Имеет ли учредитель право проверять сведения о доходах руководителя?

26

Вопрос

Помогите разобраться в вопросе: в соответствии с законодательством руководители муниципальных учреждений обязаны ежегодно предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Кадровая служба принимает данные сведения и помещает их в личное дело. У Учредителя возник вопрос - имеет ли право учредитель или уполномоченное им лицо проверить сведения, содержащиеся в данной справке, т.е направить запрос в налоговую инспекцию с целью проверки сведений о доходах, в Регпалату - по имуществу, в ГИБДД - по автотранспорту? 

Ответ

Ответ на вопрос:

Порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, установлен Постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 28.05.2012 N 82.

Согласно п. 2 Порядка, проверка достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими, осуществляется должностными лицами кадровых служб органа местного самоуправления муниципального образования автономного округа, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее также - должностные лица кадровых служб), по решению представителя нанимателя (работодателя) либо уполномоченного им должностного лица.

Согласно п. 3 Порядка, решение о проведении проверки принимается отдельно в отношении каждого гражданина или муниципального служащего и оформляется в письменной форме.

Решение о проведении проверки в отношении гражданина, претендующего на замещение должности главы местной администрации, муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации муниципального образования автономного округа, принимает глава муниципального образования автономного округа (п. 4 Порядка).

Согласно п. 5 Порядка, основанием для принятия решения об осуществлении проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

  • правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
  • должностными лицами кадровых служб органов местного самоуправления, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
  • постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
  • Общественной палатой автономного округа;
  • общероссийскими средствами массовой информации.

Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о ее проведении (п. 7 Порядка).

Согласно п. 8 Порядка, проверка осуществляется:

  • самостоятельно;
  • путем направления запроса в правоохранительные органы о проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Согласно п. 9 Порядка, при самостоятельном осуществлении проверки должностное лицо кадровой службы вправе:

  • проводить беседу с гражданином или муниципальным служащим;
  • изучать представленные гражданином или муниципальным служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;
  • получать от гражданина или муниципального служащего пояснения по представленным сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительным материалам;
  • направлять в установленном порядке запросы (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры, иные федеральные государственные органы, органы государственной власти автономного округа, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее - органы государственной власти и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа; о соблюдении муниципальным служащим требований к служебному поведению;
  • наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;
  • осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или муниципальным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Согласно п. 10 Порядка, представитель нанимателя (работодатель) оформляет запросы:

  • самостоятельно - в органы прокуратуры, иные федеральные государственные органы, органы государственной власти автономного округа, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения, за исключением запросов о представлении сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, в кредитные организации, в налоговые органы Российской Федерации, в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • путем направления ходатайств Губернатору автономного округа либо уполномоченному заместителю Губернатора автономного округа о запросе сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, в кредитные организации, в налоговые органы Российской Федерации, в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании сказанного, по своей инициативе кадровая служба не вправе проводить проверку представленных муниципальным служащим сведений и направлять какие-либо запросы. Проверка проводится только при наличии оснований, предусмотренных п. 5 Порядка, по решению представителя нанимателя (работодателя) либо уполномоченного им должностного лица.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Нормативная база: Постановление Губернатора ХМАО - Югры от 28.05.2012 N 82 (ред. от 28.07.2014) "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, замещающими должности, включенные в соответствующий перечень, и соблюдения муниципальными служащими Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требований к служебному поведению" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2015)

ПОРЯДОК

ПРОВЕРКИ ДОСТОВЕРНОСТИ И ПОЛНОТЫ СВЕДЕНИЙ,

ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМИ, ПРЕТЕНДУЮЩИМИ

НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ, МУНИЦИПАЛЬНЫМИ

СЛУЖАЩИМИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ,

ЗАМЕЩАЮЩИМИ ДОЛЖНОСТИ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В СООТВЕТСТВУЮЩИЙ

ПЕРЕЧЕНЬ, И СОБЛЮДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ СЛУЖАЩИМИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ТРЕБОВАНИЙ

К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ (ДАЛЕЕ - ПОРЯДОК)

Список изменяющих документов

(в ред. постановлений Губернатора ХМАО - Югры

от 07.08.2013 N 99, от 28.07.2014 N 78)

1. Настоящий Порядок определяет процедуру осуществления проверки:*

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных:

(в ред. постановления Губернатора ХМАО - Югры от 28.07.2014 N 78)

гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ), включенных в соответствующий перечень (далее - граждане, гражданин), на отчетную дату;

муниципальными служащими автономного округа, замещающими должности, включенные в соответствующий перечень (далее - муниципальные служащие, муниципальный служащий), за отчетный период и за два года, предшествующих отчетному периоду.

(в ред. постановления Губернатора ХМАО - Югры от 28.07.2014 N 78)

б) достоверности и полноты сведений, представленных гражданами при поступлении на муниципальную службу в автономном округе в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа;

(в ред. постановления Губернатора ХМАО - Югры от 28.07.2014 N 78)

в) соблюдения муниципальными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной настоящим подпунктом, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральными законами от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - требования к служебному поведению).

(пп. "в" в ред. постановления Губернатора ХМАО - Югры от 28.07.2014 N 78)

2. Проверка, предусмотренная пунктом 1 настоящего Порядка (далее - проверка), осуществляется должностными лицами кадровых служб органа местного самоуправления муниципального образования автономного округа, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее также - должностные лица кадровых служб), по решению представителя нанимателя (работодателя) либо уполномоченного им должностного лица.

3. Решение о проведении проверки принимается отдельно в отношении каждого гражданина или муниципального служащего и оформляется в письменной форме.

4. Решение о проведении проверки в отношении гражданина, претендующего на замещение должности главы местной администрации, муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации муниципального образования автономного округа, принимает глава муниципального образования автономного округа.

5. Основанием для принятия решения об осуществлении проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

б) должностными лицами кадровых служб органов местного самоуправления, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

в) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

г) Общественной палатой автономного округа;

д) общероссийскими средствами массовой информации.

6. Информация анонимного характера не является основанием для осуществления проверки.

7. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о ее проведении.

8. Проверка, предусмотренная пунктом 1 настоящего Порядка, осуществляется:

а) самостоятельно;

б) путем направления запроса в правоохранительные органы о проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

9. При осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 8 настоящего Порядка, должностное лицо кадровой службы вправе:

а) проводить беседу с гражданином или муниципальным служащим;

б) изучать представленные гражданином или муниципальным служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;

в) получать от гражданина или муниципального служащего пояснения по представленным сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительным материалам;

г) направлять в установленном порядке запросы (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры, иные федеральные государственные органы, органы государственной власти автономного округа, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее - органы государственной власти и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа; о соблюдении муниципальным служащим требований к служебному поведению;

д) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;

е) осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или муниципальным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

10. Представитель нанимателя (работодатель) оформляет запросы, указанные в подпункте "г" пункта 9 настоящего Порядка:

а) самостоятельно - в органы прокуратуры, иные федеральные государственные органы, органы государственной власти автономного округа, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения, за исключением запросов о представлении сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, в кредитные организации, в налоговые органы Российской Федерации, в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

б) путем направления ходатайств Губернатору автономного округа либо уполномоченному заместителю Губернатора автономного округа о запросе сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, в кредитные организации, в налоговые органы Российской Федерации, в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

11. В запросе, предусмотренном подпунктом "а" пункта 10 настоящего Порядка, указываются:

а) фамилия, имя, отчество руководителя органа государственной власти или организации, в которые направляется запрос;

б) нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;

в) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы (службы), вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина или муниципального служащего, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых проверяются, гражданина, представившего сведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа, полнота и достоверность которых проверяются, либо муниципального служащего, в отношении которого имеются сведения о несоблюдении им требований к служебному поведению;

г) содержание и объем сведений, подлежащих проверке;

д) срок представления запрашиваемых сведений;

е) фамилия, инициалы, должность и номер телефона должностного лица кадровой службы, подготовившего запрос;

ж) другие необходимые сведения.

12. К ходатайству, предусмотренному подпунктом "б" пункта 10 настоящего Порядка, помимо сведений, перечисленных в пункте 11 настоящего Порядка, прилагается копия акта о назначении соответствующей проверки, указывается идентификационный номер налогоплательщика (в случае направления запроса в налоговые органы Российской Федерации).

13. Направление запросов в правоохранительные органы о проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" осуществляет Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по ходатайству представителя нанимателя (работодателя).

14. В ходатайстве и, соответственно, запросе о проведении оперативно-розыскных мероприятий, помимо сведений, перечисленных в пункте 11 настоящего Порядка, указываются сведения, послужившие основанием для проверки, органы государственной власти и организации, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросы, которые в них ставились, со ссылкой на соответствующие положения Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

15. Руководитель кадровой службы обеспечивает:

а) уведомление в письменной форме муниципального служащего о начале в отношении него проверки и разъясняет ему содержание подпункта "б" настоящего пункта - в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего решения;

б) проведение беседы с муниципальным служащим (в случае его обращения), в ходе которой муниципальный служащий должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Порядком, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение 7 рабочих дней со дня обращения муниципального служащего, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с муниципальным служащим.

16. Муниципальный служащий вправе:

а) давать пояснения в письменной форме;

б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

в) обращаться в кадровую службу органа местного самоуправления с подлежащими удовлетворению ходатайствами о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте "б" пункта 15 настоящего Порядка.

17. Пояснения, указанные в пункте 16 настоящего Порядка, приобщаются к материалам проверки.

18. На период проверки муниципальный служащий может быть отстранен от замещаемой должности муниципальной службы на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки.

19. На период отстранения муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы его денежное содержание сохраняется.

20. По окончании проверки должностное лицо кадровой службы обязано ознакомить муниципального служащего с результатами проверки с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

21. Должностное лицо кадровой службы представляет лицу, принявшему решение о проведении проверки, доклад о ее результатах.

В докладе должно содержаться одно из следующих предложений:

а) о назначении гражданина на должность муниципальной службы;

б) об отказе гражданину в назначении на должность муниципальной службы;

в) об отсутствии оснований для применения к муниципальному служащему мер юридической ответственности;

г) о применении к муниципальному служащему мер юридической ответственности;

д) о представлении материалов проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

22. Сведения о результатах проверки с письменного согласия лица, принявшего решение о ее проведении, предоставляются должностным лицом кадровой службы с одновременным уведомлением об этом гражданина или муниципального служащего, в отношении которых проводилась проверка, правоохранительным и налоговым органам, постоянно действующим руководящим органам политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, и Общественной палате автономного округа, представившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне.

23. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом направляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

24. Представитель нанимателя (работодатель) либо уполномоченное им должностное лицо, принявшее решение о проведении проверки, рассмотрев доклад и предложение, из указанных в пункте 21 настоящего Порядка, принимает одно из следующих решений:

а) назначить гражданина на должность муниципальной службы;

б) отказать гражданину в назначении на должность муниципальной службы;

в) применить к муниципальному служащему меры юридической ответственности;

г) представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

25. Подлинники справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поступивших в кадровую службу, по окончании календарного года приобщаются к личным делам.

(в ред. постановления Губернатора ХМАО - Югры от 28.07.2014 N 78)

26. Материалы проверки хранятся в кадровой службе в течение 3 лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.

04.09.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль