Как рассчитать оклад старшего преподавателя ВУЗа?

3511

Вопрос

Как рассчитать оклад старшего преподавателя ВУЗа? Оклад складывается из стоимости учебной нагрузки (900 часов/10 месяцев)+стоимость учебно-методической работы, научно-исследовательской работы, воспитательной работы. Стоимость 1часа учебной нагрузки (академический час) определяется тарификацией и=х рублей. Как определить стоимость свободной от учебной нагрузки работы преподавателя второй половины дня (учебно-методическая, научно-исследовательская, воспитательная работа)?

Ответ

Должностной оклад – фиксированная оплата труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Должностной оклад устанавливается по профессиональным квалификационным группам (подробнее об этом см. в доп. материалах). Следовательно, должностной оклад является для преподавателя (в том числе и старшего), как и для любого работника, минимальным гарантированным уровнем оплаты труда без учета выплат компенсационного, стимулирующего, социального и иного характера.

Профессорско-преподавательскому составу могут быть установлены повышающие коэффициенты к окладам:

• повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности;

• персональный повышающий коэффициент.

Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада работника на установленный повышающий коэффициент.

Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен на определенный период времени. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размере принимается ректором организации в отношении каждого конкретного преподавателя.

При разработке Положения об оплате труда организация высшего образования должна руководствоваться постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, Рекомендациями трехсторонней комиссии по вопросам оплаты труда. В частности, на 2014 год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол 11, утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год.

Согласно данных рекомендаций размеры и условия дополнительных выплат за классное руководство, проверку письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другие виды дополнительной работы, а также фактический объем преподавательской (педагогической) работы в рамках реализации образовательной программы образовательной организации, установленный педагогическим работникам, для которых предусмотрены нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, предусматриваются в их трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) помимо установленных им фиксированных размеров оплаты труда.

Примерные положения об оплате труда разработаны практически всеми органами власти, в ведении которых имеются образовательные организации высшего образования (подробнее об этом см. в доп. материалах).

Таким образом, порядок расчета стоимости свободной от учебной нагрузки работы преподавателя второй половины дня (учебно-методическая, научно-исследовательская, воспитательная работа) законодательством не предусмотрен. Образовательное учреждение производит данные расчеты самостоятельно с учетом положений вышеназванных нормативных документов.

 

Подробности в материалах Системы:

 

1. Ответ: Как оплачивать труд педагогического работника высшего учебного заведения

Система оплаты труда

Образовательная организация высшего образования, как и другие образовательные организации, в пределах имеющихся у нее средств вправе устанавливать систему оплаты труда самостоятельно (ст. 135 ТК РФ).

При этом размеры должностных окладов, ставок зарплаты руководитель устанавливает на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления деятельности по соответствующей профессиональной квалификационной группе, учитывая сложность и объем выполняемой работы (ст. 132, 144 ТК РФ).

Установление должностных окладов

Должностной оклад – фиксированная оплата труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Должностной оклад устанавливается по профессиональным квалификационным группам. Следовательно, должностной оклад является для преподавателя, как и для любого работника, минимальным гарантированным уровнем оплаты труда без учета выплат компенсационного, стимулирующего, социального и иного характера.

Профессорско-преподавательскому составу могут быть установлены повышающие коэффициенты к окладам:

  • повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности;

  • персональный повышающий коэффициент.

Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада работника на установленный повышающий коэффициент.

Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен на определенный период времени. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размере принимается ректором организации в отношении каждого конкретного преподавателя.

При разработке Положения об оплате труда организация высшего образования должна руководствоваться постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, Рекомендациями трехсторонней комиссии по вопросам оплаты труда. В частности, на 2013 год решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012, протокол 11, утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год.

Примерные положения об оплате труда разработаны практически всеми органами власти, в ведении которых имеются образовательные организации высшего образования. Так, например, приказом Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. № 462н утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В целях формирования равноценных с точки зрения уровня квалификации групп работающих в образовательной организации для установления базовых окладов все должности работников организации разделены на профессионально-квалификационные группы. Так, например, должности профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений разделяют на шесть квалификационных уровней:

  1. ассистент и преподаватель;

  2. старший преподаватель;

  3. доцент;

  4. профессор;

  5. заведующий кафедрой;

  6. декан факультета.

Об этом говорится в приказе Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 217н.

Компенсационные выплаты

К выплатам компенсационного характера относятся:

  • выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

  • выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

  • выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

  • надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Об этом говорится в перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

Данный перечень не является закрытым и никоим образом не исключает права работников на иные компенсационные выплаты, предусмотренные законом.

С 1 сентября 2013 года размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями включен в оклады (должностные оклады) научно-педагогических работников в рамках действующей системы оплаты труда и как самостоятельная выплата законодательством не предусмотрена (ч. 11 ст. 108 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Аналогичные разъяснения содержит письмо Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № НТ-883/17.

Стимулирующие выплаты

К выплатам стимулирующего характера относятся:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

  • выплаты за качество выполняемых работ;

  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

  • премиальные выплаты по итогам работы.

Об этом говорится в перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818.

К доплатам, связанным со стимулированием работы педагогического работника, можно отнести выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемой работы, за стаж непрерывной работы (выслугу лет) и премиальные выплаты по итогам работы. Следует учитывать, что премии различного вида являются составной частью зарплаты в дополнение к тарифной ставке (должностному окладу) и учитываются при исчислении среднего заработка в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса РФ.

Выплаты стимулирующего характера могут устанавливаться как из бюджетных, так и из коммерческих средств. При этом с 1 января 2010 года объем бюджетных средств, направляемых на указанные выплаты, должен составлять не менее 30 процентов от средств, направляемых на оплату труда преподавателей.

Конкретный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы может определяться как в процентах к окладу (ставке) по соответствующим квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы работника, так и в абсолютном размере. Максимальный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы не ограничен.

Стимулирующие выплаты устанавливаются педагогическим работникам локальными актами образовательных организаций высшего образования.

Законодатель стимулирует педагогических работников образовательных организаций к повышению своей квалификации, в том числе к защите диссертаций на присвоение ученой степени кандидата и доктора наук или к соисканию ученых званий доцента и профессора, в том числе путем установления доплат за наличие ученой степени.

С 1 сентября 2013 года размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до 31 декабря 2012 года с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней, включены в оклады (должностные оклады) в рамках действующей системы оплаты труда и как самостоятельные выплаты законодательством не предусмотрены (ч. 11 ст. 108 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Аналогичные разъяснения содержит письмо Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № НТ-883/17.

Критерии эффективности для материального стимулирования

Оценка эффективности деятельности образовательной организации высшего образования осуществляется учредителем на основании разработанных им критериев. Как правило, все органы власти, имеющие в своем ведомственном подчинении образовательные организации, сами разрабатывают такие критерии и утверждают их своими приказами. Среди критериев эффективности образовательной организации названы качественный состав обучающихся, социальная защищенность обучающихся, научный и кадровый потенциал организации, уровень исполнительской дисциплины.

В качестве примера такого приказа можно привести приказ Минобрнауки России от 8 ноября 2010 г. № 1116. Приложение 4 названного документа касается критериев эффективности деятельности образовательной организации.

Непосредственно взаимосвязь критериев эффективности и материального стимулирования предусмотрена, например, приказом Минэкономразвития России от 21 сентября 2008 г. № 292. В данном приказе каждому показателю премирования соответствует один из критериев эффективности. Так, если одним из критериев эффективности является научный потенциал образовательной организации, то показателями премирования, стимулирующими научно-педагогических работников к достижению соответствия данному критерию, являются публикации в научных журналах, научная работа со студентами, полученные гранты и др.

Александр Завгородний,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль