Нужно ли школе получить разрешение на право привлекать и использовать иностранного работника, которому не требуется наличие разрешения на работу?

465

Вопрос

Работник, гражданин республики Молдова, 3-й год работает в общеобразовательной школе учителем англ-яз. Устроился на работу сразу же после окончания высшего педагогического образования в Москве. Поставлен на учет по месту пребывания, т.е. есть регистрация в Москве. Данным работникам не требуется разрешение на работу, если следовать ФЗ-115 ст.13 п.8. Нужно ли школе получить разрешение на право привлекать и использовать иностранного работника, которым не требуется наличие разрешения на работу? Какой документ подтверждает необходимость наличия или отсутствия данного разрешения?

Ответ

Перечень стран с указанием режима въезда на территорию России, установленного для граждан каждого иностранного государства, приведен в Письме МИД России от 27.09.2006 № 32253/19. Граждане Молдовы могут въезжать на территорию России без виз по всем видам паспортов.

В соответствии с Информационным письмом Минобрнауки РФ от 10.08.2010 № 05-2417 "Об осуществлении трудовой деятельности иностранными гражданами, приглашенными в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях", российские образовательные организации вправе привлекать вне существующих квотных ограничений иностранных преподавателей без необходимости получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а самих иностранных преподавателей освобождает от необходимости получения разрешений на работу (за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Таким образом, ответим на Ваши вопросы:

  1. Нужно ли школе получить разрешение на право привлекать и использовать иностранного работника, которым не требуется наличие разрешения на работу? - нет, в данном случае школе не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

  2. Какой документ подтверждает необходимость наличия или отсутствия данного разрешения. - п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ; в настоящий момент официальные соответствующие разъяснения органов ФМС отсутствуют. При этом, до опубликования официальных разъяснений можно использовать Информационное письмо Минобрнауки РФ от 10.08.2010 № 05-2417 "Об осуществлении трудовой деятельности иностранными гражданами, приглашенными в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях".

  3. В ФЗ-115 ст.13 п.8 обозначено, что "приглашенных" в РФ преподавателей для проведения занятий в иных образовательных учреждениях. Документального подтверждения приглашения нет, был просто въезд в РФ в период отпуска, как и в предыдущие годы. Действительно ли иностранный работник попадает под ФЗ-115 ст.13 п.8. (слово "приглашенных" ведет к размышлениям). - да, Ваш работник попадает под п.8 ст. 13 Федерального закона 115. Данный вывод подтверждает и судебная практика "Решение Верховного суда Республики Коми от 29.06.2011 по делу № 21-218/2011 Постановление о привлечении к административной ответственности за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина без гражданства при отсутствии разрешения на работу отменено правомерно, поскольку при изложенных обстоятельствах вывод суда об отсутствии в действиях состава административного правонарушения является правильным, основанном на правильном применении норм материального закона, регулирующих данные правоотношения".

Что касается приглашения на въезд.

Как правило, приглашение на въезд оформляется для иностранных граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации в визовом порядке. В свою очередь, Ваш работник относится к категории иностранных граждан, въезжающих на территорию РФ без визы , и относится к категориям , перечисленных в пункте 8 части 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", на которых не распространяется порядок обязательного получения разрешения на работу. В связи с тем, что форма приглашения и порядок его оформления для такой категории иностранных граждан законом не определены, то в данном случае по нашему мнению необходимо руководствоваться общим порядком приглашения.

Правила оформления приглашений на въезд в Россию иностранных граждан (лиц без гражданства), утверждены приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390.

Также, отметим, что в связи с отсутствием официальных разъяснений по данному вопросу, рекомендуем еще проконсультироваться с территориальным органом ФМС.

Подробности в материалах Системы:

  1. Ответ: Как принять на работу временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы?

Лица, прибывающие в Россию без визы

Без визы в Россию могут въезжать граждане большинства стран ближнего зарубежья (например, Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии). Исключение составляют граждане Грузии и Туркменистана. Кроме того, право въезжать в Россию без виз предоставлено лицам без гражданства, проживающим в Латвии и Эстонии и ранее состоявшим в гражданстве СССР (Указ Президента РФ от 17 июня 2008 г. № 977). Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в Россию приведен в письме МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19.

Без визы в Россию могут въезжать и граждане из стран дальнего зарубежья (например, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Республики Македония). Для привлечения к трудовой деятельности таких иностранных граждан (лиц без гражданства), которые не пребывают на территории России, требуется получить приглашение на их въезд. Такое требование содержится в международных договорах, заключенных с этими странами. Например, в соглашениях между:

Проверить, является ли иностранец гражданином страны, прибытие из которой в Россию не требует оформления визы, можно на сайте МИД России.

Общий порядок оформления иностранца

Для приема на работу иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статус временно пребывающих, получать разрешение на их привлечение и использование не нужно (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Вместе с тем требуется:

При этом в отношении граждан республик Беларусь и Казахстан действуют специальные правила приема на работу (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ).

Оформление разрешения на работу иностранным гражданам

Разрешения на работу иностранным гражданам оформляет ФМС России или ее территориальные подразделения. За разрешением на работу для каждого сотрудника-иностранца может обратиться и организация (п. 107 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).

Чтобы оформить персональное разрешение на работу сотруднику-иностранцу, который прибыл в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего или его представителю, необходимо подать в территориальное подразделение миграционной службы следующие документы:

  • заявление;

  • цветную фотографию сотрудника-иностранца размером 30 × 40 мм;

  • документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, или его копию (при этом срок действия документа должен оканчиваться не ранее шести месяцев со дня подачи заявления);

  • миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Россию или с отметкой территориального органа ФМС России о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

  • трудовой или гражданско-правовой договор;

  • доверенность на представление интересов иностранца, если документы подает уполномоченное им лицо;

  • квитанцию об уплате госпошлины в размере 2000 руб. за выдачу разрешения на работу (подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Об этом сказано в пунктах 46, 49 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.

При этом иностранному гражданину, прибывшему в безвизовом порядке, который будет осуществлять трудовую деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, для получения разрешения на работу необходимо подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового. Такие требования установлены пунктами 8.1–8.4 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

В случае если документы составлены на иностранном языке, то к ним должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русском языке (п. 48 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).

Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты (п. 6 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Существуют профессии (специальности, должности), на которые квота не распространяется. Их перечень приведен в приложении к приказу Минтруда России от 3 декабря 2012 г. № 568н.

О положительном решении или о мотивированном отказе в выдаче разрешения организацию должны уведомить в письменном виде (п. 116 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2). При получении отказа в выдаче разрешения его можно обжаловать в досудебном и судебном порядке в соответствии с требованиями, изложенными в разделе V регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.

При выдаче разрешения на работу иностранные граждане, въехавшие на территорию России без визы, за исключением высококвалифицированных специалистов, подлежат фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации (п. 4.6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Порядок проведения указанных процедур утвержден приказом ФМС России от 6 ноября 2012 г. № 357.

На основании выданных разрешений на работу иностранный сотрудник вправе работать только в том регионе, в котором было выдано это разрешение (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Такие территориальные ограничения не распространяются лишь на иностранцев, профессии которых включены в список профессий и должностей, дающих право на работу вне региона (п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Подробнее об этом см. Как оформить на работу сотрудника-иностранца.

Оформление приглашения на въезд в Россию

В отдельных случаях для привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, которые находятся за пределами России, требуется получить приглашение на их въезд. Гражданам большинства республик бывшего СССР, которые могут въезжать в Россию без визы, оформлять приглашение не требуется. Информация о том, нужно ли оформлять приглашение на въезд, содержится в международном договоре России со страной гражданства сотрудника-иностранца.

Правила оформления приглашений на въезд в Россию иностранных граждан (лиц без гражданства), прибывающих в безвизовом порядке, утверждены приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390. При этом оформление приглашений на въезд для безвизовых иностранцев проходит в том же порядке, что и для визовых.

Прибытие, постановка на миграционный учет, снятие с миграционного учета и выбытие иностранного гражданина 

После прибытия (въезда через границу) иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности.

У иностранца:

  • при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту;

  • не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.

У организации – не позже семи рабочих дней со дня въезда иностранного сотрудника направить уведомление о его прибытии в миграционную службу.

Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1, 2 и 3 ст. 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ.

Постановка на миграционный учет и порядок направления уведомления о прибытии осуществляются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

По общему правилу срок пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, ограничен сроком в 90 суток. Однако сотруднику-иностранцу этот срок может быть продлен на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на один год с даты въезда. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 5 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

По истечении срока пребывания иностранный гражданин обязан выехать из России (п. 2 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Оформление приема на работу

Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.

Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров миграционную службу и службу занятости. Форма такого уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.

Помимо этого, указанные службы необходимо уведомлять:

Порядок заполнения и представления уведомлений приведен в приложении 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Уведомить миграционную службу и службу занятости организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора или предоставления отпуска.

Такой порядок следует из положений пункта 9 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 приложения 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.

Нина Ковязина
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

  1. Нормативно-правовая база:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 10 августа 2010 г. N 05-2417

В связи с поступающими в Минобрнауки России обращениями относительно осуществления в Российской Федерации трудовой деятельности иностранными гражданами, приглашенными в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, Министерством подготовлено и направлено письмо в ФМС России от 16 июня 2010 г. N ЮС-353/05, в котором сообщалось, что Министерство исходит из того, что с 1 июля 2010 г. в этом вопросе следует руководствоваться пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ), которая предоставляет российским образовательным организациям право привлекать вне существующих квотных ограничений иностранных преподавателей без необходимости получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а самих иностранных преподавателей освобождает от необходимости получения разрешений на работу (за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях)).

В ответе ФМС России от 14 июля 2010 г. N АК-1/9-10699 возражений по позиции Министерства не содержится, при этом сообщается, что территориальным органам ФМС России даны соответствующие разъяснения.

Направляется в порядке информации.

Заместитель директора
Департамента международного
сотрудничества
А.Ю.СУМБАТЯН

  1. Судебная практика:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 июня 2011 г. по делу N 21-218/2011

Судья Верховного суда Республики Коми Архарова Л.В.,

при секретаре В.Н.,

рассмотрев 29 июня 2011 года жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми в г. Усинске на решение Усинского городского суда Республики Коми от 1 июня 2011 года, которым отменено постановление начальника Отделения УФМС России по РК в г. Усинске от 05.05.2011 о назначении Ч.С. наказания в виде штрафа в размере 25000 рублей за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях Ч.С. состава административного правонарушения,

установил:

Постановлением начальника отделения УФМС России по Республике Коми в г. Усинске от 05.05.2011 <...> Ч.С. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП Российской Федерации, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник Ч.С. К.Н. обратилась с жалобой в Усинский городской суд Республики Коми, в которой просила оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Ч.С. состава административного правонарушения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В жалобе, адресованной в Верховный суд Республики Коми, Управление Федеральной миграционной службы по Республике Коми в г. Усинске выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, настаивая на наличии в действиях Ч.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, нахожу их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что 05.05.2011 инспектором отделения УФМС России в г. Усинске в отношении <...> Ч.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации, согласно которому 05.05.2011 сотрудниками отделения УФМС России в г. Усинске выявлен факт привлечения директором ГОУ СПО "Усинский политехнический техникум" к трудовой деятельности в период с ноября 2009 года по май 2010 года в качестве преподавателя по специальным дисциплинам гражданина <...> А.С., не имеющего ни разрешения, ни приглашения на работу в Российской Федерации.

Отменяя постановление начальника отделения УФМС России по Республике Коми в г. Усинске от 05.05.2011, суд исходил из того, что А.А. относится к категории иностранных граждан, перечисленных в пункте 8 части 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", на которых не распространяется порядок обязательного получения разрешения на работу. В связи с тем, что форма приглашения и порядок его оформления для такой категории иностранных граждан законом не определены, и административным органом не опровергнут тот факт, что А.А. осуществлял свою трудовую деятельность по приглашению, то в действиях Ч.С. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации.

Данный вывод суда является правильным.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

В соответствии с частью 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия работодателя, свидетельствующие о нарушении правил приема на работу иностранного гражданина в отсутствие соответствующего разрешения.

Вместе с тем согласно части 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", действовавшей в период спорных правоотношений, работодатель и заказчик работ (услуг) имели право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имел право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. При этом указанный порядок не распространялся на иностранных граждан, приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях) (пункт 8 указанной нормы закона).

Судом установлено, что в период с ноября 2009 года по май 2010 года А.С., осуществлял трудовую деятельность в качестве преподавателя по специальным дисциплинам в ГОУ СПО "Усинский политехнический техникум". Данные обстоятельства подтверждаются как материалами дела, так и объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и самого А.С.

Таким образом, совокупность исследованных и установленных судом доказательств свидетельствует о том, что указанный гражданин относился к категории иностранных граждан, перечисленных в пункте 8 части 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", для которой не требуется наличия разрешения на работу, и соответственно в действиях <...> отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации.

Доводы жалобы не имеют правового значения для разрешения данных правоотношений, поэтому не опровергают выводов суда.

Собранные по делу доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах вывод суда об отсутствии в действиях <...> Ч.С. вменяемого ему состава административного правонарушения является правильным, основанном на правильном применении норм материального закона, регулирующих данные правоотношения, и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 КоАП Российской Федерации,

решил:

Решение Усинского городского суда Республики Коми от 1 июня 2011 оставить без изменения, жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми в г. Усинске - без удовлетворения.

Судья
Л.В.АРХАРОВА

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль