Как убедить руководителя, что нельзя на одну и ту же должность принимать сотрудников с разными окладами или тарифными сетками?

278

Вопрос

Как убедить руководителя, что нельзя на одну и ту же должность принимать сотрудников с разными окладами или тарифными сетками и какие бывают штрафные санкции?

Ответ

Согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

В соответствии со ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан обеспечить равную оплату за труд равной ценности.

Из Решения Самарского областного суда от 24.01.2012 (см. в конце ответа) следует, что исходя из смысла указанных нормативных правовых актов, а также статьей 129, 132, 143, 144 Трудового кодекса РФ следует, что трудовое законодательство предполагает установление одинакового должностного оклада работникам, занимающим одну и ту же должность и имеющим одинаковую квалификацию, тогда как работникам, занимающим одинаковые должности, но имеющим разные квалификационные категории, могут быть установлены разные оклады.

Поэтому, работодатель вправе установить разные оклады сотрудникам, занимающим одни и те же должности, НО при этом в должностных инструкциях необходимо установить для них разные обязанности. А в штатном расписании предусмотреть различные категории должностей. Например, ввести должности: бухгалтер по учету зарплаты и бухгалтер по учету основных средств, продавец и старший продавец и т. п.

Если же работодатель установит разные оклады сотрудникам, занимающим одни и те же должности без разграничения по категориям и выполняющим одинаковые должностные обязанности, то такие действия могут быть квалифицированы как нарушение трудового законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность (ст. 5.27 КоАП РФ).

Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили законодательство о труде и об охране труда

Для должностных лиц – штраф от 1000 до 5000 руб.

Для предпринимателей – штраф от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Для организаций – штраф от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ

Должностное лицо (например, руководитель организации) нарушило законодательство о труде и об охране труда. Ранее этот же человек уже привлекался к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ

Дисквалификация на срок от одного года до трех лет

ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ

Подробнее в материалах Системы:

1. Ответ:Можно ли установить разные системы оплаты труда сотрудникам, занимающим одинаковые должности.

Сотрудники, выполняющие работы одной квалификации и в сходном объеме, должны получать равную оплату за труд (ч. 2 ст. 3, абз. 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). В противном случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Установление сотрудникам, занимающим одинаковые должности, разных систем оплаты труда может привести к ситуации, в которой они, выполняя одинаковую работу, могут получать разную зарплату (ст. 135 ТК РФ). Поэтому если в организации есть необходимость установить разные системы оплаты труда сотрудникам, занимающим одинаковые должности, в трудовых договорах (должностных инструкциях) следует установить для них разные обязанности. В таком случае в штатном расписании следует предусмотреть различные категории должностей. Например, ввести должности юрисконсульта, старшего юрисконсульта, продавца, старшего продавца и т. п. Правомерность такой позиции подтверждена судом, см. например, Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2012 года.

Используется в ответе «Как установить систему оплаты труда»

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Ситуация: Можно ли установить разные оклады сотрудникам, занимающим одну и ту же должность

Да, можно, если по должности предусмотрены разные категории.

Трудовой кодекс РФ не запрещает устанавливать разные оклады сотрудникам, занимающим одну и ту же должность. Сказано лишь, что зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности выполняемой им работы и качества труда (ст. 132 ТК РФ). Однако персональное установление окладов не может быть произвольным (постановление Президиума Верховного суда РФ от 31 августа 1994 г.). Поэтому, если организация устанавливает разные оклады сотрудникам, занимающим одни и те же должности, в должностных инструкциях следует установить для них разные обязанности. А в штатном расписании предусмотреть различные категории должностей. Например, ввести должности: бухгалтер по учету зарплаты, бухгалтер по учету основных средств, продавец, старший продавец и т. п.

Из ответа «Как установить размер зарплаты»

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Судебная практика:

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 января 2012 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего Шабаевой Е.И.,

при секретаре Зелениной С.Ю.,

с участием прокурора Черниковой Н.А.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащими и недействующими отдельных положений постановления Правительства Самарской области от 10.09.2008 N 353,

установил:

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления Правительства Самарской области от 10.09.2008 N 353 "Об оплате труда работников государственных дошкольных образовательных учреждений Самарской области и утверждении Методики расчета нормативов бюджетного финансирования расходов на реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования на одного воспитанника в государственных дошкольных образовательных учреждениях Самарской области и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях".

Противоречие названного постановления (в оспариваемой части) прокурор усматривает в том, что нормами Трудового кодекса РФ, Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год определено о невозможности установления заработной платы ниже минимального размера оплаты труда. Кроме того, размеры тарифных ставок, окладов, ставок заработной платы по должностям работников, отнесенных к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, должны быть конкретны и фиксированы.

В нарушение требований Единых рекомендаций, утвержденные пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 10.09.2008 N 353 должностные оклады работников по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих предусматривают диапазон окладов внутри одной квалификационной группы и одного квалификационного уровня и устанавливаются в зависимости от стажа работы. При этом нижний предел минимального оклада определен в размере ниже установленного минимума, который, согласно ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 09.06.2000 N 82-ФЗ с 01.06.2011 составляет 4611 рублей в месяц.

Указанное обстоятельство также предоставляет возможность работодателю устанавливать разные оклады лицам одной квалификационной группы, что является проявлением коррупциогенности.

Пунктом 1.4 оспариваемого постановления установлены перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера, которые не предусмотрены приказами Минздравсоцразвития от 29.12.2007 N 818, N 822, а в силу подпункта "а" пункта 18 Единых рекомендаций указанные выплаты должны соответствовать перечню, утвержденному федеральным органом.

Пунктом 13 Единых рекомендаций предусмотрено исчисление размера средней заработной платы для определения должностного оклада руководителя учреждения в порядке, установленном Минздравсоцразвития, такой порядок установлен приказом от 08.04.2008 N 167н. Вопреки данному приказу оспариваемое постановление (в пункте 1.8 утвержденного им Положения) предусматривает, что оплата труда руководителя дошкольного образовательного учреждения производится в порядке, определенном настоящим Положением.

На основании изложенного, с учетом уточненных требований, прокурор просил: признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 2 постановления Правительства Самарской области от 10.09.2008 N 353; признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 1.4 Положения об оплате труда работников государственных дошкольных учреждений Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 N 353, в части слов "...доплата за совмещение профессий (должностей); доплата за расширение зоны обслуживания, увеличение объема работы; доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором...", "...надбавка за работу в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях (отделениях, группах) для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с задержкой психического развития)", "...выплаты воспитателям и иным педагогическим работникам, применяющим в процессе воспитания инновационные педагогические технологии; выплаты воспитателям, помощникам воспитателя и иным педагогическим работникам за сложность контингента воспитанников (интегрированные дети с ограниченными возможностями здоровья, дети разного возраста и другие), а также превышение плановой наполняемости; выплаты воспитателям, медицинским работникам, помощникам воспитателя за обеспечение высокой посещаемости детьми дошкольного образовательного учреждения; выплаты работникам дошкольного образовательного учреждения за качество воспитания, за создание условий для сохранения здоровья воспитанников..."; признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 1.8 Положения об оплате труда работников государственных дошкольных учреждений Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 N 353, в части слов: "Оплата труда руководителя дошкольного образовательного учреждения производится в порядке, определенном настоящим Положением".

В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области требования поддержала по мотивам, изложенным выше.

Представители Правительства Самарской области заявленные прокурором требования не признали, ссылаясь на отсутствие оснований для их удовлетворения.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что требования прокурора Самарской области удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 26.14 названного ФЗ N 184 органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта РФ, работников государственных учреждений субъекта РФ, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта РФ.

Пункт 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ также устанавливает, что органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта РФ с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

В силу статьи 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда в государственных учреждениях субъектов РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов РФ.

Правительством Самарской области 10.09.2008 принято постановление N 353 "Об оплате труда работников государственных дошкольных образовательных учреждений Самарской области и утверждении Методики расчета нормативов бюджетного финансирования расходов на реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования на одного воспитанника в государственных дошкольных образовательных учреждениях Самарской области и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях".

Названным постановлением Правительства Самарской области утверждено Положение об оплате труда работников государственных дошкольных образовательных учреждений Самарской области и утверждены должностные оклады (оклады) работников государственных дошкольных образовательных учреждений Самарской области.

Прокурором оспаривается постановление в части того, что нижний предел установленного оспариваемым постановлением минимального оклада является ниже установленного минимума, который согласно ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 01.06.2011 составляет 4611 рублей в месяц, кроме этого постановление противоречит действующему законодательству, поскольку устанавливает диапазон окладов для работников по профессиональным квалификационным группам отраслевых профессий рабочих, а также устанавливает должностные оклады работникам по профессиональным квалификационным группам должностей "педагогические работники", "врачи-провизоры" и "средний медицинский и фармацевтический персонал" в соответствии с уровнем образования и квалификационной категорией и в зависимости от стажа работы по специальности. Кроме того, усматривает противоречие в части установления оспариваемым постановлением компенсационных и стимулирующих выплат и в части установления оплаты труда руководителей дошкольного образовательного учреждения.

Учитывая требования действующего законодательства, суд считает: доводы прокурора являются ошибочными, не основанными на действующем законодательстве.

Оспариваемым прокурором в части Положением об оплате труда определено, что заработная плата работников дошкольного образовательного учреждения представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и состоит из должностного оклада (оклада), компенсационных и стимулирующих выплат (п. 1.3).

Указанное положение полностью соответствует ст. 129 ТК РФ, определяющей понятие заработной платы, в соответствии с которым величина минимального размера оплаты труда включает все виды выплат работнику в соответствии с трудовым договором, включая компенсационные и стимулирующие выплаты.

Поскольку оклад (должностной оклад) представляет собой в соответствии с оспариваемым постановлением фиксированный размер оплаты труда без учета компенсационных, стимулирующих и других выплат, т.е. является составной частью заработной платы, в связи с чем его размер может быть менее минимального размера оплаты труда.

То обстоятельство, что постановление Правительства Самарской области не содержит сведений о минимальной заработной плате, не может свидетельствовать о его противоречии действующему законодательству, поскольку ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и положения статьи 133 Трудового кодекса РФ имеют прямое действие и подлежат применению вне зависимости от того, указано об этом в акте субъекта или нет.

Доказательств того, что заработная плата, включающая оклад и все причитающиеся работнику выплаты на основании оспариваемого Положения, составляет менее минимального размера оплата труда, прокурором представлено не было.

Не могут быть приняты во внимание и доводы прокурора о незаконности установления диапазона окладов.

Поскольку в оспариваемом постановлении Правительства Самарской области диапазоны окладов установлены не для конкретного сотрудника, а по профессиям либо профессиональным квалификационным группам (п. 1.5 Положения).

В дальнейшем, уже в пределах установленных настоящим постановлением диапазонов, оклад устанавливается для каждого работника и конкретно определяется в трудовом договоре.

Указанное соответствует требованиям статей 135 и 144 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В связи с изложенным, не усматривается противоречий в данном случае и Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2011 год, о противоречии которым говорит прокурор в своем заявлении. Согласно п.п. "б" п. 5 Единых рекомендаций предусмотрено включение фиксированных размеров окладов именно в трудовом договоре.

Установление диапазона окладов по профессиональным группам обусловлено тем, что сложность выполняемых работ и уровень квалификации рабочих, входящих в одну профессиональную квалификационную группу, являются различными, что прямо вытекает и подтверждается приказами Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 (ред. от 31.05.2011) N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" и от 29.05.2008 (ред. от 12.08.2008) N 248н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих", а также квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37.

Исходя из смысла указанных нормативных правовых актов, а также статей 129, 132, 143, 144 Трудового кодекса РФ следует, что трудовое законодательство предполагает установление одинакового должностного оклада работникам, занимающим одну и ту же должность и имеющим одинаковую квалификацию, тогда как работникам, занимающим одинаковые должности, но имеющим разные квалификационные категории, могут быть установлены разные оклады.

Необоснованными являются и доводы прокурора о противоречии постановления Правительства Самарской области в части установления компенсационных и стимулирующих выплат приказам Министерства здравоохранения и социального развития России от 29.12.2007 N 818 "Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях" и N 822 "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях", которыми утверждены перечни видов выплат стимулирующего и компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях.

Постановлением Правительства Самарской области установлены выплаты, которые не включены в перечень выплат, утвержденных в названных Приказах N 818 и N 822, однако данное обстоятельство не является противоречием, поскольку субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать перечень указанных выплат.

О том, что могут быть установлены иные выплаты, вытекает из самого Приказа N 822, где в п. 6 приложения N 2 указано, что помимо выплат компенсационного, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, могут устанавливаться выплаты компенсационного характера в соответствии с Перечнем, согласно Приложению N 1.

В самих же Единых рекомендациях, в п. 18, на который ссылается прокурор, говорится о том, что при разработке нормативных правовых актов по вопросам труда работников учреждений органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, изложенный в настоящих Рекомендациях, обратив внимание на: в) применение видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, утвержденными для федеральных государственных учреждений. Т.о., п. 18 Единых рекомендаций не ограничивает органы государственной власти субъекта по установлению видов выплат компенсационного и стимулирующего характера.

По тому же основанию не может быть принят во внимание и довод о незаконности п. 1.8, в котором установлено, что оплата труда руководителя дошкольного образовательного учреждения производится в порядке, установленном настоящим Положением. Кроме того, прокурор говорит о том, что в соответствии с п. 13 Единых рекомендаций предусмотрено исчисление размера средней заработной платы для определения должностного оклада руководителя учреждения, осуществляется в порядке, установленном Минздравсоцразвития, при этом ссылается на приказ N 167н от 08.04.2008. Согласно названного приказа, он определяет правила исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения.

Учитывая изложенные требования законодательства, Правительством Самарской области оспариваемое постановление было принято в пределах установленных федеральным законодательством полномочий, органы государственной власти Самарской области вправе были самостоятельно определить размеры и условия оплаты труда работников государственных дошкольных образовательных учреждений. При этом Правительством Самарской области были соблюдены основные принципы формирования оплаты труда, установленные Трудовым кодексом РФ и Едиными рекомендациями, а именно: права работников государственных учреждений Самарской области, установленные федеральным законодательством, ограничены не были.

Необходимо также отметить и то обстоятельство, что прокурор говорит о противоречии постановления Единым рекомендациям на 2011 год, тогда как на момент рассмотрения дела приняты и действуют Единые рекомендации на 2012 год, которые в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ принимаются ежегодно.

На основании изложенного, в силу ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора Самарской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления Правительства Самарской области от 10.09.2008 N 353 "Об оплате труда работников государственных дошкольных образовательных учреждений Самарской области и утверждении Методики расчета нормативов бюджетного финансирования расходов на реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования на одного воспитанника в государственных дошкольных образовательных учреждениях Самарской области и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях" - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующий

Е.И.ШАБАЕВ



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.81%
  • Иногда 55.98%
  • Не оформляем срочников 19.21%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль