Обязаны ли уведомлять УФМС?

230

Вопрос

С гражданином респ. Беларусь заключен трудовой договор.В миграционной карте стоит дата о принятии на учет до 07.05.2014. должны ли мы в срочном порядке расторгнуть с ним договор. Обязаны ли уведомлять УФМС?

Ответ

По общему правилу для работы по трудовому договору в Российской Федерации иностранный гражданин обязан получить разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории России трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; далее - Закон N 115-ФЗ).

В обязанности российского работодателя иностранного гражданина входит получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Граждане Республики Беларусь при трудоустройстве в российские организации приравниваются к гражданам России. Это следует из ст. 7 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 25.12.1998 "О равных правах граждан".

Значит, работодатель освобождается от обязанности подавать сведения в территориальный отдел Федеральной миграционной службы и орган, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Тем не менее, Закон не освобождает работодателя от обязанности совершить действия, предписанные законодательством о миграционном учете.

Так, если работник, принимаемый на работу в российскую организацию, - гражданин Беларуси и пересек границу Российской Федерации, то на его работодателя распространяется порядок уведомления о прибытии работника в территориальный орган ФМС России, установленный ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ): в силу этой нормы для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных ч. 3 и 3.1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3, 3.1 и 4 этой статьи.

Стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ признается лицо, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность (находится). Следовательно, если работник приезжает на территорию РФ для выполнения своих трудовых функций, работодатель обязан соблюдать вышеуказанные нормы по уведомлению территориального органа ФМС России.

При этом необходимо учитывать нормы международных соглашений. Согласно ст. 5 Соглашения между Правительством Республики Белоруссия, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2010 N 2024-р, трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства.

Значит, если работник - гражданин Беларуси приезжает на территорию Российской Федерации на срок менее 30 суток, работодатель не обязан уведомлять территориальный орган ФМС России о его прибытии и убытии.

Эта же норма содержится и в ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства".

Работодателю не нужно уведомлять ФМС России и службу занятости о приеме на работу указанных граждан, но при этом возникает необходимость уведомления налоговой службы. Направить такое уведомление необходимо в течение 10 дней (п. 4 ч. 8 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, письма ФМС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6-3/751 и от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552). Лю этом в материалах Системы : http://1kadry.ru/#/document/131/71951/?step=33

Что касается миграционной карты, то стоит отметить, что на основании п. 1 ст. 2 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства" граждане одной Стороны независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории другой Стороны, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Сторон требуется специальное разрешение, по действительным документам, указанным в Приложениях N N 1 и 2 к Соглашению, без миграционной карты. Таким документом для граждан Республики Беларусь в соответствии с Приложением N 1 к Соглашению является, в частности, паспорт гражданина Республики Беларусь.

Таким образом, гражданам Республики Беларусь для подтверждения статуса временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина миграционная карта не требуется.

Учитывая изложенное, граждане Республики Беларусь, которые не имеют вида на жительство или разрешения на временное проживание, являются временно пребывающими на территории Российской Федерации иностранными гражданами. При этом никаких специальных документов, подтверждающих указанный статус, они представлять не должны, а, значит, и расторгнуть трудовой договор в рассматриваемой ситуации не представляется возможным.

 

Подробности в материалах Системы:

 

1. Ситуация: Как принять на работу временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы

<...>

Граждане республик Беларусь и Казахстан

При приеме на работу граждан республик Беларусь и Казахстан необходимо руководствоваться Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, которое регулирует порядок привлечения к трудовой деятельности указанных граждан.

В частности, для осуществления трудовой деятельности в России им не нужно получать разрешение на работу (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Для заключения трудового договора гражданин республик Беларусь и Казахстан должен представить работодателю документы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, а также документы, подтверждающие законность нахождения иностранца на территории России (ст. 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей).

При этом граждане республик Беларусь и Казахстан (и члены их семей) могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию. По истечении указанного срока они обязаны зарегистрироваться в общем порядке. Срок временного пребывания таких иностранцев определяется сроком действия их трудового договора. Если же договор с такими иностранцами заключен на неопределенный срок, то срок их временного пребывания продлевается ежегодно. Такой порядок установлен статьей 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Законом от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ и разъяснен в информации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 сентября 2013 г.

Если по истечении 90 суток пребывания иностранца в России трудовой договор с ним будет расторгнут, то выезжать необязательно. Гражданам республик Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем. Досрочное расторжение трудового договора с гражданами республик Беларусь и Казахстан регулируется нормами российского трудового законодательства. Об этом говорится в статье 8 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Сотрудники – граждане республик Беларусь и Казахстан, постоянно проживающие и временно проживающие в России, (независимо от года рождения) подлежат социальному и пенсионному страхованию (ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Сотрудники – граждане республик Беларусь и Казахстан, временно пребывающие в России, подлежат только обязательному пенсионному страхованию.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

При этом страховыми взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование не облагаются:

  • вознаграждения гражданам республик Беларусь и Казахстан, которые работают по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, в ее обособленных подразделениях за границей;

  • вознаграждения гражданам республик Беларусь и Казахстан, которые работают за границей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

Такой вывод следует из части 4 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 2 статьи 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, письма Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2010 г. № 295-19.

Граждане республик Беларусь и Казахстан наравне с российскими гражданами имеют право вступать в профсоюзные организации (ст. 11, 16 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей).

По обращению иностранца работодатель обязан предоставить ему:

  • информацию об условиях и порядке пребывания, осуществления трудовой деятельности, а также прав и обязанностей, предусмотренных российским законодательством в отношении сотрудников;

  • справку о работе с указанием специальности, квалификации или должности, периода работы, а также размера заработной платы. Такая справка предоставляется в том же порядке, как и для российских граждан.

Об этом говорится в статьях 9, 11 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.41%
  • Иногда 56.1%
  • Не оформляем срочников 19.49%
результаты

Рассылка



Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль