На что нужно обратить внимание при проверке соблюдения трудового законодательства?

2921

Вопрос

Добрый день! Наша компания стоит в плане проверок на 2014 г. Цель проверки: Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, Трудовой кодекс Российской Федерации. Подскажите, на что именно нужно обратить внимание? Какой закон взять за основу?

Ответ

Плановые проверки соблюдения трудового законодательства проводит Государственная инспекция труда на основании ежегодного плана проведения проверок. Порядок проведения проверок регулируется положениями Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н.

Плановая проверка может быть документарной или выездной. При необходимости документарная проверка может быть переквалифицирована в выездную.


Эксперт делится важной информацией о нарушении трудового законодательства в материале по ссылке.


О проведении плановой проверки трудовой инспектор обязан уведомить работодателя за три рабочих дня до ее начала. Для этого он направляет в организацию, как правило, заказным письмом с уведомлением о вручении копию распоряжения о проведении проверки.

В ходе проведения плановой проверки инспекция проверяет соблюдение работодателем трудового законодательства: Трудового кодекса РФ, иных законов и подзаконных актов. С этой целью инспекция может запрашивать и безвозмездно получать от работодателя любые документы, необходимые для осуществления контроля, в том числе документы за любые периоды: трудовые договоры, трудовые книжки, локальные нормативные акты, табели учета рабочего времени, приказы по кадрам, графики сменности, графики отпусков, расчетные и платежные ведомости и т.д. Перечень документов, которые будет проверять инспектор, указывается в распоряжении о проведении проверки.


Важную информацию о плановой проверке инспекции труда вы найдете в материале здесь.


При подготовке в проверке, прежде всего, проверьте, все ли необходимые по закону обязательные кадровые документы имеются в вашей организации. При этом если каких-то из нижеперечисленных документов в организации нет, их нужно подготовить, при необходимости утвердить и ознакомить работников под роспись.

К кадровым документам, которые трудовая инспекция может запросить, относятся: Правила внутреннего трудового распорядка; Положение о защите персональных данных работников; локальные нормативные акты об оплате труда (например, Положение об оплате труда, Положение о премировании); приказы по кадрам (прием, перевод, отпуск, увольнение и т. п.); основания к приказам по кадрам (заявления сотрудников); трудовые договоры с сотрудниками, дополнительные соглашения, личные карточки сотрудников; штатные расписания; трудовые книжки сотрудников, книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, а также приказ о назначении лица, ответственного за учет, ведение и хранение трудовых книжек; табели учета рабочего времени; графики отпусков и т. д.

Если проверка касается соблюдения требований охраны труда в организации, то инспекция может запросить, например, инструкции по технике безопасности, документы, подтверждающие прохождение работниками обучения, медосмотров, журналы регистрации инструктажей, и т. п.

Также трудовая инспекция проверяет проведена в организации аттестация рабочих мест или нет ( на 01.01.2014) (каждое рабочее место нужно аттестовать не реже одного раза в пять лет) и насколько качественно она сделана. Для этого проверяющий может запросить у организации локальные акты о гарантиях безопасных условий труда, поименные списки сотрудников, которым положены те или иные компенсации, а также карты аттестации рабочих мест по условиям труда и т. д. С 01.01.2014 проводится специальная оценка условий труда, но реально по новым правилам пока оценка условий труда не производится до вступления в силу соответствующей методики оценки, которая находится на регистрации в Минюсте.

Таким образом, чтобы снизить риск неблагоприятного результата проверки трудовой инспекции:

Во-первых, проверьте все кадровые документы организации (согласно приведенному перечню);

Во-вторых, приведите их в соответствие с требованиями закона и исправьте в них ошибки (если они есть).

Особое внимание обратите на типичные нарушения в сфере трудового законодательства, которые совершают работодатели. К таким нарушениям в частности относятся: нарушения, связанные с оплатой и нормированием труда; нарушения порядка заключения трудового договора, условий его изменения и расторжения; нарушения связанные с неправильным оформлением трудовых книжек; нарушения в организации рабочего времени, его учета, предоставлением отпусков и другого времени отдыха. Подробный перечень типичных нарушений и пути их устранения приведен в пункте 4 приложения к ответу ( в конце ответа).

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как трудовая инспекция проводит плановую проверку

Виды проверок

В целях соблюдения всеми работодателями трудового законодательства трудовая инспекция проводит плановые и внеплановые проверки *(ч. 1 ст. 353, ч. 2 ст. 360 ТК РФ). Порядок их проведения регулируется положениями Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н.

Периодичность проверок

Трудовая инспекция может проводить плановые проверки не чаще одного раза в три года (ч. 2 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

Ежегодный план проверок

Основанием для проведения указанного вида проверки является ежегодный план проверок (ч. 3 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Работодателя могут включить в план, если прошло три года со дня:

  • государственной регистрации организации (предпринимателя);

  • окончания проведения последней плановой проверки;

  • начала осуществления отдельных видов деятельности, которые носят уведомительный характер (например, производства обуви или производства молока).

Об этом сказано в части 8 статьи 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ежегодный план проверок содержит:

  • сведения о работодателе, в отношении которого будет проведена плановая проверка;

  • цель и основание проведения проверки;

  • сроки начала и окончания проверки;

  • наименование территориальной трудовой инспекции, которая будет проводить проверку.

Об этом говорится в части 4 статьи 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Доступ к плану открытый. Узнать, включена ли организация в план проверок трудовой инспекции, можно:

  • на официальном сайте территориальной инспекции Роструда;

  • на сайте Генеральной прокуратуры.

План проверок на следующий год публикуют на сайте Генеральной прокуратуры РФ до 31 декабря текущего года, а на официальных сайтах территориальных инспекций Роструда – до 1 декабря.

Это предусмотрено частями 5 и 7 статьи 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и пунктом 40 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н.

Подробнее ознакомиться с планом проверок по субъектам РФ можно с помощью таблицы.

Формы проведения проверок

Плановая проверка может быть проведена в двух формах: выездной и документарной (ч. 11 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Общая характеристика каждой из форм проверки приведена в таблице.

В ходе проведения плановой документарной проверки она может быть переквалифицирована в выездную, если трудовому инспектору потребуется оценить по местонахождению организации соответствие ее деятельности обязательным требованиям трудового законодательства (ч. 3 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В отношении организаций, подведомственных органам исполнительной власти в областях обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и управления использованием атомной энергией, могут быть проведены только выездные проверки (п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

Распоряжение (приказ) о проведении проверки

О проведении плановой проверки трудовой инспектор обязан уведомить работодателя за три рабочих дня до ее начала. Для этого он направляет в организацию, как правило, заказным письмом с уведомлением о вручении копию распоряжения (приказа) о проведении проверки. Форма распоряжения (приказа) утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. Об этом говорится в части 12статьи 9 и части 1 статьи 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

В распоряжении (приказе) о проведении проверки должны быть указаны следующие сведения:

  • наименование трудовой инспекции;

  • Ф.И.О., должности трудовых инспекторов, уполномоченных проводить проверку, а также привлекаемых к ней экспертов;

  • наименование организации (предпринимателя);

  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

  • правовые основания для проверки;

  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;

  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;

  • перечень документов, которые работодатель должен представить для проверки;

  • даты начала и окончания проверки.

Проверку могут проводить только те должностные лица, которые указаны в этом распоряжении (приказе).

Это предусмотрено частями 1 и 2 статьи 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Документы для проверки

При проведении плановой проверки трудовой инспектор вправе проверить документы и сведения, которые относятся к предмету проверки (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Участники проверки

Трудовая инспекция может привлекать к проведению плановой выездной проверки экспертов и экспертные организации, которые не состоят в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемой организацией и не являются с ней аффилированными лицами. Об этом сказано в части 6 статьи 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Права и обязанности проверяющих и работодателя

В ходе проведения плановой проверки трудовые инспекторы и работодатели имеют определенные права и обязанности (ст. 12 и 15 Конвенции об инспекции труда от 11 июля 1947 г. № 81, ст. 357 и 358 ТК РФ, ст. 21 и 25 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Их подробный перечень приведен в таблице.

Обратите внимание, что трудовой инспектор не может проводить плановую выездную проверку во время отсутствия руководителя организации (иного уполномоченного представителя работодателя). Исключение составляют случаи, когда имеются факты:

  • причинения вреда жизни и здоровью граждан;

  • угрозы безопасности государства;

  • возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т. п.

Это следует из положений пункта 2 статьи 15 и подпункта «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.


Мы рассказывали ранее об ответственности за нарушение трудового законодательства в материале по ссылке.


При этом доступ трудовых инспекторов в организации, подведомственные органам обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и органам управления использованием атомной энергии, осуществляется в порядке, определяемом этими органами по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости.

Доступ в указанные организации может быть отложен на время:

  • маневров или учений;

  • проведения контртеррористической операции;

  • ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера;

  • других чрезвычайных ситуаций.

Такие правила установлены подпунктами «б» и «в» пункта 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения как документарной, так и выездной плановой проверки трудовой инспекцией не может превышать 20 рабочих дней.

При этом для субъектов малого предпринимательства общий срок выездных плановых проверок не может превышать в год:

  • 50 часов для малого предприятия;

  • 15 часов для микропредприятия.

В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а для малых и микропредприятий – не более чем на 15 часов. Это возможно, если в ходе осуществления проверки возникнет необходимость в проведении:

  • сложных и длительных исследований, испытаний;

  • специальных экспертиз и расследований.

Срок проведения как документарной, так и выездной плановой проверки устанавливается отдельно по каждому представительству или филиалу организации.

Об этом говорится в частях 1–4 статьи 13 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, пункте 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875.

По истечении срока плановой проверки трудовой инспектор оформляет ее результаты и сообщает о них организации (ч. 1 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, п. 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875). Если организация не согласна с выводами проверяющих, а также с действиями инспекторов в ходе проверки, то она может обжаловать их (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

2. Ответ: Какие документы может проверить трудовая инспекция

Документы для проверки

При проведении проверки (как плановой, так и внеплановой) трудовая инспекция может запрашивать и безвозмездно получать от работодателя любые документы, необходимые для осуществления контроля, в том числе документы за любые периоды (абз. 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Требовать от организации документы и информацию, которые не являются объектами проверки и (или) не относятся к предмету проверки, проверяющие не могут (п. 3 ст. 15 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Единый перечень документов, которые инспекция может запросить у организации, законодательством не установлен. Список таких документов определяется индивидуально для каждого случая проверки в зависимости от целей ее проведения и отражается в распоряжении (приказе) о проведении проверки (п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В частности, трудовая инспекция может запросить:

– учредительные документы организации, а также приказы, подтверждающие полномочия ее должностных лиц;

– трудовые договоры с сотрудниками;

– личные карточки сотрудников;

– штатное расписание;

– трудовые книжки сотрудников, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, а также приказ о назначении лица, ответственного за учет, ведение и хранение трудовых книжек;

– приказы по кадрам (прием, перевод, отпуск, увольнение и т. п.);

– правила внутреннего трудового распорядка;

– локальные нормативные акты об оплате труда (например, Положение об оплате труда, Положение о премировании);

– сведения об отсутствии задолженности по зарплате;

– ведомости, записки-расчеты, а также иные документы, касающиеся начисления и выплаты зарплаты;

– табели учета рабочего времени и т. д.

Если проверка касается соблюдения требований охраны труда в организации, то инспекция может запросить, например, инструкции по технике безопасности, журналы регистрации инструктажей и т. п.

Порядок ознакомления проверяющих с документами организации зависит от формы проводимой проверки: выездная или документарная.

Представление документов при документарной проверке

В ходе документарной проверки инспекторы в первую очередь знакомятся с уже имеющимися у них документами по организации (актами предыдущих проверок, материалами рассмотрения дел об административных нарушениях и т. п.). Если достоверность сведений в имеющихся у инспекции документах вызывает сомнения или эти сведения недостаточны для целей проведения проверки, инспекция направляет в адрес работодателя мотивированный запрос с требованием представить недостающие для осуществления контроля документы. К запросу инспекция прикладывает заверенную печатью копию распоряжения (приказа) о проведении документарной проверки. Об этом говорится в частях 3, 4 статьи 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Документы по запросу организация должна представить по местонахождению инспекции в течение 10 рабочих дней (ч. 5 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Документы представляйте в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя организации или уполномоченного им лица (ч. 6 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Удостоверять копии документов у нотариуса не требуется, если только иное не предусмотрено в законодательстве (ч. 7 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Кроме того, указанные в запросе документы работодатель вправе представить в трудовую инспекцию в форме электронных документов, порядок передачи которых определяет Правительство РФ (ч. 6 ст. 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

По итогам анализа полученных от организации документов сотрудники инспекции могут выявить ошибки или несоответствия с уже имеющейся у них информацией. В таком случае инспекторы известят работодателя о наличии обнаруженных ошибок и (или) расхождений и потребуют соответствующих пояснений.

На дачу пояснений организации отводится 10 рабочих дней. Представить их нужно в письменной форме по местонахождению инспекции. К пояснениям организация может приложить дополнительные документы, которые подтвердят достоверность ранее переданных в инспекцию документов и сведений.

Об этом говорится в частях 8, 9 статьи 11 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Представление документов при выездной проверке

В ходе выездной проверки инспекторы знакомятся с необходимыми документами (оригиналами и их копиями) по местонахождению организации или по месту фактического осуществления ее деятельности. При этом инспекторы вправе запрашивать документы, а организации обязаны их представлять только в том случае, если выездной проверке не предшествовала документарная. Такой порядок предусмотрен в части 5 статьи 12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ответственность за непредставление документов

Внимание: неправомерное непредставление документов по требованию проверяющих из трудовой инспекции является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность

При наличии такого нарушения по заявлению трудовой инспекции суд может вынести предупреждение или наложить штраф:

– на граждан – в размере от 500 до 1000 руб.;

– на должностных лиц организации (например, ее руководителя) – в размере от 2000 до 4000 руб.

Это следует из совокупности положений части 1 статьи 19.4, части 1 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

3. 3. Ответ: Как оформляются результаты проверки трудовой инспекции

Оформление результатов проверки

По итогам проведенной проверки (как плановой, так и внеплановой) трудовой инспектор:
вносит запись в журнал учета проверок (ч. 9 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ);
составляет акт проверки (ч. 1–5 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Журнал учета проверок

Журнал учета проверок, который заполняют контролирующие ведомства по итогам проведенной проверки, обязаны вести все работодатели (ч. 8–9 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Форма журнала утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. Журнал должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью (ч. 10 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

По итогам проверки трудовой инспектор заносит в журнал следующие сведения:
– наименование территориальной трудовой инспекции;
– даты начала и окончания проведения проверки;
– продолжительность проверки;
– дату и номер распоряжения (приказа) о проведении проверки;
– цели, задачи и предмет проверки;
– выявленные нарушения и выданные предписания;
– фамилии, имена, отчества, должности трудовых инспекторов, которые проводили проверку, и их подписи.

Это следует из положений части 9 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ответственность за отсутствие журнала у работодателя законодательством не предусмотрена. Если в организации журнал не ведется, то проверяющий укажет на это в акте проверки (ч. 11 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Акт проверки

По общему правилу акт проверки инспектор составляет в двух экземплярах сразу после окончания проверки (ч. 1 и 4 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). В исключительных случаях на составление акта отводится три рабочих дня. Это возможно, если для составления документа необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний или экспертиз. Об этом говорится в части 5 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Форма акта утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

Акт должен содержать подробную информацию о проведенной проверке, а именно:
– дату, время и место составления акта;
– наименование территориальной трудовой инспекции, сотрудники которой проводили проверку;
– дату и номер распоряжения (приказа) руководителя трудовой инспекции (его заместителя) о проведении проверки;
– фамилию, имя, отчество и должность трудового инспектора, проводившего проверку;
– наименование проверяемой организации (индивидуального предпринимателя);
– дату, время, продолжительность и место проведения проверки;
– сведения о результатах проверки, о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
– сведения об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом представителя проверяемой организации (индивидуального предпринимателя);
– сведения о внесении записи о проведении проверки в журнал учета проверок либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием журнала проверок;
– подпись трудового инспектора, проводившего проверку.

Такие требования к содержанию акта установлены в части 2 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Выявление нарушений по итогам проверки

Если в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушение трудового законодательства, то помимо акта он:
– составляет предписание с указанием сроков устранения выявленных нарушений (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ);
оформляет протокол об административном правонарушении в рамках имеющихся полномочий (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Ответственность за неисполение предписания трудовой инспекции

Внимание: неисполнение в установленный срок предписания трудовой инспекции является правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

При наличии такого нарушения по заявлению трудовой инспекции суд может оштрафовать:
– граждан на сумму от 300 до 500 руб.;
– должностных лиц организации (например, ее руководителя) на сумму от 1000 до 2000 руб.;
– организацию на сумму от 10 000 до 20 000 руб.

Кроме того, за подобное нарушение должностные лица организации могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет.

Это следует из совокупности положений части 1 статьи 19.5, части 1 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Приложения к акту проверки

Предписание об устранении нарушений прикладывается к акту проверки. Кроме того, к акту могут быть приложены:
– протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, экспертиз;
– объяснения сотрудников организации (предпринимателя), на которых возложена ответственность за нарушения требований законодательства;
– иные подтверждающие документы (их копии), имеющие непосредственное отношение к результатам проверки.

Об этом говорится в



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль