Обязана ли организация принять на работу сотрудника, ранее уволенного в связи с призывом на военную службу?

270

Вопрос

Обязана ли организация принять на работу сотрудника, ранее уволенного в связи с призывом на военную службу? 

Ответ

В соответствии с трудовым законодательством трудовой договор прекращается в связи с призывом работника на военную службу или направлением его на альтернативную гражданскую службу. При расторжении трудового договора в связи с призывом на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу работнику положено выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).

Согласно Федеральному закону от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях и уволенными с нее, в течение трех месяцев после увольнения с военной службы сохраняется право на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву (в том числе и за офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) - также право на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу.

Для коммерческих организаций такая обязанность законодательством не установлена. Вместе с тем, условие о повторном приеме сотрудника, работавшего в организации до призыва на военную службу, может быть предусмотрено в локальном нормативном акте организации или коллективном договоре (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 9 ТК РФ).

При невозможности трудоустройства в той же государственной организации, где работал военнослужащий до призыва, его трудоустройство должно быть осуществлено органами государственной службы занятости. К такому выводу приходит судебная практика (см. Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.Р. Ивашкевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих")

Подробнее в материалах Системы:

1.Ответ:Обязана ли организация принять на работу сотрудника, ранее уволенного в связи с призывом на военную службу.

Ответ на вопрос зависит от того, является организация государственным учреждением или нет.

Если сотрудник государственного учреждения уволился в связи с призывом или поступлением на военную службу, а после окончания службы желает вернуться на работу в ту же организацию, то работодатель обязан принять бывшего сотрудника на работу, а призванным по призыву предоставить также должность не ниже занимаемой до увольнения из организации. При этом обращение гражданина с просьбой о повторном приеме на работу должно последовать не позднее трех месяцев после увольнения со службы. Такое правило установлено абзацем 3 части 5 статьи 23 Закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ.

Для коммерческих организаций такая обязанность законодательством не установлена. Вместе с тем, условие о повторном приеме сотрудника, работавшего в организации до призыва на военную службу, может быть предусмотрено в локальном нормативном акте организации или коллективном договоре (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 9 ТК РФ).

Используется в ответе «Каких граждан можно принимать на работу»

  1. Ответ: Как оформить документы, если сотрудник призван на военную службу.

Лица, подлежащие призыву на военную службу

Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете и не пребывают в запасе, могут быть призваны на военную службу (подп. «а» п. 1 ст. 22 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ). Организация не может препятствовать призыву сотрудников, поскольку прохождение военной службы – это государственная обязанность гражданина (ч. 2 ст. 59 Конституции РФ, абз. 4 п. 1 ст. 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

На военную службу не призываются граждане, которые:

  • освобождены от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу;

  • имеют отсрочку от призыва на военную службу;

  • не подлежат призыву на военную службу.

Такие правила установлены в пункте 2 статьи 22 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ.

О том, кого из сотрудников могут призвать на военную службу, кадровая служба должна знать на основании данных воинского учета в организации (п. 7 ст. 8 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

Сроки призыва на военную службу

По общему правилу призыв граждан на военную службу проводится на основании указа Президента РФ два раза в год:

  • с 1 апреля по 15 июля;

  • с 1 октября по 31 декабря.

Об этом говорится в пункте 1 статьи 25 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ.

Однако из этого правила есть исключения, например для педагогических сотрудников. Категории граждан, для которых предусмотрены особые сроки призыва, приведены в таблице.

Порядок призыва

Призыв на военную службу включает следующие этапы:

  • явка на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

  • явка в место для отправки к пункту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Это предусмотрено пунктом 1 статьи 26 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ.

Повестка о вызове на мероприятия, связанные с призывом

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, военный комиссариат вызывает призывников повестками установленной формы (абз. 3 п. 1 и п. 3 ст. 26 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663). В повестке из военкомата указывается причина вызова в военный комиссариат (абз. 5 пояснений по заполнению повестки, приведенной в приложении 30 к Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны России от 2 октября 2007 г. № 400).

Вручение повестки

Повестку призывнику могут вручить под подпись следующие лица:

  • сотрудник военкомата;

  • руководитель организации или ответственное лицо за воинский учет по месту работы призывника;

  • сотрудник, ответственный за военно-учетную работу органа местного самоуправления.

Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 31 и абзацами 3 и 8 пункта 2 статьи 8 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ.

Повестку вручают не позднее чем за три дня до срока, указанного в ней (п. 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663).

Если повестка о призыве на военную службу получена работодателем, то он обязан известить сотрудника о призыве на военную службу (абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ). В остальных случаях сотрудник сам извещает руководителя организации о том, что его призывают.

Внимание: организация должна содействовать своевременной явке сотрудника в военкомат и не препятствовать этому (абз. 3 п. 1 ст. 4 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ). В противном случае военный комиссариат может привлечь руководителя организации или сотрудника, ответственного за воинский учет, к административной ответственности (ст. 23.11 КоАП РФ). Штраф за данное правонарушение составляет от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Гарантии сотруднику-призывнику

На время прохождения медицинского освидетельствования и явки на заседание призывной комиссии освободите сотрудника от работы. Если место работы постоянное, то за сотрудником сохраняются место работы, должность и выплачивается средний заработок за время его отсутствия (ч. 1 ст. 170 ТК РФ, п. 1 ст. 6 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ). Расходы по оплате среднего заработка возмещают военные комиссариаты по местонахождению организаций в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 704 (п. 7 ст. 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

Табель учета рабочего времени

Период нахождения сотрудника на мероприятиях, связанных с призывом на военную службу, отразите в табеле учета рабочего времени (форма № Т-12 или № Т-13) (п. 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Для этого предусмотрено следующее обозначение: буквенный код «Г» – «исполнение государственных или общественных обязанностей согласно законодательству», ему соответствует цифровой код «23». Условные обозначения указаны в постановлении Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

Если коммерческая организация применяет самостоятельно разработанную форму табеля, то укажите буквенный и цифровой код, который принят и соответствует исполнению государственных или общественных обязанностей согласно законодательству.

Время нахождения сотрудника на мероприятиях, связанных с призывом на военную службу, включите в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (абз. 3 ч. 1 ст. 121 ТК РФ). Чтобы определить, сколько дней фактически сотрудник мог отсутствовать в связи с подготовкой к призыву, потребуйте у него повестку, где должны быть проставлены печати военного комиссариата с указанием даты и времени нахождения сотрудника-призывника в данной организации.

Отправка к месту прохождения службы

Если после прохождения медицинского освидетельствования военным комиссариатом принято решение о призыве гражданина на военную службу, то ему выдается повестка с указанием причины «для отправки к месту прохождения военной службы» (п. 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663). Такой документ является основанием для прекращения трудового договора с сотрудником (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). С повестки снимите копию и храните ее, например, в личном деле сотрудника.

Приказ об увольнении

Трудовое законодательство не устанавливает конкретного срока прекращения договора в связи с призывом. Поэтому дату увольнения определите по соглашению сторон. Сотрудник вправе продолжать работать до дня, предшествующего дню явки на призывной пункт.

На основании повестки издайте приказ о прекращении трудового договора по унифицированной форме № Т-8, утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, или по самостоятельно разработанной форме. Укажите причину увольнения «в связи с призывом работника на военную службу, пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации». После этого ознакомьте сотрудника с приказом под подпись (ч. 1 и 2 ст. 84.1 ТК РФ).

Трудовая книжка

Затем внесите в трудовую книжку сотрудника соответствующую запись о прекращении трудовых отношений (ч. 4 ст. 66 ТК РФ, п. 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).

Окончательный расчет

При увольнении сотрудника в связи с призывом на военную службу организация обязана выплатить ему выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (абз. 3 ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

Сотрудник может уволиться в связи с призывом на военную службу до истечения рабочего года, в счет которого ему был предоставлен ежегодный отпуск. Тогда сумму отпускных, приходящуюся на неотработанное время, работодатель удержать не вправе. Об этом говорится абзаце 5 части 2 статьи 137 Трудового кодекса РФ.

Пример оформления документов при увольнении сотрудника в связи с призывом на военную службу

П.А. Беспалов получил повестку из военкомата о явке на призывной пункт 12 октября 2011 года для отправки к месту службы. Сотрудник предъявил повестку работодателю. Датой увольнения определили 11 октября 2011 года.

Руководитель организации издал приказ об увольнении сотрудника в связи с призывом на военную службу и ознакомил с ним сотрудника под подпись.

В последний рабочий день руководитель отдела кадров внес в трудовую книжку сотрудника запись об увольнении.

В какие организации может быть направлен гражданин для прохождения альтернативной гражданской службы

Организации, в которые может быть направлен гражданин для прохождения альтернативной гражданской службы, определяет Минтруд России на основании предложений органов исполнительной власти (п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2003 г. № 750). В настоящее время перечень таких организаций приведен в приложении № 2 к приказу Минтруда России от 6 февраля 2013 г. № 45н. В указанном перечне организации, в которых возможно прохождение альтернативной гражданской службы, сгруппированы по территориальному признаку (по субъектам РФ). Например, в г. Москве альтернативную гражданскую службу гражданин может пройти в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина», Городском бюджетном учреждении здравоохранения «Городская клиническая больница № 7» и ряде иных организаций.

Для определения, в каких именно организациях с учетом конкретного региона и населенного пункта возможно прохождение альтернативной гражданской службы, работодателю следует обратиться к данному перечню.

3.Судебная практика:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 июля 2002 года

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА С.Р. ИВАШКЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ

ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 5 СТАТЬИ 23

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя В.Г. Стрекозова, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г. Стрекозова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина С.Р. Ивашкевича,

установил:

1. Гражданин С.Р. Ивашкевич в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность положения пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым за уволенными с военной службы гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, в течение трех месяцев после увольнения с военной службы сохраняется право на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также право на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу.

Как следует из представленных материалов, гражданин С.Р. Ивашкевич работал помощником машиниста тепловоза в структурном подразделении государственного унитарного предприятия - локомотивном депо Кандалакша Мурманского отделения Октябрьской железной дороги. В мае 1996 года он был уволен в связи с призывом на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации. В мае 1998 года С.Р. Ивашкевич был демобилизован и вернулся в Кандалакшу, однако в приеме на работу в прежней должности ему было отказано из-за отсутствия вакансий в связи с сокращением численности работников.

Кандалакшский районный суд решением от 8 сентября 1998 года отказал С.Р. Ивашкевичу в удовлетворении жалобы на этот отказ; Председатель Мурманского областного суда и судья Верховного Суда Российской Федерации сообщили заявителю, что не усматривают оснований для принесения протеста на состоявшееся судебное решение. Аналогичные ответы даны заявителю прокуратурой Мурманской области и Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Неконституционность оспариваемой нормы заявитель усматривает в том, что по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, она лишь провозглашает указанное в ней право, но не гарантирует его реализацию, а потому противоречит статьям 2, 37 (часть 3), 53 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

3. Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому воинская обязанность возлагается на всех граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.

Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Исходя из этого в статье 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации, в том числе гарантии реализации трудовых прав военнослужащих, уволенных с военной службы (в том числе установленные оспариваемым положением пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Закрепив в Конституции Российской Федерации и федеральных законах воинскую обязанность и военную службу по призыву, государство берет на себя заботу о трудоустройстве граждан, уволенных с военной службы, в рамках, установленных статьей 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В пункте 6 данной статьи конкретизировано, что в целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению. При этом соответствующие органы должны исходить из того, что исполнение гражданином конституционной обязанности военной службы влечет за собой обязанность государства обеспечить первоочередное трудоустройство лиц, уволенных с военной службы по призыву.

При невозможности трудоустройства в той же государственной организации, где работал военнослужащий до призыва, его трудоустройство должно быть осуществлено органами государственной службы занятости. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", устанавливая государственные гарантии по реализации конституционных прав граждан на труд, определяя государственную политику в области содействия занятости населения, относит лиц, уволенных с военной службы, к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите (статья 5). В статье 7 того же Закона закреплены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению этих обязанностей.

Таким образом, утверждение заявителя о противоречии пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" статьям 2, 37 (часть 3), 53 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации нельзя признать обоснованным, а его жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.Р. Ивашкевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Г.СТРЕКОЗОВ

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ

 

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль