Как правильно прописать водителю автобуса режим труда и отдыха в трудовом договоре, если рабочий день с 8 до 17, а он производит сбор вахты с 6.30 до 7.30 утра?

1364

Вопрос

Здравствуйте, водитель автобуса осуществляет сбор вахты дважды в день с 6.30 до 7.30 утра и с 12 до 13 час. дня, с 13.00 до 14.00 час. у него обед, а остальное время работает по своему режиму работы до 17.00 час. Внутренний трудовой распорядок дня на предприятии: с 8.00 до 17.00 час. Перерыв на обед с 12 до 13 час. За сбор вахты ему оплачивают 15% от оклада ежемесячно. Как правильно прописать ему режим труда и отдыха в трудовом договоре.

Ответ

В данном случае сбор вахты осуществляется за пределами рабочего дня водителя. Это сверхурочная работа, которая должна быть оплачена в повышенном размере: первые два часа не менее чем в полуторном размере, остальные – не менее чем в двойном (ст. 152 ТК РФ).

При этом нужно соблюдать ограничения по привлечению к сверхурочной работе: не более четырех часов подряд и не более 120 часов в год.

В рассматриваемой ситуации требования закона не выполняются: сверхурочная работа не оформляется и оплачивается ненадлежащим образом, ограничения не соблюдаются.

Фактически получается, что водитель работает с 6.30 до 17.00. – ежедневная сверхурочная работа составляет 1,5 часа. Это нарушение трудового законодательства.


Вам будет полезно узнать о режиме труда водителей в материале по ссылке.


Оформить водителю совместительство невозможно, поскольку работник не может управлять транспортом и по основному месту работы, и по совместительству.

В данном случае решить проблему можно следующим образом.

В трудовом договоре работника можно предусмотреть режим работы с 06-30 до 16-30, с двумя обеденными перерывами: например, с 10-00 до 11-00 и с 13-00 до 14-00. Получится, что рабочий день составит 8 часов, два обеденных перерыва не включаются в рабочее время.

Либо (если это возможно) Вы можете изменить режим работы водителя так, чтобы с 7-30 до 12-00 он тоже был занят на работе, а во второй половине дня заканчивал работу раньше (так, чтобы получалось 8 часов в день).

На каждый месяц нужно составлять водителю график работы.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Каких сотрудников нельзя привлекать к сверхурочным работам

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

К сверхурочным работам нельзя привлекать:

  • беременных женщин;

  • сотрудников моложе 18 лет (за исключением профессиональных спортсменов и творческих работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. № 252);

  • сотрудников в период действия ученического договора;

  • сотрудников, которым работа сверх нормальной продолжительности противопоказана в соответствии с медицинским заключением.

Такие правила установлены статьями 99, 203, 268 и ч. 3 ст. 348.8 Трудового кодекса РФ.

Некоторых сотрудников можно привлечь к сверхурочным работам, но только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не противопоказана им по медицинским показаниям. Это касается:

  • женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;

  • одиноких матерей (отцов), воспитывающих детей в возрасте до пяти лет;

  • инвалидов;

  • сотрудников, имеющих детей-инвалидов моложе 18 лет;

  • сотрудников, которые ухаживают за больными членами своей семьи.

При этом такие сотрудники должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от привлечения к сверхурочной работе. Такие правила установлены в части 5 статьи 99 и части 3 статьи 259 Трудового кодекса РФ.

Продолжительность сверхурочных работ ограничена. Переработки не должны составлять более четырех часов в течение двух дней подряд и более 120 часов в течение года *(ст. 99 ТК РФ).

Из ответа «В каких случаях сотрудника можно привлечь к сверхурочной работе»

2. Ответ: Как рассчитать доплату за сверхурочную работу

Компенсации за работу

Сверхурочная работа подлежит оплате в повышенном размере. Кроме того, по желанию сотрудника вместо доплаты ему может быть предоставлено дополнительное время отдыха не менее времени, отработанного сверхурочно. Об этом говорится в статье 152 Трудового кодекса РФ.

Размер доплаты

В законодательстве предусмотрен минимальный размер доплат за сверхурочную работу. Первые два часа работы нужно оплачивать не менее чем в полуторном размере, а последующие часы – не менее чем в двойном.

В то же время в коллективном или трудовых договорах с сотрудниками может быть установлена доплата в повышенном размере.

Если по желанию сотрудника ему вместо доплаты предоставляется дополнительное время отдыха, то сверхурочная работа оплачивается в одинарном размере, а время отдыха оплате не подлежит.

Такой порядок установлен в статье 152 Трудового кодекса РФ.

Учет сверхурочной работы

Количество часов, отработанных сотрудником сверхурочно, определяйте по табелю учета рабочего времени, в котором учитывается количество фактически отработанных часов.

Расчет доплат при повременной оплате

При повременной системе оплаты труда доплату за сверхурочную работу рассчитывайте по следующим формулам.

Если сотруднику установлена часовая ставка:

Доплата за первые 2 ч сверхурочной работы

=

Часовая ставка

×

1,5

×

2 ч

Доплата за последующие часы сверхурочной работы

=

Часовая ставка

×

2

×

Количество часов, отработанных сверхурочно (за смену, за день)

2 ч


Если сотруднику установлена дневная ставка:

Доплата за первые 2 ч сверхурочной работы

=

Дневная ставка

:

Количество рабочих часов за день

×

1,5

×

2 ч

Доплата за последующие часы сверхурочной работы

=

Дневная ставка

:

Количество рабочих часов за день

×

2

×

Количество часов, отработанных сверхурочно (за смену, за день)

2 ч


Если сотруднику установлен месячный оклад:

Доплата за первые 2 ч сверхурочной работы

=

Оклад

:

Количество рабочих часов за месяц

×

1,5

×

2 ч

Доплата за последующие часы сверхурочной работы

=

Оклад

:

Количество рабочих часов за месяц

×

2

×

Количество часов, отработанных сверхурочно (за смену, за день)

2 ч


Определяя заработок для оплаты сверхурочной работы, учитывайте только оклад сотрудника. Никакие другие выплаты, например, премии или компенсации, в расчет брать не нужно. Объясняется это тем, что зарплата состоит из трех составляющих: вознаграждения за труд (оклада, тарифной ставки), компенсационных выплат, в том числе заработу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также стимулирующих выплат: премий и бонусов (ст. 129 ТК РФ). Оплата сверхурочной работы является по своей сути компенсационной выплатой, и при ее расчете нужно учитывать только вознаграждение за труд, то есть оклад, тарифную ставку. Правомерность данной позиции подтверждает и судебная практика (см., например, решение Верховного суда РФ от 21 июня 2007 г. № ГКПИ07-516,апелляционное определение Иркутского областного суда от 4 сентября 2013 г. по делу № 33-7197/13).

Совет редактора: закрепите порядок расчета показателя – количество рабочих часов за месяц – в целях определения доплаты за сверхурочную работу к окладу во внутренних документах организации (например, в Положении об оплате труда). Необходимость этого вызвана тем, что в законодательстве правила расчета данного показателя не установлены.

Расчет доплат при сдельной оплате

Если сотруднику установлена сдельная система оплаты труда, доплату рассчитайте по формулам:

Доплата за первые 2 ч сверхурочной работы

=

Сдельная расценка

×

1,5

×

Количество продукции, изготовленной за первые 2 чсверхурочной работы

Доплата за последующие часы работы

=

Сдельная расценка

×

2

×

Количество продукции, изготовленной за третий и каждый последующий час сверхурочной работы

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Ответ: Можно ли предоставлять несколько обеденных перерывов в течение рабочего дня

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Да, можно.

Предоставление нескольких обеденных перерывов Трудовым кодексом РФ не запрещено. Если работодатель планирует предоставлять несколько обеденных перерывов, то в общем случае продолжительность одного из них должна быть не менее 30 минут и не более двух часов в совокупности. Более того, некоторым категориям сотрудников законодательство прямо устанавливает возможность предоставления нескольких обеденных перерывов, например, водителям.

Конкретную продолжительность каждого перерыва работодатель вправе определить самостоятельно исходя из целесообразности и рациональности выстраивания рабочего процесса.

Такие выводы следуют из совокупности положений статей 8, 108 Трудового кодекса РФ.

Из ответа «Как регламентировать перерывы в работе»

4. Нормативная база: Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15"Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.11.2004 N 6094)

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" <*> (далее - Трудовой кодекс Российской Федерации).

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3.

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации * (далее - водители).

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, - по согласованию с представительным органом работников.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт "а" пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.

19. На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт "б" пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт "в" пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "г" пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт "з" пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей (подпункт "и" пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

III. Время отдыха

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

28. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

29. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

30. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.29%
  • Иногда 56.37%
  • Не оформляем срочников 19.34%
результаты

Рассылка



Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль