В каких случаях обязательно создавать комитет по охране труда?

978

Вопрос

в соответствии с предписанием ГИТ в Обществе требуют создать комитет (комиссию) по охране труда в установленном порядке ст. 218 ТК РФ, и также разработать план работы комитета (комиссии) по охране труда на 2015г., на сколько мне известно, если ни одна из сторон Работодатель / Работники не изъявили желание о создании комитета, и согласно статьи 218 ТК РФ создание комитета не обязательно, это не обязанность Работодателя, а право., прошу подсказать как нам действовать в данной ситуации, с уважением, специалист по кадрам Фёдорова Л.Г.

Ответ

Ответ на вопрос:

Статья 218 Трудового кодекса РФ предусматривает право, а не обязанность сторон трудовых отношений выступать с предложением о создании комиссии (комитета) по охране труда.

Вывод инспектора труда о том, что наличие комиссии по охране труда в организации является обязательным не соответствует положениям закона.


Эксперт делится важной информацией о типовом инструктаже по охране труда в материале по ссылке.


Согласно ст. 218 ТК РФ по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Конструкция данной нормы, предусматривающая, что комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа, свидетельствует о том, что создание указанного органа является правом работодателя, работников либо их представительного органа, а не обязанностью работодателя.

Работодатель имеет право как проявить, так и не проявлять подобную инициативу.

Конституцией Российской Федерации, ст. 21 ТК РФ предусмотрено право работников на объединение. Указанный вывод подтверждается судебной практикой (см. Определение Челябинского областного суда от 11.09.2012 по делу N 11-6666/2012 в п. 1 доп. материалов).

Если организация не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения.

Юридическое лицо, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Об этом говорится в части 12 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

По итогам рассмотрения возражений, при условии, что они обоснованны, акт проверки (предписание) может быть изменен (полностью или частично) или отменен.

Кроме того, отметим, что согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Подробнее об этом см. в п. 2 доп. материалов.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база:

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 сентября 2012 г. по делу N 11-6666/2012

Судья: Скрябина С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Кучина М.И.,

судей Турковой Г.Л., Смолина А.А.,

при секретаре У.,

11 сентября 2012 года в открытом судебном заседании в городе Челябинске рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "Газпромнефть-Челябинск" на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 июня 2012 года.

Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ООО "Газпромнефть-Челябинск" П., судебная коллегия

установила:

ООО "Газпромнефть-Челябинск" обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области N 05 ОТ-684к/171/2012/3 от 18 мая 2012 года.

В судебном заседании представители: заявителя ООО "Газпромнефть-Челябинск" - С. и П. заявление поддержали, Государственной инспекции труда в Челябинской области - Т. против его удовлетворения возражал.

Суд вынес решение, которым заявление удовлетворил частично, признал незаконным предписание главного гос. инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области N 05 ОТ 684к/171 /2012/3 от 18 мая 2012 года в части пунктов 1, 2, 4, 6, подпунктов 7.3, 7.4 пункта 7. В остальной части требований ООО "Газпромнефть-Челябинск" отказано. С Государственной инспекции труда в Челябинской области в пользу ООО "Газпромнефть-Челябинск" взысканы судебные расходы в сумме **** руб.

В апелляционной жалобе ООО "Газпромнефть-Челябинск" просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным п. 3 предписания, принять новое решение о признании незаконным указанного пункта предписания. В остальной части просит оставить решение суда без изменения. Полагает, что суд неверно истолковал положения ст. 218 ТК РФ, которая предусматривает право, а не обязанность сторон трудовых отношений выступать с предложением о создании комиссии (комитета) по охране труда. Вывод суда о том, что наличие комиссии по охране труда в организации является обязательным в силу того, что такой орган принимает участие в решении тех или иных вопросов в области охраны труда, считает ошибочным. Статьей 21 ТК РФ предусмотрено право работников на объединение, включая право на создание профессиональных союзов. Поскольку работниками ООО "Газпромнефть-Челябинск" такое право не было реализовано, в ООО первичная профсоюзная организация или иной представительный орган работников отсутствует. Не избран работниками ООО и уполномоченный по охране труда. Суд первой инстанции, обосновано признав незаконным возложение предписанием обязанности по избранию уполномоченного по охране труда, неправомерно оставил в силе пункт предписания, обязывающий создать комиссию по охране труда.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель Государственной инспекции труда в Челябинской области, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, причины неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав пояснения представителя ООО "Газпромнефть-Челябинск", пояснившей, что на предприятии существует специалист по охране труда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ находит решение суда в обжалуемой части подлежащим отмене в связи с неправильным применением (толкованием) норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

Пунктом 3 предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области N 05 ОТ-684к/171 /2012/3 от 18 мая 2012 года ООО "Газпромнефть-Челябинск" предписано в соответствии ст. 218 ТК РФ создать комитет (комиссию) по охране труда.

Установив, что в ООО "Газпромнефть-Челябинск" не создан комитет (комиссия) по охране труда, суд первой инстанции ошибочно посчитал, что в силу ст. 218 ТК РФ работодатель был обязан создать такой орган, отказав в удовлетворении заявления ООО "Газпромнефть-Челябинск" о признании незаконным указанного пункта предписания.

Между тем, статья 218 Трудового кодекса РФ изложена законодателем в следующей редакции:

"По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда".

Судебная коллегия считает, что конструкция данной нормы, предусматривающая, что комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа, свидетельствует о том, что создание указанного органа является правом работодателя, работников либо их представительного органа, а не обязанностью работодателя.

Работодатель имеет право как проявить, так и не проявить подобную инициативу.

Материалы дела не содержат доказательств тому, что работниками либо их представительным органом была проявлена инициатива по созданию комитета (комиссии) по охране труда, но по вине работодателя такой орган создан не был. Государственный инспектор труда в своем предписании на подобные обстоятельства не ссылался.

В силу изложенного решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным п. 3 предписания не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене. На основании п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым принять по делу в этой части новое решение о признании незаконным п. 3 предписания главного гос. инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области N 05 ОТ 684к/171/2012/3 от 18 мая 2012 года.

В остальной части решение суда первой инстанции сторонами в апелляционном порядке не обжаловалось, предметом проверки судебной коллегии не являлось.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 июня 2012 года в части отказа в удовлетворении требования ООО "Газпромнефть-Челябинск" о признании незаконным п. 3 предписания главного гос. инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области N 05 ОТ 684к/171 /2012/3 от 18 мая 2012 года отменить, принять по делу в этой части новое решение о признании незаконным п. 3 предписания главного гос. инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области N 05 ОТ 684к/171/2012/3 от 18 мая 2012 года.

В остальной части указанное решение оставить без изменения.

2. Ответ: Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции

Возражения на акт, предписание

Как подать возражения на акт или предписание, полученные по итогам проверки трудовой инспекцией

По итогам проверки (как плановой, так и внеплановой) трудовая инспекция оформляет акт. Кроме того, ею могут быть составлены предписание и постановление, если в ходе проверки будет установлено, что организация нарушила трудовое законодательство.

Если организация не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения.

Подать возражения необходимо в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания. Возражения могут быть поданы в отношении документа в целом или его отдельных положений. При необходимости организация вправе приложить к возражениям подтверждающие документы или их копии. Подготовленные возражения организация направляет в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку.

Об этом говорится в части 12 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

По итогам рассмотрения возражений, при условии что они обоснованны, акт проверки (предписание) может быть изменен (полностью или частично) или отменен.

Возражения на постановление

Как подать возражения на постановление об административном порядке, полученное по итогам проверки трудовой инспекцией

Если у организации имеются возражения в отношении постановления об административном правонарушении, то его нужно оспаривать в особом порядке. Подать возражения необходимо в течение 10 календарных дней со дня вручения документа или получения его по почте. По усмотрению организации направить возражения она может как в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку, так и в суд. Такой порядок следует из совокупности положений части 1 статьи 30.2, части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении может быть оставлено без изменений, отправлено на новое рассмотрение или отменено. Принятое решение доводится до организации в течение трех календарных дней с момента его вынесения. Копия решения может быть вручена лично представителю организации или направлена по почте. Об этом говорится в статьях 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обжалование действий инспектора

Как обжаловать действия трудового инспектора, проводившего проверку в организации

Если в ходе проверки сотрудники трудовой инспекции своими действиями (бездействием) нарушили права проверяемой организации, то такие обстоятельства также могут быть обжалованы (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Причем некоторые действия трудовых инспекторов могут быть отнесены к грубым нарушениям, при наличии которых результаты всей проверки признаются недействительными и подлежат отмене (ч. 1 ст. 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

К таким грубым нарушениям, в частности, относится:
– проведение проверки при отсутствии оснований (например, проведение плановой проверки, не предусмотренной в плане);
– несоблюдение срока уведомления о проведении проверки;
– проведение проверки без согласования с прокуратурой (в тех случаях, когда такое согласование обязательно);
– нарушение сроков проведения проверки;
– проведение проверки без соответствующего приказа (распоряжения) руководителя трудовой инспекции (его заместителя);
– истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
– непредставление акта проверки.
Полный перечень нарушений приведен в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Обжаловать указанные, а также иные неправомерные действия (бездействие) сотрудников трудовой инспекции организация может:
в административном порядке;
в судебном порядке.
Причем воспользоваться указанными способами обжалования организация может и одновременно. Это следует из положений пункта 4 статьи 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. На это указывают и суды (см., например, постановление Санкт-Петербургского городского суда от 7 октября 2013 г. № 4а-1341/13).

Административный порядок обжалования

Как обжаловать в административном порядке действия трудового инспектора, проводившего проверку в организации

Процедура обжалования действий (бездействия) сотрудников трудовой инспекции в административном порядке в настоящее время не установлена. На практике такая процедура сводится к следующему.

Прежде всего организации нужно оформить заявление (жалобу). Документ составьте в письменной форме с соблюдением требований к оформлению, установленных законодательством. В частности, жалоба должна содержать:
– адресат (т. е. лицо, которому направляется жалоба);
– фамилию, имя, отчество и должность инспектора, действия (бездействие) которого обжалуются;
– наименование заявителя (т. е. организации, которая подает жалобу);
– почтовый или электронный адрес организации (для направления ответа);
– существо обжалуемого действия (бездействия) сотрудника инспекции;
– дату и подпись заявителя (руководителя организации или уполномоченного им лица).

Кроме того, в жалобе укажите:
– причины несогласия с действиями (бездействием) трудового инспектора;
– обстоятельства, на основании которых нарушены права, свободы и законные интересы организации;
– требования признать незаконными обжалуемые действия (бездействие) и (или) отменить результаты проверки трудовой инспекции (при наличии на то достаточных оснований);
– иные сведения по усмотрению организации, которые помогут раскрыть сущность жалобы.

При необходимости к жалобе приложите документы, подтверждающие обоснованность изложенных в ней обстоятельств. А перечень таких документов укажите в самой жалобе.

Жалобу оформляйте на имя руководителя трудового инспектора, который проводил проверку. Кроме того, возражения могут быть направлены главному государственному трудовому инспектору. При этом действия (бездействие) самого главного государственного трудового инспектора можно обжаловать только в суде. Это следует из положений статьи 361 Трудового кодекса РФ.

По общему правилу оформить и подать жалобу организации следует в течение трех месяцев с момента, когда она узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (ст. 254–256 ГПК РФ).

Трудовая инспекция рассмотрит поступившую от организации жалобу и проведет служебное расследование (ч. 2 ст. 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). По итогам расследования будет принято решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. О любом из принятых решений инспекция сообщит организации письменно.

Если при рассмотрении жалобы будут выявлены виновные должностные лица, то дополнительно трудовая инспекция сообщит о мерах, принятых в отношении таких лиц. Предоставить данную информацию инспекция должна в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующих мер. Об этом говорится в части 3 статьи 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Пример обжалования результатов проверки трудовой инспекции в административном порядке

В ЗАО «Альфа» трудовая инспекция провела плановую выездную проверку без соответствующего распоряжения (приказа). Генеральный директор «Альфы» подготовил заявление об обжаловании результатов проверки на имя руководителя трудовой инспекции по г. Москве.

Судебный порядок обжалования

Как обжаловать в судебном порядке действия трудового инспектора, проводившего проверку в организации

При судебном порядке обжалования действий (бездействия) трудового инспектора организации следует руководствоваться гражданским процессуальным законодательством РФ, а именно главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).

В заявлении, в частности, должны быть указаны следующие сведения:
– неправомерные, по мнению организации, действия (бездействие) трудового инспектора;
– нарушенные инспектором права и свободы организации.
Об этом говорится в пунктах 4, 5 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ.

К заявлению приложите копии документов, которыми можно подтвердить нарушение прав организации при проведении проверки (например, акт, из которого следует, что проверка проведена с нарушением сроков). Вместе с заявлением и приложенными к нему документами предоставьте суду копии искового заявления (для ответчика и третьих лиц), а также документ об уплате госпошлины. Это следует из положений статьи 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль