Что считается не оконченным высшим образованием?

300

Вопрос

1. Что считается не оконченным высшим образованием? 

2. Можем ли мы взять его на вакантную должность?

Ответ

1. Действующее законодательство не предусматривает такой уровень образования, как «неоконченное высшее образование». Вместе с тем, пунктом 1.2 Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденной Приказом Минобрнауки РФ от 10.03.2005 № 65, установлено, что диплом о неполном высшем профессиональном образовании выдается студентам (слушателям), прервавшим обучение и успешно освоившим часть основной профессиональной образовательной программы в объеме не менее первых двух лет в соответствии с учебным планом вуза по очной форме обучения. Таким образом, уровень образования Вашего сотрудника нельзя назвать неполным высшим профессиональным образованием.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Частью 3 ст. 6 Закона Челябинской области от 30.05.2007 № 144-ЗО "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" установлены Типовые квалификационные требования для замещения:

1) высших и главных должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование, а также стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;

2) ведущих и старших должностей муниципальной службы - среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет или высшее профессиональное образование;

3) младших должностей муниципальной службы - среднее профессиональное образование.

На основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы муниципальными правовыми актами устанавливаются квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Таким образом, требования вышеуказанных нормативных актов носят не рекомендательный, а обязательный характер.

Следовательно, назначив на должность муниципальной службы лицо, не соответствующее необходимым по данной должности квалификационным требованиям, огран местного самоуправления нарушит действующее законодательство.

Данная позиция подтверждена судебной практикой (например, Апелляционное определение Самарского областного суда от 28.05.2013 по делу № 33-4727/2013, согласно которому иск прокурора о возложении обязанности прекратить трудовые отношения удовлетворен, так как установлено, что ответчики заключили трудовой договор с нарушением квалификационных требований, предъявляемых к стажу муниципальной службы, необходимому для замещения должности муниципальной службы, приведено в п. 3 Приложения к настоящему ответу)

Подробнее в материалах Системы:

1. Нормативно-правовая база: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"

<…>

Глава 2. ДОЛЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

<…>

Статья 9. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы

1. Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

3. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

<…>

2. Нормативно-правовая база: Закон Челябинской области от 30.05.2007 № 144-ЗО

"О регулировании муниципальной службы в Челябинской области"

<…>

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

<…>

Статья 6. Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы

1. Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы.

3. Типовые квалификационные требования для замещения:

1) высших и главных должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование, а также стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;

2) ведущих и старших должностей муниципальной службы - среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет или высшее профессиональное образование;

3) младших должностей муниципальной службы - среднее профессиональное образование.

4. Для замещения должностей муниципальной службы предъявляются типовые квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, по группе:

1) высших должностей муниципальной службы - знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Челябинской области, законов Челябинской области, устава муниципального образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности по соответствующей должности, основ региональной и муниципальной экономики и управления, принципов и методов регионального и муниципального прогнозирования и планирования, передового отечественного и зарубежного опыта, методов разработки и контроля хода выполнения региональных и муниципальных социальных программ, методов, правил и практики формирования и исполнения бюджетов всех уровней, основ социологии и психологии; навыки руководства комплексными коллективами, координации их работы, опыта взаимодействия со средствами массовой информации, общественными организациями; умение пользоваться персональным компьютером и другой организационной техникой;

2) главных и ведущих должностей муниципальной службы – знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Челябинской области, законов Челябинской области, устава муниципального образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности по соответствующей должности, основ региональной и муниципальной экономики и управления, правил делового этикета; навыки руководства структурными подразделениями среднего и низового звена, публичной деятельности (навыки выступлений перед аудиторией, в средствах массовой информации); опыт разработки проектов правовых актов, программ, аналитических материалов для принятия управленческих решений; умение пользоваться персональным компьютером и другой организационной техникой;

3) старших должностей муниципальной службы - знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Челябинской области, законов Челябинской области, устава муниципального образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности по соответствующей должности, основ экономики и организации труда, правил делового этикета; навыки разработки проектов правовых актов, аналитических материалов, подготовки проектов и практической реализации управленческих решений, оценки их эффективности и целесообразности, методического руководства творческими группами специалистов; умение пользоваться персональным компьютером и другой организационной техникой;

4) младших должностей муниципальной службы - знание Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Челябинской области, устава муниципального образования, других нормативно-правовых актов применительно к должностным обязанностям по соответствующей должности, инструктивно-методических документов по делопроизводству; навыки самостоятельного поиска и обработки информации, необходимой и достаточной для выполнения порученных работ, аналитической деятельности при выборе способов решения поставленных задач, самоорганизации профессиональной деятельности; умение пользоваться персональным компьютером и другой организационной техникой.

<…>

3. Судебная практика:

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 мая 2013 г. по делу N 33-4727/2013

Судья: Маркова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Гороховика А.С.

Судей: Акининой О.А., Захарова С.В.

При секретаре: Г.

С участием прокурора Кушнирчук А.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Мэри г.о. Тольятти и К. на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 13 марта 2013 года, которым постановлено:

Возложить на Мэрию г.о.Тольятти обязанность прекратить трудовой договор с К. по должности заместитель руководителя департамента социальной поддержки населения Мэрии г.о.Тольятти - руководителя управления социальных льгот и выплат.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснение представителя Мэрии г.о. Тольятти - В., по доверенности, поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор г.о.Тольятти обратился в суд с иском к Мэрии г.о.Тольятти, К. о прекращении трудовых отношений. В обоснование требований указал, что при проверке соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в Мэрии г.о.Тольятти установлено, что 06.06.2012 года между ответчиками заключен трудовой договор, согласно которому К. принята на работу в Мэрию г.о.Тольятти на должность муниципальной службы - консультант заместителя мэра. 13.08.2012 года сторонами заключен трудовой договор, согласно которому К. принята на должность муниципальной службы - заместитель руководителя департамента социальной поддержки населения - руководитель управления социальных льгот и выплат. Диплом о высшем образовании по специальности "юриспруденция" выдан К. 29.02.2008 года.

До назначения на должность К. не имела стажа работы по специальности 5 лет, что в данном случае является основанием для расторжения трудового договора на основании п. 11 ст. 77 и 84 Трудового кодекса РФ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на положения п. 11 ст. 77 и 84 Трудового кодекса РФ, п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", уточнив свои исковые требования, прокурор г.о.Тольятти просил суд обязать Мэрию г.о.Тольятти прекратить трудовой договор с К. по должности заместитель руководителя департамента социальной поддержки населения Мэрии г.о.Тольятти - руководителя управления социальных льгот и выплат.

Судом постановлено указанное выше решение.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд пришел к выводу о том, что К. на момент заключения трудового договора не соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу муниципальной (государственной службы) или стажу работы по специальности, необходимому для замещения должности муниципальной службы, в связи с чем, в силу закона исключается продолжение пребывание в должности муниципального служащего работника, принятого с нарушением требований закона о стаже и образовании.

Заявитель апелляционной жалобы - К. не согласна с решением суда. При этом указывает, что на момент вынесения решения суда трудовой стаж работы К. после получения высшего образования составлял более 5 лет. Также указывает в жалобе, что суд в резолютивной части решения не указал основание прекращения трудового договора.

Считает, что до поступления К. на муниципальную службу, опыт ее работы по специальности был учтен работодателем в качестве квалификационного требования при приеме на работу.

Мэрия г.о. Тольятти не согласна с приняты решением, так как полагает, что судом неправильно применены нормы материального права.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель мэрии г.о. Тольятти поддержал доводы жалобы.

Прокурор просил решение оставить без изменения.

К. не явилась в заседание судебной коллегии, извещена надлежащим образом.

Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 10 Закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

В силу ст. 8 Закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В соответствии с Законом Самарской области от 30.12.2005 "О Реестре должностей муниципальной службы в Самарской области" к категории "руководители" высшей группы отнесены руководитель департамента, комитета, управления и заместитель руководителя департамента, комитета, управления.

В силу ст. 6 Закона Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области", для замещения должностей муниципальной службы в Самарской области квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Для категории "руководители" всех групп должностей необходимым условием является наличие высшего профессионального образования.

Для категорий "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей необходимо образование не ниже среднего профессионального.

Для категории "обеспечивающие специалисты" всех групп должностей необходимо образование не ниже среднего (полного) общего.

К стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности устанавливаются следующие требования:

1) для должностей муниципальной службы категории "руководители" высшей группы - не менее двух лет работы на главных должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях;

2) для должностей муниципальной службы категории "руководители" иных групп - не менее одного года работы на ведущих должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам муниципального служащего в Самарской области, необходимым для исполнения им должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами с учетом задач и функций органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, лица, замещающего муниципальную должность.

Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 16.05.2008 N 1003-1/п "Об утверждении Перечня квалификационных требований к должностям муниципальной службы в городском округе Тольятти" определены квалификационные требования к лицу, занимающему должность руководителя и заместителя руководителя департамента:

по уровню и профилю образования - высшее образование по специальности в соответствии с профилем деятельности, предусмотренным должностной инструкцией по замещаемой должности;

по опыту (стажу) работы - стаж муниципальной (государственной) службы на главных должностях данной категории не менее 2 лет либо стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Судом установлено, 06.06.2012 г. между мэрией г.о. Тольятти (работодателем) и К. (работником) заключен трудовой договор на должность муниципальной службы - консультант заместителя мэра.

Распоряжением мэра г.о.Тольятти от 13.08.2012 года К. с 01.08.2012 года переведена на должность муниципальной службы - заместителя руководителя департамента - руководителя управления социальных льгот и выплат департамента социальной поддержки населения Мэрии г.о.Тольятти.

13.08.2012 г. между мэрией г.о. Тольятти и К. заключен бессрочный трудовой договор с 01.08.2012 года.

Из материалов гражданского дела видно, что до назначения К. на должность муниципального служащего, она занимала следующие должности: в период времени с 23.10.2006 года по 04.09.2007 года работала секретарем судебного заседания Волжского районного суда Самарской области на условиях срочного трудового контракта.

С 04.09.2007 года переведена на должность федеральной государственной гражданской службы секретаря судебного заседания на условиях постоянного служебного контракта.

С 06.10.2008 года переведена на должность федеральной государственной гражданской службы помощника председателя суда.

С 11.01.2011 года по 09.03.2011 года К. замещала должность государственной гражданской службы начальника общего отдела суда.

С 10.03.2011 года по 14.05.2012 года работала помощником депутата г.о.Самара.

Решением государственной аттестационной комиссии от 21.02.2008 года К. присуждена квалификация юрист по специальности "Юриспруденция" (регистрационный номер диплома 419 от 29.02.2008 года).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 года "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" определено, что освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.

Квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

Согласно ст. 7 названного закона лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования.

При этом суд правильно указал, что законодатель связывает наступление права претендовать на занятие муниципальной должности с моментом присвоения лицу квалификации и получением документов о соответствующем уровне образования.

Принимая во внимание время получения диплома о высшем образовании, суд сделал правильный вывод о том, что на момент занятия должности муниципальной службы (01.08.2012 года) у К. отсутствовал требуемый стаж работы по специальности 5 лет.

При этом суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчиков о работе К. по юридической специальности до получения высшего образования, поскольку указанные периоды не могут быть включены в необходимый стаж работы по смыслу закона.

Также обоснованно судом не приняты во внимание доводы ответчиков о том, что действующее законодательство предусматривает различные уровни подготовки специалистов, в том числе на базе основного общего и среднего (полного) общего образования, в связи с чем, стаж работы по специальности, необходимый для занятия должности муниципальной службы, может быть выработан как до получения высшего образования, так и после его получения, а работодатель наделен правом самостоятельно определять наличие или отсутствие у претендента на должность необходимого стажа и опыта работы по специальности, поскольку по смыслу ст. 6 Закона Самарской области "О муниципальной службе в Самарской области", Постановления Мэра г.о.Тольятти Самарской области от 16.05.2008 N 1003-1/п во взаимосвязи с нормами Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" требуемый для занятия должности муниципальной службы стаж должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном заведении.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что К. на момент заключения трудового договора не соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу муниципальной (государственной службы) или стажу работы по специальности, необходимому для замещения должности муниципальной службы.

Судом установлено, что период работы К. в должности помощника депутата г.о.Самара с 10.03.2011 года по 14.05.2012 года учтен ответчиком при определении стажа работы истца по специальности, требуемого для замещения должности муниципальной службы.

Между тем, должностная инструкция помощника депутата Думы г.о.Самара, действовавшая в период работы К., требований к уровню образования работника и наличию у него специальности не предъявляет.

В соответствии с п. 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является, в том числе нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 настоящего Кодекса).

Согласно статье 84 Трудового кодекса РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ст. 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку судом установлено, что прием на работу К. был осуществлен с нарушением законодательства, то судебная коллегия полагает, что обоснованно признал прекращение трудовых отношений между мэрией г.о.Тольятти и К. единственным способом пресечения нарушения законодательства.

Доводы апелляционных жалоб проверены в полном объеме, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

Довод апелляционных жалоб о том, что в резолютивной части решения суда не указано основание прекращения трудового договора, не является основанием к отмене решения, поскольку придя к выводу о том, что К. принята на работу с нарушением действующего законодательства, и придя к выводу о невозможности дальнейшего пребывания на должности муниципального служащего, суд постановил верное решение о возложении обязанности на Мэра г.о. Тольятти прекратить трудовой договор с К., не нарушив при этом право работодателя и работника избрать основание для увольнения муниципального служащего в соответствии с Трудовым кодексом РФ, и законом "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Другие доводы апелляционных жалоб также не могут служить основанием к отмене решения, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

В соответствии с изложенным, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 13 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Опрос

Хотели бы Вы видеть переводы документов МОТ в нашем журнале?

  • Да, это было бы полезно 59.63%
  • Нет, это мне никак не пригодится 16.51%
  • Затрудняюсь ответить 23.85%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль