Можно в данном случае осуществлять доплату за квалификационную категорию по должности «учитель»?

810

Вопрос

Добрый день! Мы являемся образовательным учреждением Среднего профессионального образования. К нам поступают на обучение дети после окончания 9-ти классов. Соответственно на базе колледжа реализуются федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (предметы средней общеобразовательной школы – история, география, русский язык…). Для реализации этих программ, мы принимаем на работу на условиях внешнего совместительства преподавателей с основным местом работы в школе. В расчет заработной платы преподавателя входит доплата за квалификационную категорию по должности «преподаватель». Имеем ли мы право осуществлять эту доплату за квалификационную категорию по должности «учитель», т.к в средней общеобразовательной школе работников аттестуют именно по должности «учитель» а не «преподаватель». Заранее спасибо! С уважением Марина Игоревна.

Ответ

В соответствии с пунктом 3 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209, одной из основных задач аттестации является обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Учитывая задачу аттестации, связанную с дифференциацией уровней оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в нормативных правовых актах, регулирующих оплату труда педагогических работников, должны в обязательном порядке предусматривать для указанных работников более высокие размеры ставок заработной платы (окладов) либо установление повышающих коэффициентов к ним. Различия в уровнях оплаты труда лиц, имеющих и не имеющих квалификационные категории, могут быть значительными, принимая во внимание, что количество квалификационных категорий сократилось (см. Письмо Минобрнауки РФ от 15.08.2011 N 03-515/59 "Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений") (http://1kadry.ru/#/document/99/902298436/?step=12).

При этом при переходе педагогического работника на другую должность квалификационная категория не сохраняется.

При этом ЕКС, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" рассматривает должности учитель и преподаватель как разные должности педагогических работников. В связи с чем установление заработной платы по должности преподаватель с учетом квалификационной категории по должности учитель не правомерно.

Вместе с тем, квалификационная категория, установленная по должностям учителя, преподавателя, должна учитываться независимо от преподаваемого предмета (дисциплины, курса) (Письмо Минобрнауки РФ, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 N 03-52/46 «О направлении Разъяснений по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений») (http://1kadry.ru/#/document/99/902236576/?step=14).

Обратите внимание, что толкование нормативных положений об аттестации педагогических работников находится в ведении Минобразования и науки РФ . За дополнительными разъяснениями по данному вопросу , в том числе в части тождества наименования должности учитель и преподаватель, а также о возможности сохранения квалификационной категории при переходе с должности учитель на должность преподаватель Вы можете обратиться непосредственно в Минобрнауки РФ.


Читайте о Медосмотре учителей и других категорий работников: тонкости и нюансы оформления больше информации в статье по ссылке.


Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как оплачивать труд педагогического работника

Система оплаты труда

Система оплаты труда педагогических работников бюджетных и казенных образовательных организаций включает в себя:

  1. оклады (должностные оклады), ставки зарплаты;

  2. компенсационные выплаты;

  3. стимулирующие выплаты.

Об этом говорится в пункте 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Установление должностных окладов и ставок зарплаты

Размером оклада педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, является установленная при тарификации на начало учебного года месячная зарплата соответственно количеству часовучебной нагрузки.

Определенные таким образом должностной оклад или ставка зарплаты составляют основную часть оплаты труда, именуемую в нормативных документах базовой частью фонда оплаты труда.

Размеры должностных окладов, ставок зарплаты устанавливаются руководителем образовательной организации на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления деятельности по соответствующей профессиональной квалификационной группе. При этом учитываются сложность и объем выполняемой работы (ст. 132, 144 ТК РФ). Должностной оклад является для педагогического работника, как и для любого работника, минимальным гарантированным уровнем оплаты труда без учета выплат компенсационного, стимулирующего, социального и иного характера.Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н.

Рекомендуемые размеры оклада, ставки для профессиональных квалификационных групп педагогических работников (исключение составляют должности высшего и дополнительного образования) приведены в нормативных актах соответствующих ведомств, в чьем ведении находятся соответствующие образовательные организации. Так, например, размеры окладов и ставки педагогических работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минфина России, приведены в приложении к Примерному положению, утвержденному приказом Минфина России от 30 октября 2008 г. № 120н.

На основании расчетов и в пределах средств, предусмотренных на оплату труда педагогических работников, руководитель организации устанавливает размеры повышающих коэффициентов к окладам (ставкам) по профессиональным квалификационным группам с учетом:

  • профессиональной подготовки работника;

  • сложности и важности выполняемой работы;

  • степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач;

  • стажа работы;

  • наличия ученых званий и степеней и других факторов.

Кроме того, для отдельных работников при определении их должностного оклада допускается установление персонального повышающего коэффициента. Такой коэффициент может быть установлен как на постоянной основе, так и на определенный период времени.

Выплаты компенсационного характера

К выплатам компенсационного характера относятся:

  • выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

  • выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

  • выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

  • надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Об этом говорится в перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

Также к числу компенсационных выплат на практике относятся доплаты и надбавки:

  • за классное руководство;

  • за заведование кабинетом;

  • за проверку тетрадей и т. д.

Эти доплаты определены как выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, и отнесены к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (письмо ЦК профсоюза работников народного образования и науки России от 19 сентября 2008 г. № 216).

Конкретные размеры компенсационных выплат в образовательной организации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Выплаты стимулирующего характера

К выплатам стимулирующего характера относятся:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

  • выплаты за качество выполняемых работ;

  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

  • премиальные выплаты по итогам работы.

Об этом говорится в перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818.

Отличительной особенностью таких выплат является то, что они производятся не за выполнение работником должностных обязанностей, а за результативность и эффективность его работы. Следовательно, эти выплаты не гарантированы всем работникам, а право на их получение имеют только те, кто достиг в работе определенных показателей и результатов, выходящих за рамки стандартных.

Такие выплаты производятся из надтарифного фонда. Порядок назначения стимулирующих выплат, их размеры, критерии начисления и периодичность в конкретной образовательной организации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права..

Фонд оплаты труда

Размеры должностных окладов, ставок зарплаты, повышающие коэффициенты, компенсационные и стимулирующие выплаты педагогическим работникам образовательные организации устанавливают в пределах имеющегося фонда оплаты труда.

Фонд оплаты труда работников бюджетного учреждения формируется исходя из объема средств, поступающих в установленном порядке федеральному бюджетному учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583).

Выплаты стимулирующего характера могут устанавливаться как из бюджетных средств, так и из средств, поступающих от приносящей доход деятельности. При этом с 1 января 2010 года объем бюджетных средств, направляемых на указанные выплаты, должен составлять не менее 30 процентов от средств, направляемых на оплату труда преподавателей.

При разработке положений об оплате труда педагогических работников следует учитывать рекомендации Российской трехсторонней комиссии. Такие рекомендации, как правило, разрабатывают в конце календарного года на следующий календарный год. Так, на 2013 год были разработаны Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 декабря 2012 г. (протокол № 11). Оплате труда педагогических работников в данных рекомендациях посвящен раздел IX.

Внимание: пунктом 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 установлено, что зарплата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), определяемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть меньше зарплаты (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе единой тарифной сетки. При условии сохранения объема должностных обязанностей работников и квалификации выполняемых ими работ.

Особенности оплаты труда первых лиц образовательной организации

В целях повышения заинтересованности руководителя образовательной организации в повышении оплаты труда работникам, относящимся к основному персоналу образовательной организации, постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 установлено, что должностной оклад руководителя организации, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней зарплате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемой им организации, и составляет до пяти размеров указанной средней зарплаты.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров организаций устанавливают на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих организаций.

К основному персоналу образовательной организации относятся работники, замещающие должности, включенные в перечни, которые формирует учредитель. В отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, такие перечни утверждены приказом Минобрнауки России от 18 августа 2008 г. № 239.

Определение среднего заработка основного персонала для расчета размера оклада руководителя следует осуществлять в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н.

Для определения средней зарплаты основного персонала необходимо не только знать объем фактически выплаченных за отчетный период указанным лицам денежных средств, но и рассчитать среднюю численность работающих. При этом следует руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н и приказом Росстата от 24 октября 2011 г. № 435. В среднесписочную численность в данном случае следует включать не всех работников, а только тех, которые замещают должности, отнесенные к основному персоналу. При расчете средней численности основного персонала не следует учитывать лиц, работающих на условиях гражданско-правового договора (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н).

Компенсационные выплаты руководителю образовательной организации устанавливают в общем порядке в соответствии с законодательством России. Установление в трудовом договоре руководителя неполного перечня компенсационных выплат не означает, что руководитель будет лишен указанных выплат, если они определены законом.

Стимулирующие выплаты руководителю устанавливает учредитель образовательной организации своим нормативно-правовым актом или актом применения (о выплате премии конкретному руководителю за высокие достижения в труде) (п. 9 Рекомендаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583). Порядок, а в некоторых случаях и конкретный размер стимулирующих выплат устанавливают в трудовом договоре с руководителем (ст. 57 ТК РФ).

Порядок изменения системы оплаты труда

Изменение системы оплаты труда вызывает изменение такого обязательного условия трудового договора работников, как соглашение о зарплате, и потому должно проводиться в соответствии с требованиями статьи 74 Трудового кодекса РФ.

Введение новой системы оплаты труда в конкретной образовательной организации требует либо принятия соответствующего локального нормативного акта, либо внесения изменений в коллективный договор. При этом должны учитываться:

  • единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий;

  • единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;

  • государственные гарантии по оплате труда;

  • перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденный Минздравсоцразвития России;

  • перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденный Минздравсоцразвития России;

  • примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утвержденные федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета;

  • рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

  • мнение представительного органа работников.

Введение новой системы оплаты труда должно быть произведено работодателем не ранее чем через два месяца после письменного уведомления работников о предстоящем изменении (ст. 74 ТК РФ).

Внимание: изменения условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями (ст. 74 ТК РФ).

С работниками, которые согласились с новыми условиями оплаты труда, следует оформить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором будут отражены эти условия. Примерная форма такого соглашения к трудовому договору с работником федерального учреждения утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. № 424н.

Александр Завгородний,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

2. Правовая база :

Приказ Минздравсоцразвития РФ

от 26.08.2010 N 761н

(ред. от 31.05.2011)

"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

III. ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Учитель

Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Преподаватель <*>

--------------------------------

<*> Кроме преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу ВУЗов.

Должностные обязанности. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету; основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении, а также основы экономики, организации производства и управления; педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся; основы трудового законодательства; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

*Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

25.03.2014г.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Горшнева Светлана,

эксперт самой кадровой справочной системы «Система Кадры»

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль