Как правильно происходит сокращение в государственных органах?

1678

Вопрос

Как правильно происходит сокращение в государственных органах?

Ответ

1. Федеральным законом № 57-ФЗ от 05.04.2013 внесены изменения в статью 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В связи с этим, на какие основные отличия от предыдущей редакции статьи 31 указанного закона следует обратить внимание кадровику при сокращении?

Редакция № 21 от 30.12.2012 Редакция № 26 от 02.07.2013
Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа
4. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона. 6. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
8. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца. 7. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
- 5. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, все изменения касаются максимального приближения регулирования вопросов сокращения должности гос. службы к сокращению численности и штата по Трудовому Кодексу РФ. Законодатель из общих оснований прекращения гос. службы исключил сокращение должности и упразднение гос. органа. Фактически перенеся их в стать. 37 – увольнение по инициативе нанимателя ( т.е. все сделали, как в трудовом кодексе, где такие же основания находятся в статье 81 Трудового Кодекса – увольнение по инициативе работодателя). 

2. Что означает в части 5 статьи 31 "Представитель нанимателя государственного органа.....обязан предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность...вакантные должности гражданской службы с учетом КАТЕГОРИИ И ГРУППЫ замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы"? можно ли предложить должность НИЖЕСТОЯЩУЮ? или нужно в пределах той же категории и группы? 

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ При сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 

1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 

2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы. 

Интересующий Вас пункт 5 названной статьи конкретизирует обязанность нанимателя предложить сокращаемому служащему : в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 

Должности гражданских служащих подразделяются на категории : - руководители, - помощники (советники), - специалисты; - обеспечивающие специалисты. Внутри категорий должности распределяются по группам : высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы. Из буквального толкования данной нормы следует, что в первую очередь сокращаемому служащему нужно предлагать именно должности, относящиеся к его категории и группе должностей. 

Прямого указания закона на невозможность предложить нижестоящую должность сокращаемому работнику закон не содержит. Однако при отсутствии в Вашем органе должности соответствующей категории и группы дает Вам право в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 N 822 "Об утверждении Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах" предложить данному служащему должность в ином государственном органе. К сожалению судебная практика о порядке применения изменений , внесенных в Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ пока не сформировалась. 

Имеющаяся судебная практика относится к периодам увольнения, произошедшим в 2012 году и ранее , когда данное уточнение еще не было внесено в закон. Но мы полагаем возможным предложить Вам обзор данной практики: Как показывает сложившаяся по данному вопросу судебная практика под предложением вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности. 

Например, из Апелляционного определения Курского областного суда от 08.08.2013 по делу N 33-1856/2013 следует, что под предложением вакантной должности следует понимать исходящее от представителя нанимателя предложение об иной должности гражданской службы, как равнозначной, так и нижестоящей, обязанности по которой гражданский служащий может выполнять с учетом его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности. Согласно Определению Санкт-Петербургского городского суда от 08.10.2012 N 33-14229/2012 под предложением вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности. 

Из Обзора Красноярского краевого суда от 27.03.2012 «Обзор кассационной и надзорной практики судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда за 4 квартал 2011 года» следует, что по смыслу положений ст.ст. 5, 31, 33, 73 ФЗ от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в их взаимосвязи со ст.ст. 11, 81 ТК РФ и п.п. 29, 30 Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, нанимателем должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что после уведомления о сокращении государственному служащему предлагались все вакантные должности в этом государственном органе и он отказался от предложенной работы. 

При этом под предложением вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица государственного органа предложение о замещении должности государственной гражданской службы, в том числе, нижестоящей, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.

3. Частью 4 указанного закона определено, кто обладает преимущественным правом на замещение должности гражданской службы: " Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности" Если комиссия по сокращению определит, что гос. служащие имеют равные квалификацию, уровень профессионального образования, продолжительность стажа и т.п. СЛЕДУЕТ ЛИ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ далее статьей 179 ТК РФ: "При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы"? Если - "ДА", то ЧТО ПОЗРАЗУМЕВАЕТСЯ под: 1) "повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы"? - Повышающие в данный момент? в период сокращения? 2) "лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком"? какими документами это может быть подтверждено?

В соответствии с п. 30 Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 17 марта 2004 года, при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с действующей редакцией Закона N 79-ФЗ сокращение должностей гражданской службы в государственном органе отнесено к основаниям расторжения служебного контракта (освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнению с гражданской службы) по инициативе представителя нанимателя (п. 8.2. ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ).

Таким образом, при увольнении государственных гражданских служащих по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ наниматель должен соблюдать правило о предоставлении приоритетного права оставления на службе, закрепленное в ч. 4 ст. 31 данного Закона.

Вместе с тем в соответствии со ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Сложившаяся судебная практика показывает, что при разрешении споров , связанных с увольнением государственных гражданских служащих в связи с сокращением численности или штата положения ст. 179 Трудового Кодекса применяются только в том случае. если решением комиссии органа , проводящего сокращение, установлен факт равной квалификации подлежащих увольнению служащих.

При оценке преимущественного права лиц, «повышающих свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы», из буквального толкования положений ст. 179 Трудового Кодекса следует : (а) такие лица должны проходить повышение квалификации именно в данное время, в момент принятия решения об увольнении , (б) они должны повышать свою квалификацию по направлению работодателя.

При оценке права «лиц, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком» - нужно подходить в каждом конкретном случае исходя из частной ситуации. Во-первых , такая гарантия предоставляется только семейным работникам (либо состоящим в браке , либо не состоящим в браке, но имеющим детей) . Во-вторых, служащий должен подтвердить, что именно он является единственным лицом в данной семье , имеющим заработок . Перечня документов , которыми однозначно можно данный факт подтвердит , нет. Например : семья состоит из двух человек мать и совершеннолетний сын , обучающийся по очной форме в аспирантуре. Документами , подтверждающими. Что мать единственный кормилец в данной семье будет выписка из домовой книги , подтверждающая факт совместного проживания, свидетельство о рождении , справка учебного заведения об обучении ребенка в аспирантуре; Если кто-то из членов семьи безработный, то этот факт подтверждается документом службы занятости о признании его безработным или о постановке на учет в целях поиска работы, а также трудовой книжкой , в которой последняя запись об увольнении. И тп.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.07%
  • Иногда 56.48%
  • Не оформляем срочников 19.44%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль