• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » Инвалиды
  • » При наличии у Филиала структурных подразделений на территории другого города возникает ли обязанность предоставлять в местные Центры занятости информацию об исполнении квот по инвалидам?

При наличии у Филиала структурных подразделений на территории другого города возникает ли обязанность предоставлять в местные Центры занятости информацию об исполнении квот по инвалидам?

1242

Вопрос

Филиал имеет на территории другого города производственное отделение, директор которого, на основании доверенности осуществляет прием работников на работу. В тоже время, производственное отделение имеет структурные подразделения численностью 50-55 человек (не являющиеся обособленными) в другой местности, руководители которых не имеют полномочий на прием персонала, т.е. не являются для работников структурных подразделений Работодателями.

Возникает ли обязанность у директора производственного отделения предоставлять в Центры занятости населения по месту нахождения структурных подразделений информацию согласно п. 3 ст. 25 ФЗ О занятости населения и исполнению квот по инвалидам? При этом квоты по инвалидам в структурных подразделениях никем не установлены. Схема структуры Филиал, находится в городе А v Производственное отделение, находится в городе В v Структурные подразделения № 1,2,3,4,5,6 находятся в городах С, Д, Е, Ф, Н

Ответ

Обращаю Ваше внимание, что исходя из положений статьи 57 Трудового кодекса РФ, работодателем может являться как юридическое, так и физическое лицо. При этом в случае, когда работник работает в организации, работодателем для него в любом случае будет сама организация, то есть юридическое лицо. А должностные лица организации, включая генерального директора, директоров филиала, отделений и подразделений, являются только представителями работодателя. Причем функции представителей работодателя разнятся межу собой. Если генеральный директор обладает полномочиями в полном объёме, то остальные должностные лица обладают полномочиями в пределах определённых доверенностями. При этом должностное лицо (например, директор структурного подразделения) может не обладать полномочиями по приёму сотрудников на работу, но обладать полномочиями по предоставлению отчётов в Центр занятости населения по квотам на рабочие места для инвалидов.

Кроме того необходимо отметить, что по общим правилам, квота на рабочие места для инвалидов распространяется на рабочие места созданные в организации только в соответствующей местности (Нормативная база: Определение ВАС РФ от 03.09.2012 №№ А32-13713/11, ВАС-11395/12 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»). Если же в организации есть структурные подразделения, расположенные в другой местности, то и квота определяется согласно установленной в соответствующей местности. То есть, если, организация расположена в Москве и имеет структурное подразделение в Воронежской области, то для Москвы учитывается московская квота для рабочих мест, созданных в Москве, а для Воронежской области соответственно воронежская квота. При этом общее количество работников в организации не суммируется, а учитывается в зависимости от месторасположения соответствующих работников. При этом отчёт в Центр занятости подаётся по правилам, предусмотренным в соответствующей местности.

То есть, если в структурных подразделениях квоты для инвалидов не установлены (а численность работающих соответствует требованиям для установления квот), то рекомендуем установить их в ближайшие сроки, иначе руководителя юридического лица могут привлечь к административной ответственности (Ситуация: Какая ответственность предусмотрена за несоздание рабочих мест для инвалидов и отказ в приеме их на работу).

Более подробно о порядке квотирования рабочих мест для инвалидов смотрите в приложении (Ситуация: Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов).

Учитывая указанные выше факты, можно определить, что обязанность уведомлять Центры занятости у директора производственного отделения возникает в зависимости от возложенных на него обязанностей и полномочий. Так как, по общим правилам, основным ответственным лицом за отчёт в центр занятости является руководитель организации. Однако он может уполномочить других должностных лиц организации выполнять соответствующие функции. Как правило, подобные обязанности должны быть прописаны в должностной инструкции соответствующего должностного лица.

Подробности в материалах Системы:

  1. Ситуация: Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов.

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты устанавливается в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;

  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

Об этом говорится в статье 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Например, в Москве деятельность работодателей по квотированию координирует Департамент труда и занятости населения г. Москвы, а размер квоты составляет 2 процента (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90, п. 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП).

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения рабочих мест для инвалидов следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. решение Ленинградского областного суда от 11 декабря 2012 г. № 7-717/2012).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам (ч. 2 ст. 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ч. 3 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 29 апреля 2009 г. № 4-Р утверждены форма № 1 и форма № 2, которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование, утвержденной приказом Комитета общественных связей города Москвы от 8 июня 2005 г. № 137. Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП.

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Например, в Москве указанные полномочия возложены на Департамент труда и занятости населения г. Москвы (п. 77 Приложения № 1 к Регламенту, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2011 г. № 1314н). Порядок проведения проверок правомерности приема инвалидов регулирует Регламент, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2011 г. № 1314н. При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что и плановые и внеплановые проверки, проводимые трудовой инспекцией.

Используется в ответе «Как организовать охрану труда инвалидов»

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

  1. Ситуация: Какая ответственность предусмотрена за несоздание рабочих мест для инвалидов и отказ в приеме их на работу.

За несоздание (невыделение) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой или неправомерный отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты должностное лицо организации (например, руководитель) может быть привлечено к административной ответственности (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, постановление Верховного суда РФ от 9 ноября 2011 г. № 49-АД11-4).

Поскольку квотирование рабочих мест относится к вопросам, выходящим за рамки федерального значения, то административная ответственность может быть установлена не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Так, например, в Москве нарушение порядка квотирования рабочих мест влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб., на юридических – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 2.2 Закона от 21 ноября 2007 г. № 45).

Используется в ответе «Как организовать охрану труда инвалидов»

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

  1. Нормативная база: Определение ВАС РФ от 03.09.2012 №№ А32-13713/11, ВАС-11395/12 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОПРЕДЕЛЕНИЕот 3 сентября 2012 года Дело N ВАС-11395/12

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ю.Ю. Горячевой, судей Д.И. Дедова, С.Б. Никифорова рассмотрела в судебном заседании заявление администрации муниципального образования город Краснодар от 07.07.2012 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2012 по делу N А32-13713/11, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.06.2012 по тому же делу.

Суд установил:

открытое акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании недействительным постановления главы администрации от 30.11.2010 N 9716 (далее - постановление администрации) в части установления для общества количества квотируемых рабочих мест на 2011 год, а также об обязании внести соответствующие изменения в утвержденный этим постановлением перечень и установить для общества количество квотируемых рабочих мест исходя из фактической численности его работников в пределах муниципального образования город Краснодар.

Решением суда от 06.02.2012 заявление удовлетворено частично. Постановление администрации признано недействительным в отношении количества установленных на 2011 год для общества квотируемых рабочих мест. В остальной части требований обществу отказано.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 28.06.2012 оставил упомянутые судебные акты в силе.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре состоявшихся по делу судебных актов в порядке надзора администрация просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

По мнению администрации, ее постановление является нормативным актом в сфере трудового права и на этом основании не подведомственно арбитражным судам. Судами неверно истолкована статья 1 Закона Краснодарского края от 08.02.2000 N 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае", поскольку согласно гражданскому законодательству филиалы и представительства юридического лица, расположенные вне места его нахождения, определяемой местом государственной регистрации, не являются юридическими лицами.

Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, а также нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.

Таких доводов в заявлении в порядке надзора не приведено.

Как следует из содержания оспариваемых судебных актов, спор возник в связи с тем, что администрация определила обществу квоту для трудоустройства социально защищаемых граждан исходя общей численности его работников, включая представительства и филиалы, расположенные за пределами города Краснодара.

Суды согласились с обществом о необходимости расчета квоты пропорционально штатной численности его работников (рабочих мест) на территории города, без учета филиалов и представительств, расположенных на территориях других муниципальных образований. При этом они руководствовались положениями статей 7 и 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьи 7.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", указывающих на компетенцию органов местного самоуправления, в том числе по вопросам трудоустройства безработных граждан, и сферу действия муниципальных правовых актов в границах территории муниципальных образований. Кроме того, суды учли общегосударственный характер задачи по трудоустройству социально незащищенных граждан по месту их жительства, которая может быть выполнена только за счет имеющихся на соответствующих территориях рабочих мест, в том числе в филиалах и представительствах юридических лиц, зарегистрированных в иных городах и населенных пунктах.

Доводы администрации о том, что принятое ею постановление является нормативным актом в сфере трудового права, судами рассмотрены и отклонены, поскольку постановление не затрагивает вопросов трудовых отношений, и не содержит правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, что соответствует правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 12093/11.

Правовые аргументы, подтверждающие тезис администрации о неверном истолковании судами положений статьи 1 Закона Краснодарского края от 08.02.2000 N 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае" в надзорной жалобе не приведены.

При таких условиях коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче дела N А32-13713/11 Арбитражного суда Краснодарского края в Президиум( )Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 06.02.2012, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.06.2012 отказать.

Председательствующий судья

Ю.Ю.Горячева

Судья

Д.И.Дедов

Судья

С.Б.Никифоров

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль