, - вопросы по теоретическим знаниям обращения указанных изделий.

18. Карточки опроса содержат:

18.1. Для частного охранника 4-го разряда - 7 вопросов и 3 варианта ответа, один из которых является правильным.

18.2. Для частного охранника 5-го разряда - 9 вопросов и 3 варианта ответа, один из которых является правильным.

18.3. Для частного охранника 6-го разряда и работников юридических лиц с особыми уставными задачами - 10 вопросов и 3 варианта ответа, один из которых является правильным.

19. При наличии двух и более ошибочных ответов работник признается не прошедшим проверку теоретических знаний.

20. К выполнению практических упражнений по стрельбе не допускаются работники, не прошедшие проверку теоретических знаний и инструктаж по мерам безопасности.

21. При опросе работников устанавливается знание ими:

21.1. Положений статей 1 - 6, 9, 12, 13, 21, 22, 24 - 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150 "Об оружии" <1>, статей 37 - 39, 222, 224 и 225 Уголовного кодекса Российской Федерации <2>, статей 19.1, 19.4 (часть 1), 19.5 (часть 1), 19.20, 19.23, 20.8 (части 1 и 2), 20.9, 20.12 и 20.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3>.

--------------------------------

<1> Далее - "Федеральный закон "Об оружии".

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 2002, N 11, ст. 1021; N 19, ст. 1793; 2003, N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091; 2006, N 31, ст. 3452; 2008, N 52, ст. 6227; 2009, N 52, ст. 6453; 2011, N 1, ст. 10; N 11, ст. 1495; N 50, ст. 7362.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2004, N 34, ст. 3529; 2005, N 19, ст. 1752; 2007, N 26, ст. 3089; 2008, N 52, ст. 6227; 2010, N 21, ст. 2526; N 31, ст. 4208; N 46, ст. 5918; 2011, N 1, ст. 10; N 30, ст. 4590.

21.2. Особенностей применения (использования) оружия и специальных средств, регламентированных другими нормативными правовыми актами Российской Федерации:

статьями 16 - 18 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", статьей 203 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьями 14.2, 17.12, 20.16, 20.17, 20.19 и 20.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Правилами применения частными охранниками специальных средств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 <1>, - в отношении частных охранников;

--------------------------------

<1> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 506; 1993, N 39, ст. 3690; N 51, ст. 4992; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 9, ст. 1013; N 17, ст. 1989; 1995, N 2, ст. 154; 1997, N 12, ст. 1436; 1999, N 51, ст. 6343; 2000, N 6, ст. 776; N 12, ст. 1295; N 26, ст. 2773; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 15, ст. 1343; N 49, ст. 5229; 2006, N 24, ст. 2605; 2008, N 18, ст. 2055; 2011, N 51, ст. 7526; 2009, N 31, ст. 3960; N 45, ст. 5359; 2012, N 6, ст. 665.

статьями 6, 9, 11, 13 - 17 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" <1>, а также пунктами 1 - 4 Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 73 <2>, - в отношении работников ведомственной охраны;

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 16, ст. 1935; 2006, N 26, ст. 2779; 2007, N 49, ст. 6079; 2009, N 19, ст. 2279; N 48, ст. 5717; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 27, ст. 3867. Далее - "Закон "О ведомственной охране".

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 5, ст. 537. Далее - "Правила приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны".

статьей 20 Федерального закона от 7 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" <1>, статьями 6, 9, 11, 13 - 17 Закона "О ведомственной охране", а также пунктами 1 - 4 Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны, - в отношении работников организаций федеральной почтовой связи;

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3697; 2003, N 28, ст. 2895; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 26, ст. 3122; 2011, N 50, ст. 7351.

статьей 13.1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" <1>, статьями 6, 9, 11, 13 - 17 Закона "О ведомственной охране", а также пунктами 1 - 4 Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны, - в отношении работников территориальных органов и организаций федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также капитанов научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов и их помощников;

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3609; 2002, N 26, ст. 2516; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 6, ст. 638; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732.

статьей 31 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <1> и Правилами применения служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, специальных средств должностными лицами специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 491 <2>, - в отношении должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания;

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1462; 2003, N 46, ст. 4444; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 17, ст. 1933; N 50, ст. 6246; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; 2011, N 1, ст. 32; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6732.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3707.

пунктом 1 Правил получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 460 <1>, - в отношении работников, имеющих право на хранение и ношение боевого ручного стрелкового оружия.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 17, ст. 2010; 2000, N 10, ст. 1138; 2011, N 42, ст. 5922.

21.3. Тактико-технических характеристик огнестрельного оружия, назначения и устройства их основных частей и механизмов, а также мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием.

21.4. Правил оказания первой помощи лицам, получившим телесные повреждения при огнестрельных ранениях, поражении слезоточивыми, раздражающими веществами или электричеством, усвоение неотложных действий по направлению потерпевших в лечебные учреждения, охране места происшествия и информированию органов внутренних дел.

22. Перечень мест, организаций и объектов, задействованных для проведения периодических проверок, устанавливается Комиссией.

22.1. Периодические проверки проводятся Комиссией, как правило, на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам (далее - образовательные организации).

(пп. 22.1 в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 342)

--------------------------------

<1> Сноска исключена. - Приказ МВД России от 17.03.2015 N 342.

22.2. При наличии условий по решению Комиссии проверка теоретических знаний и практических навыков применения специальных средств может быть организована на базе иных организаций, в том числе в органах внутренних дел.

22.3. Периодические проверки с использованием служебного и гражданского оружия проводятся Комиссиями, как правило, на базе стрелковых объектов образовательных организаций, занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации соответствующих категорий работников.

(в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 342)

22.4. Утратил силу. - Приказ МВД России от 17.03.2015 N 342.

22.5. Периодические проверки с использованием огнестрельного оружия могут проводиться Комиссиями на базе стрелковых объектов спортивных организаций.

22.6. При отсутствии на территории, обслуживаемой органом внутренних дел, образовательных организаций, заявивших о предоставлении своей материально-технической базы для проведения периодической проверки, указанные проверки по согласованию с Центральной комиссией МВД России могут проводиться Комиссиями на иных стрелковых объектах, подготовленных в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

(в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 342)

23. На информационных стендах подразделений лицензионно-разрешительной работы органа внутренних дел, а также в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте территориального органа МВД России на региональном уровне размещаются сведения об организациях и объектах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, на базе которых Комиссией проводятся периодические проверки, и график работы Комиссии.

24. Руководитель частной охранной организации или иного предприятия с особыми уставными задачами при получении им или его работником приглашения (приложение N 4 к настоящему Положению) согласовывает дату прохождения проверки с администрацией образовательного учреждения и стрелкового объекта, на базе которых его работники будут проходить проверку, о чем информирует (указанным в приглашении способом) Комиссию или орган внутренних дел, направивший приглашение, не позднее срока, установленного подпунктом 8.2 настоящего Положения.

25. Работник, прибывший на периодическую проверку, должен иметь при себе документ, удостоверяющий его личность, и копию приглашения (приложение N 4 к настоящему Положению).

26. По результатам периодической проверки Комиссией принимается одно из следующих решений:

26.1. Признать работника пригодным к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств.

26.2. Признать работника не прошедшим периодическую проверку (при непрохождении проверки теоретических знаний, либо проверки практических навыков применения огнестрельного оружия или специальных средств, либо при неявке работника на проверку без уважительной причины) и направить его на повторную проверку.

26.3. Признать работника непригодным к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств (при повторном непрохождении работником проверки либо повторной неявке работника на проверку).

27. По завершении периодической проверки работника членом Комиссии составляется акт о результатах проведения периодической проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств <1> (приложение N 5 к настоящему Положению), второй экземпляр (или копия) которого вручается работнику. Одновременно с актом проверки работнику возвращается его карточка опроса по проверке теоретических знаний.

--------------------------------

<1> Далее - "акт проверки".

28. При принятии решения, указанного в подпункте 26.2 настоящего Положения, работнику (или представителю юридического лица) одновременно с актом проверки вручается приглашение (приложение N 4 к настоящему Положению) для прохождения в течение 14 календарных дней повторной проверки.

29. Результаты периодических проверок и принятые Комиссией решения, отраженные в актах проверок, в срок не более 5 рабочих дней рассматриваются на заседании Комиссии и обобщаются в протокол (приложение N 6 к настоящему Положению).

30. При подтверждении факта нарушений со стороны работника либо члена Комиссии в ходе периодической проверки Комиссия может аннулировать ранее принятое решение и назначить дату прохождения работником повторной проверки, которая проводится в течение 14 календарных дней со дня принятия указанного решения. Работнику или его руководителю вручается (направляется) приглашение (приложение N 4 к настоящему Положению).

31. При поступлении от работника (или его руководителя) ходатайства о переносе даты проверки по уважительной причине Комиссией устанавливается новый срок прохождения периодической проверки.

32. Сведения о результатах проведения периодических проверок и принятых Комиссией решениях заносятся в протокол (приложение N 6 к настоящему Положению), который подписывается председателем (заместителем председателя) Комиссии.

33. Комиссия в течение 2 рабочих дней после подписания протокола обеспечивает направление актов проверок, выписок из протоколов в части, касающейся отмены решений, указанных в актах проверок, и приглашения на повторную проверку работников в орган внутренних дел по местонахождению лицензионного или контрольно-наблюдательного дела юридического лица.

34. Допускаются передача и хранение информации о результатах периодических проверок и решениях Комиссий в электронном виде.

35. Орган внутренних дел по местонахождению лицензионного или контрольно-наблюдательного дела:

35.1. Обеспечивает вручение (направление) руководителю (либо лицу, ответственному за данное направление работы) частной охранной организации или иного юридического лица с особыми уставными задачами приглашения для работников, подлежащих первичной, плановой (не позднее чем за 14 календарных дней до срока, установленного подпунктом 8.2 настоящего Положения) или повторной проверке.

При этом приглашение для работников, подлежащих первичной проверке, формируется на основании сведений, представленных руководителем частной охранной организации или иного юридического лица с особыми уставными задачами.

К проверке допускаются работники при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия.

35.2. Утратил силу. - Приказ МВД России от 17.03.2015 N 342.

35.3. В срок не более 3 рабочих дней с момента получения актов проверок вносит их результаты в автоматизированную информационную поисковую систему "Оружие-МВД".

35.4. В отношении работников, не прошедших плановую периодическую проверку, в течение 2 рабочих дней со дня получения решения Комиссии направляет руководителю соответствующей организации предписание о сдаче в подразделение лицензионно-разрешительной работы их разрешений на хранение и ношение огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.

(в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 342)

35.5. В отношении работников, признанных непригодными к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, направляет руководителю соответствующей организации предписание о сдаче личной карточки охранника, запрете выдачи огнестрельного оружия и (или) специальных средств.

(пп. 35.5 в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 342)

36. Разрешение на хранение и ношение служебного или гражданского оружия при исполнении служебных обязанностей до момента прохождения работником повторной проверки либо до принятия решения о его аннулировании хранится в деле.

37. При несогласии с решением комиссии о результатах его периодической проверки работник может обратиться в установленном порядке в Центральную комиссию МВД России. В ходе рассмотрения такого обращения (жалобы) Центральной комиссией МВД России может быть организована повторная периодическая проверка в порядке, установленном настоящим Положением.

38. Допускается направление документа, предусмотренного приложением N 4 к настоящему Положению, в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью.

18.02.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

Кадровая справочная система

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль