Распространяется ли действие категории полученной учителем в Казахстане в образовательных учреждениях Российской Федерации?

3865

Вопрос

В одном из общеобразовательных учреждений сложилась следующая ситуация: "С 10 января 2014 года на работу был принят учитель с Республики Казахстан. За текущий период ему начислялась заработная плата по установленному окладу, как учителю имеющему высшую квалификационную категорию, которая ему была установлена в Республике Казахстан. В ноябре 2014 года заканчивается срок действия данной категории. Аттестационная комиссия не принимает к рассмотрению документы на подтверждение категории в текущем году. Правомерна ли была выплата заработной платы по данной категории с момента приема на работу? Распространяется ли действие категории полученной учителем в Республике Казахстан в образовательных учреждениях Российской Федерации? Если нет, то на основаснии каких нормативных актов можно снять действующую категорию с работника?

Ответ

В настоящее время действует заключенное между Правительствами России и Казахстана Соглашение "О сотрудничестве в области культуры, науки и образования" (http://1kadry.ru/#/document/97/51148/?step=8), согласно которому:

  • Стороны признают эквивалентными уже выданные документы об образовании, квалификационные аттестаты и дипломы и, учитывая осуществляемые реформы в сфере образования, разработают положения по взаимному признанию новых документов.

Данное положение межправительственного соглашения позволяет сделать вывод о том, что аттестаты о присвоении квалификационных категорий, выданные в РФ и Казахстане, взаимно признаются на территории этих государств. Следовательно, выплата заработной платы по имеющейся у Вашего работника категории была правомерной, и не нужно "снимать" его действующую категорию.


Подробнее о примерах локальных нормативных актов мы писали здесь.


В дальнейшем, по окончании срока действия текущей категории Вашему работнику необходимо будет пройти аттестацию в общем порядке, установленном в РФ для педработников. При этом его документы об образовании (например, диплом о высшем образовании) будут считаться аналогичными документам, выданным в РФ (см. Соглашение от 24.11.1998 "О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях"). Порядок проведения аттестации педработников приведен в разделе "Подробности" ниже.

Подробности в материалах Системы:

  1. Нормативно-правовая база: Соглашение от 28.03.1994 "О сотрудничестве в области культуры, науки и образования"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

СОГЛАШЕНИЕ

от 28 марта 1994 года

О сотрудничестве в области культуры, науки и образования

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Казахстан,

выражая стремление к дальнейшему развитию и укреплению дружеских связей и сотрудничества между народами Российской Федерации и Республики Казахстан в области культуры, науки и образования,

принимая во внимание близость культур, традиции культурного общения и дружественных отношений народов обоих государств,

будучи убеждены, что связи в области культуры, науки и образования отвечают коренным интересам народов обеих стран и будут способствовать дальнейшему развитию отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества,

действуя в духе положений Хельсинкского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Мадридского и Венского итоговых документов, Документа Краковского симпозиума по культурному наследию, а также Парижской хартии для новой Европы,

руководствуясь Соглашением о Содружестве Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Алма-Атинской декларацией от 21 декабря 1991 года,

основываясь на положениях Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Стороны, опираясь на многовековые культурные и духовные связи народов России и Казахстана, будут и впредь способствовать развитию между ними сотрудничества в области культуры, науки, образования, спорта, а также по линии общественных организаций, включая молодежные, творческие союзы, ассоциации и фонды.

В этих целях будут проводиться Дни Российской Федерации в Республике Казахстан и Дни Республики Казахстан в Российской Федерации.

Статья 2

Каждая Сторона обеспечит своим гражданам широкий доступ к культуре другой Стороны и, в частности, к исторически сложившимся крупным собраниям, коллекциям культурных ценностей, целостность которых они подтверждают.

Стороны будут содействовать развитию сотрудничества в подготовке кадров в области культуры, обмену опытом между заинтересованными ведомствами и организациями, проведению симпозиумов и "круглых столов", установлению, расширению и углублению непосредственного сотрудничества и прямых связей между государственными учреждениями и общественными организациями культуры и науки, образования, спорта на всех уровнях.

Статья 3

Стороны гарантируют свободное и равноправное развитие культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Казахстан, и народов Республики Казахстан, проживающих на территории Российской Федерации, путем создания благоприятных условий для сохранения и развития национальной самобытности, языка, реализации их духовных и религиозных потребностей.

Статья 4

В области исполнительского искусства Стороны будут оказывать содействие проведению Дней культуры, художественных фестивалей, гастролей коллективов и солистов, сценических постановок музыкальных и драматических произведений российских и казахстанских авторов, обмену делегациями и литературой, проведению тематических симпозиумов и "круглых столов", всестороннему сотрудничеству в области культурно-просветительной работы и самодеятельного творчества.

В области изобразительного искусства Стороны будут способствовать обмену художественными выставками, в том числе из коллекций, имеющих общемировую ценность.

Статья 5

Стороны будут сотрудничать в области сохранения и реставрации культурного и художественного достояния обеих стран, включая исторические, культурные и религиозные памятники и объекты.

Стороны будут решать на основе доброй воли, путем переговоров вопросы, связанные с пропавшими или незаконно вывезенными произведениями искусства, оказавшимися на территории другой Стороны.

Статья 6

Стороны будут оказывать содействие в осуществлении сотрудничества между творческими союзами, а также другими общественными организациями, ассоциациями и фондами, действующими в сфере культуры, науки и образования.

Статья 7

Стороны будут способствовать сотрудничеству в области кинематографии: проведению национальных кинофестивалей и торжественных премьер, обмену кинофильмами, делегациями и специалистами, осуществлению совместных постановок, сотрудничеству киноархивов, обмену литературой и материалами.

Статья 8

Каждая Сторона будет поощрять обмены в области книгоиздательского дела и оказывать содействие в распространении на территории своего государства печатной продукции, издаваемой другой Стороной, а также оказывать всестороннее содействие переводу литературных произведений, межбиблиотечным связям, обмену писателями и журналистами, материалами между издательствами и редакциями, опубликованию материалов о политической, экономической, культурной жизни, изданию газет и журналов на языке народов другого государства.

Статья 9

Стороны будут содействовать развитию сотрудничества между авторско-правовыми организациями Российской Федерации и Республики Казахстан.

Статья 10

Стороны будут сотрудничать в области телевидения и радиовещания. Конкретные вопросы такого сотрудничества будут регулироваться соглашениями между заинтересованными ведомствами и организациями Сторон.

Статья 11

По мере необходимости Стороны будут проводить консультации по определению приоритетных направлений научно-исследовательских работ в области культуры, науки и образования, информировать друг друга о результатах научных исследований, организовывать в этих целях совместные научные и научно-практические конференции, семинары и симпозиумы, вести издательскую деятельность и использовать другие формы научного обмена и сотрудничества.

Предметом консультаций могут быть также изыскание новых областей и форм сотрудничества, обеспечение прав и свобод граждан в сфере культуры, правовое и социально-экономическое регулирование деятельности учреждений культуры, разработки согласованных принципов статистики культуры.

Статья 12

Стороны будут сотрудничать в вопросах развития материально-технической базы культуры, обмениваться новыми технологиями, осуществлять на взаимовыгодной основе поставки оборудования и технических средств для учреждений культуры и искусства.

Статья 13

Стороны будут содействовать развитию прямых контактов между учреждениями и организациями культуры, художественными коллективами, киноучреждениями, издательствами, отдельными деятелями культуры. Они также будут способствовать развитию прямых контактов в этой области между административно-территориальными единицами, связанными традиционными узами сотрудничества.

Статья 14

Стороны будут поощрять сотрудничество между Академиями наук и другими научными учреждениями обеих стран на направлениях, представляющих взаимный интерес.

С этой целью они будут:

- всемерно способствовать расширению и углублению непосредственного сотрудничества между Академиями наук, научно-исследовательскими институтами и организациями, занимающимися вопросами науки;

- оказывать содействие в проведении совместных научных исследований, создании совместных научно-исследовательских институтов и научных лабораторий, а также в разработке других эффективных форм научного сотрудничества;

- содействовать обмену публикациями, информацией о научно-исследовательских работах и их результатах, а также информацией о методах, применяемых в области организации и при определении направлений научно-исследовательских работ;

- поощрять обмен научными работниками и специалистами для взаимного ознакомления с научными исследованиями, а также обмен опытом;

- способствовать обмену молодыми научными работниками и специалистами, прежде всего в целях повышения их квалификации;

- содействовать участию научных работников в конгрессах, симпозиумах, семинарах, проводимых в обеих странах;

- оказывать содействие в развитии научных исследований в области истории и культуры народов Российской Федерации и Республики Казахстан.

Статья 15

Стороны обеспечат удовлетворение общеобразовательных потребностей народов, проживающих на территории их государств, прежде всего путем создания условий для получения образования на родном языке.

Каждая из Сторон гарантирует гражданам другого государства равные со своими гражданами права на образование и его доступность. Порядок и условия их реализации будут определены соответствующими соглашениями министерств и ведомств Российской Федерации и Республики Казахстан.

Статья 16

Стороны будут поощрять преподавание языков народов обеих стран.

Они будут организовывать учебные стажировки, семинары, учебные и научные поездки, обмен специалистами и преподавателями для педагогической работы в высших, средних и специальных учебных заведениях, а также обмен научными работниками, преподавателями, стажерами, студентами и школьниками с целью углубления знаний и исследований в области языкознания и литературы.

Статья 17

Стороны будут оказывать взаимную помощь в совершенствовании систем образования, создании учебников и иной учебно-методической литературы для всех народов, проживающих на территории Российской Федерации и Республики Казахстан.

Статья 18

Стороны будут содействовать обмену опытом работы образовательных учреждений, информацией и документацией по вопросам развития систем образования, сотрудничества в деле подготовки кадров, развития материально-технической базы образования, разработки и осуществления совместных программ и проектов.

Статья 19

Стороны будут содействовать развитию прямых партнерских связей в области образования между высшими и средними учебными заведениями, профучилищами и школами, а также научно-исследовательскими институтами и соответствующими общественными ассоциациями и фондами.

Статья 20

Стороны признают эквивалентными уже выданные документы об образовании, квалификационные аттестаты и дипломы и, учитывая осуществляемые реформы в сфере образования, разработают положения по взаимному признанию новых документов.

Статья 21

Стороны будут поощрять сотрудничество в области архивного дела путем обмена опытом, материалами и специалистами.

Статья 22

Каждая из Сторон будет способствовать созданию и функционированию на территории своего государства национальных культурных центров другой Стороны, которые будут заниматься распространением информации о народе и культуре своей страны.

Статья 23

Стороны будут содействовать развитию сотрудничества в области здравоохранения и медицины, обмену научными и медицинскими кадрами.

Статья 24

Стороны будут содействовать развитию связей в области физической культуры и спорта, прежде всего путем прямого сотрудничества между спортивными обществами, проведения соревнований и встреч, обменов спортсменами и тренерами, научно-методической информацией и специальной литературой, опытом участия в международных соревнованиях.

Конкретные формы и условия сотрудничества будут регулироваться соглашениями между заинтересованными ведомствами и организациями Сторон.

Статья 25

Стороны будут поощрять развитие туризма. По взаимной договоренности могут осуществляться мероприятия по направлению совместных туристических групп в третьи страны и приему туристов из этих стран.

Конкретные формы сотрудничества и условия обменов будут регулироваться соглашениями между заинтересованными ведомствами и организациями Сторон.

Статья 26

Стороны будут поощрять сотрудничество и обмены между молодежью и молодежными организациями, используя для этого традиционные культурные, научные, профессиональные и спортивные связи.

Статья 27

В целях выполнения настоящего Соглашения будут разрабатываться и подписываться двусторонние программы обменов и рабочие планы (протоколы) сотрудничества между ведомствами и организациями.

По взаимному согласию Стороны могут создать Смешанную комиссию для осуществления настоящего Соглашения.

Статья 28

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты последнего письменного уведомления, подтверждающего выполнение Сторонами соответствующих внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет и будет продлеваться автоматически на последующие пятилетние периоды, если одна из Сторон не уведомит в письменном виде другую Сторону не менее чем за шесть месяцев до истечения соответствующего срока о своем намерении прекратить его действие.

Совершено в Москве 28 марта 1994 года в двух экземплярах, каждый на русском и казахском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

(Подписи)

Ответ: Как провести аттестацию педагогического работника

Документы, определяющие порядок аттестации

Для аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждений действует Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 209.

Однако в ходе применения данного порядка аттестации необходимо руководствоваться разъяснениями по его применению (письма Минобрнауки России, профсоюза работников народного образования и науки России от 18 августа 2010 г. № 03-52/46, Минобрнауки России от 15 августа 2011 г. № 03-515/59).

Случаи проведения аттестации

Аттестацию педагогических работников можете проводить в двух случаях:

  • для подтверждения соответствия педагогических работников, не имеющих первой или высшей квалификационной категории, занимаемым ими должностям;

  • для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям к квалификационным категориям (первой или высшей).

Состав аттестационной комиссии

Аттестационная комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений.

Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования.

Если аттестация проводится с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности, то в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель профсоюза учреждения, в котором работает данный педагогический работник.

Если же аттестация проводится с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), то при аттестационной комиссии необходимо создать экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.

Графики работы аттестационных комиссий утверждаются распорядительным актом органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым создана соответствующая аттестационная комиссия.

Об этом говорится в пунктах 5, 6, 7, 12 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 209.

Подтверждение соответствия занимаемой должности

Аттестацию с целью подтверждения соответствия педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей), занимаемым должностям проводите один раз в пять лет.

Основанием для проведения данной аттестации является представление руководителя учреждения. Оно должно содержать:

  • мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника;

  • результаты профессиональной деятельности;

  • информацию о прохождении повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации;

  • сведения о результатах предыдущих аттестаций.

С представлением необходимо ознакомить педагогического работника не позднее чем за месяц до дня аттестации.

После ознакомления с представлением педагогический работник должен представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации – с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением руководителя учреждения.

Аттестацию проводят в форме квалификационного испытания в письменном виде по вопросам, связанным с осуществлением педагогическим работником деятельности по занимаемой должности.

По результатам аттестации комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии педагогического работника занимаемой должности.

Если аттестационная комиссия пришла к выводу о несоответствии педагогического работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, то руководитель учреждения вправе его уволить (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Об этом говорится в пунктах 17–24 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 209.

Запрет на аттестацию

Аттестации не подлежат следующие педагогические работники:

  • педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

  • беременные женщины;

  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

  • педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Аттестация этих педагогических работников возможна не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.

Установление соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)

Аттестацию педагогического работника с целью установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории, проводят исключительно на основании заявления этого работника.

Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливает аттестационная комиссия индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика необходимо учитывать сроки действия ранее установленных квалификационных категорий.

Срок действия квалификационной категории, установленной на основании аттестации, составляет пять лет.

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

  • уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

  • уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Если аттестационная комиссия пришла к выводу о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, то за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.

В случае перехода педагогического работника в другое образовательное учреждение его квалификационная категория сохраняется в течение срока ее действия.

Об этом говорится в пунктах 25–34 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 209.

Ограничение на аттестацию в целях подтверждения квалификационной категории

При проведении аттестации педагогического работника следует помнить, что действующий Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 209, не содержит каких-либо ограничений в прохождении аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, и не устанавливает сроков подачи заявления на аттестацию.

Из этого следует, что педагогический работник, претендующий на первую квалификационную категорию, может обратиться в аттестационную комиссию в любое время, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком либо непосредственно после выхода из него.

Ограничения предусмотрены лишь для педагогических работников, претендующих на высшую квалификационную категорию, в связи с тем, что на нее могут претендовать только педагогические работники, уже имеющие первую квалификационную категорию, причем не ранее чем через два года после ее установления, и подавшие заявление в аттестационную комиссию не позднее последнего дня действия первой квалификационной категории.

Такие выводы следуют из совокупности положений пунктов 29–31 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 209, и подтверждаются письмом Минобрнауки России от 15 августа 2011 г. № 03-515/59.

Оформление результатов аттестации

По результатам аттестации, мотивированное решение оформляют протоколом и заносят в аттестационный лист педагогического работника. Действие, данного протокола вступает в силу со дня его подписания членами аттестационной комиссии.

В случае необходимости в аттестационный лист педагогического работника внесите рекомендации по совершенствованию его профессиональной деятельности, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации, а также другие рекомендации, указанные аттестационной комиссией.

При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций руководитель учреждения должен не позднее чем через год после проведения аттестации работника предоставить в аттестационную комиссию всю информацию о выполнении указанных рекомендаций.

Сведения о результатах аттестации в течение 30 календарных дней высылаются работодателю педагогического работника для ознакомления с ними работника под подпись и принятия решения в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Об этом говорится в пунктах 12–15 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 209.

Обжалование результатов аттестации

В случае если педагогический работник не согласен с решением аттестационной комиссии, он вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством России. Обжалование решений аттестационной комиссии, созданной при органе государственной власти или органе местного самоуправления, осуществляется в судебном порядке в соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Александр Завгородний,
доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль