Как в настоящее время можно правильно оформить "вредность"?

754

Вопрос

 В нашей организации в 2012 году была проведена аттестация рабочих мест. Двум рабочим местам был присвоен общий класс условий труда 3.1 (световая среда, напряженность труда). В карте аттестации одного рабочего места есть рекомендации по необходимости компенсации с основанием, у другого - нет, но общий класс условий труда 3.1! Решения по компенсации нет. В локально-нормативных актах компенсация, дополнительный отпуск и сокращение продолжительности рабочего времени не предусмотрено. Как в настоящее время можно правильно оформить "вредность"? В связи с введением специальной оценки условий труда можно ли ссылаться на Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2008г. №870, действующее на момент проведения аттестации?

Ответ

В настоящее время компенсации за вредные условия труда в зависимости от класса условий труда и степени вредности установлены в Трудовом кодексе РФ.

Так, при подклассе 3.1 работники имеют право только на повышенную оплату труда. Вместе с тем, в ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421- ФЗ заложен принцип неухудшения положения работника. Если на 1 января 2014 года ему предоставляются гарантии и компенсации в большем размере, чем это предусмотрено новой редакцией Трудового кодекса РФ, то их размеры не могут быть снижены при условии сохранения соответствующих условий труда. Так, если по результатам аттестации конкретного рабочего места работнику полагалась не только доплата, но и сокращенная рабочая неделя или дополнительный отпуск, эти компенсации надо продолжать предоставлять.


Подробнее о примерах локальных нормативных актов мы написали в материале по ссылке.


Примечание: по общему правилу результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 01.01.2014 г., продолжают действовать в течение пяти лет после завершения аттестации, и применяются в целях спецоценки. Однако если Вы полагаете, что аттестация была проведена некорректно, Вы можете по своей инициативе провести внеплановую спецоценку условий труда, и по ее результатам установить компенсации.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Какие компенсации положены сотруднику за работу во вредных и опасных условиях труда

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:*

Сокращенная продолжительность рабочего времени в общем случае составляет не более 36 часов в неделю и 8 часов в день (или 6 часов при 30-часовой рабочей неделе) при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах сотрудников отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда. В виде исключения продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 часов в неделю при наличии соответствующих условий в отраслевом, межотраслевом соглашениях или коллективных договорах, а также письменного согласия самого работника. Согласие следует оформить в виде отдельного соглашения к трудовому договору. И в этом случае работнику дополнительно выплачивают денежную компенсацию в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми соглашениями или коллективными договорами. Ежедневная продолжительность рабочего дня в виде исключения также может быть увеличена до 12 часов – при 36-часовой рабочей неделе и 8 часов – при 30-часовой с письменного согласия работника и при наличии соответствующих условий в отраслевых и коллективных соглашениях. При этом денежная компенсация за увеличенный рабочий день с сохранением недельной нормы рабочего времени не выплачивается, если иной порядок не предусмотрен в указанных выше соглашениях. В результате конкретную продолжительность рабочего времени работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет не менее семи календарных дней при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах работников отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Конкретную продолжительность дополнительного отпуска для работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения или коллективного договора с учетом результатов специальной оценки. Если дополнительный отпуск превышает минимальную продолжительность в семь календарных дней, то дни превышения могут быть заменены денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми и межотраслевыми соглашениями, а также коллективными договорами.

Оплату труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливают в повышенном размере. Минимальный размер повышения составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретный порядок повышения работодатель устанавливает самостоятельно с учетом представительного органа работников в трудовом или коллективном договоре или в локальном акте в порядке, предусмотренном в статье 372 Трудового кодекса РФ.

Помимо прочего, на работах с вредными условиями труда работникам выдают бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. По письменным заявлениям работников выдача молока может быть заменена денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости молока, при условии, что такая замена предусмотрена коллективным или трудовым договором. На работах с особо вредными условиями предоставляют бесплатно лечебно-профилактическое питание. Нормы молока утверждены в приложении 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н, нормы профилактического питания – в приложении 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н.

Это следует из статьи 92, части 3 статьи 94, статей 117, 146, 147, 222 Трудового кодекса РФ.

Из ответа «Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда»

2. Ответ: Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Для целей специальной оценки условий труда можно использовать результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку, в том числе при создании новых рабочих мест (ч. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест, например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в части 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичная позиция представлена в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г.

Из ответа «Как провести специальную оценку условий труда»

3. Журнал: Трудовые споры, №2, Февраль 2014

СПЕЦИФИКА

Спецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест. Плюсы и минусы новых правил

Андрей Слепов, старший юрист, руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт», шеф-редактор журнала «Трудовые споры»

Как в настоящее время можно правильно оформить вредность?

Андрей Слепов,
старший юрист, руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт»

  • В каких случаях работодатель вправе не проводить спецоценку условий труда

  • Как можно сэкономить на оценке офисных рабочих мест

  • Нужно ли предоставлять работникам с вредными условиями труда все три вида компенсаций одновременно

С января 2014 года вступил в силу порядок оценки условий труда на рабочих местах, который заменил ранее действовавшую систему аттестации рабочих мест. Во многом обе процедуры совпадают: работодателю также придется привлечь специальную организацию, которая вместе с представителями компании установит степень воздействия вредных и опасных факторов на работников. По общему правилу полученные результаты будут действительны в течение 5 лет, после чего процедуру придется повторить. Но если компания провела аттестацию рабочих мест до 31.12.2013 (включительно), то при прочих равных оценку можно отложить на 5 лет со дня завершения аттестации. Поскольку все эти мероприятия платные и осуществляются за счет работодателя, то очевидно, что компания заинтересована провести их с минимальными затратами, особенно в отношении тех рабочих мест, где вредные или опасные факторы на сотрудников не воздействуют. Речь идет об офисных рабочих местах. Новый закон формально такую возможность дает. Он предусматривает процедуру идентификации, в рамках которой сравниваются условия работы в компании с перечнем опасных и вредных факторов, который утвержден Минтрудом России. Если такие факторы не будут выявлены, то компания сможет подать декларацию соответствия рабочего места государственным нормативным требованиям. Это существенно сэкономит деньги и время. Если же вредные и (или) опасные факторы в компании есть, то после дополнительных исследований и (или) измерений работникам нужно установить и повышенную зарплату, и (или) дополнительный отпуск, и (или) сокращенный рабочий день. Все три вида компенсаций предоставляются работникам, занятым на опасных работах, и тем, у кого повышенные классы вредности. Отметим, что если компания будет проводить оценку в будущем, то за работниками все равно сохраняются компенсации, установленные после ранее проведенной аттестации рабочих мест, если размеры таких компенсаций выше, чем полагается по результатам оценки.

На поэтапную специальную оценку условий труда отводится 5 лет

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426- ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426- ФЗ).

Ранее условия труда на рабочих местах оценивались на основании Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее — Порядок проведения аттестации). И при реализации данного Порядка работодатели на практике нередко сталкивались со сложностями при определении сроков ее проведения.

Теперь неясности сняты, так как Закон № 426- ФЗ достаточно четко устанавливает соответствующие сроки, включая сроки проведения оценки ранее не аттестованных рабочих мест (см. таблицу № 1 на стр. 40).

Можно выделить три вида специальной оценки труда: первоначальную, очередную и внеплановую.

Первоначальная оценка условий труда. В связи с вступлением в силу Закона № 426- ФЗ многие компании ожидает первичная оценка условий труда на рабочих местах по новым правилам. Ранее вредные факторы выявлялись аттестацией рабочих мест. Оценивать условия труда будет работодатель и специальная организация, отвечающая определенным требованиям, с которой работодатель должен заключить гражданско-правовой договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19 Закона № 426- ФЗ).

Если организация провела аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, то оценку можно отложить на 5 лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426- ФЗ). Исключение составляют ситуации, перечисленные в ч. 1 ст. 17 указанного закона, когда условия труда нужно оценить внепланово, например, при введении в эксплуатацию нового рабочего места или после несчастного случая.

Оценивать условия труда сразу на всех рабочих местах в большинстве случаев не обязательно. Это можно сделать поэтапно: в первую очередь уделить внимание производственным подразделениям, а затем административно-управленческому персоналу. Такая возможность предусмотрена ч. 6 ст. 27 Закона № 426- ФЗ. Главное — уложиться в срок до 31 декабря 2018 года.

Впрочем, указанной нормой сделано исключение. Если сотрудник трудится во вредных или опасных условиях труда (по результатам ранее проведенной аттестации), либо его профессия включена в список работ, на которых пенсия назначается досрочно, то можно сделать вывод о том, что оценка должна проводиться сразу, без разбивки на этапы. Такое рабочее место подлежит оценке через 5 лет после аттестации.

На практике возможна ситуация, когда работодатель, несмотря на требование закона об обязательной аттестации рабочих мест, ее не провел (например, этому помешали финансовые трудности). В этом случае специальную оценку рабочих мест, созданных до 01.01.2014, можно проводить поэтапно до 2018 года.

Очередная оценка условий труда. Как и ранее, условия труда на рабочих местах, по общему правилу, нужно оценивать периодически, как минимум один раз в 5 лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426- ФЗ). Конечно, компания вправе организовывать проверку и чаще. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей специальной оценки условий труда. В силу ч. 3 ст. 8 Закона № 426- ФЗ полномочия по разработке методики ее проведения возложены на Минтруд России. Методика утверждена 24.01.2014.

Таблица № 1. Сроки проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест

Вид оценки/ дополнительные условия

Сроки проведения оценки

Сроки проведения аттестации

Первоначальная

Оценка проводится впервые* (аттестация ранее не проводилась)

Поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018

Оценка проводится впервые (аттестация ранее проводилась)

Через 5 лет со дня завершения аттестации

Не были установлены

Очередная

Очередная оценка (если первоначальная оценка выявила вредные и/или опасные факторы)

Не реже 1 раза в 5 лет

Не реже 1 раза в 5 лет

Очередная оценка (если при первоначальной оценке не были выявлены вредные и опасные факторы)

Не проводится**

Не требовалась

Внеплановая

Проводится при наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 17 Закона № 426-ФЗ

В течение 6 месяцев со дня наступления указанных случаев

Не позднее 1 года с момента создания нового рабочего места

* Распространяется на рабочие места, существующие по состоянию на 01.01.2014.

** Отсутствие вредных и опасных факторов позволяет задекларировать условия труда как допустимые.

До проведения оценки работодателю нужно выполнить следующие подготовительные мероприятия (ст. 9 Закона № 426- ФЗ):

  • создать комиссию. В ее состав можно включить любое количество членов, но их должно быть нечетное число. Конкретный состав комиссии и порядок ее деятельности утверждается приказом;

  • утвердить перечень рабочих мест, на которых будет осуществляться оценка условий труда, и график ее проведения. В перечне нужно отметить аналогичные рабочие места, то есть однотипные по условиям размещения в помещении выполняемым работниками функциям, и некоторым другим факторам. Определение таких рабочих мест приведено в ч. 6 ст. 9 Закона № 426- ФЗ.

Далее выполняется идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Впрочем, в некоторых случаях она не требуется, например, если должность предполагает досрочное назначение пенсии (ч. 6 ст. 10 Закона № 426- ФЗ). Идентификация представляет собой процедуру, которая выявляет наличие на рабочем месте факторов, указанных в классификаторе как вредные и (или) опасные. Если идентификация выявила вредные или опасные производственные факторы, то их исследуют и измеряют в порядке, установленном ст. 12 Закона № 426- ФЗ.

По результатам оценки организация, которая ее проводила, составляет отчет. В него включаются сведения, определенные ст. 15 Закона № 426- ФЗ, например, перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, протоколы проведения исследований, перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников и др. Отчет подписывают все члены комиссии. После этого работодателю нужно ознакомить работников под роспись с результатами оценки и разместить сводные данные об этих результатах на официальном сайте (при наличии) в сети Интернет. На это отводится 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении оценки (части 5, 6 ст. 15 Закона № 426- ФЗ).

Внеплановая оценка условий труда. Случаи, когда проводится внеплановая оценка условий труда, перечислены в ст. 17 Закона № 426- ФЗ. Необходимые мероприятия проводятся в течение 6 месяцев со дня наступления любого случая из указанной нормы. Внеплановая оценка потребуется, если:

  • введено в эксплуатацию вновь организованное рабочее место;

  • получено предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки. Его выдадут, если в ходе проверки вскроются нарушения требований Закона № 426- ФЗ ;

  • заменено производственное оборудование, сменился состав используемых материалов или сырья либо изменились средства индивидуальной и коллективной защиты. Оценка нужна, если подобные изменения могут сказаться (положительно или отрицательно) на условиях труда работника;

  • произошел несчастный случай на производстве или у работника выявлено профессиональное заболевание из-за воздействия на него вредных и (или) опасных производственных факторов. Исключение — несчастный случай по вине третьих лиц; в таком случае внеплановая оценка не требуется;

  • внесено мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников о проведении внеплановой оценки.

Отдельно стоит отметить последнюю ситуацию. Из формулировки этого условия следует, что профсоюз должен обосновать свое предложение. Отметим, что ранее в силу п. 47 Порядка проведения аттестации профсоюз не обязан был обосновывать свое обращение к работодателю.

Вместе с тем не ясно, какие причины послужат достаточным основанием для проведения внеплановой оценки, и как работодатель сможет определить, является ли предложение профсоюза мотивированным. При этом предложения могут выдвигать любые первичные профсоюзные организации независимо от количества их участников. Очевидно, что указанные широкие права профсоюза могут привести к злоупотреблениям с его стороны и, как следствие, серьезным затруднениям в деятельности предприятия и дополнительным затратам со стороны работодателя.

В то же время стороны не лишены возможности самостоятельно определить порядок действий в случае возникновения подобной ситуации. Чтобы минимизировать разногласия по указанным вопросам, детализированный порядок подачи мотивированного предложения можно включить, например, в коллективный договор.

Офисные рабочие места можно оценить по упрощенной системе

Несмотря на то, что специальная оценка условий труда — это целый комплекс мероприятий, в некоторых случаях количество процедур можно сократить и, как следствие, минимизировать свои затраты. А иногда оценка не проводится совсем.

В частности, организация освобождается от специальной оценки условий труда, если сотрудник выполняет работу на дому или на условиях дистанционной работы (ч. 3 ст. 3 Закона № 426- ФЗ). Более того, не подлежат оценке условия труда на всех рабочих местах работодателя — физического лица, который не является индивидуальным предпринимателем.

Подобное послабление вполне логичное и объясняется объективными сложностями по проведению оценки в отношении таких категорий работников и работодателей, а также отсутствием практических возможностей у государства контролировать соблюдение требований по оценке.

До 01.01.2014 компания также могла не аттестовывать отдельные рабочие места (п. 4 Порядка проведения аттестации). Такое исключение было сделано для случаев, когда работник исключительно трудился за компьютером и (или) эксплуатировал офисную технику, в частности копировальный аппарат, либо использовал бытовую технику, не задействованную в технологическом процессе производства.

Несмотря на эту норму, для большинства офисных компаний ничего не изменилось. Аттестацию, как и прежде, приходилось проводить на рабочих местах бухгалтеров, кадровых работников, секретарей, администраторов, редакторов и корректоров, чьи обязанности, на первый взгляд, не связаны с вредной работой. На эту необходимость неоднократно указывал Минтруд России в своих письмах (от 01.03.2013 № 15-1/3012126-117, от 08.04.2013 № 15-1-859). Чиновники поясняли, что поскольку работа за компьютером более 50% рабочего времени означает обязательный медицинский осмотр, то и аттестация такого рабочего места нужна. В качестве основания приводили подп. «а» п. 8 Порядка проведения аттестации, п. 3.2.2.4 Перечня (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н).

В Законе № 426- ФЗ для офисных рабочих мест не сделано исключений. Тем не менее есть вероятность, что на таких местах работодателю все-таки удастся сэкономить и не проводить дорогостоящих измерений и исследований. Это возможно в силу снижения требований к таким факторам рабочей среды, как, например, неионизирующее излучение.

Если вредных и (или) опасных факторов не будет выявлено, то оценка условий труда заканчивается декларированием соответствия условий нормативам. А это значит, что не потребуется проводить затратные исследования и изменения. Стоит ли говорить, насколько это выгодно работодателю. При этом условия труда будут считаться допустимыми, то есть с минимальным влиянием таких факторов на работника. Отметим, что ранее, при проведении аттестации аналогов декларирования не было. Подобное условие можно без сомнения считать выгодным для работодателя.

Чтобы работодатель мог задекларировать условия труда на определенном рабочем месте как допустимые, ему нужно выполнить следующие действия.

Во-первых, провести идентификацию. Для этого сверяются факторы производственной среды и трудового процесса на рабочем месте с теми, которые указаны в классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов. Порядок идентификации, а также условия, при которых она не проводится, закреплены в ст. 10 Закона № 426- ФЗ.

Если вредные и (или) опасные факторы обнаружатся, то придется организовать исследования и измерения. В этом случае декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда невозможно.

Во-вторых, подать в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда (ч. 1 ст. 11 Закона № 426- ФЗ).

Реализовать такую возможность компании смогут на основании утверждаемых Минтрудом России классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, а также формы и порядка подачи декларации соответствия.

Срок действия декларации — 5 лет. Исчисляется он со дня утверждения отчета о проведении оценки (ч. 4 ст. 11 Закона № 426- ФЗ). В большинстве случаев этот срок будет автоматически продлен еще на 5 лет, но некоторые обстоятельства могут этому помешать. Действие декларации прекратится, если:

а) с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята декларация соответствия нормативам, произошел несчастный случай на производстве. Отметим, что действие декларации прекратится даже если такой случай произойдет не по вине компании, а из-за небрежного поведения самого сотрудника, (например, случайное падение и получение повреждения из-за невнимательности). В тоже время декларация останется в силе, если несчастный случай на производстве произойдет по вине третьих лиц;

б) у работника выявлено профессиональное заболевание по причине воздействия на него вредных и (или) опасных производственных факторов.

Помимо прекращения действия декларации, в обоих случаях на основании ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ придется провести внеплановую специальную оценку условий труда.

Не исключено, что внеплановая оценка не выявит вредные и опасные факторы. В таком случае работодатель снова сможет задекларировать условия труда на соответствующем рабочем месте без проведения дополнительных затратных процедур (измерений, исследований, испытаний). Оформить результаты этой оценки можно в упрощенном порядке, указав только минимум необходимой информации.

Таким образом, декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда поможет снизить финансовую нагрузку на работодателей за счет уменьшения количества процедур, предусмотренных для оценки условий труда.

Таблица № 2. Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам

в зависимости от класса (степени) условий труда, которые установлены по результатам оценки

Виды компенсаций

Вредные условия (3 класс)

1 степень

2 степень

3 степень

4 степень

Опасные условия (4 класс)

Продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю*

_

_

+

+

+

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней

_

+

+

+

+

Повышение оклада в размере не менее 4%

+

+

+

+

+

* При сокращенной продолжительности рабочей недели также устанавливается сокращенная предельная продолжительность ежедневной работы или смены (ч. 2 ст. 94 ТК РФ).

За опасную работу и (или) повышенную вредность полагается три вида компенсаций

Несомненно, что не все рабочие места можно задекларировать как соответствующие нормативам. В отношении условий труда на остальных рабочих местах придется проводить исследования и измерения. Какие именно вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса надлежит проверить, указано в ст. 13 Закона № 426- ФЗ. Соответствующие критерии и параметры вредности должны быть раскрыты в подзаконных актах.

Специалистами отмечается, что новые нормативы, например по световой среде, являются более либеральными и приближенными к параметрам, установленным в развитых странах. Другими словами, происходит отход от теоретической концепции абсолютной безопасности рабочего места.

После исследований условия труда относят к одному из четырех классов (ст. 14 Закона № 426- ФЗ):

  • 1 класс — оптимальные условия;

  • 2 класс — допустимые условия;

  • 3 класс — вредные услов

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль