Есть ли нормы по количеству работников на одного кадрового сотрудника?

971

Вопрос

Есть ли нормы по количеству работников на одного кадрового сотрудника?

Ответ

В настоящее время, правовых акты, обязывающих работодателей соблюдать какие-либо нормы труда для конкретных категорий работников, трудовым законодательством не установлены.

Тем не менее, для работников предусмотрены гарантии по нормированию труда. В соответствии со статьёй 159 Трудового кодекса РФ работникам гарантируются государственное содействие системной организации нормирования труда и применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

Таким образом, нормирование труда работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или коллективным договором. То есть и в том и в другом случае определение норм труда работников устанавливается по договорённости между работником и работодателем. При этом работникам гарантируется соответствующее государственное содействие.

Одним из проявлений соответствующего государственного содействия является разработка и установление для однородных работ типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и иных) норм труда. Согласно статье 161 Трудового кодекса РФ, типовые нормы труда устанавливаются соответствующим органом государственной власти (Минтрудом, Минздравсоцразвития и т.п.). Обращаю Ваше внимание, что соответствующие типовые нормы труда не являются обязательными для применения и носят лишь рекомендательный характер.

Конкретные нормы труда для работников (нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы), устанавливаются на локальном уровне работодателем по договорённости с представительным органом работников, в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. При определении норм труда на предприятии, как правило, используются соответствующие типовые нормы труда.

Следовательно, нормы труда для специалистов технической поддержки IT, работодатель может установить самостоятельно. Однако при этом ему необходимо учитывать мнение работников. Нормы труда для таких специалистов необходимо определить, учитывая достигнутый уровень техники, технологии, организации производства и труда. В качестве основы для определения норм труда, рекомендуем использовать соответствующую типовую норму.

Подобная межотраслевая типовая норма установлена Минтрудом РФ (Нормативная база: Постановление Минтруда России от 05.06.2002 № 39 «Об утверждении Нормативов предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти») и Минтрудом СССР (Нормативная база: Постановление Минтруда СССР от 14.11.1991 № 78 «Об утверждении межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по комплектованию и учету кадров»).

 

Подробности в материалах Системы:

 

  1. Нормативная база: Постановление Минтруда России от 05.06.2002 № 39 «Об утверждении Нормативов предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти».

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 2002 года N 39


Об утверждении Нормативов предельной численности работников
кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов
исполнительной власти

Министерство труда и социального развития Российской Федерации

постановляет:
 

1. Утвердить Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России.
 

2. Центральному бюро нормативов по труду Минтруда России обеспечить издание необходимого количества Нормативов предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их заявками.

Министр

труда и социального развития
Российской Федерации
А.Починок


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Минтруда России
от 5 июня 2002 года N 39


 

НОРМАТИВЫ
предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий
федеральных органов исполнительной власти

1. Общая часть

1.1. Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти (далее - нормативы численности) предназначены для определения и обоснования штатной численности работников указанных структурных подразделений, оптимального подбора, расстановки и использования кадров, правильного распределения работ между исполнителями, установления должностных обязанностей.

1.2. Нормативы численности содержат 3 раздела: общая часть, организация труда и нормативная часть. Кроме этого приводится пример расчета нормативной численности работников кадровой службы и бухгалтерии федерального органа исполнительной власти (приложение N 1).

1.3. Нормативы численности, приведенные в нормативной части сборника, установлены для наиболее распространенных организационно-технических условий выполнения работ кадровой службой и бухгалтерией.

1.4. В случаях, когда численность работников федерального органа исполнительной власти менее 100 человек, а курируемое количество подведомственных организаций, имеющих самостоятельный баланс, менее 5, могут быть применены местные и отраслевые нормативы численности работников кадровой службы и бухгалтерии.

1.5. Нормативная численность работников кадровых служб охватывает структурные подразделения, обслуживающие центральный аппарат, персонал территориальных органов, подготовку и повышение квалификации персонала.

1.6. Нормативная численность работников структурных подразделений, занятых бухгалтерским учетом и отчетностью, предусматривает выполнение работ по планированию и учету расходов центрального аппарата, сводному бухгалтерскому учету и отчетности, бухгалтерскому учету и отчетности территориальных органов исполнительной власти.

1.7. Для федеральных органов исполнительной власти межотраслевого назначения к нормативам численности работников кадровой службы и работников структурных подразделений, занятых бухгалтерским учетом и отчетностью, может применяться коэффициент, учитывающий сложность и объем выполняемых работ, равный 1,5.

1.8. В тех случаях, когда у федеральных органов исполнительной власти находится в подчинении более 100 подведомственных организаций, имеющих самостоятельный баланс, к нормативам предельной численности работников может применяться коэффициент, равный 1,1.

2. Организация труда

2.1. Деятельность работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти регламентируется законодательством Российской Федерации, их должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях федеральных органов исполнительной власти.

 

2.2. При распределении работ между работниками кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти следует учитывать их квалификацию, специализацию, что должно способствовать качественному и быстрому выполнению ими своих функций и заданий.
 

2.3. При применении Нормативов численности должны быть обеспечены безопасные условия и охрана труда работников и создан комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы кадровой службы и бухгалтерии в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и стандартами.
 

2.4. Площадь помещений, в которых располагаются кадровые службы и бухгалтерии федеральных органов исполнительной власти, должна соответствовать требованиям (СН 495-77), предусматривающим рациональное размещение мебели и оргтехники. Уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должна соответствовать требованиям, установленным санитарными нормами (18°-20°С).
 

2.5. При расстановке мебели в рабочих помещениях следует учитывать удобство подхода к каждому рабочему месту и обеспечение рациональных схем движения документов с учетом специализации исполнителей.

 

2.6. В соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 года N 40, кассовое помещение должно быть изолированным. Окна кассового помещения оборудуются металлическими решетками. Двери кассового помещения в течение рабочего дня должны запираться внутренним замком.

Для хранения денежных средств и других ценностей в кассовом помещении устанавливается металлический шкаф (сейф).
 

2.7. Работники бухгалтерии обязаны регулярно осуществлять инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности наличных средств и материальных ценностей, находящихся на их ответственном хранении.
 

2.8. Режим труда и отдыха работников кадровых служб и бухгалтерий устанавливается исходя из распорядка дня с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения наиболее сложных (трудоемких) из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается более высокая устойчивая работоспособность.

Режим труда и отдыха при работе с ПЭВМ должен организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.

Виды трудовой деятельности разделяются на три группы:

группа А - работа по считыванию информации с экрана с предварительным запросом;

группа Б - работа по вводу информации;

группа В - творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.

При выполнении в течение рабочего дня работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочего дня.

Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ПЭВМ, которые определяются:

для группы А - по суммарному числу считываемых знаков;

для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40000 знаков за смену;

для группы В - по суммарному времени непосредственной работы с ПЭВМ за рабочий день, но не более 6 часов за день.

Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.

Время регламентированных перерывов в течение рабочего дня следует устанавливать в зависимости от продолжительности, вида и категории трудовой деятельности.

Продолжительность непрерывной работы с ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.

При 8-часовом рабочем дне и работе на ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:

для I категории работ - через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;

для II категории работ - через 2 часа от начала рабочего дня и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;

для III категории работ - через 1,5-2 часа от начала рабочего дня и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

Наряду с этим необходимо предусмотреть проведение физкультурных пауз продолжительностью 5-10 мин за 1-1,5 часа до обеда и за 1-1,5 часа до окончания работы.

 

3. Нормативная часть

 

3.1. Нормативы предельной численности работников кадровых служб.

Состав работ, выполняемых кадровой службой:

организация и координация работы по подбору и расстановке кадров;

осуществление персонального учета личного состава, ведение личных дел работников федеральных органов исполнительной власти;

учет, ведение, хранение и выдача трудовых книжек;

утверждение и ведение штатного расписания;

формирование кадрового резерва для замещения руководящих должностей структурных подразделений центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти;

консультирование работников центрального аппарата по вопросам, относящимся к кадровой службе;

организация проверки сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на работу в федеральный орган исполнительной власти;

организация и проведение совещаний-семинаров с работниками кадровой службы;

подготовка трудовых договоров, приказов о приеме и увольнении, поощрении работников центрального аппарата;

проведение аттестации работников;

участие в проведении конкурсов на замещение вакантных должностей;

подготовка необходимых документов и присвоение квалификационных разрядов работникам центрального аппарата;

организация работы по подготовке и переподготовке кадров, повышению квалификации руководящего состава;

координация работы по подбору и расстановке кадров подведомственных образовательных учреждений и организаций;

обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, касающегося кадровой политики;

рассмотрение писем, жалоб и заявлений граждан, по вопросам, относящимся к компетенции кадровой службы;

подготовка и представление материалов к награждению работников федерального органа исполнительной власти.

 

Нормативы предельной численности работников кадровых служб
федеральных органов исполнительной власти

 

Таблица 1

 

                                       

N п.п.

Численность работников федеральных органов исполнительной власти, до

Количество подведомственных организаций, имеющих самостоятельный баланс

   

5

7

10

12

15

17

20

25

30

40

45

50

60

70

80

90

100

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1

100

5,7

5,8

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

125

6,0

6,1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

150

6,3

6,4

6,4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

175

6,6

6,6

6,7

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

200

6,9

6,9

6,9

6,9

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6

225

7,1

7,2

7,2

7,2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

7

250

7,4

7,4

7,4

7,5

7,5

7,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

8

275

7,7

7,7

7,7

7,7

7,8

7,8

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9

300

7,9

7,9

8,0

8,0

8,0

8,0

8,1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

325

8,2

8,2

8,2

8,3

8,3

8,3

8,3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

11

350

8,5

8,5

8,5

8,5

8,6

8,6

8,6

8,7

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12

375

8,7

8,7

8,8

8,8

8,8

8,8

8,9

8,9

-

-

-

-

-

-

-

-

-

13

400

9,0

9,0

9,0

9,1

9,1

9,1

9,1

9,2

9,2

-

-

-

-

-

-

- _ ,

-

14

425

9,3

9,3

9,3

9,3

9,4

9,4

9,4

9,4

9,5

-

-

-

-

-

-

-

-

15

450

9,5

9,5

9,6

9,6

9,6

9,6

9,7

9,7

9,8

9,9

-

-

-

-

-

-

-

16

475

9,8

9,8

9,8

9,9

9,9

9,9

9,9

10,0

10,0

10,1

-

-

-

-

-

-

-

17

500

10,0

10,1

10,1

10,1

10,1

10,2

10,2

10,2

10,3

10,4

10,4

-

-

-

-

-

-

18

525

10,3

10,3

10,4

10,4

10,4

10,4

10,5

10,5

10,6

10,7

10,7

-

-

-

-

-

-

19

550

10,6

10,6

10,6

10,6

10,7

10,7

10,7

10,8

10,8

10,9

11,0

11,0

-

-

-

-

-

20

575

10,8

10,9

10,9

10,9

10,9

11,0

11,0

11,0

11,1

11,2

11,2

11,3

-

-

-

-

-

21

600

11,1

11,1

11,2

11,2

11,2

11,2

11,3

11,3

11,4

11,4

11,5

11,5

11,6

-

-

-

-

22

625

11,4

11,4

11,4

11,4

11,5

11,5

11,5

11,6

11,6

11,7

11,8

11,8

11,9

-

-

-

-

23

650

11,6

11,7

11,7

11,7

11,7

11,8

11,8

11,8

11,9

12,0

12,0

12,1

12,2

12,3

-

-

-

24

675

11,9

11,9

12,0

12,0

12,0

12,0

12,0

12,1

12,1

12,2

12,3

12,3

12,4

12,5

-

-

-

25

700

12,2

12,2

12,2

12,2

12,3

12,3

12,3

12,4

12,4

12,5

12,6

12,6

12,7

12,8

12,9

-

-

26

725

12,4

12,5

12,5

12,5

12,5

12,5

12,6

12,6

12,7

12,8

12,8

12,9

13,0

13,1

13,2

-

-

27

750

12,7

12,7

12,7

12,8

12,8

12,8

12,8

12,9

12,9

13,0

13,1

13,1

13,2

13,3

13,4

13,5

-

28

775

13,0

13,0

13,0

13,0

13,1

13,1

13,1

13,2

13,2

13,3

13,4

13,4

13,5

13,6

13,7

13,8

-

29

800

13,2

13,2

13,3

13,3

13,3

13,3

13,4

13,4

13,5

13,6

13,6

13,7

13,8

13,9

14,0

14,1

14,2

30

825

13,5

13,5

13,5

13,6

13,6

13,6

13,6

13,7

13,7

13,8

13,9

13,9

14,0

14,1

14,2

14,3

14,4

31

850

13,8

13,8

13,8

13,8

13,9

13,9

13,9

14,0

14,0

14,1

14,1

14,2

14,3

14,4

14,5

14,6

14,7

32

875

14,0

14,0

14,1

14,1

14,1

14,1

14,2

14,2

14,3

14,4

14,4

14,5

14,6

14,7

14,8

14,8

14,9

33

900

14,3

14,3

14,3

14,4

14,4

14,4

14,4

14,5

14,5

14,6

14,7

14,7

14,8

14,9

15,0

15,1

15,2

34

925

14,6

14,6

14,6

14,6

14,7

14,7

14,7

14,7

14,8

14,9

14,9

15,0

15,1

15,2

15,3

15,4

15,5

35

950

14,8

14,8

14,9

14,9

14,9

14,9

15,0

15,0

15,1

15,2

15,2

15,3

15,4

15,4

15,5

15,6

15,7

36

975

15,1

15,1

15,1

15,2

15,2

15,2

15,2

15,3

15,3

15,4

15,5

15,5

15,6

15,7

15,8

15,9

16,0

37

1000

15,3

15,4

15,4

15,4

15,4

15,5

15,5

15,5

15,6

15,7

15,7

15,8

15,9

16,0

16,1

16,2

16,3

38

1025

15,6

15,6

15,7

15,7

15,7

15,7

15,8

15,8

15,9

16,0

16,0

16,1

16,1

16,2

16,3

16,4

16,5

39

1050

15,9

15,9

15,9

15,9

16,0

16,0

16,0

16,1

16,1

16,2

16,3

16,3

16,4

16,5

16,6

16,7

16,8

40

1075

16,1

16,2

16,2

16,2

16,2

16,3

16,3

16,3

16,4

16,5

16,5

16,6

16,7

16,8

16,9

17,0

17,1

41

1100

16,4

16,4

16,5

16,5

16,5

16,5

16,6

16,6

16,7

16,7

16,8

16,8

16,9

17,0

17,1

17,2

17,3

42

1125

16,7

16,7

16,7

16,7

16,8

16,8

16,8

16,9

16,9

17,0

17,1

17,1

17,2

17,3

17,4

17,5

17,6

43

1150

16,9

17,0

17,0

17,0

17,0

17,1

17,1

17,1

17,2

17,3

17,3

17,4

17,5

17,6

17,7

17,8

17,9

44

1175

17,2

17,2

17,3

17,3

17,3

17,3

17,3

17,4

17,4

17,5

17,6

17,6

17,7

17,8

17,9

18,0

18,1

45

1200

17,5

17,5

17,5

17,5

17,6

17,6

17,6

17,7

17,7

17,8

17,9

17,9

18,0

18,1

18,2

18,3

18,4

46

1225

17,7

17,8

17,8

17,8

17,8

17,8

17,9

17,9

18,0

18,1

18,1

18,2

18,3

18,4

18,5

18,6

18,7

47

1250

18,0

18,0

18,0

18,1

18,1

18,1

18,1

18,2

18,2

18,3

18,4

18,4

18,5

18,6

18,7

18,8

18,9

48

1275

18,3

18,3

18,3

18,3

18,4

18,4

18,4

18,5

18,5

18,6

18,7

18,7

18,8

18,9

19,0

19,1

19,2

49

1300

18,5

18,5

18,6

18,6

18,6

18,6

18,7

18,7

18,8

18,9

18,9

19,0

19,1

19,2

19,3

19,4

19,5

50

1325

18,8

18,8

18,8

18,9

18,9

18,9

18,9

19,0

19,0

19,1

19,2

19,2

19,3

19,4

19,5

19,6

19,7

51

1350

19,1

19,1

19,1

19,1

19,2

19,2

19,2

19,3

19,3

19,4

19,4

19,5

19,6

19,7

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль