Какие показатели и критерии оценки эффективности деятельности рекомендуются для работников культуры?

5537

Вопрос

Какие показатели и критерии оценки эффективности деятельности рекомендуются для работников культуры? Например, для библиографа?

Ответ

Показатели и критерии эффективности деятельности работников культуры разрабатываются исходя из должностных обязанностей, возложенных на работников. То есть сопоставляется то, что работник должен делать, то, что он делает, и конечный результат. Соответственно, непосредственно из этого и разрабатываются соответствующие оценки.

Так, например, библиограф осуществляет работы по организации справочно-библиографического аппарата библиотеки в традиционном и автоматизированном режиме. Выполняет справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей. Принимает участие в подготовке библиографических материалов и пособий, методических документов. Составляет рекомендательные списки литературы, подготавливает и проводит устные обзоры литературы. Ведет индивидуальное и групповое информирование абонентов о новой литературе (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н). Соответственно, именно из этого и нужно разматывать показатели и критерии эффективности, ориентируясь на полученный результат (стабильность работы библиотеки, скорость обслуживания читателей, удобство поиска книг и пр.). Это характерно как для коммерческих, так для бюджетных организаций. Примерный перечень показателей эффективности представлен в приложении № 2 к данному ответу.

Дополнительно отметим, что в общем случае показатели эффективности деятельности основных категорий работников могут формироваться с учетом таких критерий как:

- полнота использования фонда рабочего времени в соответствующем периоде;

- отсутствие претензий со стороны руководителя к исполнению должностных обязанностей;

- отсутствие претензий от потребителей услуг к качеству работы работника;

- инициативность в работе, обмен опытом, а также другие показатели эффективности работы.

Разрабатываемые показатели эффективности у бюджетных учреждений должны основываться (коммерческие могут на них ориентироваться) на показателях и индикаторах:

- Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2567-р;

- Федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 186;

- Плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2606-р;

- указанных в ведомственных перечнях государственных (муниципальных) услуг (работ), перечнях критериев оценки деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры, положениях о выплатах стимулирующего характера руководителям государственных (муниципальных) учреждений культуры, иных нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Разрабатывая показатели эффективности, учтите, что в бюджетных учреждениях они должны отвечать следующим требованиям:

- соответствовать принципу обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

- соответствовать принципу введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника;

- соответствовать целевым показателям деятельности учреждения, направленным на достижение показателей, определенных "дорожными картами", включая показатели, характеризующие проведение структурных и институциональных преобразований, а также показателям по соотношению средней заработной платы работников учреждения и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации;

- содержать показатели выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (работ); показатели качества оказания государственных услуг; показатели роста доходов от оказания платных услуг по сравнению с предыдущим периодом;

- отражать изменения объема деятельности, а также численность населения, воспользовавшегося услугами учреждения культуры (за год, полугодие, квартал, месяц);

- характеризовать расширение (обновление) номенклатуры предоставляемых населению услуг (за те же периоды);

- реализовывать принцип бюджетирования по результатам деятельности;

- реализовать принцип роста оплаты труда в соответствии с ростом эффективности труда работников.

Подробности в материалах Системы:

  1. Правовая база: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии».

Библиограф

Должностные обязанности. Осуществляет работы по организации справочно-библиографического аппарата библиотеки в традиционном и автоматизированном режиме. Выполняет справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей. Принимает участие в подготовке библиографических материалов и пособий, методических документов. Составляет рекомендательные списки литературы, подготавливает и проводит устные обзоры литературы. Ведет индивидуальное и групповое информирование абонентов о новой литературе.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела; основы библиотечного дела, библиографии, информационной работы; методические документы в области библиографии и информатики; книжный фонд и справочно-библиографический аппарат библиотеки; достижения библиографической и информационной работы отечественных и зарубежных библиотек; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Ведущий библиограф - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) I категории не менее 3 лет.

Библиограф I категории - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) II категории не менее 3 лет.

Библиограф II категории - высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) не менее 3 лет.

Библиограф - среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы.

  1. Правовая база: Приказ Минкультуры России от 28.06.2013 N 920 (приложение №1)

Приложение 1

к Методическим рекомендациям по разработке

органами государственной власти субъектов

Российской Федерации и органами местного

самоуправления показателей эффективности

деятельности подведомственных учреждений

культуры, их руководителей и работников

по видам учреждений и основным

категориям работников

от 28 июня 2013 г. N 920

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

И РАБОТНИКОВ ПО ВИДАМ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОСНОВНЫМ

КАТЕГОРИЯМ РАБОТНИКОВ

I. Показатели эффективности деятельности по видам учреждений культуры

Общедоступные (публичные) библиотеки

1) количество зарегистрированных пользователей (единиц);

2) объем фонда библиотеки (тыс. экземпляров);

3) количество обращений в библиотеку в отчетный период (единиц);

4) количество новых поступлений в библиотечный фонд (всего), в том числе:

4.1. количество новых поступлений на электронных носителях (экземпляров);

5) количество изданий в библиотеке в расчете на 1 жителя (единиц);

6) количество отреставрированных документов (экземпляров);

7) количество справок, консультаций для пользователей (всего), в том числе:

7.1. количество справок, консультаций для пользователей в автоматизированном (виртуальном) режиме (единиц);

8) количество полнотекстовых оцифрованных документов, включенных в состав электронной библиотеки (единиц);

9) количество записей электронного каталога и других баз данных, создаваемых библиотекой (единиц);

10) количество записей, переданных библиотекой в Сводной электронный каталог библиотек России (экземпляров);

11) количество посещений Интернет-сайта библиотеки (количество обращений в стационарном и удаленном режиме пользователей к электронным информационным ресурсам библиотеки) (единиц).

Музеи

1) количество предметов, поступивших в музейное собрание в результате выполнения работ по выявлению и собиранию музейных предметов и музейных коллекций (единиц);

2) количество музейных предметов, прошедших регистрацию в инвентарных книгах фондов (единиц);

3) количество музейных предметов, прошедших поколлекционную сверку наличия (единиц);

4) количество музейных предметов, требующих реставрации в текущем году/количество отреставрированных музейных предметов (единиц);

5) количество изображений и описаний музейных предметов и музейных коллекций, внесенных в электронную базу данных музея (единиц);

6) доля опубликованных музейных предметов во всех формах (публичный показ в экспозиции или на выставках музея, научные публикации, предоставление музейных предметов на выставки других музеев, воспроизведение в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме) в общем количестве музейных предметов основного фонда (процентов);

7) количество экспонируемых музейных предметов (экземпляров);

8) количество выставок (выставочных проектов) музея (единиц);

9) количество посетителей экспозиций и выставок в музее (единиц);

10) количество посещений Интернет-сайта музея (количество обращений в стационарном и удаленном режиме пользователей к электронным информационным ресурсам музея) (единиц).

Театры

1) количество новых и капитально-возобновленных спектаклей всего (единиц), в том числе:

1.1. количество новых и капитально-возобновленных спектаклей для детско-юношеской аудитории;

2) количество публичных показов спектаклей всего (единиц), в том числе:

2.1. количество публичных показов спектаклей на стационаре (основная сцена, арендованные площадки);

2.2. количество публичных показов спектаклей на выезде и гастролях (всего), в том числе:

2.2.1. количество публичных показов спектаклей на выезде и гастролях в пределах своей территории;

2.2.2. количество публичных показов спектаклей на гастролях по России;

2.2.3. количество публичных показов спектаклей на гастролях за рубежом;

2.3. количество публичных показов спектаклей для детско-юношеской аудитории (единиц);

3) количество зрителей согласно реализованным билетам (человек) (данные о числе зрителей указывает в своем отчете та организация, которая производила продажу билетов (которой принадлежит билетная книжка)), в том числе:

3.1. количество зрителей на стационаре (основная сцена, арендованные площадки);

3.2. количество зрителей на выезде (всего), в том числе:

3.2.1. количество зрителей на выездах и гастролях в пределах своей территории;

3.2.2. количество зрителей на гастролях по России;

3.3. количество зрителей на мероприятиях для детско-юношеской аудитории;

4) средняя заполняемость зала на стационаре (процентов) (для учреждений, ведущих билетное хозяйство, согласно реализованным билетам);

5) количество новых постановок спектаклей по произведениям современной российской драматургии (написанным не ранее 1992 г.) (единиц)/количество показов спектаклей по произведениям современной российской драматургии (написанным не ранее 1992 г.) (единиц) (для театров драмы);

6) количество новых постановок спектаклей по произведениям современных композиторов (написанных не ранее 1960 г.), а также постановок современных хореографов (единиц)/количество показов спектаклей по произведениям современных композиторов (написанных не ранее 1960 г.), а также постановок современных хореографов (единиц) (для театров оперы и балета).

Организации культурно-досугового типа

1) количество участников культурно-досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом (процентов);

2) количество участников клубных формирований по сравнению с предыдущим годом (процентов);

3) число культурно-досуговых мероприятий, проведенных КДУ (единиц)

3.1. доля мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей и молодежи в общем объеме мероприятий учреждения (процентов);

4) средняя посещаемость культурно-досуговых мероприятий (процентов);

5) удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых учреждениями культурно-досугового типа (процентов);

6) количество детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей (процентов);

7) число лауреатов международных, всероссийских, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей (человек).

Парки культуры и отдыха

1) количество посетителей платных мероприятий парка (единиц);

2) количество постоянных посетителей парка, занимающихся в секциях, кружках и других творческих формированиях (единиц);

3) число проведенных платных мероприятий (единиц);

4) число видов услуг, оказываемых посетителям (единиц).

Цирки, цирковые коллективы

1) количество новых и возобновленных программ и представлений (единиц);

2) количество публичных показов программ и представлений на стационаре (единиц);

3) количество публичных показов цирковых программ и представлений на гастролях за пределами своей территории в России (единиц);

4) количество публичных показов цирковых программ, на гастролях за рубежом (единиц);

5) количество зрителей согласно реализованным билетам на публичных показах программ (человек) (данные о числе зрителей указывает в своем отчете та организация, которая производила продажу билетов (которой принадлежит билетная книжка));

6) средняя заполняемость зала на стационаре (процентов) (для учреждений, ведущих билетное хозяйство, согласно реализованным билетам);

7) доля новых (возобновленных) цирковых программ в общем количестве представлений цирка (единиц).

Зоопарки

1) количество посетителей зоопарка (единиц);

2) количество животных, включенных в российскую Красную книгу в коллекции зоопарка (единиц);

3) количество животных, давших потомство в неволе, в коллекции зоопарка (единиц);

4) число видов услуг, оказываемых посетителям зоопарка (единиц);

5) количество экскурсий в зоопарке (единиц).

Концертные организации, самостоятельные коллективы

1) количество новых и возобновляемых концертных программ всего (единиц), в том числе:

1.1. количество новых и возобновляемых концертных программ для детско-юношеской аудитории;

2) количество публичных показов концертных программ всего (единиц), в том числе:

2.1. количество публичных показов концертных программ на стационаре (основная сцена, арендованные площадки);

2.2. количество публичных показов на выезде и гастролях всего, в том числе:

2.2.1. количество публичных показов концертных программ на выезде и гастролях в пределах своей территории;

2.2.2. количество публичных показов концертных программ на гастролях по России;

2.2.3. количество публичных показов концертных программ на гастролях за рубежом;

2.3. количество публичных показов концертных программ для детско-юношеской аудитории;

2.4. количество концертов, в программу которых включены премьерные произведения (мировая или российская премьера);

2.5. количество концертов, в программу которых включены произведения современных отечественных композиторов (написанных не ранее 1960 г.);

2.6. количество концертов с участием молодых солистов и дирижеров (до 30 лет);

3) количество зрителей согласно реализованным билетам всего (человек) (данные о числе зрителей указывает в своем отчете та организация, которая производила продажу билетов (которой принадлежит билетная книжка)), в том числе:

3.1. количество зрителей на стационаре (основная сцена, арендованные площадки);

3.2. количество зрителей на выезде всего, в том числе:

3.2.1. количество зрителей на выездах и гастролях в пределах своей территории;

3.2.2. количество зрителей на гастролях по России;

3.2.3. количество зрителей на концертах для детско-юношеской аудитории;

4) средняя заполняемость зрительного зала на стационаре (процентов) (для учреждений, ведущих билетное хозяйство, согласно реализованным билетам).

Производство, прокат и показ фильмов

1) количество выданных для проката кино- и видеофильмов и программ (единиц);

2) доля фильмов российского производства в общем объеме проката (процентов);

3) доля ретроспективных показов в репертуаре кинотеатра за отчетный период по сравнению с предыдущим годом (процентов);

4) количество кино- и видеоустановок (единиц);

5) количество киносеансов (единиц);

6) средняя посещаемость киносеансов (единиц);

7) объем фильмофонда (тыс. экземпляров);

8) количество цифрового оборудования в кинотеатрах с возможностью 3D показа (единиц).

Радиовещание и телевидение

1) доля населения, обеспеченного многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных телерадиоканалов заданного качества, по сравнению с предыдущим годом (процентов);

2) количество телеканалов свободного доступа (единиц);

3) доля населения, охваченного региональным телерадиовещанием, по сравнению с предыдущим годом (процентов);

4) доля населения, охваченного теле- и радиооповещением о чрезвычайных ситуациях, по сравнению с предыдущим годом (процентов);

5) доля охвата населения теле- и радиовещанием в труднодоступных местах по сравнению с предыдущим годом (процентов);

6) количество программ, обеспечивающих интерактивную связь с населением через прямые эфиры с представителями органов местного самоуправления и руководителями муниципальных (единиц).

Архивы

1) количество пользователей архивной информацией, включая пользователей сайта учреждения (человек);

2) количество принятых на хранение документов Архивного фонда субъекта (единиц хранения);

3) количество справок, консультаций для пользователей всего (единиц), в том числе: количество справок, консультаций для пользователей в автоматизированном (виртуальном) режиме (единиц);

4) количество оцифрованных документов (единиц);

5) объем издательской продукции (единиц).

II. Показатели эффективности деятельности, применимые ко всем видам государственных (муниципальных) учреждений, их руководителям и основным категориям работников

1) выполнение учреждением государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) (да/нет);

2) выполнение целевых показателей (индикаторов) эффективности работы учреждения (да/нет);

3) достижение соотношения средней заработной платы работников учреждения и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации (процентов);

4) уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления учреждением государственных и муниципальных услуг в сфере культуры (процентов);

5) доля мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп: детей и подростков, пенсионеров, людей с ограничениями жизнедеятельности и т.п. (% от общего числа проводимых мероприятий) по сравнению с предыдущим годом (процентов);

6) количество изданных каталогов, научно-исследовательских трудов, альбомов, буклетов, путеводителей, краеведческой и иной литературы по профильной деятельности учреждения по сравнению с предыдущим годом (процентов);

7) наличие собственного Интернет-сайта учреждения и обеспечение его поддержки в актуальном состоянии (да/нет);

8) количество культурно-массовых мероприятий (фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, научных конференций и др.), проведенных силами учреждения (единиц);

9) количество посетителей культурно-массовых мероприятий (единиц);

10) количество информационно-образовательных (просветительских) программ учреждения (в том числе лекционное, справочно-информационное и консультативное обслуживание граждан; без экскурсоведения) (единиц);

11) количество посетителей информационно-образовательных (просветительских) программ учреждения (единиц);

12) объем средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности (тыс. рублей);

13) количество работников учреждения, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку (человек);

14) участие учреждения в проектах, конкурсах, реализации федеральных целевых и ведомственных программ (да/нет);

15) освоение и внедрение инновационных методов работы сотрудником (да/нет);

16) проведение самостоятельной творческой работы в зависимости от специфики учреждения (программы, встречи, проекты и др.) (да/нет);

17) работа с удаленными пользователями (дистанционное информационное обслуживание, интернет-конференции, интернет-конкурсы, интернет-проекты и др.) (да/нет);

18) количество посещений Интернет-сайта учреждения (количество обращений в стационарном и удаленном режиме пользователей к электронным информационным ресурсам) (единиц);

19) результативность участия в конкурсах, получение грантов (да/нет);

20) публикации и освещение деятельности учреждения в средствах массовой информации (да/нет);

21) участие в организации и проведении информационных, культурно-досуговых, социально-значимых и просветительских мероприятиях (фестивалей, концертов, конкурсов, творческих встречах, проектов, научных конференций и др.), в том числе рассчитанных на обслуживание особых категорий пользователей (да/нет).

3. Ответ: Как оценить эффективность структуры и численности сотрудников организации

Светлана Долгова, консультант по управлению персоналом, преподаватель ВШГА МГУ, автор обучающих курсов

Изучите структуру организации. Это поможет выявить возможные диспропорции в соотношении между количеством руководителей и рядовых сотрудников, а также работников различных профессий и специальностей. Например, посмотрите, сколько основных сотрудников приходится на одного бухгалтера, экономиста, юриста; каково соотношение производственных отделов и обслуживающих подразделений; сколько подчиненных у руководителей отделов. Проанализируйте, нет ли диспропорции.

В частности, проверьте, соблюдаются ли в организации нормы управляемости внутри отделов, нет ли лишних заместителей. Если, к примеру, у руководителя в подчинении четыре человека и пятым числится заместитель, то, возможно, стоит задуматься об исключении зама из штата в целях оптимизации численности.

Внимание: нормы количества подчиненных, а также расчеты нормативной и штатной численности в общем случае являются рекомендательными и не требуют строгого исполнения. Они служат в основном для ориентира и помощи при обосновании численности руководству организации.

29.10.2013г.

С уважением, Константинов Кирилл,

эксперт кадровой справочной системы «Система Кадры»,

Тел.: 8 800 333-01-14 (с 9.00 до 18.00 по московскому времени по будням)

1kadry.ru; budget.1kadry.ru



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.84%
  • Иногда 55.93%
  • Не оформляем срочников 19.23%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль