Как оформить отпуск по уходу за ребенком внешнему совместителю?

342

Вопрос

У меня сотрудница идет в отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет, но она у меня работает в двух организациях в одной по основному месту работы, в другой по внешнему совместительству. По основному месту работы я оформляю отпуск по уходу до 3-х лет, а как правильно оформить ее где она работает по совместительству.И пособие до 3-х лет 50 руб, она должна получать только по основному месту работы или по двум организациям.

Ответ

Ответ на вопрос:

Совместитель имеет те же трудовые права, что и основной работник.

Сотрудник вправе оформить отпуск по уходу за ребенком по месту своего совместительства. В заявлении указывается продолжительность такого отпуска - до полутора или до трех лет. И этот отпуск работодатель обязан ему предоставить. На основании заявления сотрудницы работодатель оформляет приказ о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком. Подробнее об этом см. здесь: http://www.1kadry.ru/#/document/130/50772/?step=6.

Право сотрудника-совместителя не брать отпуск по уходу за ребенком либо прервать его не ограничено ни фактом совместительства, ни тем, является ли совместительство внешним или внутренним. Сотрудник – совместитель вправе выйти на работу из отпуска по уходу за ребенком только по совместительству (внутреннему или внешнему).

Согласно ст. 14 Закона N 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Для получения пособия по основному месту работы сотрудница должна представить справку с другого места работы о неполучении пособия (ч. 7 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).

Женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и получающая пособие по основному месту работы, не может одновременно получать пособие по месту работы внешним совместителем, несмотря на то что с ее доходов по совместительству отчислялись страховые взносы.

Женщина, работающая по совместительству, может получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет только по одному месту работы по ее выбору. Поэтому в приказе о предоставлении отпуска по уходу за ребенком по совместительству нужно указать: Без выплаты пособия по уходу за ребенком.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ и п. 19 Положения в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается ему страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего соответствующее пособие, с учетом среднего заработка за время работы (службы иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие.

В свою очередь, ч. 7 ст. 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, при обращении к одному из указанных страхователей по своему выбору за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с документами, предусмотренными ч. 6 настоящей статьи, представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.

Таким образом, в ситуации, изложенной в обращении, застрахованное лицо может отказаться от выплаты ему ежемесячного пособия по уходу за ребенком по основному месту работы и получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в организации, где оно работает по совместительству, представив данному работодателю заявление и необходимые документы для назначения и выплаты указанного пособия, в том числе справку с основного места работы о том, что выплата ему ежемесячного пособия по уходу за ребенком не осуществляется.

Данный вывод подтверждает Определение Конституционного Суда РФ от 13.05.2014 N 983-О (http://vip.1kadry.ru/#/document/99/499099789/?step=3), в котором указано, что (п. 2.4 мотивировочной части Определения):

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет выплачивается только одним страхователем, а работнику предоставляется возможность выбора работодателя, который будет выплачивать это пособие;

- возложение на всех работодателей, у которых трудятся работники, обязанности по уплате за них страховых взносов по общеустановленному тарифу не влияет на размер пособия, поскольку эти взносы, в отличие от взносов на обязательное пенсионное страхование, не носят индивидуально-возмездного характера;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком является видом обеспечения, направленным на частичную компенсацию заработка, утраченного работником в связи с необходимостью осуществления такого ухода.

В табеле учета рабочего времени и на основной работе, и на работе по совместительству отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет обозначают либо буквенным кодом ОЖ, либо цифровым - 15.

Относительно ежемесячной компенсационной выплаты, которая установлена Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 следует отметить, что порядок ее назначения и выплаты утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206.

Эта выплата производится ежемесячно в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет из средств работодателя. Она относится на расходы по оплате труда. Никаких оговорок по количеству мест выплаты данной компенсационной выплаты ни Указ N 1110, ни Постановление N 1206 не содержат. Следовательно, такую компенсацию по уходу за ребенком организация должна выплачивать не только основным сотрудникам, но и совместителям.

Подробнее об этом см. здесь: http://www.1kadry.ru/#/document/130/51243/?step=4.

Подробности в материалах Системы:

1. Правовая база:

Вопрос: О получении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в организации, где лицо работает по совместительству.

Ответ:

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 сентября 2013 г. N 15-03-09/12-2494П

Департамент страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фонда социального страхования Российской Федерации рассмотрел обращение, поступившее из Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение).

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ и п. 19 Положения в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается ему страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего соответствующее пособие, с учетом среднего заработка за время работы (службы иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие.

В свою очередь, ч. 7 ст. 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, при обращении к одному из указанных страхователей по своему выбору за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с документами, предусмотренными ч. 6 настоящей статьи, представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.

Таким образом, в ситуации, изложенной в обращении, застрахованное лицо может отказаться от выплаты ему ежемесячного пособия по уходу за ребенком по основному месту работы и получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в организации, где оно работает по совместительству, представив данному работодателю заявление и необходимые документы для назначения и выплаты указанного пособия, в том числе справку с основного места работы о том, что выплата ему ежемесячного пособия по уходу за ребенком не осуществляется.

Дополнительно сообщаем, что по всем возникающим вопросам о порядке назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством Вы можете обращаться по месту регистрации организации в качестве страхователя в Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: 127006, г. Москва, Страстной бульвар, д. 7, стр. 1.

Руководитель Департамента страхования

на случай временной нетрудоспособности

и в связи с материнством

Фонда социального страхования

Российской Федерации

М.Б.САЛЬНИКОВА

13.09.2013

2. Ситуация: Нужно ли выплачивать пособие по уходу за ребенком внешнему совместителю. Г.А. Орлова

Если женщина работает одновременно в нескольких организациях, она может получить пособие по одному из мест работы по своему выбору, в том числе там, где является внешним совместителем (ч. 2–2.2 ст. 13 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

При обращении за пособием к документам, необходимым для назначения пособия, в таком случае нужно приложить справку с другого места работы о том, что в данной организации пособие по уходу за ребенком она не получает (письмо ФСС России от 13 сентября 2013 г. № 15-03-09/12-2494П).

При расчете пособия совместителям также необходимо учесть ряд особенностей.

Если сотрудница на момент наступления отпуска по уходу за ребенком занята у нескольких работодателей и в двух предшествующих календарных годах работала у тех же работодателей, пособие по уходу за ребенком назначают и выплачивают ей по одному месту работы по ее выбору. В этом случае пособие рассчитывают исходя из заработка, начисленного в этой организации. Доход, полученный в расчетном периоде в других организациях, не учитывают.

Такой порядок следует из положений части 2 статьи 13 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и писем ФСС России от 13 сентября 2013 г. № 15-03-09/12-2494П, от 21 августа 2013 г. №14-12/04/18796 и от 14 декабря 2010 г. № 02-03-17/05-13765.

Пример расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Сотрудница на момент наступления отпуска по уходу за ребенком работает в двух организациях. В расчетном периоде сотрудница работала в этих же организациях и других мест работы не имела

Е.В. Иванова ушла в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 февраля 2014 года. Ребенок у Ивановой первый. На момент выхода в отпуск по уходу за ребенком Иванова работает в организациях «Альфа» и «Торговая фирма "Гермес"».

В расчетном периоде (с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года) Иванова работала в этих же организациях. Заработка в других организациях Иванова не имела.

Заработок Ивановой в «Альфе» составил:

  • в 2012 году – 144 000 руб. (< 512 000 руб.);
  • в 2013 году – 180 000 руб. (< 568 000 руб.).

Заработок Ивановой в «Гермесе» составил:

  • в 2012 году – 120 000 руб. (< 512 000 руб.);
  • в 2013 году – 144 000 руб. (< 568 000 руб.).

По выбору Ивановой пособие по уходу за ребенком ей начисляется в «Альфе».

Заработок, полученный в «Гермесе», при расчете пособия не учитывается (ч. 2 ст. 13 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

В расчетном периоде 731 календарный день. Из их числа исключаются календарные дни, приходящиеся на декретный отпуск в 2013 году, – 109 календарных дней. Таким образом, средний дневной заработок рассчитывается исходя из 622 дней (731 дн. – 109 дн.).

Средний дневной заработок Ивановой равен:
(144 000 руб. + 180 000 руб.) : 622 дн. = 520,90 руб.

Рассчитанный средний дневной заработок меньше максимального среднего дневного заработка (1335,62 руб./дн.).

Поэтому средний заработок за календарный месяц бухгалтер рассчитал так:

520,90 руб./дн. × 30,4 дн. = 15 835,36 руб.

Сумма пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40 процентов среднего заработка за календарный месяц:
15 835,36 руб. × 40% = 6334,14 руб.

Размер пособия на первого ребенка, рассчитанный исходя из среднего заработка (6334,14 руб.), больше минимального (2453,93 руб.). Поэтому выплатить Ивановой полагается 6334,14 руб.

Если сотрудница на момент наступления отпуска по уходу за ребенком занята у нескольких работодателей, а в двух предшествующих календарных годах работала как у этих, так и у других работодателей, пособие по уходу за ребенком назначают и выплачивают по одному месту работы по выбору сотрудницы. При этом учитывают заработок, начисленный в этой организации, а также у тех работодателей, с которыми трудовые отношения закончились. Доход, начисленный организациями, в которых сотрудница работала в расчетном периоде и продолжает работать на начало отпуска, но которые не назначают пособие, не учитывают.

Такой порядок следует из части 2 статьи 13, части 1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФСС России от 14 декабря 2010 г. № 02-03-17/05-13765.

Пример расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Сотрудница на момент наступления отпуска по уходу за ребенком работает в двух организациях. В расчетном периоде сотрудница работала как в этих же организациях, так и в другой организации

Е.В. Иванова ушла в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 февраля 2014 года. Ребенок у Ивановой первый. На момент выхода в отпуск по уходу за ребенком Иванова работает в организациях «Альфа» и «Торговая фирма "Гермес"».

В расчетном периоде (с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года) Иванова работала в этих же организациях. Кроме того, в 2013 году Иванова работала в организации «Производственная фирма "Мастер"».

Заработок Ивановой в «Альфе» составил:

  • в 2012 году – 144 000 руб.;
  • в 2013 году – 180 000 руб.

Заработок Ивановой в «Гермесе» составил:

  • в 2012 году – 120 000 руб.;
  • в 2013 году – 144 000 руб.

Заработок Ивановой в «Мастере» составил:
– в 2013 году – 100 000 руб.

По выбору Ивановой пособие по уходу за ребенком ей начисляется в «Альфе». При расчете пособия учитывается заработок, полученный в «Альфе» и в «Мастере».

Заработок, полученный в «Гермесе», при расчете пособия не учитывается.

Общий заработок для начисления пособия равен:

  • за 2012 год – 144 000 руб. (< 512 000 руб.);
  • за 2013 год – 280 000 руб. (180 000 руб. + 100 000 руб.) – не превышает 568 000 руб.

В расчетном периоде 731 календарный день. Из их числа исключаются календарные дни, приходящиеся на декретный отпуск в 2013 году, – 109 календарных дней. Таким образом, средний дневной заработок рассчитывается исходя из 622 дней (731 дн. – 109 дн.).

Средний дневной заработок Ивановой равен:
(144 000 руб. + 280 000 руб.) : 622 дн. = 681,67 руб.

Рассчитанный средний дневной заработок меньше максимального среднего дневного заработка (1335,62 руб./дн.).

Поэтому средний заработок за календарный месяц бухгалтер рассчитал так:
681,67 руб./дн. × 30,4 дн. = 20 722,77 руб.

Сумма пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40 процентов среднего заработка за календарный месяц:
20 722,77 руб. × 40% = 8289,11 руб.

Размер пособия на первого ребенка, рассчитанный исходя из среднего заработка (8289,11 руб.), больше минимального (2326 руб.). Поэтому выплатить Ивановой полагается 8289,11 руб.

КСС «Система Кадры» 2014

Галина Орлова, внештатный консультант ФСС России

3. Правовая база:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 мая 2014 г. N 983-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНКИ ШАЙМАРДАНОВОЙ АЛСУ НАДИРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ

ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ

ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ"

И ПУНКТОМ 19 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ

ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПО БЕРЕМЕННОСТИ

И РОДАМ, ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОСОБИЯ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ

ГРАЖДАНАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ

СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки А.Н. Шаймардановой,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка А.Н. Шаймарданова оспаривает конституционность следующих законоположений:

части 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно которой в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие;

пункта 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года N 375), в котором воспроизведено предписание части 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и, кроме того, установлено, что в этих случаях при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается, а при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком - учитывается за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие (абзац первый).

Как следует из представленных материалов, А.Н. Шаймардановой, с 10 августа 2009 года работающей в ООО "Гранд ЛТД" в должности главного юрисконсульта (основное место работы), а также по совместительству в ООО "Аспект ЛТД" и ООО "Базис ЛТД" в должности юрисконсульта (во всех трех организациях директором является одно и то же физическое лицо), 18 сентября 2012 года родившей ребенка и находящейся с 23 декабря 2012 года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячное пособие по уходу за ребенком было назначено только по одному месту работы - в ООО "Гранд ЛТД" в размере, исчисленном в соответствии с предписаниями пункта 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (исходя из среднего заработка за время ее работы в данной организации).

А.Н. Шаймарданова, полагавшая, что при расчете размера пособия по уходу за ребенком должен был учитываться также заработок, получаемый ею в ООО "Аспект ЛТД" и ООО "Базис ЛТД", обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими абзаца первого пункта 19 указанного Положения, а также абзаца третьего пункта 8 Изменений к нему (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 120), которым абзац первый его пункта 19 был изложен в действующей редакции.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2013 года, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 года, в удовлетворении ее заявления было отказано. Разрешая дело, Верховный Суд Российской Федерации сослался в том числе на часть 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и пришел к выводу, что обжалуемые нормативные положения установлены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, данному Федеральному закону не противоречат и права и законные интересы заявительницы не нарушают.

По мнению А.Н. Шаймардановой, часть 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и пункт 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не соответствуют статьям 7, 38 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку исключают для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, возможность учета при определении размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком заработка, выплаченного всеми работодателями, с которыми гражданин состоит в трудовых отношениях, притом что страховые взносы на обязательное социальное страхование начислялись и уплачивались этими работодателями за всех работников, в том числе за заключивших трудовой договор о работе по совместительству.

2. Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как правового и социального государства - исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1; статья 7, часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1; статья 39, часть 1).

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости как важного условия сохранения и развития многонационального народа России, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года N 28-П).

Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе форм и способов государственной поддержки и социальной защиты семей, имеющих детей, регламентации условий и порядка их предоставления; устанавливая гарантии государственной поддержки и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства, законодатель вправе использовать дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально значимых обстоятельств. Вместе с тем при осуществлении соответствующего правового регулирования он связан требованиями Конституции Российской Федерации, которые обязывают его обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом принципы справедливости, равенства и соразмерности.

2.1. К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, призванная обеспечивать гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и предусматривает в том числе пособия, имеющие целью предоставить материальную поддержку в период вынашивания ребенка и воспитания в первые годы его жизни, т.е. в самый ответственный и сложный период (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком).

Указанные пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (а к ним относятся все лица, работающие по трудовому договору), предоставляются в рамках системы обязательного социального страхования, включающей обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Данный вид социального страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предполагает уплату работодателем, выступающим в качестве страхователя занятых у него работников, страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 4.1).

Согласно названному Федеральному закону страховыми случаями, наступление которых влечет обязанность страховщика осуществлять страховое обеспечение, признаются временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных его статьей 5, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи, а видами страхового обеспечения являются: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение (статьи 1.3 и 1.4). При этом размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным гражданам, работающим по трудовому договору, установлен в процентном отношении к их среднему заработку, а остальных пособий - в твердой денежной сумме.

2.2. Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно пункту 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", составляет 2,9 процента по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями за расчетный период в пользу физических лиц, подлежащих данному виду обязательного социального страхования.

Реализация принципов автономности и устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, достигаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования, предполагает, по общему правилу, установление тарифов страховых взносов, обеспечивающих формирование средств обязательного социального страхования в объеме, достаточном для финансового обеспечения всех обязательств страховщика перед застрахованными лицами.

Таким образом, тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлен исходя из необходимости предоставления застрахованным лицам обеспечения по всем видам страховых случаев, без распределения долей, за счет которых формируются средства, направляемые на финансирование отдельных видов обеспечения по обязательному социальному страхованию (пособий). При этом тариф страховых взносов не дифференцируется в зависимости от пола и возраста застрахованного лица. Учет уплаченных страховых взносов осуществляется страховщиком без открытия индивидуальных лицевых счетов на каждое застрахованное лицо.

В отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных обязательных платежей, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и предполагают гарантирование права гражданина на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию в качестве их целевого назначения, притом что объем уплаченных взносов непосредственно влияет на размер трудовой пенсии (статья 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 14 - 16 и 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), страховые взносы на обязательное социальное страхование на

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Статья предназначена для профессионалов!

Материалы сайта могут читать специалисты по кадрам и управлению персоналом.

Подтвердите, пожалуйста, свой статус профессионала, пройдя быструю регистрацию. После этого Вам будут доступны:

  • профессиональные материалы сайта;
  • 24 шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль