Что может служить основанием предоставления персональной информации другим организациям?

933

Вопрос

Один из Департаментов Правительства города Москвы на совещании дало устное распоряжение, предоставить персональные данные всех работников предприятия с указанием паспортных данных, СНИЛС, адресов регистрации, дата рождения, ФИО. Что может служить основанием предоставления данной информации? Имеем ли мы право предоставлять такие сведения? Какие законодательные акты разрешают или запрещают распространять персональные данные сотрудников? С уважением, Татьяна Анатольевна.

Ответ

Рассмотрим Ваши вопросы:

  1. Что может служить основанием предоставления данной информации?

Предоставлять персональные данные работников третьим лицам можно только на основании письменного мотивированного запроса (или иного письменного документа), заверенного подписью уполномоченного лица и печатью (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

 

  1. Имеем ли мы право предоставлять такие сведения?

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на ее основании физическому лицу. К такой информации относятся, в частности, фамилия, имя, отчество этого лица, год, месяц, дата и место его рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы.

Оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие или осуществляющие обработку таких данных, а также определяющие цели и содержание обработки (п. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

Понятие "обработка персональных данных" включает в себя весь спектр действий (операций) с персональными данными, в том числе: их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (передачу), обезличивание, блокирование и уничтожение.

Следовательно, в силу Закона № 152-ФЗ как только в распоряжении организации появляются данные любого лица, эта организация становится оператором персональных данных и обязана обеспечить их защиту. Обработка таких данных осуществляется только с письменного согласия сотрудников.

Однако, в отдельных случаях обработка персональных данных возможна и без согласия сотрудника. Например, в соответствии со статьей 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, если обработка персональных данных необходима в целях исполнения заключенного с сотрудником договора либо для достижения целей, предусмотренных законом для осуществления и выполнения возложенных законодательством России на оператора функций, полномочий и обязанностей, – она может осуществляться без согласия сотрудника – субъекта персональных данных. Вместе с тем, все возможные случаи, когда согласие на обработку персональных данных не требуется, приведены в пунктах 2–11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Таким образом, можно сказать, что Вы имеете право предоставлять персональные данные работников третьим лицам, НО только с письменного согласия сотрудников и на основании письменного запроса Департамента.

 

  1. Какие законодательные акты разрешают или запрещают распространять персональные данные сотрудников?

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" регулирует порядок отношений, связанных с обработкой персональных данных работников, осуществляемых работодателем.

Подробности в материалах Системы:

  1. Ответ: Как организовать обработку персональных данных сотрудников

Персональные данные сотрудников

В организации персональные данные сотрудников содержатся в их личных карточках и личных делах (если они ведутся). Все персональные данные сотрудника можно получить только от него самого. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то сначала уведомите об этом сотрудника и получите от него письменное согласие. При этом сообщите сотруднику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных. Кроме того, известите его о характере подлежащих получению персональных данных и о последствиях отказа сотрудника дать согласие на их получение. Такой порядок предусмотрен в пункте 3 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ.

Организация не вправе собирать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности сотрудника (например, сведения о вероисповедании, политических пристрастиях, жилищных условиях и т. п.). Эти сведения составляют личную или семейную тайну гражданина, которую он вправе никому не разглашать. Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ и статье 10 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Получив персональные данные, работодатель обязуется их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия на то сотрудника (ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Согласие сотрудника на обработку персональных данных

По ходу деятельности у работодателя возникает необходимость в обработке персональных данных сотрудников. Обработка таких данных осуществляется только с письменного согласия сотрудников. При этом согласие должно включать в себя следующую информацию:

  • фамилию, имя, отчество, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего его личность), в том числе сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе;

  • наименование или фамилию, имя, отчество и адрес работодателя (оператора), получающего согласие сотрудника;

  • цель обработки персональных данных;

  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;

  • наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;

  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;

  • срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

  • подпись сотрудника.

Такие требования установлены в части 4 статьи 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

При недееспособности сотрудника письменное согласие на обработку его персональных данных дает его законный представитель (родитель, опекун) (ч. 6 ст. 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Сотрудник может в любое время отозвать согласие на обработку своих персональных данных, направив работодателю отзыв в произвольной форме. В такой ситуации организация вправе продолжить обработку персональных данных без согласия сотрудника с учетом ограничений, указанных в пунктах 2–11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, например, для осуществления правосудия или защиты жизни (здоровья) самого сотрудника. Об этом говорится в части 2 статьи 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Следует отметить, что при возникновении спора обязанность представить доказательства того, что согласие сотрудника на обработку его персональных данных получено, возлагается на работодателя (ч. 3 ст. 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

С согласия сотрудника организация вправе также поручить обработку персональных данных другому лицу (ч. 3 ст. 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ). В этом случае ответственность перед сотрудником за действия указанного лица по-прежнему будет нести работодатель, а лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению работодателя, будет отвечать непосредственно перед работодателем (ч. 5 ст. 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Необходимо отметить, что согласие на обработку персональных данных работодателю необходимо получать не только от сотрудников, то есть лиц, с которыми он состоит в трудовых отношениях, но и от соискателей. Об этом сказано в пункте 5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.

Случаи обработки данных без согласия сотрудника

В отдельных случаях обработка персональных данных возможна и без согласия сотрудника. Например, если обработка персональных данных необходима в целях исполнения заключенного с сотрудником договора либо для достижения целей, предусмотренных законом для осуществления и выполнения возложенных законодательством России на оператора функций, полномочий и обязанностей, – она может осуществляться без согласия сотрудника – субъекта персональных данных. Об этом сказано в статье 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

К таким случаям относится передача сведений в:

Кроме того, согласие не требуется в следующих случаях:

  • обязанность по обработке предусмотрена законодательством, в том числе опубликование и размещение персональных данных сотрудников в сети Интернет (например, Законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, Законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ и рядом иных актов);

  • проводится обработка персональных данных близких родственников сотрудника в объеме, предусмотренном личной карточкой (по унифицированной форме № Т-2 или самостоятельно разработанной форме), а также в случаях получения алиментов, оформления социальных выплат и допуска к государственной тайне;

  • обработка сведений о состоянии здоровья сотрудника относится к вопросу о возможности выполнения им трудовой функции;

  • обработка данных связана с выполнением сотрудником должностных обязанностей, в том числе при его командировании;

  • обработка персональных данных проводится при осуществлении пропускного режима на территорию служебных зданий и помещений работодателя при условии, что организация пропускного режима осуществляется работодателем самостоятельно.

Об этом говорится в пунктах 1–5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.

Также работодателю следует помнить, что не требуется получать согласие уволенного сотрудника на обработку его персональных данных для целей налогового и бухгалтерского учета. Не распространяется законодательство о персональных данных и на материалы, переданные в архивную организацию для архивного хранения, поэтому такое хранение не требует получения согласия сотрудника на обработку его персональных данных. Это следует из положений абзацев 6–10 пункта 5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г.

Все возможные случаи, когда согласие на обработку персональных данных не требуется, приведены в пунктах 2–11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Уведомление Роскомнадзора

До начала обработки персональных данных сотрудников работодателю необходимо уведомить территориальный орган Роскомнадзора о намерении осуществить обработку. Исключение составляют случаи обработки персональных данных:

  • обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;

  • сделанных сотрудниками общедоступными;

  • полученных организацией в связи с заключением договора, стороной которого является сотрудник (при условии, что персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия сотрудника и используются работодателем исключительно для исполнения указанного договора и заключения иных договоров с сотрудником);

  • относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации;

  • включающих в себя только фамилии, имена и отчества сотрудников;

  • необходимых в целях однократного пропуска сотрудника на территорию работодателя и в иных аналогичных целях;

  • включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

  • обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с законодательными актами, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;

  • обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством России о транспортной безопасности.

Об этом говорится в частях 1 и 2 статьи 22 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Форма уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных, а также Рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Роскомнадзора от 19 августа 2011 г. № 706. Кроме того, подробный перечень сведений, которые должны быть указаны в уведомлении, приведен в части 3 статьи 22 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. Работодатель может направить уведомление в бумажном виде в адрес территориального органа Роскомнадзора или в электронном виде через портал персональных данных (ч. 3 ст. 22 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

В случае прекращения обработки персональных данных работодатель также обязан уведомить об этом уполномоченный орган. Сделать это нужно в течение десяти рабочих дней с момента прекращения обработки данных. Типовой бланк уведомления о прекращении обработки данных не утвержден, поэтому работодатель может составить его в произвольной форме (ч. 7 ст. 22 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Защита персональных данных

Чтобы не допустить разглашения персональных данных, создайте надежную систему их защиты. Порядок получения, обработки, передачи и хранения таких сведений установите в локальном акте организации, например в Положении о работе с персональными данными сотрудников (ст. 8, 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ). Положение утверждает руководитель организации. С ним под подпись ознакомьте сотрудников организации (п. 8 ч. 1 ст. 86 ТК РФ). Конкретные меры по обеспечению безопасности персональных данных сотрудников при их обработке предусмотрены в статье 19 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ и Требованиях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119. На их основе организация может выработать свою собственную систему защиты персональных данных.

Так, при обработке персональных данных в информационной системе необходимо обеспечить защиту и безопасность персональных данных. При этом угрозой безопасности персональных данных является совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного (в т. ч. случайного) доступа к персональным данным при их обработке в системе, результатом которого могут стать:

  • уничтожение;

  • изменение;

  • блокирование;

  • копирование;

  • предоставление;

  • распространение;

  • иные неправомерные действия с персональными данными.

Такие правила установлены пунктом 6 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119.

Следует отметить, что выбор конкретных средств защиты информации для информационной системы обработки персональных данных осуществляется работодателем в соответствии с нормативно-правовыми актами ФСБ России и ФСТЭК России. Определение типа угроз безопасности персональных данных, актуальных для системы обработки и защиты персональных данных, производится с учетом оценки возможного вреда и в соответствии с нормативными актами упомянутых органов (п. 4, 7 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119).

При обработке персональных данных в системах могут устанавливаться четыре уровня защищенности в зависимости от категории данных и количества сотрудников, сведения о которых содержит система. В зависимости от уровня защищенности работодателю следует принимать различные меры защиты систем обработки персональных данных, предусмотренные пунктами 13–16 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119. Например, установление режима обеспечения безопасности помещений, в которых размещены персональные данные, назначение лиц, ответственных за обеспечение безопасности персональных данных в информационной системе, и т. п. Конкретные требования к указанным мерам по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке установлены составом и содержанием организационных и технических мер, утвержденными приказом ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. № 21.

Для контроля защищенности персональных данных при их обработке работодатель или уполномоченное им лицо не реже одного раза в три года осуществляет контрольные проверки, конкретные сроки которых работодатель определяет самостоятельно. При необходимости к проведению проверки на договорной основе можно привлечь организации или индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации (п. 17 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. № 1119).

Обезличивание данных

Государственные и муниципальные учреждения должны обезличивать персональные данные, которые обрабатывают в своих информационных системах, в том числе созданных и функционирующих в рамках реализации федеральных целевых программ (подп. «з» п. 1 перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. № 211).

Под обезличиванием персональных данных понимают действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному человеку (ст. 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Конкретные требования и методы по обезличиванию персональных данных, обрабатываемых в информационных системах, предусмотрены в Требованиях и методах, утвержденных приказом Роскомнадзора от 5 сентября 2013 г. № 996.

Основным требованием к обезличиванию персональных данных является обеспечение не только защиты от несанкционированного использования, но и возможности их обработки. Для этого обезличенные данные должны обладать свойствами, сохраняющими основные характеристики обезличиваемых персональных данных. К таким свойствам, в частности, относятся:

  • полнота, то есть сохранение всей информации о конкретных людях или группах людей, которая имелась до обезличивания;

  • структурированность, то есть сохранение структурных связей между обезличенными данными конкретного человека или группы людей, которые имелись до обезличивания;

  • применимость, то есть возможность решения задач обработки персональных данных без предварительного обезличивания всего объема записей о людях;

  • анонимность, то есть невозможность однозначной идентификации субъектов данных, полученных в результате обезличивания, без применения дополнительной информации.

Такие правила установлены пунктами 3–4 Требований и методов, утвержденных приказом Роскомнадзора от 5 сентября 2013 г. № 996.

Основными требованиями к методам обезличивания персональных данных являются:

  • обеспечение требуемых свойств обезличенных данных;

  • соответствие предъявляемым требованиям к характеристикам методов;

  • реализация методов в различных программах;

  • решение поставленных задач обработки персональных данных.

К наиболее перспективным и удобным для практического применения относят следующие методы обезличивания:

  • метод введения идентификаторов, то есть замена части сведений персональных данных идентификаторами с созданием таблицы соответствия идентификаторов исходным данным;

  • метод изменения состава или семантики, то есть изменение состава или семантики персональных данных путем замены результатами статистической обработки, обобщения или удаления части сведений;

  • метод декомпозиции, то есть разбиение массива персональных данных на несколько частей с последующим раздельным хранением;

  • метод перемешивания, то есть перестановка отдельных записей, а также групп записей в массиве персональных данных.

Об этом сказано в пунктах 10–15 Требований и методов, утвержденных приказом Роскомнадзора от 5 сентября 2013 г. № 996.

Коммерческие организации в целях безопасности работы с персональными данными работников также вправе, но не обязаны заниматься обезличиванием (п. 3 ст. 3 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Конкретный метод обезличивания организации нужно закрепить в локальном акте, например в Положении о работе с персональными данными сотрудников (ст. 8, 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Проверки соблюдения требований к обработке персональных данных

Проверки работодателя по вопросам обработки им персональных данных проводит Роскомнадзор. Приказом Минкомсвязи России от 14 ноября 2011 г. № 312 утвержден Административный регламент исполнения данной службой функций по осуществлению государственного контроля (надзора).

Предметом контроля деятельности работодателя по обработке персональных данных являются:

  • документы, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных;

  • информационные системы персональных данных;

  • деятельность по их обработке.

Такие правила установлены пунктами 5–5.3 Административного регламента, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 14 ноября 2011 г. № 312.

Роскомнадзор осуществляет как плановые, так и внеплановые проверки в форме документарных или выездных (ст. 9–12 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Права и обязанности должностных лиц Роскомнадзора при проведении проверок определен, соответственно, пунктами 6 и 7 Административного регламента, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 14 ноября 2011 г. № 312.

Сроки проверки деятельности работодателя по обработке персональных данных при проведении как плановой, так и внеплановой проверки не могут превышать 20 рабочих дней. При этом для субъектов малого предпринимательства общий срок выездных плановых проверок не может превышать в год:

  • 50 часов – для малого предприятия;

  • 15 часов – для микропредприятия.

В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, а для малых и микропредприятий – не более чем на 15 часов. Это возможно, если в ходе осуществления проверки возникнет необходимость в проведении:

  • сложных и длительных исследований, испытаний;

  • специальных экспертиз и расследований.

Такие правила установлены статьей 13 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Руководитель или иное уполномоченное лицо проверяемой организации (индивидуального предпринимателя) обязаны предоставить должностным лицам Роскомнадзора возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, если таковой не предшествовала документарная. Кроме этого, необходимо обеспечить доступ проверяющих должностных лиц на территорию организации, в используемые при осуществлении обработки персональных данных здания, строения, сооружения, помещения, а также обеспечить их доступ к используемому оборудованию. Такой порядок установлен пунктами 6, 70.5 Административного регламента, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 14 ноября 2011 г. № 312.

По результатам проверки соблюдения законодательства об обработке персональных данных составляется акт, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. При выявлении нарушений дополнительно составляется предписание об их устранении. Такие правила установлены пунктами 76, 77, 85 Административного регламента, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 14 ноября 2011 г. № 312.

Если организация не согласна с выводами должностных лиц Роскомнадзора, а также с их действиями в ходе проверки, то она может обжаловать данные выводы или действия (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Ответственность за нарушения в работе с персональными данными

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены только те сотрудники, которые приняли на себя обязательства соблюдать правила работы с персональными данными и нарушили их (ст. 192 ТК РФ). Материальная ответственность может наступить, если в связи с нарушением правил работы с персональными данными организации причинен прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ).

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных организацию и ее должностных лиц могут оштрафовать. Размер штрафа составляет:

  • для должностных лиц (например, руководителя организации) от 500 до 1000 руб.;

  • для организации от 5000 до 10 000 руб.

Штраф для должностных лиц за разглашение персональных данных в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей составляет от 4000 до 5000 руб.

Такие меры ответственности предусмотрены статьями 13.11 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность для руководителя организации (иного лица, ответственного за работу с персональными данными) может наступить за незаконное:

  • собирание или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;

  • распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

За указанные нарушения предусмотрены следующие меры ответственности:

  • штраф в размере до 200 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев);

  • обязательные работы на срок до 360 часов;

  • исправительные работы на срок до одного года;

  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности ил


Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.32%
  • Иногда 56.18%
  • Не оформляем срочников 19.5%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль