Каковы расходы бюджетных организаций на охрану труда?

256

Вопрос

Подскажите пожалуйста, возник вопрос по охране труда, мы являемся федеральным бюджетным учреждением, какой процент работодатель обязан отчислять на мероприятия по охране труда?ст 226 ТК РФ

Ответ

Ответ на вопрос:

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Это определено частью 3 статьи 226 Трудового кодекса РФ.

Государственные учреждения освобождены от выполнения данной обязанности. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание (минимальный процент затрат не установлен). Это подтверждается судебной практикой (см. материал ниже)

Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется государственным учреждением самостоятельно исходя из специфики его деятельности за счет средств, выделяемых на его содержание. Подобный вывод следует из положений Типового перечня, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России от 01 марта 2012 г. № 181н статьи 226 Трудового кодекса РФ.


Вы узнаете больше о работе на высоте, если перейдете в материал.


Подробности в материалах Системы Кадры:

Пресса: Журнал «Справочник специалиста по охране труда» № 12, Декабрь 2015

Практические проблемы финансирования охраны труда

Вопросу финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда посвящена ст. 226 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). С момента вступления ТК РФ в силу в нее дважды вносились принципиальные изменения.

Так, Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон № 90-ФЗ), помимо прочего, установил, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями1 осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции, работ, услуг (ч. 3 ст. 226 ТК РФ).

Следует напомнить, что до вступления Закона № 90-ФЗ в силу размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм2 должен был составлять не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 238-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в свою очередь, дополнил ч. 3 ст. 226 ТК РФ положением о том, что типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных в ней средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Таким образом, ст. 226 ТК РФ в ее нынешнем виде существует уже несколько лет, однако приходится констатировать, что нормы, позволяющие существенно улучшить условия труда работников на рабочем месте за счет средств работодателя (и не только), включая положения, которые остаются неизменными с момента принятия ТК РФ, на практике до сих пор фактически не работают.

Федеральный уровень

Согласно ч. 1 ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Однако в реальности данная норма могла применяться лишь первые несколько лет существования ТК РФ.

Впервые она дала сбой с принятием постановления Правительства РФ от 13.07.2004 № 349 (далее — Постановление № 349), которым на период до конца 2004 г. было приостановлено действие постановления Правительства РФ от 07.07.2000 № 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда» (далее — Постановление № 507). Последнее, напомним, предусматривает в числе прочего направление взыскиваемых штрафных сумм на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, определенных федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда.

Еще через два года постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 467 действие Постановления № 507 вновь было приостановлено — на этот раз на период до 1 января 2007 г.

Указанные «паузы» привели к стойкому нарушению функционирования механизма, предусмотренного ст. 226 ТК РФ и Постановлением № 507, и его нормальная работа, как представляется, не восстановлена до настоящего времени.

Региональный уровень

Вопросы финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда регламентируются и на региональном уровне, но соответствующее регулирование в субъектах РФ существенно различается в зависимости от их финансовых возможностей.

В постановлении коллегии администрации Кемеровской области от 25.03.2014 № 127 «Об утверждении Положения о порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда» детально прописан порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, равно как и контроль за целевым использованием средств областного бюджета, направленных на указанные цели.

Вместе с тем закон Республики Бурятия от 29.12.2003 № 599-III «О государственном управлении охраной труда в Республике Бурятия», напротив, почти полностью состоит из декларативных норм и отсылок к федеральному законодательству, а раздела о контроле за средствами, выделяемыми на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в нем не имеется вовсе. Причина этому одна — отсутствие предмета контроля: в большинстве случаев соответствующее финансирование в регионе просто не осуществляется.

Проиллюстрируем рассматриваемую проблему примером из судебной практики.

Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 08.04.2015 № 2–1937/2015 ~ М-1287/2015 (вступило в силу 29 июня 2015 г.) было установлено, что работодателем ненадлежащим образом исполняются обязанности, предусмотренные ст. 226 ТК РФ.

В качестве заявителя в данном деле выступала администрация одного из районов г. Улан-Удэ, просившая признать незаконными акт плановой проверки и предписание государственного инспектора труда, в котором в числе прочего было указано на обязанность заявителя отразить в перечне мероприятий по охране труда на 2015 г. конкретные денежные средства на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Заявитель считал, что данное требование к нему не применимо, поскольку администрация района:

  • является муниципальным казенным учреждением;
  • создана для решения вопросов местного значения;
  • не осуществляет производство товаров (работ, услуг).

Кроме того, в подтверждение своей позиции заявитель привел следующие доводы.

Бюджет муниципального казенного учреждения утверждается, в т. ч. по статьям расходов, решением Улан-Удэнского городского совета депутатов, и повлиять на его решение администрация района не может. Расходы на охрану труда Улан-Удэнским городским советом депутатов не утверждались и в бюджет не включались. Администрация района самостоятельно указанные расходы предусмотреть не может, т. к. собственного бюджета не имеет. Поскольку администрация района оказывает бесплатные муниципальные услуги населению, то отсутствует и возможность реально определить размер отчислений в размере 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Как отметил суд, ч. 3 ст. 226 ТК РФ установлен единый для всех работодателей размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда — не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.

Доводы заявителя о нераспространении данной нормы на администрацию района, являющуюся муниципальным казенным учреждением и оказывающую бесплатные муниципальные услуги населению, в связи с чем фактически предусмотреть размер затрат на мероприятия по охране труда на уровне 0,2% от стоимости услуг не представляется возможным, суд счел несостоятельными, приведя вполне логичную аргументацию.

Так, суд указал, что муниципальным казенным учреждением оказываются муниципальные услуги, которые являются бесплатными для населения, что не означает, что они не имеют стоимостной оценки, поскольку для оказания этих услуг производятся затраты на содержание названного учреждения, обеспечение его деятельности, выплату заработной платы сотрудникам, оплата по муниципальным контрактам, заключаемым в целях исполнения учреждением обязанности по предоставлению муниципальных услуг населению. Данные расходы бюджета и составляют стоимость упомянутых услуг, поэтому определить размер затрат на мероприятия по улучшению условий и охраны труда возможно. Кроме того, в ч. 3 ст. 226 ТК РФ приведен список лиц, на которые упомянутая норма не распространяется, и муниципальные казенные учреждения в него не входят.

Суд также обратил внимание на то, что в представленных ему ведомственной структуре расходов бюджета городского округа «Город Улан-Удэ» на 2015 г. и аналогичном документе на 2016—2017 гг. расходы на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в администрации района не предусмотрены. При этом доказательств того, что администрацией района принимались меры по включению в бюджет затрат на проведение работодателем мероприятий по охране труда, суду представлено не было.

Учитывая вышеизложенное, суд принял решение в удовлетворении заявления администрации района отказать.

Положительным примером противоположного отношения к вопросам охраны труда может послужить подход администрации г. Иркутска.

Согласно Отчету о деятельности комитета по бюджетной политике и финансам администрации г. Иркутска за 2014 год работа, осуществляемая в рамках реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в пределах полномочий органов местного самоуправления, а также переданных областных государственных полномочий в области охраны труда, выстраивалась в соответствии с Планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда в городе Иркутске на 2013–2014 годы (утв. постановлением администрации г. Иркутска от 28.12.2012 № 031-06-2543/12). При этом в 2014 г.:

  • на мероприятия по охране труда в расчете на одного работающего было израсходовано 4989 руб. (на 6% больше, чем в 2013 г.);
  • обеспечено обучение 7868 руководителей и специалистов по вопросам охраны труда (на 41% больше, чем в 2013 г.);
  • выполнены соглашения по охране труда и планы мероприятий по улучшению условий и охраны труда более чем в 350 организациях г. Иркутска;
  • сумма денежных средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях г. Иркутска за счет средств ФСС России составила 53,6 млн руб. (на 22,6% больше, чем в 2013 г.) и др.

В настоящее время действует План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в городе Иркутске на 2015–2017 годы (утв. постановлением администрации г. Иркутска от 08.12.2014 № 031-06-1480/14).

Разница в подходах очевидна.

Локальный уровень

Как уже указывалось выше, ч. 3 ст. 226 ТК РФ обязывает работодателей (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществлять финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Упомянутый выше Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н (далее — Приказ № 181н) и включает 32 пункта, в т. ч.

  • проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ), оценки уровней профессиональных рисков;
  • устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  • обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ), смывающими и обезвреживающими средствами;
  • обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов;
  • устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников;
  • издание (тиражирование) инструкций по охране труда и др.

Статья о доплате за охрану труда в учреждении поможет вам не допускать ошибок в работе.


В 2014 г. Типовой перечень, утв. Приказом № 181н, был дополнен позицией, которая, казалось бы, напрямую не связана с вопросами безопасности труда. Работодатель получил право расходовать предусмотренные ч. 3 ст. 226 ТК РФ средства на реализацию мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в частности:

  • на компенсацию работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;
  • организацию и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в т. ч. мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
  • организацию и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия лечебной физической культурой), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;
  • приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;
  • устройство новых и (или) реконструкцию имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;
  • создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.

Несмотря на такое разнообразие включенных в Типовой перечень, утв. Приказом № 181н, мероприятий, на практике работодатели зачастую подходят к выполнению соответствующих требований законодательства исключительно формально.

При проведении проверок они представляют контролирующим органам перечни мероприятий по улучшению условий и охраны труда, которые содержат такие мероприятия, как составление графика отпусков. Между тем составление графика отпусков — это прямая обязанность работодателя, предусмотренная ст. 123 ТК РФ и к улучшению условий и охраны труда отношения не имеющая.

Однако работодатели должны знать, что «усыпить бдительность» надзорных органов подобным образом невозможно и при составлении в организации перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда им следует руководствоваться исключительно Типовым перечнем, утв. Приказом № 181н.

Еще одной, ставшей уже практически стандартной оплошностью работодателя является неуказание в перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда средств, направляемых на их финансирование, в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), что является нарушением ч. 3 ст. 226 ТК РФ. При этом также часто отсутствуют отметки об исполнении тех или иных мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Что неудивительно, поскольку, как правило, соответствующие перечни работодатели составляют исключительно «для галочки» — чтобы «пустить пыль в глаза» государственному инспектору труда при проверке.

К сожалению, как показывает опыт, на деле необходимое финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, фигурирующих в соответствующем перечне, работодателями зачастую вовсе не осуществляется

Следует констатировать, что сегодня лишь редкие работодатели реально заботятся о здоровье и безопасности своих работников. Во многих организациях к персоналу относятся потребительски, эксплуатируя людей, что называется, «на износ», а нормы ст. 226 ТК РФ воспринимаются в них лишь как очередное дополнительное обременение для бизнеса. В сложившейся ситуации рассчитывать на выполнение поставленной в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» задаче по увеличению производительности труда (к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г.) не приходится.

В целях стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда российское законодательство предоставляет им право на получение возмещения за счет средств ФСС России части расходов, понесенных на проведение СОУТ, обучения по охране труда, приобретение СИЗ и иные мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Однако этой возможностью мало кто пользуется.

В 2013 г. только 75 работодателей Республики Бурятия получили соответствующее возмещение в размере 55 555 руб. В 2014 г. их число увеличилось, но незначительно — возмещение в размере 62 698 руб. было предоставлено 118 работодателям. По сравнению с общим количеством работодателей в регионе, которых насчитывается свыше 50 тыс., это капля в море.

При этом следует отметить, что ч. 2 ст. 226 ТК РФ, согласно которой финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться в т. ч. за счет добровольных взносов организаций и физических лиц, сегодня также не работает, поскольку законодатель, предусмотрев указанную норму, не создал никаких условий, стимулирующих организации и граждан к внесению добровольных взносов.

Побудительным мотивом для организаций к внесению добровольных взносов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда могло бы стать предоставление им определенных налоговых льгот.

Вместо этого на практике на мероприятия по улучшению условий охраны и условий труда работодателями нередко направляются средства, полученные от профсоюзных взносов.


Эксперт делится важной информацией о доплате за охрану труда в учреждении в материале по ссылке.


Известны случаи, когда соответствующие суммы расходовались на оплату бассейна (как уже отмечалось, Типовой перечень, утв. Приказом № 181н, допускает финансирование за счет средств, предусмотренных ч. 3. ст. 226 ТК РФ, реализации мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах).

Данная практика является нарушением ч. 5 ст. 226 ТК РФ, в которой четко указано на то, что работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Фонды охраны труда

Согласно ч. 4 ст. 226 ТК РФ в отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 123.17 Гражданского кодекса РФ фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. При этом неоспоримым преимуществом для сферы охраны труда, как представляется, является закрепленная законом недопустимость реорганизации фонда.

Фонды охраны труда в России не имеют широкого распространения. При этом многие из функционирующих сегодня фондов охраны труда были созданы еще в середине 1990-х гг. и-де-юре фондами не являлись, т. к. соответствующие средства аккумулировались на специальном счете и при необходимости могли направляться не только на охрану труда.

Постановлением главы администрации г. Владивостока Приморского края от 26.07.1995 № 840 был образован Владивостокский городской фонд охраны труда. Согласно постановлению главы администрации г. Владивостока Приморского края от 12.01.1996 № 25 «Об организации Владивостокского городского фонда охраны труда» целью создания фонда с вкладом в 6 050 000 руб. являлось решение неотложных задач, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда путем концентрации средств, целенаправленного финансирования и кредитования мероприятий по охране труда предприятий, учреждений и организаций города независимо от форм собственности и сферы хозяйственной деятельности.

Основными задачами и функциями указанного фонда были названы:
• мобилизация средств и финансирование работ по совершенствованию условий охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности и сферы хозяйственной деятельности;
• финансирование и кредитование городских программ по улучшению условий и охраны труда, научно-исследовательских работ по этим проблемам, а также перспективных проектно-конструкторских работ по безопасной технике, технологии, новым средствам защиты работников;
• кредитование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, осуществляемых предприятиями, учреждениями и организациями;
• оказание финансовой помощи экспертизе условий труда в укреплении материально-технической базы.

Однако в марте 2014 г. данный фонд прекратил свою деятельность как недействующее юридическое лицо.

Подобные факты не вызывают удивления, т. к. мер экономического стимулирования для эффективной деятельности фондов охраны труда в настоящее время также не существует.

Что делать?

Как представляется, увеличение размера штрафов способно лишь частично изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. Для кардинальных преобразований в сфере охраны труда необходимо предпринять более эффективные меры для экономического стимулирования работодателей.

Следует увеличить с 20 до 50% сумму возмещения, получаемую работодателями из средств ФСС России, с возможностью ее поэтапного увеличения до 75% (с 5-процентным «шагом» раз в три года). Одновременно требуется повышать нижнюю границу сумм, затрачиваемых работодателями на улучшение условий и охраны труда.

Не надо устраивать «налоговых каникул» — необходимо лишь планомерно снижать налоговое бремя для работодателей, неукоснительно соблюдающих требования трудового законодательства, в т. ч. предоставлять существенные налоговые льготы фондам охраны труда. Конечно, это следует делать постепенно, опробовав новый подход в рамках «пилотного» региона.

Снижение налогового бремени для законопослушных работодателей послужит исправлению сложившейся сегодня абсурдной ситуации, при которой товар (работа, услуга) работодателя, не заботящегося об охране труда, является более конкурентоспособной (за счет меньшей себестоимости), чем товар (работа, услуга) работодателя, который выполняет требования ТК РФ

Для того чтобы «вдохнуть жизнь» в ст. 226 ТК РФ, необходим целый комплекс действенных мер, направленных:

  • на создание более детальной регламентации деятельности фондов охраны труда и порядка финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • разработку механизма предоставления налоговых льгот;
  • увеличение размеров сумм возмещения за счет средств ФСС России расходов на охрану труда.

Данный подход в полной мере отвечает задаче, озвученной заместителем генерального директора Международной организации труда по вопросам политики Сандры Поласки (Sandra Polaski) на открытии первой Всероссийской недели охраны труда 14 апреля 2015 г. По ее словам, «нужно принять неотложные меры, активизировать работу и удвоить наши усилия по созданию для всех трудящихся рабочих мест, безопасных для жизни и здоровья»3.

1 За исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений.

2 За исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений.

http://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_374416/lang-ru/index.html (дата обращения: 09.10.2015).

25.02.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Игорь Иванников,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль