Какие выплаты положены безработному из центра занятости?

932

Вопрос

Справку Центр занятости дает, но говорят, если признан безработным то не выплачивается средний заработок за третий месяц, а начисляется пособие как безработный. Я не понимаю, работник же без работы не трудоустроен?

Ответ

Справка не является решением о выплате среднего заработка.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность одновременной выплаты и пособия по безработице и сохраненного среднего заработка на период трудоустройства. Так, в соответствии со ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013) "О занятости населения в Российской Федерации" гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Решение службы занятости о выплате работнику средней заработной платы принимается при одновременном наличии следующих условий :

- работник должен встать на учет в службе занятости в течение 2-х недель с даты увольнения;

- в течение трех месяцев должна отсутствовать возможность его трудоустройства;

- должна быть исключительные обстоятельства, в связи с которыми работник не мог быть трудоустроен.

Действующее законодательство не содержит перечня исключительных обстоятельств, при наличии которых служба занятости принимает решение о выплате среднего заработка за третий месяц трудоустройства. Если гражданин в период нахождения на учета в службе занятости не нарушал условий перерегистрации, не отказывался от вариантов подходящей работы, но не был все же трудоустроен, то он вправе был обратиться в службу занятости с заявлением о выдаче решения о выплате ему среднего заработка за третий месяц трудоустройства. В своем заявлении работник сам может привести причины его нетрудоустройства , которые , по мнению гражданина, можно рассматривать как исключительные .

Если на это заявление служба занятости ответила бы отказом ( до назначение пособия по безработице), то работник имел бы полное право обжаловать данное решение в судебном порядке.

Сейчас же данному безработному лицу нужно обжаловать два решения службы занятости ( это можно сделать одним заявлением) : о назначении пособия ранее истечения срока на получение среднего заработка от прежнего работодателя ; а также отказа в выдаче решения о выплате среднего заработка.

Подробности в материалах Системы:

  1. Правовая база :

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1

(ред. от 02.07.2013)

"О занятости населения в Российской Федерации"

Статья 11. Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 31. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

2. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

3. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

˂…˃

Трудовой кодекс Российской Федерации

от 30.12.2001 N 197-ФЗ

(ред. от 23.07.2013)

Глава 27. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ,

СВЯЗАННЫЕ С РАСТОРЖЕНИЕМ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

Статья 178. Выходные пособия

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

˂…˃

Статья 318. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников орган

Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

˂…˃

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 декабря 2008 г. N 10

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ РЕШЕНИЙ О СОХРАНЕНИИ СРЕДНЕЙ

ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

В целях реализации гарантий и компенсаций, предусмотренных частью 2 статьи 178 и частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации:

1. Утвердить следующие формы решений государственных учреждений Московской области центров занятости населения (далее - центр занятости населения):

1.1. Форма N 1 "Решение о сохранении средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения".

1.2. Форма N 2 "Решение о сохранении средней заработной платы за четвертый (пятый, шестой) месяц со дня увольнения".

2. Установить, что решение центра занятости населения о сохранении средней заработной платы оформляется на бланке центра занятости населения, подписывается директором центра занятости населения (лицом, его замещающим) и регистрируется в журнале учета исходящих документов.

3. Начальнику отдела информационных технологий Вольтеру В.Г. обеспечить:

внесение в программно-технический комплекс "1С: Трудоустройство" изменений, позволяющих автоматизировать формирование решения по указанным в пункте 1 настоящего распоряжения формам из электронной карточки персонального учета гражданина, ищущего работу;

размещение форм, утвержденных пунктом 1 настоящего распоряжения, на официальном сайте Главного управления.

4. Начальнику организационного отдела Лебедевой Н.Г. обеспечить публикацию настоящего распоряжения в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" в установленном порядке.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Начальник Главного управления

государственной службы занятости

населения Московской области

Ю.И. Рагозин

Форма N 1

Утверждена

распоряжением

Главного управления ГСЗН

Московской области

от 11 декабря 2008 г. N 10

РЕШЕНИЕ

О СОХРАНЕНИИ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ЗА ТРЕТИЙ МЕСЯЦ

СО ДНЯ УВОЛЬНЕНИЯ

Гражданин(КА) "ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО", уволенный(АЯ) из "НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ" в связи с ликвидацией организации (сокращением численности или штата), обратился(АСЬ) в Государственное учреждение Московской области "НАИМЕНОВАНИЕ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ" центр занятости населения в двухнедельный срок после увольнения и не был(А) им трудоустроен(А) по "ДАТА".

В соответствии с частью 2 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации имеет право на сохранение средней заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения с "ДАТА" по "ДАТА".

Директор ________________________ "ФАМИЛИЯ И.О."

Примечание. Переменные поля формы, заполняемые автоматизированно с использованием ПТК "1С: Трудоустройство", выделены полужирным курсивом.

Форма N 2

Утверждена

распоряжением

Главного управления ГСЗН

Московской области

от 11 декабря 2008 г. N 10

РЕШЕНИЕ

О СОХРАНЕНИИ СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ЗА "ЧЕТВЕРТЫЙ

(ПЯТЫЙ, ШЕСТОЙ)" МЕСЯЦ СО ДНЯ УВОЛЬНЕНИЯ

Гражданин(КА) "ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО", уволенный(АЯ) из "НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ", расположенной(ОГО) в районах Крайнего Севера (приравненной к ним местности), в связи с ликвидацией организации (сокращением численности или штата), обратился(АСЬ) в Государственное учреждение Московской области "НАИМЕНОВАНИЕ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ" центр занятости населения в месячный срок после увольнения и не был(А) им трудоустроен(А) по "ДАТА".

В соответствии с частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации имеет право на сохранение средней заработной платы в течение "ЧЕТВЕРТОГО (ПЯТОГО, ШЕСТОГО)" месяца со дня увольнения с "ДАТА" по "ДАТА".

Директор ________________________ "ФАМИЛИЯ И.О."

Примечание. Переменные поля формы, заполняемые автоматизированно с использованием ПТК "1С: Трудоустройство", выделены полужирным курсивом.

  1. Судебная практика:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 ноября 2012 г. N 2214-О

ПО ЖАЛОБЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

"ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА И ЗВЕРОВОДСТВА ИМЕНИ ПРОФЕССОРА

Б.М. ЖИТКОВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК"

НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЕМ ЧАСТИ

ВТОРОЙ СТАТЬИ 178 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук",

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук" оспаривает конституционность положения части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником, уволенным, в частности, по пункту 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя), в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 18, 19 (часть 1), 34 (часть 1) и 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, возлагает на работодателей обязанность по выплате работнику, уволенному в связи с сокращением численности или штата, среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения при отсутствии каких-либо исключительных обстоятельств.

Как следует из представленных материалов, решением Ленинского районного суда Кировской области от 23 ноября 2011 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 19 января 2012 года, заявителю было отказано в иске к Кировскому областному государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Кирова" (отдел трудоустройства Ленинского района) о признании незаконным решения о сохранении за бывшим работником института, уволенным по пункту 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения. Ссылаясь на оспариваемое законоположение, суды указали, что нетрудоустройство гражданина, своевременно обратившегося в службу занятости населения, само по себе является исключительным обстоятельством, позволяющим сохранить за уволенным работником средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения. В передаче кассационной жалобы на указанные судебные решения для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации заявителю также было отказано (определение от 17 апреля 2012 года).

Решением Октябрьского районного суда города Кирова от 30 ноября 2011 года, принятым по иску прокурора Октябрьского района города Кирова и оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 31 января 2012 года, с заявителя в пользу уволенного работника взыскан средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения в размере 48 282,99 руб. При этом суды также со ссылкой на оспариваемую норму указали, что право определять наличие исключительного случая, позволяющего сохранить за уволенным работником средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения, принадлежит службе занятости населения, принимающей по этому вопросу соответствующее мотивированное решение, которое может быть обжаловано работодателем в судебном порядке. В передаче кассационной жалобы на указанные судебные решения для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации заявителю было отказано (определение от 21 мая 2012 года).

2. Социальный характер Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека (статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации), предопределяет необходимость создания определенных гарантий реализации конституционных прав граждан в сфере труда. Конституция Российской Федерации, относя к числу конституционных прав в данной сфере право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3), исходит из того, что стабильная занятость является необходимым условием обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Это требует от законодателя установления мер, направленных на оказание содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости, а также минимизацию негативных последствий, которые могут наступить для гражданина в результате потери работы.

При осуществлении соответствующего правового регулирования законодатель, действующий в рамках своих дискреционных полномочий, должен учитывать, что увольнение работника может быть результатом реализации не только его конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, но и права работодателя на осуществление эффективной экономической деятельности и рациональное управление имуществом (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2, Конституции Российской Федерации), предполагающего возможность самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).

Предоставляя работодателю как субъекту, организующему трудовую деятельность и использующему труд работников, правомочия в сфере управления трудом, законодатель вправе предусмотреть и правовые гарантии защиты прав работников в сфере труда. Однако при этом в силу требований статей 2, 7, 8 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в целях обеспечения баланса конституционных прав и свобод работников и работодателей, являющегося необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве и составляющего основу для справедливого согласования прав и интересов сторон трудового договора посредством соответствующего правового регулирования, он не вправе устанавливать для работодателя такие обязанности, исполнение которых предполагает несоразмерное конституционно значимым целям ограничение свободы его экономической (предпринимательской) деятельности.

2.1. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. Реализация им указанных полномочий в сфере управления трудом может повлечь за собой необходимость расторжения трудовых договоров в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по указанному основанию предполагает и возложение на него обязанности по соблюдению определенных законодателем правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы. К их числу относятся установленные статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации выплата каждому увольняемому работнику выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохранение за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть первая), и, кроме того, сохранение в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения он обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть вторая).

Сама по себе обязанность работодателя осуществлять указанные выплаты в пользу работника, уволенного в связи с сокращением численности или штата, не предполагает несоразмерное конституционно значимым целям ограничение свободы экономической (предпринимательской) деятельности работодателя и учитывает баланс интересов сторон трудового договора.

2.2. Как следует из части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, основанием для сохранения за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое, будучи направленным на обеспечение реализации конституционного права такого лица на защиту от безработицы (статья 37, часть 3, Конституции России), одновременно обязывает работодателя осуществить в его пользу указанную выплату. При этом законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрения.

По смыслу оспариваемого законоположения, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.

Решение же органа службы занятости населения о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения может быть обжаловано работодателем в судебном порядке.

При рассмотрении этой категории споров суды, действуя сообразно аутентичной воле федерального законодателя, выраженной в части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, обязаны на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия оценивать обжалуемое решение органа занятости населения с точки зрения его правомерности и обоснованности, устанавливая, исследуя и анализируя при этом всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (статьи 10, 118 и 120 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, оспариваемое положение части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.

Проверка же законности и обоснованности правоприменительных решений, вынесенных судами общей юрисдикции, входит в компетенцию вышестоящих судов и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Признать жалобу государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук" не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

  1. Ответ: Как выплатить выходное пособие, средний заработок на период трудоустройства и компенсацию при увольнении

Выплаты при ликвидации (сокращении)

При увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением штата выплатите сотрудникам:

Данные выплаты необходимо выдать сотруднику в день увольнения. Если в день увольнения сотрудник не работал, то их нужно выплатить на следующий день после обращения сотрудника за расчетом. Такие правила установлены статьей 140 Трудового кодекса РФ.

Выходное пособие

Выходное пособие рассчитайте по формуле:

Выходное пособие

=

Количество рабочих дней (часов) в первом месяце после увольнения (со дня, следующего за днем увольнения)

×

Средний дневной (часовой) заработок

Расчет среднего заработка

Порядок выплаты среднего заработка на период трудоустройства зависит от того, когда сотрудник вновь устроится на работу:

  • если он не устроится в течение первого месяца после увольнения, то засчитывайте его выходное пособие в счет среднего заработка за первый месяц;

  • если он не устроится в течение второго месяца после увольнения, то за этот месяц выплачивайте ему средний заработок;

  • если он не устроится в течение третьего месяца после увольнения, то средний заработок выплачивайте только в том случае, если в течение двух недель после увольнения сотрудник обратился в службу занятости, но не был трудоустроен (подтверждается решением службы занятости).

Таким образом, за первый месяц после увольнения выплачивается выходное пособие. В связи с этим средний заработок на период трудоустройства за первый месяц после увольнения рассчитывать не нужно.

Средний заработок на период трудоустройства за второй и третий месяц рассчитывайте по формуле:

Средний заработок на период трудоустройства за второй (третий) месяц после увольнения

=

Количество рабочих дней (часов) во втором (третьем) месяце после увольнения (со дня, следующего за днем окончания первого (второго) месяца)

×

Средний дневной (часовой) заработок

Такие правила выплаты выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации (сокращением штата) предусмотрены в статье 178 Трудового кодекса РФ.

Пример расчета выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства сотруднику, уволенному в связи с ликвидацией организации

В организации П.А. Беспалов работает кладовщиком, его оклад составляет 10 000 руб. в месяц. 11 января 2009 года его уволили в связи с ликвидацией организации. Поэтому Беспалову положены:

  • выходное пособие;

  • средний заработок на период трудоустройства.

Выходное пособие Беспалову было выплачено в день увольнения 11 января 2009 года. Для определения выходного пособия расчетным периодом является время с 1 января по 31 декабря 2008 года. Заработок Беспалова за этот период составил 120 000 руб. (10 000 руб./мес. × 12 мес.). За расчетный период он отработал 250 дней.

Средний дневной заработок Беспалова составил:
120 000 руб. : 250 дн. = 480 руб./дн.

В первом месяце после увольнения (с 12 января по 11 февраля 2009 года) – 22 рабочих дня. Выходное пособие составило:
22 дн. × 480 руб./дн. = 10 560 руб.

На следующий день после увольнения Беспалов встал на учет в службу занятости.

В течение первого месяца после увольнения (с 12 января по 11 февраля 2009 года) Беспалов не смог трудоустроиться. В счет сохранения среднего заработка за первый месяц после увольнения бухгалтер зачел сумму выходного пособия, выплаченного в связи с увольнением.

В течение второго месяца (с 12 февраля по 11 марта 2009 года) после увольнения Беспалов также не смог трудоустроиться, что подтверждается отсутствием записей в его трудовой книжке. Поэтому 12 марта 2009 года ему был выплачен средний заработок. Во втором месяце после увольнения (с 12 февраля по 11 марта 2009 года) – 18 рабочих дней. Сумма среднего заработка на период трудоустройства за второй месяц после увольнения составила:
18 дн. × 480 руб./дн. = 8640 руб.

В течение третьего месяца (с 12 марта по 11 апреля 2009 года) после увольнения Беспалов также не смог трудоустроиться, что подтверждается отсутствием записей в его трудовой книжке и решением службы занятости. Так как он своевременно обратился в службу занятости, организация выплатила ему средний заработок на период трудоустройства за третий месяц после увольнения. Поэтому 11 апреля 2009 года Беспалову был выплачен средний заработок. В третьем месяце после увольнения (с 12 марта по 11 апреля 2009 года) – 22 рабочих дня. Сумма среднего заработка на период трудоустройства за третий месяц после увольнения составила:
22 дн. × 480 руб./дн. = 10 560 руб.

Может ли организация выплатить средний заработок на период трудоустройства за второй и третий месяцы, если бывший сотрудник обратился за его получением через полгода

Да, может.

Трудовой кодекс РФ не ставит обязанность работодателя по выплате среднего заработка за второй месяц нетрудоустроенному сотруднику, уволенному по сокращению численности или штата, в зависимость от срока его обращения за соответствующей выплатой. Какие-либо предельные сроки обращения за данной выплатой также не установлены.

В этой связи организация может выплатить средний заработок за период трудоустройства за второй месяц, даже если бывший сотрудник обратится за указанной выплатой спустя длительное время (например, через полгода или более). Такой вывод следует из статьи 178 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, срок обращения сотрудника за выплатой не ограничен, и организация обязана осуществить такую выплату независимо от времени обращения сотрудника. Срок исковой давности в данном случае не применим, поскольку никакого нарушения права сотрудника со стороны работодателя не возникает (ст. 392 ТК РФ, ст. 196 ГК РФ).

Нужно ли выплатить средний заработок на период трудоустройства за третий месяц пенсионеру, уволенному в связи с ликвидацией организации (сокращением штата)

Да, нужно.

Пенсионеры имеют те же права и обязанности, что и остальные сотрудники организации. Несмотря на то что пенсионеры не признаются безработными (п. 3 ст. 3 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1), им положена выплата среднего заработка на период трудоустройства. Никаких исключений для них статьей 178 Трудового кодекса РФ не предусмотрено.

Аналогичная точка зрения высказана в письме Минфина России от 15 марта 2006 г. № 03-03-04/1/234.

Работа в районах Крайнего Севера

Средний заработок на период трудоустройства до трех месяцев (с зачетом выходного пособия) сохраняется за сотрудниками, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при увольнении в связи с:

  • ликвидацией организации;

  • сокращением штата.

В отличие от общего правила для сохранения среднего заработка на период трудоустройства за третий месяц таким сотрудникам решение службы занятости не нужно.

Об этом сказано в части 1 статьи 318 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, средний заработок в указанных случаях может быть сохранен за такими сотрудниками и на период до полугода на основании решения службы занятости. Это возможно в том случае, если в месячный срок после увольнения сотрудник обратился в эту службу, но не был ею трудоустроен. Об этом говорится в части 2 статьи 318 Трудового кодекса РФ.

Аналогичный порядок при увольнении в связи с сокращением или ликвидацией организ


Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Как часто Вам приходится оформлять срочные трудовые договоры?

  • Часто 24.38%
  • Иногда 56.46%
  • Не оформляем срочников 19.16%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль