Каковы обязанности отдела по охране труда?

222

Вопрос

На нашем предприятии создан отдел промышленной, пожарной и экологической безопасности. В этом отделе предусмотрена должность горного техника.И, конечно, отдел охраны труда.Новая управленческая структура введена недавно.Прошу оказать помощь в распределении обязанностей между отделами. Конкретизировать по направлениям: безопасность зданий, горных выработок (тоннелей), используемых для выдержки вина, электробезопасность, безопасная эксплуатация технологического оборудования в пищевой промышленности, транспортные средства (автотранспорт, погрузчики, авто-электротележки), работа на высоте, электрогазосварочные работы, грузоподъемные механизмы, сосуды, работающие под давлением, использование природного газа низкого давления, пожарная безопасность.Какие функции отдела охраны труда, как пересекаются с промышленной, экологической, пожарной безопасностью? Кто за что отвечает?(Пример, мне был задан вопрос одним из руководителей участка "какое отношение охрана труда имеет к огнетушителям").Если можно, подробно разъясните обязанности охраны труда. Укажите нормативные правовые документы.Я работаю инженером охраны труда давно. И за все отвечала одна. У нас не было технического отдела.Заранее благодарю Вас.

Ответ

Ответ на вопрос:

Для начала отметим, что порядок составления должностной инструкции законодательством не урегулирован, поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее составлять. Как правило, должностная инструкция разрабатывается на основе квалификационных характеристик, содержащихся в квалификационных справочниках. Также работодатель может основываться на тех правах и обязанностях, которыми планирует наделить сотрудника, принимаемого на эту должность. Подробнее о том, как оформить должностную инструкцию, см. здесь: http://1kadry.ru/#/document/130/50112/?step=14.


У вас не останется вопросов о перечне типовых инструкций по охране труда после прочтения статьи по ссылке.


Это же касается и положений о подразделениях и их функциях.

Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство, др.), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним). Как мы понимаем из Вашего вопроса, Вас интересует именно второй тип подразделений.


Также прочитайте о ежедневном инструктаже по охране труда более подробно.


Сразу отметим, что на законодательном уровне классификации структурных подразделений не представлено, поэтому работодатель определяет это на свое усмотрение.


Мы рекомендуем почитать о типовом инструктаже по охране труда материал по этой ссылке.


При этом лучше производить наименования подразделений по направлениям деятельности (бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел кадров, отдел охраны труда и т.д.).

Подробнее о составлении штатного расписания см. здесь: http://1kadry.ru/#/document/130/51473/?step=2.

Среди основных задач службы охраны труда можно выделить:

  • контроль за соблюдением сотрудниками законов и иных правовых актов об охране труда (в т. ч. локальных);
  • организацию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
  • информирование и консультирование сотрудников организации по вопросам охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагают следующие функции:

  • организацию и методическое руководство специальной оценкой условий труда, сертификацию работ по охране труда и контроль за их проведением;
  • измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, оценка травмобезопасности оборудования, приспособлений;
  • проверку технического состояния зданий, механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояния санитарно-технических устройств на соответствие требованиям охраны труда;
  • организацию расследования несчастных случаев на производстве и участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
  • содействие своевременному обучению сотрудников организации по охране труда;
  • другие функции.

Полные перечни задач и функций службы охраны труда в организации изложены в разделах II и III рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14. Но эти рекомендации не являются обязательными к применению работодателями. Работодатели могут основываться на них при составлении функционала своих структурных подразделений.

Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации (ст. 212 ТК РФ).

Также ознакомьтесь с профстандартом специалиста по охране труда: http://www.1kadry.ru/#/document/97/251676/?step=43.

О применении профстандартов см. здесь: http://www.1kadry.ru/#/document/130/51413/?step=47.

По пожарной безопасности:

Чтобы назначить сотрудника ответственным за пожарную безопасность, он должен пройти специальную подготовку с полным отрывом от работы. Об этом говорится в пунктах 39 и 40 Норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645.

Обучение с отрывом от работы проходит в:

-образовательных учреждениях пожарно-технического профиля;

-учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России;

-учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ;

-территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России;

-в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности. К ним, в частности, относятся любые организации, имеющие право на образовательную деятельность и проводящие обучение мерам пожарной безопасности.

Такие правила установлены в пунктах 36 и 37 Норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645

Также отметим, что Приказом Минтруда России от 28.10.2014 N 814н утвержден профессиональный стандарта "Специалист по противопожарной профилактике" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2014 N 34822). То есть это может быть специально обученный сотрудник.

Но это не обязательно должен быть отдельный специалист, такая работа может быть оформлена как совмещение и специалисту по охране труда.

По экологической безопасности:

Согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (категории объектов см. в ст. 4.2 рассматриваемого закона), разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

  • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
  • о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

На небольших объектах производственной и иной деятельности за проведение производственного экологического контроля, как правило, отвечают либо назначенные руководителем отдельные должностные лица (главный технолог, главный инженер и т.д.), либо, если такое лицо не назначено, сам руководитель данного предприятия.

Что касается промышленной безопасности. Данный институт по-прежнему существует и регулируется Законом от 21.07.97 № 116-ФЗ.

Обратите внимание, существуют различия между институтами охраны труда и промышленной безопасности.Так, охрана труда сочетает в себе разноплановые мероприятия:

  • правовые (разработка нормативной документации по охране труда);
  • экономические (планирование бюджета с учетом расходов на мероприятия по охране труда);
  • социальные (страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний);
  • организационно-технические (создание безопасного технологического процесса);
  • лечебно-профилактические (организация медосмотров);
  • реабилитационные и другие.

Промышленная безопасность в этом плане более узконаправлена и ориентирована на технические аспекты. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, должны:

  • соблюдать законодательство по промышленной безопасности;
  • обеспечивать работу приборов и систем контроля;
  • проводить экспертизу промышленной безопасности зданий;
  • проводить диагностику, испытание, освидетельствование используемых сооружений и технических устройств и так далее.

В охране труда используют другие нормативно–правовые акты, нежели в промышленной безопасности. Например, основным законом, регулирующим охрану труда, является Трудовой кодекс, а в области промышленной безопасности – Закон от 21.07.97 № 116-ФЗ. Различны и органы управления в этих областях. Охраной труда ведают Государственная инспекция труда и Минтруд России, промышленной безопасностью – Ростехнадзор.

В квалификационных справочниках, профстандартах есть две разные должности: «специалист по охране труда» и «инженер по промышленной безопасности». Трудовое законодательство не запрещает создавать "объединенную службу", которая будет ведать вопросами и охраны труда, и безопасности.

Но с другой стороны, не рекомендуется объединять работы по охране труда и безопасности. Охрана труда и безопасность (промышленная, экологическая, пожарная) – это разные механизмы, работающие на безопасность людей.

Исходя из характера и объемов производства, работодатели должны самостоятельно решать – объединять эти функции в одном отделе или нет.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как создать в организации службу охраны труда

Наличие службы охраны труда

Обязательно ли создавать в организации службу охраны труда

Для обеспечения соблюдения требований охраны труда и осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, занимающейся производственной деятельностью, с численностью сотрудников более 50 человек должна быть создана служба охраны труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Если численность персонала не превышает указанного предела, решение о создании службы руководитель организации (предприниматель) принимает по своему усмотрению.

Указанный порядок распространяется на все организации независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и сферы (абз. 3 ст. 11 ТК РФ).

Вопрос из практики: обязана ли организация, которая занимается оказанием услуг, создавать службу охраны труда. Организация оказывает услуги по переработке продукции

Да, обязана, если занимается производственной деятельностью и ее численность составляет более 50 человек.

В каждой организации, занимающейся производственной деятельностью, где численность сотрудников превышает 50 человек, должна быть организована служба охраны труда. Об этом сказано в статье 217 Трудового кодекса РФ.

Под производственной деятельностью понимается деятельность организации, которая направлена на производство продукции, работ, услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Таким образом, производственная деятельность – это не только деятельность по непосредственному производству продукции, но и оказание любых услуг.

Из вышесказанного следует, что организации, деятельность которых связана с оказанием услуг и численность сотрудников в которых превышает 50 человек, должны создать службу охраны труда.

Правомерность данного вывода подтверждена письмом Банка России от 13 марта 2007 г. № 31-3-8/562. В нем указано, что действие статьи 217 Трудового кодекса РФ распространяется в том числе и на кредитные организации, оказывающие услуги в банковской сфере.

Вопрос из практики: обязана ли некоммерческая организация создавать службу охраны труда

Да, обязана, если занимается производственной деятельностью и ее численность составляет более 50 человек.

Создавать службу охраны труда нужно при одновременном выполнении следующих условий:

  • организация занимается производственной деятельностью. При этом под производственной деятельностью понимается деятельность организации, которая направлена на производство продукции, работ, услуг;
  • численность сотрудников организации превышает 50 человек.

Это следует из части 9 статьи 209 и статьи 217 Трудового кодекса РФ.

Соблюдать требования трудового законодательства должны все организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (абз. 3 ст. 11 ТК РФ). Никаких исключений для некоммерческих организаций не установлено. Поэтому, если некоммерческая организация занимается производственной деятельностью и численность ее сотрудников превышает 50 человек, она обязана создать службу охраны труда.

Вопрос из практики: нужно ли руководителям, которые прошли обучение по охране труда и получили удостоверение, заново проходить обучение, если они были переведены в другую организацию

Да, нужно.

Перевод в другую организацию означает возникновение новых трудовых отношений (ст. 15 ТК РФ).

При этом в новой организации объективно существует иной набор опасных и вредных производственных факторов, иная производственная обстановка, состояние производственного травматизма и профзаболеваемости, другие мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда.

Поэтому руководителям, которые прошли обучение по охране труда, на новом месте работы необходимо пройти обучение заново с учетом специфики деятельности нового работодателя.

Такой вывод следует из части 2 статьи 225 Трудового кодекса РФ, пункта 2.3.1 Порядка, утвержденного постановлением от 13 января 2003 г. Минтруда России № 1 и Минобразования России № 29, подпункта 3 пункта 5.10 ГОСТ 12.0.004-90, утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 5 ноября 1990 г. № 2797.

Задачи и функции службы охраны труда

Какие задачи и функции выполняет служба охраны труда

Среди основных задач службы охраны труда можно выделить:

  • контроль за соблюдением сотрудниками законов и иных правовых актов об охране труда (в т. ч. локальных);
  • организацию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
  • информирование и консультирование сотрудников организации по вопросам охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагают следующие функции:

  • организацию и методическое руководство специальной оценкой условий труда, сертификацию работ по охране труда и контроль за их проведением;
  • измерение параметров опасных и вредных производственных факторов, оценка травмобезопасности оборудования, приспособлений;
  • проверку технического состояния зданий, механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояния санитарно-технических устройств на соответствие требованиям охраны труда;
  • организацию расследования несчастных случаев на производстве и участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
  • содействие своевременному обучению сотрудников организации по охране труда;
  • другие функции.

Полные перечни задач и функций службы охраны труда в организации изложены в разделах II и III рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации (ст. 212 ТК РФ).

Внимание: за нарушение нормативных требований охраны труда предусмотрена административная ответственность (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Кроме того, для сотрудника, ответственного за соблюдение правил охраны труда, может наступить уголовная ответственность, если нарушение по неосторожности повлечет причинение тяжкого вреда здоровью людей или их смерть (ст. 143 УК РФ).

Нарушение ответственным сотрудником правил охраны труда также может стать основанием для дисциплинарного взыскания: замечания или выговора, а в крайних случаях и для увольнения, если нарушение повлечет тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо создаст угрозу их наступления (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81, ст. 192 ТК РФ). Факт нарушения может быть зафиксирован комиссией или специалистом по охране труда в акте.

Варианты организации службы охраны труда

В какой форме можно организовать службу охраны труда

Служба охраны труда в организации может быть представлена:

Это предусмотрено статьей 217 Трудового кодекса РФ.

Служба охраны труда. Отдельное подразделение

Как создать службу охраны труда в виде отдельного структурного подразделения

Если организация создает службу охраны труда в форме отдельного структурного подразделения, необходимо:

  • определить структуру службы;
  • рассчитать численность сотрудников, которые будут в ней трудиться;
  • издать приказ о создании службы;

Сделать это нужно с учетом рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Это следует из части 4 статьи 217 Трудового кодекса РФ.

Структура службы

Как определить структуру службы охраны труда в виде отдельного подразделения

По структуре служба охраны труда в организации должна состоять из штата специалистов во главе с ее начальником (п. 3 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14). Подчиняется служба непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей (п. 2 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14).

В состав службы охраны труда, как правило, входят сотрудники, имеющие:

  • высшее профессиональное образование по направлению подготовки «техносферная безопасность» или по аналогичному направлению либо высшее профессиональное образование с обязательным наличием дополнительного профессионального образования в области охраны труда;
  • стаж работы в области охраны труда – для руководителей и специалистов с категорией.

Все сотрудники, принимаемые в состав службы, должны пройти обучение по охране труда.

Такие требования следуют из совокупности положений единого квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н, пункта 17 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Штатная численность службы

Как рассчитать оптимальную численность службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения

Чтобы определить штатную численность сотрудников, необходимых для функционирования службы, нужно учесть:

  • численность работающих в организации сотрудников;
  • характер условий труда;
  • степень опасности производства;
  • другие факторы.

Это предусмотрено пунктом 14 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Для расчета штатной численности сотрудников службы рекомендовано пользоваться Межотраслевыми нормативами, утвержденными постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. В этом документе приведены таблицы, содержащие данные по количеству человек, которые должны выполнять ту или иную функцию по охране труда в организации.

Например, чтобы выяснить, сколько человек потребуется для проведения инструктажей сотрудников, необходимо рассчитать среднемесячную и среднесписочную численность сотрудников в организации (п. 3.2.4 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10). А чтобы определить, сколько человек должны заниматься контролем охраны труда в организации, нужно определить среднесписочную численность всех работающих, количество сотрудников, которые имеют дело с вредными и тяжелыми условиями труда, а также количество структурных подразделений организации (п. 3.2.6 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10).

Пример расчета численности сотрудников службы охраны труда, необходимых для обеспечения пропаганды по охране труда в организации

В организации 52 отдела, среднесписочная численность сотрудников – 3002 человека.

Сотруднику, ответственному за ведение кадрового учета, поручено определить, сколько человек понадобится, чтобы организовать пропаганду по охране труда (для дальнейшего определения нормативной численности штата службы охраны труда).

Для выполнения задания сотрудник, ответственный за ведение кадрового учета, обратился к пункту 3.2.3 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10. В нем в таблице 3 в левом столбце он выбрал значение среднесписочной численности сотрудников «3001–5000», а в верхней строке – графу с количеством структурных подразделений «51–125». На пересечении этих граф указано значение 1,07. Значит, в организации для пропаганды нужен один сотрудник (1,07).

После подсчета численности сотрудников по всем функциям сложите эти показатели. Так получится нормативная численность сотрудников службы охраны труда.

Затем определите штатную (списочную) численность сотрудников службы охраны труда в организации. Для этого нужно нормативную численность умножить на коэффициент планируемых невыходов сотрудников на работу во время отпуска, болезни и т. п. Для подсчета воспользуйтесь формулой:

Штатная (списочная) численность сотрудников службы охраны труда в организации = Нормативная численность сотрудников службы охраны труда × 1 + (% планируемых невыходов : 100)


Процент планируемых невыходов возьмите из документов по учету кадров. В бухгалтерии или в планово-экономическом отделе ведется статистика по невыходам на работу на основании анализа табелей учета рабочего времени, где фиксируются неявки по всем причинам.

Такой порядок расчета следует из раздела 4 Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.

Документальное оформление создания службы

Какие документы нужно оформить для создания в организации службы охраны труда в виде отдельного структурного подразделения

Для документального оформления создания службы охраны труда в организации потребуются:

Служба охраны труда. Штатный специалист

Как создать службу охраны труда в организации путем введения должности штатного специалиста по охране труда

Если организация создает службу охраны труда путем введения должности штатного специалиста, необходимо:

Это следует из части 4 статьи 217 Трудового кодекса РФ.

На должность специалиста охраны труда, как правило, принимают работника, который имеет:

  • высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или аналогичному направлению по обеспечению безопасности производственной деятельности;
  • либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы;
  • либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда, а также стаж работы в области охраны труда не менее трех лет.

Квалификационные требования к инженеру по охране труда закрепите в его должностной инструкции.

Сотрудник, принимаемый на должность специалиста охраны труда, должен пройти обучение по охране труда.

Это предусмотрено единым квалификационным справочником, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н, пунктами 15, 17 Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

Служба охраны труда. Руководитель организации (предприниматель)

Как возложить функции службы охраны труда на руководителя организации (индивидуального предпринимателя)

Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, их функции может выполнить руководитель организации (предприниматель лично) или уполномоченный им сотрудник (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Ведомственные нормативно-правовые акты могут устанавливать иной порядок выполнения функций по охране труда.

В этом случае потребуется:

  • издать приказ о назначении ответственного по охране труда в организации;
  • внести дополнения в должностную инструкцию руководителя организации или уполномоченного им сотрудника. Например, в раздел «Должностные обязанности» инструкции добавьте фразу: «Выполняет функции специалиста по охране труда в организации, предусмотренные разделами II и III рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14, в частности:
    – организует работы по обеспечению выполнения сотрудниками и администрацией требований охраны труда;
    – проводит профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и по улучшению условий труда».

Служба охраны труда. Сторонняя организация (специалист)

Как привлечь стороннюю организацию (специалиста) для выполнения функций службы охраны труда

Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, можно заключить договор со сторонним подрядчиком (исполнителем). Это может быть:

Это предусмотрено частью 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ.

Ведомственные нормативно-правовые акты могут устанавливать иной порядок выполнения функций по охране труда.

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима государственная аккредитация, и правила ее проведения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

Перечень включает в себя следующие виды услуг:

  • осуществление функций службы охраны труда (специалиста по охране труда) у работодателя, численность сотрудников которого не превышает 50 человек;
  • проведение специальной оценки условий труда;
  • обучение работодателей и их сотрудников по вопросам охраны труда.

Оказание этих услуг неаккредитованными организациями запрещено. Об этом сказано в пункте 3 приказа Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

Специализированные организации должны проходить государственную аккредитацию в Минтруде России (п. 14 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н). Аккредитация на региональном уровне (в частности, в виде сертификации, лицензирования) государственной не признается. Такие разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 22-0/10/2-6229.

Таким образом, при заключении договора со сторонней организацией убедитесь в том, что она имеет государственную аккредитацию – включена в реестр аккредитованных организаций. Ознакомиться с таким реестром можно тремя способами:

  • потребовать выписку из реестра у организации, с которой заключается договор;
  • самостоятельно запросить выписку из реестра в Минтруде России (сведения представляются бесплатно);
  • проверить наличие аккредитации на официальном сайте Минтруда России (на сайте представлена информация как об аккредитованных, так и о лишенных аккредитации организациях).

Такой порядок следует из пунктов 14, 24 и 25 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н.

В договоре пропишите все условия функционирования службы охраны труда (специалиста по охране труда). В этом же договоре нужно закрепить и вопросы ответственности за допущенные нарушения. Такое право заказчику услуг предоставляет пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ.

Примерная форма договора со специализированной организацией (специалистом) по охране труда приведена в письме Минтруда России от 16 ноября 1994 г. № 2207-КВ.

Вопрос из практики: может ли организация, которая осуществляет производственную деятельность, с численностью сотрудников более 50 человек заключить договор о выполнении услуг по охране труда с подрядной организацией

Нет, не может.

Работодатель при отсутствии у него службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда может оформить гражданско-правовой договор с организацией, оказывающей услуги в области охраны труда. При этом такая организация должна быть аккредитована по Правилам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Это следует из положений частей 2–3 статьи 217 Трудового кодекса РФ.

Однако аккредитация организаций проводится только для осуществления функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность сотрудников которого не превышает 50 человек. Аккредитация подобной услуги для работодателя с численностью сотрудников, превышающей 50 человек, не предусмотрена (п. 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н).

Таким образом, организация с численностью сотрудников более 50 человек не может заключить договор о выполнении услуг по охране труда со сторонней организацией.

Аналогичный запрет действует и на привлечение стороннего специалиста по гражданско-правовому договору.

Вопрос из практики: может ли организация, которая осуществляет производственную деятельность с численностью сотрудников более 50 человек, заключить со сторонним специалистом договор о выполнении услуг по охране труда

Нет, не может.

Работодатель с численностью сотрудников более 50 человек должен в обязательном порядке иметь собственную службу или штатного специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Работодатель же с численностью сотрудников, не превышающей 50 человек, самостоятельно принимает решение о создании службы охраны труда или введении отдельной должности специалиста по охране труда (ч. 2 ст. 217 ТК РФ). А при отсутствии собственной службы или специалиста такой работодатель может возложить обязанности по охране труда на себя или заключить гражданско-правовой договор со сторонней аккредитованной организацией или отдельным специалистом (ч. 3 ст. 217 ТК РФ, п. 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н). То есть положения части 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ являются продолжением части 2 указанной статьи и никак не связаны с ее частью 1.

Поэтому договор на оказание услуг по охране труда с аккредитованной компанией или соответствующим специалистом может заключить только организация с численностью сотрудников не более 50 человек. Если же численность сотрудников компании превышает 50 человек, то переложить обязанности по охране труда на стороннюю организацию или специалиста уже не получится. Такой вывод следует из последовательного толкования частей 2 и 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ. Аналогичную позицию высказывают специалисты контролирующих ведомств в частных разъяснениях.

Совет: существует противоположная позиция, согласно которой работодатели с численностью сотрудников более 50 человек все-таки могут привлекать стороннего специалиста по охране труда. Однако пользоваться ей крайне рискованно, и существует большая вероятность претензий от контролирующих ведомств.

Возможность привлечения стороннего специалиста для осуществления охраны труда в организациях с численностью более 50 человек объясняется следующим. В законодательстве сказано, что работодатель при отсутствии у него службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда может оформить гражданско-правовой договор с организацией, оказывающей услуги в области охраны труда, или с соответствующим специалистом. При этом организация должна быть аккредитована по Правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н, которые допускают аккредитацию только на выполнение услуг по охране труда в организациях с численностью до 50 человек. В отношении специалиста какие-либо дополнительные требования и ограничения по численности в обслуживаемой организации отсутствуют. Это следует из положений частей 2 и 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ. При каких именно обстоятельствах в организации допустимо отсутствие собственной службы или штатного специалиста, в части 3 статьи 217 Трудового кодекса РФ также не уточняется. Все это позволяет сделать вывод, что организация с численностью более 50 человек все-таки может заключить ГПД о выполнении услуг по охране труда с отдельным специалистом. На такую возможность указывают и отдельные суды, см., например, апелляционное определение Ростовского областного суда от 21 июля 2014 г. № 33-9704/2014, кассационное определение Сахалинского областного суда от 20 декабря 2011 г. № 33-3689/2011.

Вместе с тем, с учетом возможности неоднозначной трактовки норм Трудового кодекса РФ и наличия устойчивой противоположной позиции контролирующих ведомств во избежание штрафных санкций и судебных разбирательств пользоваться данным подходом не рекомендуется. Наиболее безопасным вариантом для организаций с численностью более 50 человек представляется создание собственной службы охраны труда или прием штатного специалиста по охране труда.

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

27.01.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль