Какие квалификационные требования предъявляются к некоторым должностям?

626

Вопрос

Уважаемые эксперты, при приеме на работу работников на такие должности как заместителя генерального директора по эксплуатации морского торгового порта, докера-механизатора, тальмана, стивидора, старшего стивидора, лоцмана, матроса, моториста-матроса морского торгового порта мы сталкиваемся с проблемой какие квалификационные требования предъявляет к вышеуказанным должностям действующее законодательство. Мы практикуем прием на перечисленные должности предварительно учениками, стажерами (например, ученик докера-механизатора) с дальнейшим их переводом, однако правомерность наших действий нам неизвестно. Просим Вас помочь в решении данной проблемы и указать нормативный документ, которым можно руководствоваться. Заранее, спасибо!

Ответ

Ответ на вопрос:

Заместитель генерального директора по эксплуатации морского торгового порта:

Согласно п. 7 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37), в Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (в частности, заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.

Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей руководителей предприятий, учреждений и организаций решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.

Таким образом, квалификационные требования к заместителю генерального директора по эксплуатации морского торгового порта предъявляются такие же, что и к должности самого гендиректора по эксплуатации. В связи с этим, по данной должности едва ли возможно ученичество.

Согласно п. 4.5.2 Постановления Минтранса РФ от 09.01.2004 N 2 "О правилах технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов", на заместителя начальника порта по эксплуатации возлагаются обязанности:

  • по организации производства работ по перемещению грузов;
  • по организации контроля за соблюдением технологической дисциплины, содержанием в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и средств укрупнения;
  • по организации надзора за производством работ по перемещению грузов, за изготовлением и содержанием в исправном состоянии грузозахватных приспособлений и средств укрупнения.

Докер-механизатор:

Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 по профессии докера-механизатора предусмотрено четыре класса.

Докер-механизатор 4 класса должен знать назначение, принцип работы, сведения об устройстве, предельные нормы нагрузки обслуживаемых подъемно-транспортных, перегрузочных машин, механизмов и приспособлений; сведения о подвижном составе; наименования грузов; визуальное определение массы перемещаемого груза; правила и способы погрузки, выгрузки, перегрузки и строповки грузов; устройство грузовых помещений; виды тары, упаковки и маркировки грузов; допустимые габариты при погрузке грузов на открытый железнодорожный подвижной состав и автомашины и разгрузке грузов из железнодорожных вагонов и укладке их в штабель; расположение складов и мест погрузки и выгрузки грузов; производственное задание и технологическую последовательность выполнения операций на обслуживаемом участке; правила техники безопасности и условную сигнализацию при производстве погрузочно-разгрузочных работ; основы ведения коммерческих операций.

Докер-механизатор 3 класса должен знать назначение, принцип действия и устройство применяемой группы машин, механизмов и приспособлений; технологию переработки грузов на участке; технические условия погрузки, выгрузки и крепления грузов; визуальное определение массы и центра тяжести перемещаемых грузов; правила строповки; наиболее удобные места строповки; сроки эксплуатации стропов, их грузоподъемность, методы и сроки их испытания, способы сращивания и связывания стропов; принцип работы грузозахватных приспособлений; основные сведения по механике, электротехнике, материаловедению и слесарному делу; правила уличного движения при переезде железнодорожных путей и железнодорожную сигнализацию; основные требования госгортехнадзора, предъявляемые к производству погрузочно-разгрузочных работ.

Докер-механизатор 2 класса должен знать назначение, принцип действия и устройство обслуживаемых групп машин, механизмов и приспособлений; способы определения причин аварий и преждевременного износа деталей машин, механизмов и приспособлений; основные понятия о допусках и посадках; правила и способы строповки грузов, требующих повышенной осторожности; устройство, назначение, правила подбора, проверки исправности и использования грузозахватных приспособлений и такелажа; правила и сроки испытания, нормы их браковки.

Докер-механизатор 1 класса должен знать принципиальное устройство электрооборудования машин (механизмов); правила ремонта подъемно-транспортных и перегрузочных машин (механизмов), грузозахватных и других приспособлений. Технические условия на испытание, регулировку и приемку узлов машин и механизмов после ремонта; способы восстановления и упрочнения изношенных деталей.

Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 N 31 (ред. от 24.11.2008) "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" по профессии докера-механизатора предусмотрены с 3 по 6 разряд.

Докер-механизатор 3 разряда должен знать: назначение, принцип работы, предельные нормы нагрузки обслуживаемых подъемно-транспортных, перегрузочных машин, механизмов и приспособлений; наименование грузов, визуальное определение массы перемещаемого груза; правила и способы погрузки, выгрузки и строповки грузов; устройство грузовых помещений, виды тары, упаковки и маркировки грузов; допустимые габариты при погрузке грузов на открытый железнодорожный подвижной состав и автомашины и разгрузке грузов из железнодорожных вагонов и укладке их в штабель; расположение складов и мест погрузки и выгрузки грузов; производственное задание и технологическую последовательность выполнения операций на обслуживаемом участке; правила техники безопасности и условную сигнализацию при производстве погрузочно-разгрузочных работ.

Докер-механизатор 4 разряда должен знать: назначение, принцип действия и устройство применяемой группы машин, механизмов и приспособлений; технологию переработки грузов на участке; правила строповки, наиболее удобные места строповки, сроки эксплуатации стропов, их грузоподъемность, методы и сроки их испытания, способы сращивания и связывания; принцип работы грузозахватных приспособлений; технические условия погрузки, выгрузки и крепления грузов; правила уличного движения при переезде железнодорожных путей; требования Госгортехнадзора, предъявляемые к производству погрузочно-разгрузочных работ.

Докер-механизатор 5 разряда должен знать: назначение, принцип действия и устройство обслуживаемых групп машин, механизмов и приспособлений; способы определения причин аварий и преждевременного износа деталей машин, механизмов и приспособлений; правила и способы строповки грузов, требующих повышенной осторожности; устройство, назначение, правила подбора, проверки исправности и использования грузозахватных приспособлений и такелажа.

Докер-механизатор 6 разряда должен знать: принципиальное устройство электрооборудования машин (механизмов); правила ремонта подъемно-транспортных и перегрузочных машин (механизмов), грузозахватных и других приспособлений; механические условия испытания, регулировки и приемки узлов машин и механизмов после ремонта; способы восстановления и упрочнения изношенных деталей.

Специальные требования к образованию не предусмотрены.

Тальман:

Согласно тарифно-квалификационным характеристикам по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 N 31, тальман 3 разряда должен знать: порядок приема и сдачи экспортно-импортных, каботажных, местных грузов и багажа, включая грузы, следующие в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении; виды тары и упаковки; виды маркировки грузов на русском и иностранном языках; свойства грузов, правила их перевозки, погрузки, выгрузки, складирования и хранения; порядок и приемы счета грузов; правила определения веса груза по осадке судна; правила пользования весами различных систем; основы организации и правила техники безопасности при погрузочно-разгрузочных работах; устройство грузовых помещений судов и железнодорожного подвижного состава; правила переработки большегрузных контейнеров; правила размещения, сепарирования, крепления и маркировки грузов; формы и правила оформления грузовых документов, коммерческих актов и актов общей формы; порядок оформления нарядов портовых рабочих; государственные стандарты на тару и упаковку.

Согласно ЕТКС, утвержденному Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 68н, тальман 3 разряда должен знать: порядок приема и сдачи экспортно-импортного, каботажного, местного груза и багажа, включая грузы, следующие в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении; виды тары и упаковки; виды маркировки груза на русском и иностранных языках; свойства груза, правила его перевозки, погрузки, выгрузки, складирования и хранения; порядок и приемы учета груза; правила определения веса груза по осадке судна; правила пользования весами различных систем; основы организации и правила безопасного ведения погрузочно-разгрузочных работ; устройство грузовых помещений судов и железнодорожного подвижного состава; правила переработки большегрузных контейнеров; правила размещения, сепарирования, крепления и маркировки груза; формы и правила оформления документов на перевозку груза, коммерческих актов и актов общей формы; порядок оформления нарядов на выполненные работы; государственные стандарты на тару и упаковку.

Специальные требования к образованию не предусмотрены.

Стивидор и старший стивидор:

Данные должности не предусмотрены ни квалификационными справочниками, ни профессиональными стандартами, в связи с чем никаких специальных требований к квалификации не предъявляется.

Вместе с тем, согласно постановлению Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам подлежит лицензированию. Одним из обязательных условий получения лицензии является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию на внутренних водных путях судов, имеющего соответствующее профессиональное образование, стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке. О каком именно специальном образовании идет речь, в законодательстве не уточняется.

Следовательно, специальные требования к образованию не предусмотрены.

Лоцман:

В соответствии с Положения о морских лоцманах Российской Федерации, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 22.07.2008 N 112, морской лоцман должен иметь:

1) гражданство Российской Федерации;

2) действующее лоцманское удостоверение, выданное капитаном морского порта и подтверждающее квалификацию морского лоцмана, его право на осуществление лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов;

3) диплом государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании по специальности "Судовождение" или "Морское судовождение";

4) диплом о присвоении квалификации не ниже старшего помощника капитана;

5) справку о плавании сроком не менее трех лет в должности капитана или старшего помощника капитана на морских судах валовой вместимостью 500 и более;

6) свидетельство о прохождении тренажерной подготовки по программам:

"Радиолокационное наблюдение и прокладка";

"Использование средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП)";

"Маневрирование и управление судном";

"Использование электронных карт на морских судах";

"Оператор глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ)";

7) начальную подготовку в соответствии с правилом VI/1 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты 1978 года с поправками 1995 года (ПДНВ-78/95) (решение о вступлении СССР в Конвенцию принято Постановлением Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 891 <*>);

8) свидетельство о прохождении профессиональной подготовки или повышении квалификации морских лоцманов;

9) справку об успешном прохождении стажировки в течение не менее 7 дней в качестве дублера оператора службы управления движением судов (СУДС), в зоне действия которой находится район лоцманской проводки, обслуживаемый лоцманской организацией, работником которой является морской лоцман или кандидат в морские лоцманы;

10) заключение медицинской комиссии о соответствии состояния здоровья требованиям, предъявляемым при дипломировании капитанов и вахтенных помощников капитана в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 года (ПДНВ 78/95);

11) трудовой договор с лоцманской организацией на выполнение обязанностей морского лоцмана.

Морские лоцманы, высаживаемые (снимаемые) на судно (с судна) с помощью вертолета, должны пройти специальную подготовку.

Морской лоцман должен знать:

1) нормы международного права и законодательство Российской Федерации об обеспечении безопасности мореплавания, охране человеческой жизни на море и предотвращении загрязнения окружающей среды применительно к лоцманской деятельности;

2) требования по организации штурманской службы на судах, методы и способы решения задач судовождения;

3) границы и лоцийное описание района лоцманской проводки;

4) правила плавания и обязательные постановления в морском порту, действующие в районе лоцманской проводки судов;

5) климатические, гидрометеорологические, гидрологические и навигационно-гидрографические факторы, влияющие на судно при плавании в районе лоцманской проводки судов, и способы учета воздействия этих факторов при управлении судном, в том числе направления и скорости течений, высоту и продолжительность приливов, объявленные проходные осадки, глубины в районе лоцманской проводки судов с учетом приливно-отливных явлений, названия и характеристики каналов, мелей и мысов района лоцманской проводки судов;

6) любые иные особенности района лоцманской проводки судов, оказывающие влияние на безопасность плавания судов;

7) системы разделения движения, схемы судоходства, системы управления судами, характеристики и особенности навигационных путей в районе лоцманской проводки судов, в том числе рекомендуемые курсы и расстояния района лоцманской проводки судов;

8) виды и характеристики применяемых в районе систем плавучего и стационарного навигационных ограждений;

9) оборудование мостика и средства судовождения;

10) характеристику огней и их секторы видимости и туманные сигналы, радиолокационные отражатели и радиомаяки, другие электронные средства, используемые в районе лоцманской проводки судов;

11) названия, местоположение и характеристики плавучих маяков, буев, знаков, построек и других приметных ориентиров в районе лоцманской проводки судов;

12) названия, места расположения, характеристики и особенности средств навигационного оборудования и естественных навигационных ориентиров, имеющихся в районе лоцманской проводки судов;

13) порядок использования информации, предоставляемой СУДС в целях обеспечения безопасности движения судов в районе лоцманской проводки судов;

14) характеристики и порядок использования действующих в районе лоцманской проводки судов технических систем навигации, идентификации, сигнализации, связи, контроля и управления судоходством (глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), глобальная система навигации и определения местоположения (GPS), автоматические идентификационные системы (АИС), ГМССБ и др.);

15) названия, позывные служб морского порта, СУДС, судов и других участников обеспечения плавания судов в районе лоцманской проводки судов и способы осуществления связи с ними;

16) порядок использования навигационных карт и пособий по району лоцманской проводки судов;

17) способы аналитического, графического, инструментального и глазомерного ориентирования при осуществлении контроля местоположения судна применительно к району лоцманской проводки судов;

18) отличительные глубины над подводными навигационными опасностями и мелями в районе лоцманской проводки судов;

19) имеющиеся в районе лоцманской проводки судов системы передачи навигационных предупреждений мореплавателям, объемы и сроки передаваемой ими информации;

20) порядок получения и использования в районе лоцманской проводки судов навигационной и гидрометеорологической информации;

21) порядок использования и ограничения на использование радиолокатора и систем автоматической и радиолокационной прокладки;

22) имеющиеся в районе системы передачи навигационных предупреждений, объемы и сроки передаваемой информации;

23) особенности лоцманской проводки судов, перевозящих опасные грузы;

24) технические и эксплуатационные характеристики имеющихся в районе лоцманской проводки ледоколов, буксиров и способы их использования во время плавания, маневрирования и производства швартовных операций;

25) факторы, влияющие на управляемость судна;

26) особенности, недостатки и ограничения, присущие различным системам судовых движителей, подруливающих и рулевых устройств;

27) расположение портовых сооружений, якорных стоянок, мест расхождения при движении судов в узкостях и места убежища для них;

28) характеристики и особенности имеющихся в районе лоцманской проводки судов гидротехнических сооружений (причалы, пирсы, молы, дамбы, мосты, эстакады, судоходные шлюзы, каналы, выносные перегрузочные устройства и др.), способы и приемы безопасного прохода, маневрирования и производства швартовных операций в районе лоцманской проводки судов этих сооружений в разное время суток и с учетом воздействия на судно гидрометеорологических факторов;

29) планы действий в чрезвычайных ситуациях на море;

30) расположение и характеристики имеющихся в районе лоцманской проводки судов аварийно-спасательных формирований и средств ликвидации аварийных разливов нефти;

31) способы производства швартовных операций и постановки судна на якорь в различных гидрометеорологических условиях;

32) управление судном при швартовке, постановке/снятии с якоря, швартовке и отшвартовке, маневрировании с буксирами и без них и при чрезвычайных ситуациях;

33) характерные обстоятельства и причины происшествий с судами в районе лоцманской проводки судов;

34) использование и ограничения различных типов буксиров;

35) безопасные процедуры посадки и высадки морского лоцмана;

36) английский язык в объеме, необходимом для осуществления лоцманской деятельности, не ниже знания "Стандартных фраз ИМО для общения на море" <*>.

7. Морской лоцман должен уметь:

1) применять свои профессиональные знания и опыт при осуществлении лоцманской проводки судна на практике (давать советы и рекомендации в процессе управления судном при его движении, маневрировании и производстве швартовных операций в целях обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения происшествий с судами и защиты морской среды);

2) свободно ориентироваться на местности и в навигационной обстановке по пути следования судна в районе лоцманской проводки судов в различное время суток и при различных погодных условиях;

3) использовать искусственные и естественные навигационные ориентиры при определении и контроле за местоположением судна;

4) применять аналитические, графические, инструментальные и глазомерные методы определения и контроля за местоположением судна;

5) определять элементы движения встречных судов и решать задачи по безопасному расхождению с ними;

6) учитывать влияние гидрометеорологических и гидродинамических факторов, влияющих на судно при его движении и стоянке;

7) пользоваться судовыми и индивидуальными техническими средствами навигации, сигнализации и связи;

8) взаимодействовать с оператором СУДС при осуществлении лоцманской проводки судов;

9) давать рекомендации капитану обслуживаемого судна по работе с буксирами при осуществлении всех видов буксировочных и швартовных операций, применяемых в районе лоцманской проводки судов;

10) использовать русский и (или) английский язык в процессе общения с капитаном судна, лоцманскую проводку которого осуществляет, и другими участниками обеспечения плавания судов в районе лоцманской проводки судов, а в случае разногласий или непонимания - Стандартные фразы ИМО для общения на море;

11) оказывать первую медицинскую помощь и использовать способы личного выживания в соответствии с правилом VI/1 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 года (ПДНВ-78/95).

Кандидат в морские лоцманы должен:

1) удовлетворять требованиям, указанным в пунктах 4, 5, 6, 7 Положения, за исключением требований о наличии у него действующих лоцманского удостоверения и трудового договора с лоцманской организацией на выполнение трудовых обязанностей морского лоцмана;

2) иметь справку об успешном прохождении стажировки в качестве ученика (стажера) лоцмана в течение не менее 6 месяцев с указанием района лоцманской проводки судов и типов проводимых судов.

Матрос:

Модельный закон об особенностях регулирования труда моряков, принятый в г. Санкт-Петербурге 24.11.2001 Постановлением 18-14 на 18-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, устанавливает, что прием на судно в качестве квалифицированного матроса (матроса первого класса) производится только при наличии соответствующего свидетельства квалифицированного матроса (матроса первого класса).

Свидетельства о квалификации не выдаются лицам:

  • не достигшим 18-летнего возраста;
  • не проработавшим в море в качестве члена палубной команды в течение минимального срока, установленного компетентным органом;
  • не сдавшим установленного компетентным органом квалификационного экзамена.

Компетентный орган может:

  • допускать лиц со стажем работы в море продолжительностью не менее двадцати четырех месяцев, успешно прошедших курс профессионального обучения в официальных училищах;
  • разрешить выдачу свидетельств квалифицированного матроса лицам, успешно окончившим курс профессионального обучения на морских учебных судах и прослужившим на них восемнадцать месяцев.

Кроме того, профессиональный стандарт "Матрос на судах рыбопромыслового флота" утвержден приказом Минтруда России 23.03.2015 № 188н.

Моторист-матрос морского торгового порта:

Согласно ЕТКС, утвержденному Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 68н, моторист-матрос должен знать:

  • правила технической эксплуатации судовой техники;
  • устройство и правила технического обслуживания главных энергетических установок и вспомогательных механизмов;
  • нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки;
  • правила технической эксплуатации судовой техники;
  • правила плавания;
  • расположение и назначение трубопроводов, арматуры судовых систем;
  • расположение водяных танков, их мерительных и воздушных труб;
  • правила проведения замеров воды в танках и температуры в грузовых помещениях, глубины ручным лотом;
  • правила снятия показаний приборов своего заведования; правила приема и передачи зрительных и звуковых сигналов.

При управлении судами мощностью до 850 кВт; земснарядами (землесосами)

производительностью до 700 м3/час - 5 разряд;

при управлении судами мощностью свыше 850 кВт; земснарядами

(землесосами) производительностью свыше 700 м3/час - 6 разряд.

Специальные требования к образованию не предусмотрены.

Таким образом, специальные требования к образованию докера-механизатора, тальмана, стивидора, старшего стивидора, моториста-матроса не предусмотрены.

Вы можете заключить с соискателями на данные должности ученический договор на срок, необходимый для овладения профессией, и платить стипендию в размене не ниже МРОТ. В случае успешного окончания ученичества с учеником следует заключить трудовой договор.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ:Как заключить ученический договор

Стороны ученического договора

С кем можно заключить ученический договор

Организация может заключить два вида ученического договора – на переобучение специалиста и на профессиональное обучение.*

Договор на профессиональное обучение можно заключать как с сотрудниками, состоящими в штате организации, так и с гражданами, ищущими работу (соискателями). Договор на переобучение заключается только с сотрудниками организации.

Об этом говорится в статье 198 Трудового кодекса РФ.

Время обучения

В какое время может проходить обучение по ученическому договору

В процессе обучения можно освободить сотрудника от работы. Однако допускается обучение и без отрыва от работы (ч. 1 ст. 198 ТК РФ).

По общему правилу время обучения и работы в совокупности не должно превышать 40 часов в неделю (ст. 91203 ТК РФ). Однако из этого правила есть исключения. Например, время обучения и работы сотрудника не может превышать 35 часов, если:

  • возраст сотрудника от 16 до 18 лет;
  • обучающийся сотрудник является инвалидом I или II группы.

Если ученику еще не исполнилось 16 лет, то время его обучения и работы не может быть более 24 часов в неделю. Об этом сказано в части 1 статьи 92 Трудового кодекса РФ.

Порядок заключения договора

Как оформить ученический договор

Ученический договор с сотрудником является дополнительным к трудовому договору (ч. 2 ст. 198 ТК РФ).

Ученический договор необходим, чтобы застраховать организацию от риска потратить средства впустую. Например, отучившись, соискатель откажется заключить трудовой договор или штатный сотрудник уволится без уважительных причин, не отработав обусловленного ученическим договором времени. В этих случаях ученик будет обязан компенсировать организации затраты на свое обучение (ст. 207 ТК РФ). Если же сотрудник после окончания обучения отработает срок, указанный в ученическом договоре, то возмещать затраты на обучение ему не придется.

Ученический договор заключают в письменной форме в двух экземплярах. В нем обязательно укажите конкретную профессию, специальность, квалификацию, которую ученик приобретет в процессе обучения. Далее в договоре определите обязанности сторон. Администрация организации должна обеспечить ученику возможность обучения. А ученик обязан пройти такое обучение.

Кроме того, укажите в договоре срок, в течение которого ученик обязан проработать в организации по полученной профессии, специальности, квалификации после истечения которого считается, что он всю стоимость обучения отработал.

Такой порядок предусмотрен в статье 199 Трудового кодекса РФ.

Обязательными условиями ученического договора являются также срок обучения и размер оплаты в период ученичества. Об этом сказано в статьях 200 и 204 Трудового кодекса РФ.

Ученический договор, заключенный с соискателем, который не является работником организации, не является гражданско-правовым, поэтому нормы гражданского законодательства на него не распространяются. Такой договор также не признается и трудовым, несмотря на то что возможность его заключения предусмотрена трудовым законодательством (ст. 59, 198 ТК РФ). Аналогичную позицию подтверждают и контролирующие ведомства (см. письма Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-04-06-01/123, УФНС России по г. Москве от 13 августа 2007 г. № 21-11/076667).

Срок обучения

На какой срок можно заключить ученический договор

Ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации. Таким образом, срок обучения организация определяет для каждого случая индивидуально. Это следует из положений части 1 статьи 200 Трудового кодекса РФ. Если ученик заболел или проходил военные сборы, то действие ученического договора продлевается (ч. 2 ст. 201 ТК РФ).

Формы обучения

В какой форме может быть организованно ученичество

Ученичество может быть организовано в разных формах. Например, в форме индивидуального, бригадного или курсового обучения. Об этом говорится в статье 202 Трудового кодекса РФ. Обучение может происходить в виде посещения семинаров, тренингов, прикрепления к ученику наставника из числа опытных сотрудников организации.

Оплата ученичества

Как оплачивать обучение и работу ученикам

В период ученичества соискателям и сотрудникам выплачивается стипендия. Ее размер определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации. При этом стипендия не может быть меньше 1 МРОТ. Такие правила установлены в части 1 статьи 204 Трудово

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль