Какие профессии не предусматривают использование труда инвалидов в соответствии с действующим законодательством?

805

Вопрос

Здравствуйте! Какие профессии не предусматривают использование труда инвалидов в соответствии с действующим законодательством?

Ответ

Действующим законодательством не установлен перечень конкретных профессий, по которым не допускается прием инвалидов или по которым инвалиды вправе трудиться. Однако законодательством предусмотрен ряд требований, которые должны соблюдаться при трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями.


Интересная информация о изменениях в трудовом законодательстве размещена здесь.


При этом сотрудникам-инвалидам гарантируются:

  • запрет дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости (как в государственном, так и в частном секторе), сохранения работы, продвижения по работе;

  • защита прав на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда;

  • обеспечение реализации трудовых прав, включая право на профессиональные объединения;

  • доступ к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению;

  • обеспечение разумного приспособления рабочего места;

  • поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу.

Действующим законодательством предусмотрены специальные нормы, обеспечивающие особую охрану труда инвалидов по сравнению с общими трудовыми нормами. Эти трудовые льготы необходимы для безопасной организации рабочего процесса людей с ограниченными возможностями и их реабилитации. Так, охрана труда инвалидов должна осуществляться, в том числе, при приеме на работу по трудовому договору (квотирование рабочих мест) и в течение срока действия трудового договора.

Квотирование при приеме на работу инвалидов

Организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты устанавливается в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;

  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения рабочих мест для инвалидов следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений

Условия труда инвалидов

Если при приеме на работу соискатель утверждает, что является инвалидом, то такая информация должна быть подтверждена документально:

  • справкой медико-социальной экспертизы, в которой указываются группа инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности;

  • индивидуальной программой реабилитации инвалида.

На основании этих документов работодатель может узнать о наличии противопоказаний или особых рекомендаций по организации работы принимаемого на работу человека (которые работодатель должен соблюдать).

Инвалидам, принятым на работу, работодатель должен обеспечить допустимые условия труда в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного врача России от 18 мая 2009 г. № 30) и индивидуальной программы реабилитации работника.

Помимо допустимых условий труда, законодательство предусматривает особые условия и гарантии труда для инвалидов, например, привлечение к ночной работе, сверхурочной работе, а также работе в выходные и нерабочие и праздничные дни только с письменного согласия инвалида и в соответствии с медицинским заключением.

Также работодатель обязан обеспечить оснащение используемых им зданий и других объектов знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме, а также поощрять доступ сотрудников-инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая сеть Интернет (ст. 9 Конвенции о правах инвалидов).

Рабочее место сотрудника-инвалида

В настоящее время требования к оснащению (оборудованию) рабочего места инвалида только разрабатываются Минтрудом РФ . Поэтому при организации рабочего места инвалида до утверждения соответствующих требований Минтрудом работодатель должен учесть ограничения, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида. Программа реабилитации инвалида содержит обязательный раздел о профессиональной реабилитации и условий труда инвалида. В случае отказа сотрудника-инвалида от программы работодатель освобождается от ответственности за ее невыполнение.

Специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность его труда, а также работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными или эмоциональными нагрузками. Кроме того, в процессе труда на данном рабочем месте необходимо исключить возможность ухудшения здоровья или травмирования работника с инвалидностью.

Примечание:

Для Вашей информации, в настоящее время существует утвержденный Минтрудом РФ перечень профессий, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. С содержанием перечня Вы можете ознакомиться в разделе «Подробности» ниже.

Подробности в материалах Системы:

  1. Ответ: Как организовать охрану труда инвалидов

Этапы организации охраны труда инвалидов

Законодательство предусматривает специальные нормы, обеспечивающие особую охрану труда инвалидов по сравнению с общими трудовыми нормами. Эти трудовые льготы необходимы для безопасной организации рабочего процесса людей с ограниченными возможностями и их реабилитации.

Организацию охраны труда инвалидов можно разделить на следующие основные этапы:

При этом какая бы то ни было дискриминация сотрудников по причине инвалидности запрещена. Сотрудники-инвалиды пользуются трудовыми правами в полном объеме, в том числе правом использования своих способностей к труду без дискриминации (ст. 5 Конвенции о правах инвалидов).

Внимание: за нарушение правил охраны труда (в т. ч. за несоблюдение норм охраны труда инвалидов) предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 143 УК РФ).

Квотирование при приеме на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ,абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты устанавливается в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;

  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

Об этом говорится в статье 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Например, в Москве деятельность работодателей по квотированию координирует Департамент труда и занятости населения г. Москвы, а размер квоты составляет 2 процента (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90, п. 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП).

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения рабочих мест для инвалидов следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 29 апреля 2009 г. № 4-Р утверждены форма № 1 и форма № 2, которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование, утвержденной приказом Комитета общественных связей города Москвы от 8 июня 2005 г. № 137. Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП.

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Например, в Москве указанные полномочия возложены на Департамент труда и занятости населения г. Москвы (п. 77 Приложения № 1 к Регламенту, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2011 г. № 1314н). Порядок проведения проверок правомерности приема инвалидов регулирует Регламент, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2011 г. № 1314н. При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что и плановые и внеплановые проверки, проводимые трудовой инспекцией.

Пример расчета количества рабочих мест для инвалидов в пределах квоты

«Альфа» осуществляет деятельность в г. Москве. В январе 2013 г. по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в «Альфе» работают 130 человек. Один сотрудник находится в отпуске по уходу за ребенком. Два сотрудника уволены (10 января и 21 января 2013 г.) и четверо приняты на работу (один – 18 января, трое – 28 января 2013 г.). В январе 2013 г. в организации работали три внешних совместителя.

Поскольку совместители не входят в среднесписочную численность, а находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в нее не включаются, среднесписочная численность с 1 по 10 января 2013 г. составляла 126 человек.

После увольнения первого сотрудника с 11 по 17 января 2013 года она равнялась 125 человекам.

Прием сотрудника 18 января 2013 г. увеличил ее до 126 человек в период с 18 по 21 января 2013 г.

С 22 января 2013 г. в связи с увольнением еще одного сотрудника численность уменьшилась до 125 человек и оставалась такой до 27 января.

28 января на работу приняты три человека, и штатная численность сотрудников по 31 января 2013 г. составила 128 человек.

Эти данные руководитель отдела кадров Е.Э. Громова представила в виде таблицы:

Числа месяца

Списоч
ная числен
ность

Не включаются в среднесписочную численность

Учитываются в среднесписочной численности

Числа месяца

Списоч
ная числен
ность

Не включаются в среднесписочную численность

Учитываются в среднесписочной численности

1

127

1

126

16

126

1

125

2

127

1

126

17

126

1

125

3

127

1

126

18

127

1

126

4

127

1

126

19 (сб)

127

1

126

5 (сб)

127

1

126

20 (вс)

127

1

126

6 (вс)

127

1

126

21

127

1

126

7

127

1

126

22

126

1

125

8

127

1

126

23

126

1

125

9

127

1

126

24

126

1

125

10

127

1

126

25

126

1

125

11

126

1

125

26 (сб)

126

1

125

12 (сб)

126

1

125

27 (вс)

126

1

125

13 (вс)

126

1

125

28

129

1

128

14

126

1

125

29

129

1

128

15

126

1

125

30

129

1

128

31

129

1

128

Итого:

3901


Далее Громова определила численность сотрудников списочного состава за все дни января 2013 г., подлежащих включению в среднесписочную численность, – 3901 человек.

Среднесписочную численность работников за январь 2013 г. Громова рассчитала в 126 чел. (3901 чел. : 31 дн.)

Число подлежащих квотированию рабочих мест для инвалидов в январе 2013 г. составит 2 (126 чел. × 2%) с учетом действующего в г. Москве Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90.

Эти данные Громова направила руководителю организации в форме записки-расчета.

Аналогичным образом рассчитанная среднесписочная численность сотрудников за февраль и март 2013 г. составила 129 и 126 человек соответственно.

Среднесписочная численность сотрудников за I квартал 2013 г. составила 127 чел. ((126 + 129 +126) чел. : 3 мес.).

Число подлежащих квотированию рабочих мест для инвалидов в I квартале 2013 г. также равно 2 (127 чел. × 2%).

Административная ответственность

За несоздание (невыделение) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой или неправомерный отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты должностное лицо организации (например, руководитель) может быть привлечено к административной ответственности (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, постановление Верховного суда РФ от 9 ноября 2011 г. № 49-АД11-4).

Поскольку квотирование рабочих мест относится к вопросам, выходящим за рамки федерального значения, то административная ответственность может быть установлена не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Так, например, в Москве нарушение порядка квотирования рабочих мест влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб., на юридических – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 2.2 Закона от 21 ноября 2007 г. № 45).

Можно ли привлечь организацию к ответственности за невыполнение квоты по инвалидам, если отсутствуют обращения по трудоустройству от указанной категории граждан

Нет, нельзя.

Организации с численностью сотрудников более 100 человек обязаны выделять и создавать рабочие места для приема инвалидов в пределах установленной квоты (ст. 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

За невыполнение квоты организация может быть привлечена к административной ответственности. Это возможно, если организация:

  • не выделяет и не создает рабочие места для инвалидов в принципе;

  • отказывает в приеме на работу инвалидам без достаточных на то оснований.

Это следует из положений статей 2.1, 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов не устанавливает обязанности работодателя по поиску соискателей-инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных и созданных в рамках квоты. Поэтому если в организацию, создавшую или выделившую рабочие места для инвалидов в счет квоты, обращения по трудоустройству от указанной категории граждан не поступали, то привлечь ее к ответственности за невыполнение квоты по инвалидам нельзя.

Правомерность данного вывода подтверждает и судебная практика (см., например, обзор судебной практики Верховного суда РФ за IV квартал 2012 года).

Как узнать, что человек, который устраивается на работу, – инвалид

Если визуально не удается установить, что человек, который устраивается на работу, является инвалидом, то узнать, что у него оформлена инвалидность, невозможно без специальных документов.

Соискатель, который не сообщает о своей инвалидности, может не представлять такие документы, так как в перечне документов, которые необходимо предъявить при приеме на работу, их нет (за исключением случаев, предусмотренных законодательством в отношении отдельных категорий лиц с определенной спецификой работы). Тогда такому сотруднику не нужно предоставлять особые условия труда и льготы, предназначенные для работающих инвалидов.

Такой вывод можно сделать из частей 1 и 2 статьи 65 Трудового кодекса РФ и части 7 статьи 11 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Если соискатель утверждает, что он является инвалидом, то такая информация должна быть подтверждена документально:

Из этих документов можно узнать о наличии противопоказаний или особых рекомендаций по организации работы принимаемого на работу человека.

Охрана труда инвалидов в течение срока действия трудового договора

Инвалидам, принятым на работу, работодатель должен обеспечить допустимые условия труда (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). Допустимые условия работы инвалидов должны отвечать требованиям:

Помимо допустимых условий труда, законодательство предусматривает особые условия и гарантии труда для инвалидов. Их перечень приведен в таблице.

При этом работодатель обязан обеспечить оснащение используемых им зданий и других объектов знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме, а также поощрять доступ сотрудников-инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая сеть Интернет (ст. 9 Конвенции о правах инвалидов).

Помимо этого, сотрудникам-инвалидам гарантируются:

  • запрет дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости (как в государственном, так и в частном секторе), сохранения работы, продвижения по работе;

  • защита прав на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда;

  • обеспечение реализации трудовых прав, включая право на профессиональные объединения;

  • доступ к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению;

  • обеспечение разумного приспособления рабочего места;

  • поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу.

Такие гарантии установлены статьей 27 Конвенции о правах инвалидов.

Внимание: если работодатель не обеспечивает закрепленные законодательством санитарные нормы для инвалидов, это является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. За это нарушение предусмотрена административная ответственность.

При проверке сотрудники Роспотребнадзора могут оштрафовать:

  • должностное лицо организации (например, руководителя) на сумму от 500 до 1000 руб.;

  • организацию – от 10 000 до 20 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

  • предпринимателя – от 500 до 1000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Такой порядок предусмотрен статьей 6.3 и частью 1 статьи 23.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как организовать рабочее место инвалида

Ответ на этот вопрос зависит от обстоятельств конкретной ситуации и специфики деятельности работодателя.

Организовывать рабочее место инвалида работодатель должен в соответствии с основными требованиями к оснащению (оборудованию) такого рабочего места, утвержденными Минтрудом России. В настоящее время такие требования находятся в стадии разработки. Поэтому при организации рабочего места инвалида до принятия соответствующих требований работодатель должен учесть ограничения, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В зависимости от вида деятельности работодателя необходимо также следовать требованиям подзаконных актов к эргономике рабочего места инвалида и его организации, в частности, строительных правил (например, СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605, СП 35-104-2001, одобренных постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 69), санитарных правил (например, СП 2.2.9.2510-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18 мая 2009 г. № 30) и т. д.

Таким образом, в каждом конкретном случае организацию специальных рабочих мест для инвалидов проводите с учетом:

  • вида деятельности организации и специфики требований охраны труда инвалидов в ней;

  • профессии;

  • характера выполняемых работ;

  • степени (группы) инвалидности;

  • характера функциональных нарушений и ограничения способности к труду;

  • специфики конкретного рабочего места;

  • механизации и автоматизации производственного процесса;

  • иных объективно существующих факторов.

Следует отметить, что специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность его труда, а также работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными или эмоциональными нагрузками. Кроме того, в процессе труда на данном рабочем месте необходимо исключить возможность ухудшения здоровья или травмирования работника с инвалидностью.

При принятии Минтрудом России основных требований к организации рабочих мест инвалидов работодатель должен будет учесть и данные требования.

Такие выводы следуют из совокупности положений статьи 209 Трудового кодекса РФ, статей 4, 22 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Программа реабилитации инвалида

Программа реабилитации инвалида разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (абз. 1 п. 1 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. № 379н).

Программа реабилитации инвалида содержит обязательный раздел о профессиональной реабилитации, который касается условий труда и включает:

  • профессиональную ориентацию;

  • профессиональное обучение и переобучение (рекомендуемая профессия, уровень профессионального обучения, форма обучения);

  • содействие в трудоустройстве (подбор рабочего места, организация трудоустройства по специальным программам);

  • производственная адаптация;

  • противопоказания и доступные условия труда.

Такой вывод можно сделать из приложения № 1 и пункта 6 порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль