Переходит ли квалификационная категория, учитывается ли пед. стаж при расчёте ставки заработной платы соц.педагога?

1669

Вопрос

Преподаватель с высшей категорией совмещает должность социального педагога. Переходит ли квалификационная категория, учитывается ли пед. стаж при расчёте ставки заработной платы соц.педагога?

Ответ

В соответствии с пунктом 3 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209, одной из основных задач аттестации является обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Учитывая задачу аттестации, связанную с дифференциацией уровней оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в нормативных правовых актах, регулирующих оплату труда педагогических работников, должны в обязательном порядке предусматривать для указанных работников более высокие размеры ставок заработной платы (окладов) либо установление повышающих коэффициентов к ним. Различия в уровнях оплаты труда лиц, имеющих и не имеющих квалификационные категории, могут быть значительными, принимая во внимание, что количество квалификационных категорий сократилось (см. Письмо Минобрнауки РФ от 15.08.2011 N 03-515/59 "Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений") (http://1kadry.ru/#/document/99/902298436/?step=16).

При этом при переходе педагогического работника на другую должность квалификационная категория не сохраняется (Письмо Минобрнауки РФ, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 N 03-52/46 «О направлении Разъяснений по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений») (http://1kadry.ru/#/document/99/902236576/?step=21).

Совмещать должность социального педагога работник может как при оформлении трудового договора по внутреннему совместительству, так и оформлении совмещении профессий (должностей).

При оформлении совместительства квалификационная категория не сохраняется.

На основании расчетов и в пределах средств, предусмотренных на оплату труда педагогических работников, руководитель организации устанавливает размеры повышающих коэффициентов к окладам (ставкам) по профессиональным квалификационным группам с учетом, в том числе стажа работы. Такой повышающий коэффициент может быть также установлен при оформлении совместительства, если это предусматривается локальными нормативными документами организации.

При оформлении совмещения размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора (ст. 151 ТК РФ) с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Размер такой доплаты также устанавливается без учета квалификационной категории.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как оплачивать труд педагогического работника

Система оплаты труда

Система оплаты труда педагогических работников бюджетных и казенных образовательных организаций включает в себя:

  1. оклады (должностные оклады), ставки зарплаты;

  2. компенсационные выплаты;

  3. стимулирующие выплаты.

Об этом говорится в пункте 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Установление должностных окладов и ставок зарплаты

Размером оклада педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, является установленная при тарификации на начало учебного года месячная зарплата соответственно количеству часов учебной нагрузки.

Определенные таким образом должностной оклад или ставка зарплаты составляют основную часть оплаты труда, именуемую в нормативных документах базовой частью фонда оплаты труда.

Размеры должностных окладов, ставок зарплаты устанавливаются руководителем образовательной организации на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления деятельности по соответствующей профессиональной квалификационной группе. При этом учитываются сложность и объем выполняемой работы (ст. 132, 144 ТК РФ). Должностной оклад является для педагогического работника, как и для любого работника, минимальным гарантированным уровнем оплаты труда без учета выплат компенсационного, стимулирующего, социального и иного характера.Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н.

Рекомендуемые размеры оклада, ставки для профессиональных квалификационных групп педагогических работников (исключение составляют должности высшего и дополнительного образования) приведены в нормативных актах соответствующих ведомств, в чьем ведении находятся соответствующие образовательные организации. Так, например, размеры окладов и ставки педагогических работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минфина России, приведены в приложении к Примерному положению, утвержденному приказом Минфина России от 30 октября 2008 г. № 120н.

На основании расчетов и в пределах средств, предусмотренных на оплату труда педагогических работников, руководитель организации устанавливает размеры повышающих коэффициентов к окладам (ставкам) по профессиональным квалификационным группам с учетом:

  • профессиональной подготовки работника;

  • сложности и важности выполняемой работы;

  • степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач;

  • стажа работы;

  • наличия ученых званий и степеней и других факторов.

Кроме того, для отдельных работников при определении их должностного оклада допускается установление персонального повышающего коэффициента. Такой коэффициент может быть установлен как на постоянной основе, так и на определенный период времени.

Выплаты компенсационного характера

К выплатам компенсационного характера относятся:

  • выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

  • выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

  • выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

  • надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Об этом говорится в перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

Также к числу компенсационных выплат на практике относятся доплаты и надбавки:

  • за классное руководство;

  • за заведование кабинетом;

  • за проверку тетрадей и т. д.

Эти доплаты определены как выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, и отнесены к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (письмо ЦК профсоюза работников народного образования и науки России от 19 сентября 2008 г. № 216).

Конкретные размеры компенсационных выплат в образовательной организации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Выплаты стимулирующего характера

К выплатам стимулирующего характера относятся:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

  • выплаты за качество выполняемых работ;

  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

  • премиальные выплаты по итогам работы.

Об этом говорится в перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818.

Отличительной особенностью таких выплат является то, что они производятся не за выполнение работником должностных обязанностей, а за результативность и эффективность его работы. Следовательно, эти выплаты не гарантированы всем работникам, а право на их получение имеют только те, кто достиг в работе определенных показателей и результатов, выходящих за рамки стандартных.

Такие выплаты производятся из надтарифного фонда. Порядок назначения стимулирующих выплат, их размеры, критерии начисления и периодичность в конкретной образовательной организации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Фонд оплаты труда

Размеры должностных окладов, ставок зарплаты, повышающие коэффициенты, компенсационные и стимулирующие выплаты педагогическим работникам образовательные организации устанавливают в пределах имеющегося фонда оплаты труда.

Фонд оплаты труда работников бюджетного учреждения формируется исходя из объема средств, поступающих в установленном порядке федеральному бюджетному учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583).

Выплаты стимулирующего характера могут устанавливаться как из бюджетных средств, так и из средств, поступающих от приносящей доход деятельности. При этом с 1 января 2010 года объем бюджетных средств, направляемых на указанные выплаты, должен составлять не менее 30 процентов от средств, направляемых на оплату труда преподавателей.

При разработке положений об оплате труда педагогических работников следует учитывать рекомендации Российской трехсторонней комиссии. Такие рекомендации, как правило, разрабатывают в конце календарного года на следующий календарный год. Так, на 2013 год были разработаны Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 декабря 2012 г. (протокол № 11). Оплате труда педагогических работников в данных рекомендациях посвящен раздел IX.

Внимание: пунктом 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 установлено, что зарплата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), определяемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть меньше зарплаты (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе единой тарифной сетки. При условии сохранения объема должностных обязанностей работников и квалификации выполняемых ими работ.

Особенности оплаты труда первых лиц образовательной организации

В целях повышения заинтересованности руководителя образовательной организации в повышении оплаты труда работникам, относящимся к основному персоналу образовательной организации, постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 установлено, что должностной оклад руководителя организации, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней зарплате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемой им организации, и составляет до пяти размеров указанной средней зарплаты.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров организаций устанавливают на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих организаций.

К основному персоналу образовательной организации относятся работники, замещающие должности, включенные в перечни, которые формирует учредитель. В отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, такие перечни утверждены приказом Минобрнауки России от 18 августа 2008 г. № 239.

Определение среднего заработка основного персонала для расчета размера оклада руководителя следует осуществлять в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н.

Для определения средней зарплаты основного персонала необходимо не только знать объем фактически выплаченных за отчетный период указанным лицам денежных средств, но и рассчитать среднюю численность работающих. При этом следует руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н и приказом Росстата от 24 октября 2011 г. № 435. В среднесписочную численность в данном случае следует включать не всех работников, а только тех, которые замещают должности, отнесенные к основному персоналу. При расчете средней численности основного персонала не следует учитывать лиц, работающих на условиях гражданско-правового договора (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н).

Компенсационные выплаты руководителю образовательной организации устанавливают в общем порядке в соответствии с законодательством России. Установление в трудовом договоре руководителя неполного перечня компенсационных выплат не означает, что руководитель будет лишен указанных выплат, если они определены законом.

Стимулирующие выплаты руководителю устанавливает учредитель образовательной организации своим нормативно-правовым актом или актом применения (о выплате премии конкретному руководителю за высокие достижения в труде) (п. 9 Рекомендаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583). Порядок, а в некоторых случаях и конкретный размер стимулирующих выплат устанавливают в трудовом договоре с руководителем (ст. 57 ТК РФ).

Порядок изменения системы оплаты труда

Изменение системы оплаты труда вызывает изменение такого обязательного условия трудового договора работников, как соглашение о зарплате, и потому должно проводиться в соответствии с требованиями статьи 74 Трудового кодекса РФ.

Введение новой системы оплаты труда в конкретной образовательной организации требует либо принятия соответствующего локального нормативного акта, либо внесения изменений в коллективный договор. При этом должны учитываться:

  • единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий;

  • единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;

  • государственные гарантии по оплате труда;

  • перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденный Минздравсоцразвития России;

  • перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденный Минздравсоцразвития России;

  • примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утвержденные федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета;

  • рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

  • мнение представительного органа работников.

Введение новой системы оплаты труда должно быть произведено работодателем не ранее чем через два месяца после письменного уведомления работников о предстоящем изменении (ст. 74 ТК РФ).

Внимание: изменения условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями (ст. 74 ТК РФ).

С работниками, которые согласились с новыми условиями оплаты труда, следует оформить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором будут отражены эти условия. Примерная форма такого соглашения к трудовому договору с работником федерального учреждения утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. № 424н.

Александр Завгородний,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.7%
  • Иногда 56.15%
  • Не оформляем срочников 19.16%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль