Может ли работодатель отправить работника в отгулы без его согласия?

232

Вопрос

–– Вопрос: У работника накопились суммированные дни отдыха (отгулы) (они образовались за работу в сверх установленной продолжительности рабочего времени). Может ли работодатель отправить работника в отгулы без его заявления? Может ли работодатель отправлять работников без их согласия в отгулы, если да, то какой алгоритм? Работники плавсостава.

Ответ

Ответ на вопрос:

Приносим Вам свои извинения за доставленное неудобство, т.к. предыдущий ответ был подготовлен без учета специфики работы плавсостава.

Да, работодатель может предоставлять работникам плавсостава суммированные дни отдыха за сверхурочную работу без их согласия.

Режим работы и отдыха работников плавсостава регулируется Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133 (далее – Положение).


Мы рассказывали ранее об оформлении отгула в материале по ссылке.


Согласно п. 19 Положения, работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

Согласно п. 21 Положения, суммированные дни отдыха предоставляются работникам плавсостава в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.

Согласно п. 22 Положения, в период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работниками.

Согласно п. 23 Положения, очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.


Все об отгуле работнику вы узнаете, если прочитаете материал по ссылке.


Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Нормативная база: Приказ Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.09.2003 N 5036)

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ

ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ПЛАВАЮЩЕГО СОСТАВА СУДОВ ВНУТРЕННЕГО

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

III. Время отдыха

16. Работники плавсостава в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на следующие виды отдыха:*

- ежедневный отдых;

- перерывы в течение рабочего дня, включая время для приема пищи;

- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

- нерабочие праздничные дни;

- ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

17. В тех случаях, когда по условиям работы работнику плавсостава перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

18. Продолжительность периодов времени между временем несения вахт и выполнения судовых работ (далее - время ежедневного отдыха) не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов - не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.

При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.

19. Работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.

20. Число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в пункте 6 настоящего Положения.

Пример: Работник плавсостава отработал на судне в 2002 году с 1 июня по 5 сентября включительно по 8-часовому графику 97 дней. За время работы он использовал 2 дня отдыха, а за работу в нерабочий праздничный день 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности.

Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 752 часа {8 часов х (97 - (2 + 1) дней}.

Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.

Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период с 1 июня по 5 сентября 2002 года составляла 543 часа (18 рабочих дней в июне по 8 часов и один рабочий день 11 июня 7 часов - 151 час, в июле - 184 часа, в августе - 176 часов и 4 рабочих дня в сентябре по 8 часов - 32 часа).

Таким образом, указанному работнику плавсостава за время работы должно быть предоставлено 26 дней отдыха {(752 час. - 543 час.): 8 час.}.

21. Суммированные дни отдыха предоставляются работникам плавсостава в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.

22. В период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха, указанные в пункте 19, в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работниками.

23. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.

24. В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут, по их письменному заявлению, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.

25. В тех случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по письменному заявлению работника плавсостава неиспользованные дни отдыха могут быть заменены денежной компенсацией.

"Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2009 - 2012 годы" (утв. Федерацией профсоюзов работников морского, речного и рыболовного флота РФ, Союзом российских судовладельцев, Ассоциацией судоремонтных заводов 15.10.2009) (с изм. от 15.10.2012)

5. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

РАБОТНИКОВ ПЛАВСОСТАВА СУДОВ МОРСКОГО ФЛОТА

5.1. Сфера применения и определения

5.1.1. Настоящие особенности регулирования социально-трудовых отношений применяются к плавающему составу (далее - плавсоставу) судов морского флота, принадлежащих работодателям, на которых распространяется Соглашение (далее - судовладельцы).

5.1.2. Особенности, определенные для плавсостава в настоящем разделе, исключают применение для плавающего состава общих норм предыдущих разделов по тем же вопросам.

5.1.3. К командному составу (комсостав) относятся работники из числа плавающего состава, занимающие должности, как они определены статьей 52 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ).

5.1.4. Далее по тексту настоящего раздела: плавсостав, член экипажа, моряк и работник имеют одно и то же значение.

5.2. Рабочее время. Время отдыха

5.2.1. Особенности режима труда и отдыха плавсостава устанавливаются в соответствии с "Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота", утверждаемым Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).

5.2.2. Для всех моряков устанавливается рабочая неделя с нормальной продолжительностью рабочего времени 40 часов - для работающих в нормальных условиях труда. Для работающих во вредных и опасных условиях труда устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов. При этом месячная, годовая норма рабочего времени подсчитывается исходя из принятой за основную пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями.

Норма рабочего времени для женщин, работающих на судах предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, определяется исходя из 36-часовой рабочей недели.

5.2.3. Каждый моряк при работе на судне должен иметь не менее одного периода времени, состоящего из 8 последовательных часов отдыха в течение 24 часов. При стоянках в портах в зависимости от конкретных условий капитан может устанавливать для командного состава суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 часов. Организация вахт и работ, обеспечивающая выполнение настоящего требования, возлагается судовладельцем на капитана и старшего (главного) механика судна.

5.2.4. Установленной продолжительностью рабочего времени для работников является время, в течение которого они обязаны исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с графиком несения вахт и выполнения судовых работ, а также распорядком дня на судне, утверждаемым капитаном судна в соответствии с "Уставом службы на судах морского флота", вводимым в действие приказом Минтранса России (далее - Устав службы).

5.2.5. Графики несения вахт и выполнения судовых работ моряками предусматривают, как правило, трехсменные вахты или ежедневную работу суммарной продолжительностью 8 часов в сутки без освобождения от работы на судне в выходные и нерабочие праздничные дни.


Более подробно о Отпуске в счет будущего отпуска вы можете узнать в статье.


Для плавсостава судовладелец устанавливает суммированный учет рабочего времени.

5.2.6. Время работы сверх нормы рабочего времени при работе по установленному в соответствии с п. 5.2.5 Соглашения графику суммируется и предоставляется работнику в виде оплачиваемых суммированных дней отдыха (отгулов). При определении количества суммированных дней отдыха (отгулов) из фактически отработанных часов исключается норма рабочего времени (в часах), приходящаяся на период рассчитываемых отгулов.

Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на нормальную продолжительность рабочего дня, предусмотренную п. 5.2.2 Соглашения.

5.2.7. В случаях, если работнику невозможно предоставить суммированные дни отдыха (отгулы) полностью, неиспользованные дни отдыха по соглашению сторон трудового договора компенсируются судовладельцем в денежной форме на условиях и в порядке, определенном п. 5.4.3 Соглашения.

5.2.8. Работа моряков сверх утвержденного графика в целях учета рабочего времени считается сверхурочной, если иное не предусмотрено Соглашением. Привлечение членов экипажа к сверхурочным работам допускается с согласия моряка.

5.2.9. Авральные и аварийные работы производятся моряками по распоряжению капитана судна в течение либо сверх установленной продолжительности рабочего дня, являются обязательными для всех членов экипажа и не требуют получения согласия моряка и/или судового комитета (представителя Профсоюза на судне).

5.2.10. К авральным работам относятся выполняемые моряками на борту судна:

- работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

- работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него: открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей, постановка и уборка парусов;

- работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;

- работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту;

- работы по установке и снятию землечерпательного каравана;

- работы по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

Авральные работы, выполняемые членами экипажей сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

5.2.11. Капитан, по мере возможности, обязан сводить к минимуму количество отработанного времени на авральных работах.

5.2.12. Следующие виды работ не признаются сторонами Соглашения авральными (сверхурочными) и не подлежат учету (их оплате) независимо от времени их выполнения:

- все виды аварийных работ, связанные с: устранением аварийного состояния судна, его систем и механизмов, препятствующего дальнейшему следованию судна до первого порта; организацией и проведением спасения судна, груза и жизни людей, спасением терпящих бедствие судов; ликвидацией аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также все виды обязательных тревог и учений;

- выполнение распорядительских функций, возложенных на командный состав судов Уставом службы, в том числе связанных с представлением интересов судовладельца в портах захода судна;

- заполнение вахтенных журналов и ведение документации по заведованию (включая оформление приходов и отходов судна);

- время, необходимое для нормальной смены вахт;

- подмена вахты на время приема пищи в соответствии с распорядком дня на судне;

- поддержание чистоты в своей каюте.

5.2.13. Члены экипажа могут привлекаться с их согласия в свободное от вахт (работ) время к выполнению работ, не входящих в круг их прямых обязанностей. Эти работы не считаются сверхурочными и выполняются членами экипажа за дополнительную плату по расценкам, установленным судовладельцем. К таким работам могут относиться:

- грузовые работы (погрузка, выгрузка судна), осуществляемые силами экипажа;

- подготовка грузовых помещений судна (зачистка, мойка трюмов и т.п.), за исключением членов экипажа, у которых выполнение этих работ входит в прямые должностные обязанности;

- крепление (раскрепление) груза;

- счет груза (тальманство);

- стирка белья и спецодежды;

- ремонтные работы заводского характера, выполняемые членами экипажа по договорам подряда с разрешения и под контролем судовладельца.

5.2.14. Сборы членов экипажа во время тревог и/или учений, предписываемых национальными и международными требованиями, а также учебные занятия проводятся на судне по распоряжению капитана таким образом, чтобы свести к минимуму сокращение времени отдыха моряков и не вызывать их чрезмерную усталость.

5.2.15. При временной недоукомплектованности экипажа по сравнению с утвержденным судовладельцем штатным расписанием судна фактически отработанное работником время, с учетом времени исполнения обязанностей недостающего по штату члена экипажа и авральных (сверхурочных) работ, не может превышать 12 часов в сутки. Недоукомплектованность штата восполняется судовладельцем в первом удобном для доставки моряков порту.

5.2.16. Капитан судна обеспечивает ведение ежедневного учета продолжительности рабочего времени и времени отдыха каждого моряка.

5.2.17. Максимальная продолжительность работы членов экипажа на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней.

В случаях затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных или российских арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена работников связана со значительными затратами средств и времени, продолжительность работы на судне членов экипажа (всех или отдельных его членов) может быть увеличена до 150 календарных дней.

14.07.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.64%
  • Иногда 56.33%
  • Не оформляем срочников 19.04%
результаты

Рассылка



Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль