Правомерно ли если локальным актом по школе был создан совет трудового коллектива, имеющий такие же функции, что и профсоюз?

2063

Вопрос

Локальным актом по школе был создан совет трудового коллектива, имеющий такие же функции, что и профсоюз. Правомерно ли это? Если да, то на какой нормативный документ ссылаться? Представителями работников в социальном партнерстве являются (ч. 1 ст. 29 ТК РФ): 1) профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов; 2) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Если в организации не создана первичная профсоюзная организация или если ни в одной из созданных первичных профсоюзных организациях не состоит более половины работников компании и она не уполномочена представлять интересы всех сотрудников на уровне локального социального партнерства, их представитель (представительный орган) может быть избран тайным голосованием из числа работников организации на общем собрании/конференции работников (ст. 31 ТК РФ). Поскольку законодательство не устанавливает формы конкретного непрофсоюзного представительства работников, на практике представительными органами могут быть советы трудовых коллективов, советы молодых специалистов, советы ветеранов отрасли, женские советы и иные инициативные группы работников. Для организации совета трудового коллектива Вы можете руководствоваться Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 08.02.1988 N 68а/4-18а (текст приведен в конце ответа). Порядок работы совета трудового коллектива, его полномочия могут быть определены Положением о совете трудового коллектива. При этом действующим законодательством не запрещено наделять иной представительный орган теми же полномочиями, что и профсоюзные органы.

Ответ

 2. Порядок утверждения и согласования локальных актов в школе какой?

Согласно ч. 2, 3 ст. 8 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

В соответствии с ч. 1 ст. 372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Т.е. ст. 372 ТК РФ описывает порядок учета мнения при принятии локального нормативного акта работодателем не любого представительного органа работников, а только выборного органа первичной профсоюзной организации.

Соответственно, если в организации отсутствует выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников, и работодателем без учета мнения иного представительного органа работников будет принят локальный нормативный акт, то такой локальный нормативный акт, по нашему мнению, не может быть признан не подлежащим применению.

В то же время, учитывая позицию отдельных представителей контролирующих органов о необходимости учета мнения представительного органа при отсутствии в организации профсоюзного органа, работодателям рекомендуем (даже при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации) учитывать мнение представительного органа работников (при его наличии) при принятии локальных нормативных актов, предусматривающих в соответствии с ТК РФ учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

К иному представительному органу (например, совету трудового коллектива) содержащийся в ст. 372 ТК РФ порядок учета мнения может применяться по аналогии (то есть при наличии у данного органа полномочий на представительство всех или большинства работников), поскольку работники в данной ситуации, действуя в рамках своего конституционного права на объединение, решили не объединяться в первичную профсоюзную организацию, а действовать через иной представительный орган.

Таким образом, порядок утверждения и согласования локальных актов следует прописать в Положении о Совете трудового коллектива, при этом за основу можно взять положения ст. 372 ТК РФ.

 

Подробнее об этом см. в п.п. 1-2 Приложения к настоящему ответу.

Примечание :

Обратите внимание, что Совет трудового коллектива, избираемый коллективом, не тождественен производственному Совету, который может быть создан в организации . Производственный совет - это совещательный орган, в состав которого на добровольной основе входят работники организации, имеющие значительные достижения в трудовой деятельности (абз. 9 ч. 1 ст. 22 ТК РФ). Понятие "производственный совет" введено в трудовое законодательство Федеральным законом от 07.05.2013 N 95-ФЗ.

Не могут быть включены в перечень полномочий производственного совета вопросы, которые относятся к компетенции органов управления организации, а также первичных профсоюзных организаций и иных объединений, деятельность которых связана с представительством и защитой социально-трудовых прав и интересов работников (абз. 9 ч. 1 ст. 22 ТК РФ)

 

Подробнее в материалах Системы:

1. Ситуация: В каких случаях организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников, не являющегося профсоюзом

В Трудовом кодексе РФ прямо указаны случаи, когда организация обязана учесть мнение представителей сотрудников. Такими представителями могут быть:

  • профсоюз;

  • иные представительные органы (представители).

Об этом говорится в части 1 статьи 29 Трудового кодекса РФ.

Существование иного представительного органа (не профсоюза) возможно, если:

  • в организации нет профсоюза;

  • ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины сотрудников и не уполномочена представлять интересы всех сотрудников.

Наличие в организации иного представительного органа (представителя) не является препятствием для осуществления своих полномочий первичными профсоюзными организациями.

Такие правила установлены частью 1 статьи 31 Трудового кодекса РФ.

При этом Трудовой кодекс РФ разграничивает случаи, когда организация:

То есть в первом случае организация должна учесть мнение именно профсоюза при его наличии в организации. При этом если в организации нет профсоюза, а интересы сотрудников представляет иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учитывать его мнение не обязательно.

Во втором случае организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников. То есть, например, если в организации отсутствует профсоюз, однако есть иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учесть его мнение необходимо.

Порядок учета мнения представительного органа сотрудников (представителя) в некоторых случаях прямо прописан в Трудовом кодексе РФ (ч. 3 ст. 103, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ст. 190, ч. 3 ст. 196 ТК РФ). Например, при составлении графиков сменности работодатель должен учесть мнение представительного органа в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса РФ (т. е. в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов) (ч. 3 ст. 103 ТК РФ).

При этом в некоторых ситуациях порядок согласования решений работодателя с представительным органом в законодательстве не установлен (ст. 101, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ч. 2 ст. 221 ТК РФ). В таком случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения представительного органа сотрудников и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре). При этом работодатель вправе использовать порядок согласования, предусмотренный для учета мнения профсоюза (в зависимости от решения, которое нужно согласовать).

Из ответа «Как учесть мнение профсоюза»

Иван Шкловец

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

 

2. Ответ: Как учесть мнение профсоюза

Учет мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов

Процедура учета мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов включает в себя несколько этапов.

Сначала организация направляет в профсоюзный комитет:

  • проект локального нормативного акта (например, Положение об оплате труда, коллективный договор);

  • обоснование к проекту (пояснение, для чего он принимается и как в нем учтены интересы сотрудников). Обоснование можно представить, например, в виде сопроводительного письма.

Об этом говорится в части 1 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Профсоюзный комитет должен рассмотреть проект локального нормативного акта и выработать по нему мотивированное мнение в письменной форме. В зависимости от принятого решения документ может содержать:

  • согласие с предложенным проектом локального нормативного акта;

  • предложения по его совершенствованию;

  • отрицательное мнение по проекту документа.

Мотивированное мнение профсоюз должен направить работодателю не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта.

Такой порядок предусмотрен в части 2 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Совет редактора: в целях соблюдения сроков и устранения возможных разногласий зарегистрируйте сопроводительное письмо, мотивированное мнение в журналах учета входящей и исходящей корреспонденции.

Положительное мотивированное мнение

Если мотивированное мнение профсоюзного комитета содержит согласие с проектом локального акта, то документ считается приятым с учетом мнения профсоюзного органа. При этом в нем должно присутствовать упоминание о том, что мнение профсоюза учтено.

Пример оформления локального нормативного акта организации с учетом мнения профсоюза. Мотивированное мнение профсоюзного комитета содержит согласие с предоставленным проектом документа

Нужно ли при расторжении трудового договора по инициативе работодателя учитывать мнение профсоюза по предыдущему месту работы сотрудника. Сотрудник числится в двух профсоюзных организациях: по текущему месту работы и по предыдущему (131,1454)

Отрицательное мотивированное мнение

Если мотивированное мнение профсоюзного комитета отрицательное либо содержит предложения по усовершенствованию локального акта, то в указанном документе профсоюз должен обосновать свою позицию и дать заключение по представленному проекту документа. В этом случае работодатель может согласиться или не согласиться с мотивированным мнением профсоюза.

При согласии организации с мотивированным мнением руководитель утверждает локальный нормативный акт в редакции, предложенной профсоюзным комитетом.

Если работодатель не согласен с позицией профсоюзного комитета, то он должен провести дополнительные консультации с профсоюзом в целях достижения оптимального решения. Это нужно сделать в течение трех дней после получения мотивированного мнения. Если в результате консультаций разногласия не устранены, то оформляется протокол разногласий.

Работодатель может принять локальный нормативный акт, даже если стороны не пришли к согласию. В этом случае профсоюзный комитет имеет право защитить права сотрудников и обжаловать принятый документ в трудовой инспекции или суде.

Об этом говорится в частях 3 и 4 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Иван Шкловец

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

 

3. Правовая база:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ

И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 февраля 1988 г. N 68а/4-18а

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ О ПОРЯДКЕ ИЗБРАНИЯ

СОВЕТОВ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ, ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ И КОНКУРСОВ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ

СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ)

 

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 8 февраля 1988 г. N 174 Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:

1. Утвердить разработанные на основе Закона СССР о государственном предприятии (объединении) Рекомендации о порядке избрания советов трудовых коллективов, проведения выборов руководителей и конкурсов на замещение должностей специалистов государственных предприятий (объединений) согласно Приложению.

2. Руководителям предприятий (объединений) и профсоюзным комитетам оказывать действенную помощь советам трудовых коллективов в реализации их полномочий по широкому кругу производственных, социальных и кадровых вопросов. Не допускать дублирования и подмены деятельности советов трудовых коллективов при осуществлении ими функций, предусмотренных Законом СССР о государственном предприятии (объединении).

3. Поручить НИИ труда Госкомтруда СССР, отделу правового регулирования труда и социального развития Комитета, Отделу организационной работы и Юридическому отделу ВЦСПС, центральным комитетам профсоюзов обобщать опыт проведения выборов и конкурсов на предприятиях (объединениях) и вносить предложения об изменениях и дополнениях в настоящие Рекомендации.

Председатель

Государственного комитета СССР

по труду и социальным вопросам

И.И.ГЛАДКИЙ

Председатель

Всесоюзного Центрального Совета

Профессиональных Союзов

С.А.ШАЛАЕВ

Утверждены

Государственным комитетом СССР

по труду и социальным вопросам

и Секретариатом ВЦСПС

8 февраля 1988 г. N 68а/4-18а

РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПОРЯДКЕ ИЗБРАНИЯ СОВЕТОВ ТРУДОВЫХ

КОЛЛЕКТИВОВ, ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

И КОНКУРСОВ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ)

Расширение прав и самостоятельности предприятий в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении), перевод их на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, развитие демократических начал в управлении открывают новые возможности и перспективы в ускорении производственно-технического и социально-экономического развития предприятий, укреплении их кадрового потенциала, позволяют трудовому коллективу и каждому работнику на деле проявить себя подлинным хозяином на производстве.

Создание советов трудовых коллективов, введение выборности руководителей предприятий и их подразделений, расширение практики замещения должностей специалистов на конкурсной основе укрепляют и органически соединяют принципы самоуправления и единоначалия, повышают авторитет руководителей и специалистов и усиливают коллективную заинтересованность и ответственность всех работающих на предприятиях, в объединениях и организациях за достижение высоких конечных результатов.

Основой деятельности совета трудового коллектива и выборности руководителей является Закон СССР о государственном предприятии (объединении), а также другие законодательные акты Союза ССР и союзных республик.

Подготовка и проведение выборов советов трудовых коллективов и руководителей, конкурсов на замещение должностей специалистов на предприятиях и в объединениях осуществляется под руководством первичной партийной организации. При этом партийная организация проводит кадровую политику КПСС, обеспечивает органическое сочетание интересов государства, трудового коллектива и каждого трудящегося, ведет эту работу на основе широкой демократии и гласности.

Рекомендации разработаны для коллективов предприятий, их администрации, партийных и профсоюзных органов с целью оказания им методической помощи в организации проведения выборов советов трудовых коллективов, руководителей предприятий (объединений) и конкурсов на замещение вакантных должностей специалистов.

ИЗБРАНИЕ СОВЕТОВ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

1. Полномочия трудового коллектива в период между собраниями (конференциями) осуществляет совет трудового коллектива предприятия (структурной единицы объединения).

2. Совет трудового коллектива избирается общим собранием (конференцией) коллектива предприятия (структурной единицы объединения) тайным или открытым голосованием на срок 2 - 3 года.

Оповещение о сроках проведения собрания по выборам совета рекомендуется проводить не позднее чем за 15 дней до выборов.

3. Избрание членов совета трудового коллектива производится из числа кандидатов, выдвинутых непосредственно на собрании (конференции) трудового коллектива, партийной, профсоюзной и другими общественными организациями, коллективами структурных подразделений, администрацией предприятия, а также членами трудового коллектива. Партийные, профсоюзные, другие общественные организации, администрация могут предложить собранию единый список кандидатов.

4. Собрание (конференция) трудового коллектива для избрания совета трудового коллектива созывается профсоюзным комитетом совместно с администрацией предприятия (объединения). Ими же определяется норма представительства делегатов на конференцию. Собрание считается правомочным, если в нем участвует более половины общего числа членов коллектива, а конференция - не менее двух третей делегатов.

Избранными считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство членов трудового коллектива, присутствующих на собрании (большинство делегатов конференции). Численность совета определяется общим собранием (конференцией) трудового коллектива. Она должна быть такой, чтобы обеспечивать своевременное и качественное решение задач, возлагаемых на совет трудового коллектива, но не более 30 человек.

В совет избираются рабочие, бригадиры, мастера, специалисты, представители администрации, партийной, профсоюзной, комсомольской и других общественных организаций. Представителей администрации не должно быть более четверти общего количества членов совета трудового коллектива. Рекомендуется на собрании обсуждать каждую кандидатуру отдельно.

Если в результате выборов число избранных (лиц, получивших большинство голосов) окажется больше количества, определенного собранием, оно вправе либо пересмотреть свое решение о количественном составе, либо оставить в совете тех кандидатов, за которых подано больше голосов участников собрания (конференции).

При очередных выборах состав совета, как правило, обновляется не менее чем на треть.

5. Председатель, заместители председателя и секретарь совета избираются из состава совета на его организационном заседании простым большинством голосов.

Рекомендуется председателем совета трудового коллектива избирать передовых рабочих, бригадиров, специалистов, руководителей участков, цехов, отделов, других аналогичных подразделений. Не рекомендуется избирать председателями советов трудовых коллективов руководителей предприятий (объединений, организаций) и общественных организаций.

Все члены совета, включая председателя, его заместителей, секретаря совета, не являются освобожденными работниками и исполняют свои обязанности на общественных началах.

6. Если член совета не оправдывает оказанного ему доверия, он может быть выведен из его состава на собрании (конференции) трудового коллектива.

ВЫБОРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

(В ОБЪЕДИНЕНИЯХ)

7. Принцип выборности применяется в отношении руководителей предприятий (объединений), структурных единиц объединений, производств, цехов, отделений, участков, ферм, звеньев и других подразделений, а также мастеров и бригадиров. Заместители руководителя, руководители юридической и бухгалтерской служб и службы контроля качества предприятия назначаются на должность и освобождаются руководителем предприятия с последующим утверждением вышестоящим органом.

Совет трудового коллектива предприятия с учетом особенностей производства определяет конкретные данные проведения выборов по тем или иным должностям, подлежащим замещению на выборной основе.

8. Молодые специалисты, направленные на предприятие (в объединение) после окончания высших и средних специальных учебных заведений, назначаются на должности, замещаемые на основе выборов, руководителем предприятия по согласованию с советом соответствующего коллектива без проведения выборов.

9. Руководители вновь строящихся или создаваемых предприятий (объединений) назначаются на должность вышестоящим органом. Сроки проведения выборов этих руководителей устанавливаются решением совета трудового коллектива, согласованным с вышестоящим органом.

10. Выдвигать кандидатов на должности, замещаемые на основе выборов, могут, с согласия самих кандидатов, партийные и общественные организации, совет трудового коллектива, администрация предприятия, коллективы подразделений и вышестоящие организации. Свою кандидатуру вправе также предложить любой трудящийся.

11. В целях выявления наиболее достойных кандидатов на должность руководителя их выборы осуществляются, как правило, на конкурсной основе из числа претендентов.

По решению соответствующих коллективов выборы мастеров и бригадиров, руководителей участков, ферм, звеньев, а также руководителей других аналогичных подразделений могут проводиться и не на конкурсной основе.

12. Объявления о выборах руководителей предприятий и их подразделений, структурных единиц объединений, а также мастеров и бригадиров, информацию о сроках подачи заявлений, требованиях к профессионально-квалификационным и другим качествам кандидатов рекомендуется помещать в отраслевой, республиканской, местной, заводской, стенной печати и других средствах информации не позднее чем за месяц до установленного срока выборов.

Выдвижение кандидатов и прием заявлений об участии в выборах прекращается, как правило, за две недели до их начала.

13. Для организации проведения выборов совместным решением совета трудового коллектива и администрации на предприятии может создаваться конкурсная комиссия. В ее состав, как правило, включаются представители совета трудового коллектива, администрации, партийной, профсоюзной и других общественных организаций, а также передовые рабочие, научные работники, ведущие специалисты своего и других предприятий, организаций и вышестоящих органов управления. Конкурсная комиссия знакомится с кандидатами на замещение должностей руководителей, изучает их деловые, политические, профессиональные, моральные и другие качества.

Организационно-техническая работа по подготовке выборов осуществляется по поручению совета трудового коллектива кадровой службой предприятия.

14. Кандидатам на замещение должностей руководителей предоставляется возможность в установленном порядке ознакомиться с предприятием, получить интересующую их информацию, посетить соответствующие подразделения предприятия.

Конкурсная комиссия может предложить претендентам, если это целесообразно, разработать предложения по решению наиболее актуальных производственно-экономических, социальных и управленческих задач, стоящих перед предприятием или его подразделением.

Конкурсная комиссия на основании изучения материалов и бесед с кандидатами может рекомендовать отдельным из них снять свою кандидатуру с голосования.

15. На основе проведенных собеседований и встреч, изучения предложений претендентов, а также анализа представленных документов, с учетом мнения партийных, советских и профсоюзных органов, совета трудового коллектива конкурсная комиссия подготавливает заключения о кандидатах на замещение должностей и доводит их до сведения собрания (конференции) трудового коллектива. При этом комиссия воздерживается от рекомендаций коллективу избирать того или иного кандидата.

16. Список кандидатов для участия в выборах и основные сведения о них доводятся до коллектива, как правило, не позднее чем за неделю до выборов. По инициативе коллектива соответствующего подразделения с кандидатами могут проводиться встречи.

Каждый кандидат на выборную должность вправе отказаться от участия в выборах на любом этапе их проведения.

17. Собрание (конференция) по выборам руководителей рассматривает материалы конкурсной комиссии и решает вопрос о включении соответствующих кандидатов в список для голосования.

Кандидатам, включенным в список для голосования, должна быть предоставлена возможность выступить перед коллективом, изложить программу своей деятельности. В обсуждении может принять участие любой член трудового коллектива.

18. Правомочность собрания (конференции) при выборах руководителей устанавливается такая же, как и при избрании совета трудового коллектива. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов, при условии, если за него проголосовало более половины участников собрания (конференции).

Если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов, то проводится повторное голосование. К нему допускаются, как правило, два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Если при повторном голосовании ни один кандидат не получил более половины голосов, то назначаются новые выборы.

19. Руководители предприятий, структурных единиц объединений избираются общим собранием (конференцией) трудового коллектива тайным или открытым голосованием (по усмотрению собрания или конференции) сроком на 5 лет и утверждаются вышестоящим органом.

Избранный трудовым коллективом руководитель головной структурной единицы (головного предприятия) утверждается вышестоящим органом в должности руководителя объединения.

В случае, когда управление объединением осуществляется обособленным аппаратом, руководитель объединения избирается на конференции представителей трудовых коллективов его структурных единиц и предприятий.

Руководители подразделений предприятий, а также мастера и бригадиры избираются соответствующими коллективами тайным или открытым голосованием (по усмотрению коллектива) на срок до 5 лет и утверждаются руководителем предприятия.

20. Решение собрания (конференции) трудового коллектива об избрании кандидата на должность руководителя предприятия (объединения), структурной единицы объединения является основанием для утверждения вышестоящим органом управления этого кандидата в должности.

Если вышестоящий орган не утверждает в должности кандидата, избранного трудовым коллективом, то он должен объяснить трудовому коллективу причины отказа в утверждении результатов выборов. В этом случае проводятся новые выборы.

21. Решение собрания коллектива об избрании кандидата на должность руководителя подразделения предприятия (структурной единицы объединения) является основанием для администрации этого предприятия (структурной единицы объединения) издать приказ об утверждении этого кандидата в соответствующей должности.

Если администрация предприятия не утверждает на должность кандидата, избранного соответствующим коллективом, то она обязана объяснить этому коллективу причину отказа в утверждении результатов выборов, и по решению совета коллектива проводятся новые выборы.

22. В тех случаях, когда руководители предприятий (объединений), структурных единиц объединений не справляются со своими обязанностями, либо по другим причинам досрочное их освобождение от должности осуществляется в установленном порядке вышестоящим органом на основании решения общего собрания (конференции) трудового коллектива. При этом инициатором досрочного освобождения руководителя от должности может выступать трудовой коллектив, совет трудового коллектива, партийные, советские, профсоюзные, вышестоящие хозяйственные органы. В этом случае указанные органы обосновывают свое предложение перед общим собранием (конференцией) трудового коллектива или его советом.

Досрочное освобождение от должности руководителя объединения с обособленным аппаратом управления осуществляется по решению конференции представителей трудовых коллективов его структурных единиц (предприятий).

Если руководители подразделений, а также мастера и бригадиры не справляются со своими обязанностями, руководитель предприятия может досрочно освободить их в установленном порядке от занимаемой должности на основании решения коллектива соответствующего подразделения.

23. Руководители предприятий, структурных единиц объединений, подразделений, а также мастера и бригадиры, освобожденные от должности по истечении срока полномочий, могут быть избраны вновь или направлены на другую работу в порядке, установленном законодательством в отношении лиц, освобожденных от выборной должности.

24. Заявления о нарушениях порядка проведения выборов руководителя предприятия (объединения) и руководителя структурной единицы объединения могут быть поданы для совместного рассмотрения в вышестоящие хозяйственные и профсоюзные органы, а о нарушениях порядка проведения выборов руководителей подразделений предприятия (структурной единицы объединения), мастеров и бригадиров рассматриваются советом трудового коллектива совместно с администрацией и профсоюзным комитетом предприятия (структурной единицы объединения).

25. На основе Закона СССР о государственном предприятии (объединении), а также с учетом настоящих Рекомендаций и специфики производства на предприятии разрабатывается положение о порядке избрания советов трудовых коллективов и проведения выборов руководителей, которое утверждается на собрании (конференции) трудового коллектива.

ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ

НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ

26. С целью повышения объективности отбора высококвалифицированных специалистов на должности, где особое значение имеют профессиональные качества работников, рекомендуется применять конкурсную систему подбора и замещения вакантных должностей.

На основе проведения конкурсов могут замещаться должности главных специалистов, специалистов, а также руководителей, не предусмотренные к избранию. Руководитель предприятия совместно с советом трудового коллектива принимает решение о том, какие вакантные должности замещаются по конкурсу.

Настоящий порядок проведения конкурсов не затрагивает порядка и условий проведения конкурсов на замещение должностей, установленных отдельными решениями Правительства СССР.

27. Для проведения конкурса решением руководителя предприятия (структурной единицы объединения) создаются конкурсные комиссии. В отдельных случаях по решению руководителя предприятия конкурсная комиссия может проводить конкурс на замещение нескольких вакантных должностей. В состав комиссий включаются представители советов коллективов, администрации, партийных, профсоюзных и других общественных организаций, высококвалифицированные специалисты соответствующего профиля.

Основная задача конкурсной комиссии - дать рекомендации руководителю предприятия о назначении на должность конкретного лица из числа претендентов, участвовавших в конкурсе.

28. Объявления о проведении конкурсов, сроках подачи заявлений, требованиях к профессионально-квалификационным и другим качествам кандидатов рекомендуется публиковать в отраслевой и местной печати, ход конкурса и его итоги широко освещать средствами массовой информации предприятия.

29. Выдвигать кандидатов на должности, замещаемые на конкурсной основе, могут, с согласия самих кандидатов, партийные и общественные организации, совет трудового коллектива и коллективы подразделений, а также администрация предприятия. Свою кандидатуру для участия в конкурсе вправе предложить любой трудящийся, отвечающий по своим профессионально-квалификационным и другим качествам требованиям, предъявляемым к той или иной должности.

30. На основании собеседований, а также представленных документов комиссия производит оценку кандидатов на замещение должности с точки зрения наличия у них необходимого опыта работы, уровня образования, соответствия их специальности и квалификации предъявляемым требованиям по данной должности, а также с учетом мнения трудового коллектива о кандидатах. Кандидатам, которые отвечают этим условиям, комиссия вправе предложить разработать рефераты по проблемам, связанным с их будущей работой, в целях выявления их компетентности как специалистов.

31. На основе собеседований с кандидатами, оценки подготовленных ими рефератов, используя другие методы изучения деловых качеств претендентов, конкурсная комиссия принимает решение о рекомендации того или иного лица на замещение вакантной должности, по которой был объявлен конкурс.

Конкурсная комиссия принимает решение путем открытого или тайного голосования большинством голосов. При равенстве голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель конкурсной комиссии.

32. Назначение по результатам конкурсов производится руководителем предприятия (структурной единицы объединения) с учетом решения конкурсной комиссии.

* * *

Проведение выборов советов трудовых коллективов и руководителей, замещение должностей специалистами на конкурсной основе должны обеспечивать привлечение к управлению производством работников, пользующихся доверием трудящихся, обладающих профессиональной компетентностью, высокими морально-политическими качествами, глубокой заинтересованностью в хозяйском использовании социалистической собственности, спо


Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.64%
  • Иногда 56.13%
  • Не оформляем срочников 19.23%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль