Есть ли какие либо правила (стандарты) формирования организационной структуры, определения названий подразделений и т.д?

1471

Вопрос

Есть ли какие либо правила (стандарты) формирования организационной структуры, определения названий подразделений и т.д., например, что есть департамент, служба, отдел, группа, бюро и т.д., какова должна быть численность для каждой из разновидностей подразделений, какие подразделения могут быть в составе, например, департамента и т.д. ? Есть ли требования к названиям должностей руководителей подразделений? Если нет стандартов, может быть есть рекомендации?

Ответ

 

 

Организационная структура в организации устанавливает количественный и качественный состав подразделений организации и схематически отражает порядок их взаимодействия между собой. Структура организации устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых организацией, направленности и интенсивности, сложившихся в организации информационных и документационных потоков, и с учётом ее организационных и материальных возможностей.

Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации.

По общему правилу работодатели свободны в определении организационной структуры в организации (названия подразделений, их состава и иерархии), штатного состава по должностям и профессиям и численности сотрудников, выполняющих ту или иную трудовую функцию.

Для всех структурных подразделений рекомендуется разрабатывать положения, отражающие задачи, основное содержание функций, на них возложенных, и ответственность, а также должностные инструкции для исполнителей.

Департамент - это структурное подразделение организации, возглавляется, как правило, руководителем департамента. В него входят менее крупные структурные подразделения: отделы, управления, службы и т.п., которые отличаются от департамента численностью сотрудников и количеством направлений в работе. Управление может состоять из отделов и секторов (отделы, бюро, службы, группы и т.п.). Отдел в свою очередь может также состоять из секторов (группы и т.п.). Различия между департаментами, управлениями и отделами, как правило, в численности сотрудников и включении в их состав иных самостоятельных структурных подразделений.

Так, например, в соответствии с рекомендациями Правительства РФ о структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. №1094, штатная численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления - менее 20 единиц, отдела - менее 10 единиц, отдела в составе департамента (управления) - менее 5 единиц. В структуру департамента и управления не могут входить менее 3 отделов.

Штатную численность сотрудников организации (отдельного подразделения) определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.

По общему правилу работодатели свободны в определении численности сотрудников, выполняющих ту или иную трудовую функцию. При этом для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств.

В то же время существует целый ряд законодательных актов по определению штатной численности, которые носят рекомендательный характер. В частности, для бюджетных организаций предусмотрены Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду. В этом документе в основе расчета штатной численности заложены нормативы по труду, на основании которых рассчитывается необходимое число сотрудников для выполнения той или иной трудовой функции. Формула расчета приведена ниже.

Несмотря на то, что указанные Рекомендации адресованы бюджетным учреждениям, порядок расчета численности, приведенный в этом документе, могут применять и любые коммерческие организации. Помимо самой методики, Рекомендации содержат перечень межотраслевых нормативов по труду, которые могут быть использованы при определении численности сотрудников как бюджетных, так и коммерческих организаций. В частности нормативы утверждены для сотрудников службы охраны труда.

Руководствуясь полученными по итогам расчетов данными, организация составляет и утверждает штатное расписание.

Наименования должностей и профессий работодатель, как правило, определяет по собственному усмотрению. Например, должность руководителя департамента (управления, отдела) может значиться в штатном расписании как руководитель департамента (управления, отдела), начальник департамента (управления, отдела) и т. п. Однако, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации.

Подробнее в материалах Системы:

 

  1. Ответ: Как составить штатное расписание

Назначение штатного расписания

Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

Обязанность составлять штатное расписание

В Трудовом кодексе РФ не сказано, что штатное расписание должно быть в каждой организации. Однако нет и документов, отменяющих практику его составления. При этом есть веские аргументы в пользу оформления штатного расписания:

  • штатное расписание позволяет определиться с количеством сотрудников, необходимых организации, денежными суммами на их содержание и со структурой самой организации;

  • штатное расписание может подтвердить обоснованность применения льгот по налогам и отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг, затрат).

В государственных и муниципальных учреждениях

Государственные (муниципальные) учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают штатное расписание (ч. 2 ст. 13 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, п. 2 Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 211, п. 19 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27 декабря 2011 г. № 10, решение Верховного суда РФ от 14 апреля 2004 г. № ГКПИ2004-170, определение Верховного суда РФ от 18 мая 2004 г. № КАС04-198).

Утвержденное штатное расписание может служить основанием для расчета нормативных затрат на оплату труда при выделении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (выделении бюджетного финансирования). Подтверждается это, в частности, пунктом 25 Методических рекомендаций, утвержденных приказом от 29 октября 2010 г. Минфина России № 137н, Минэкономразвития России № 527, пунктами 8, 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.

Кроме того, утвержденное штатное расписание позволит обосновать получателям бюджетных средств (казенным и бюджетным учреждениям) целевое расходование средств, выделенных на зарплату.

Форма штатного расписания

Форма штатного расписания № Т-3 утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. Расписание составляйте на основе этой формы, но в зависимости от своих потребностей вы можете вносить туда необходимые изменения.

Как определить штатную численность сотрудников организации (подразделения)

Штатную численность сотрудников организации (отдельного подразделения) определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.

По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, выполняющих ту или иную трудовую функцию.

При этом для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, установленных президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (п. 1.5 постановления Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452). Еще одним примером может служить порядок формирования структуры и штата Центрального аппарата Роспотребнадзора (приказ Роспотребнадзора от 9 ноября 2005 г. № 768).

В то же время существует целый ряд законодательных актов по определению штатной численности, которые носят рекомендательный характер. В частности, такие Рекомендации предусмотрены для бюджетных организаций. В этом документе в основе расчета штатной численности заложены нормативы по труду, на основании которых рассчитывается необходимое число сотрудников для выполнения той или иной трудовой функции.

Штатную численность сотрудников на основе нормативов по труду можно определить по формуле:

Штатная численность

=

Общие затраты на объем работы за год, ч

:

Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год, ч

×

Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы сотрудников во время отпуска, болезни и т. п.


Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год условно принимается за 2000 часов.

Такой порядок содержится в пункте 2.1 Рекомендаций.

Несмотря на то что указанные Рекомендации адресованы бюджетным учреждениям, порядок расчета численности, приведенный в этом документе, могут применять и любые коммерческие организации.

Помимо самой методики, Рекомендации содержат перечень межотраслевых нормативов по труду, которые могут быть использованы при определении численности сотрудников как бюджетных, так и коммерческих организаций (приложение 1 к Рекомендациям). Подобные нормативы утверждены, в частности, для:

Ряд из указанных нормативов содержит специальные методики расчета численности сотрудников, на основе которых организации также могут сформировать общую численность сотрудников или численность отдельных подразделений.

Руководствуясь полученными по итогам расчетов данными, организация составляет и утверждает штатное расписание (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

Пример расчета штатной численности сотрудников структурного подразделения

Организация оказывает услуги в области общественного питания и открывает новое структурное подразделение – столовую. Для расчета штатной численности сотрудники отдела кадров руководствуются Нормативами численности, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 8 января 1990 г. № 12/2-24.

Планируемые показатели по работе новой столовой определены следующим образом:

  • количество питающихся – 440 человек;

  • режим работы столовой – 1,5-сменный;

  • количество посудомоечных машин – 1 шт.;

  • количество обеденных залов – 1 зал.

Оптимальное количество сотрудников для новой столовой сотрудник отдела кадров определил так:

1. Численность сотрудников кухни согласно таблице 13 Нормативов численности, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 8 января 1990 г. № 12/2-24 равна 17,75, то есть 18 человек.

2. Согласно установленным нормативам официант обслуживает 55 человеко-мест в смену. Нормативная численность официантов для работы в одну смену составляет 8 человек (440 : 55). Поскольку режим работы столовой 1,5-сменный, нормативная численность увеличивается на коэффициент пересчета К = 2,1 (таблица 14 Нормативов численности, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 8 января 1990 г. № 12/2-24). Итого общая численность официантов составляет 8 × 2,1 = 16,8, то есть 17 человек.

3. Посудомоечную машину обслуживают 2 мойщика посуды. С учетом поправочного коэффициента К = 2,1 численность мойщиков посуды составляет 4 человека (2 × 2,1) (таблица 14 Нормативов численности, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 8 января 1990 г. № 12/2-24).

4. Так как в столовой планируется один обеденный зал, в штат вводится 1 единица сестры-хозяйки (п. 2.3.2 Нормативов численности, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 8 января 1990 г. № 12/2-24).

5. Так как запланированное количество посадочных мест превышает 150 единиц, в штат вводится 1 единица администратора обеденного зала (п. 2.3.2 Нормативов численности, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 8 января 1990 г. № 12/2-24).

Итого общая численность сотрудников столовой составляет 41 штатную единицу (18 + 17 + 4 + 1 + 1).

Как определить штатную численность кадровой службы организации

По общему правилу штатную численность сотрудников организации, в том числе ее отдельных подразделений, определяет ее руководитель по своему усмотрению в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления. Вместе с тем, для расчета численности тех или иных сотрудников могут применяться различные нормативы и методики расчета.

В частности, при расчете численности сотрудников кадровой службы работодатель может использовать Межотраслевые укрупненные нормативы времени, утвержденные постановлением Минтруда СССР от 14 ноября 1991 г. № 78. В настоящее время этот документ носит информационно-рекомендательный характер и может применяться работодателями в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Указанные нормативы позволяют рассчитать численность сотрудников кадровой службы на основании норм времени на конкретные виды работ, которые приходится выполнять сотрудникам отдела кадров, и их объемов.

Пример расчета численности сотрудников кадровой службы

Запланированная численность сотрудников «Альфы» – 500 человек.

Ежегодно планируют принимать на работу 50 сотрудников (из них ИТР – 20, рабочих – 30), увольнять – 45, оформлять пенсию – 20.

На основе планируемых данных с применением нормативов руководитель отдела кадров составил таблицу с необходимыми видами работ и рассчитал соответствующие коэффициенты.

№ п/п

Вид выполняемых операций

Единица измерения объема работ

Номер норматива согласно Межотраслевым укрупненным нормативам времени, утвержденным постановлением Минтруда СССР от 14 ноября 1991 г. № 78

Норматив времени на единицу измерения, Топi, чел. – ч

Нормы времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы, Нврi, чел. – ч

Объем работ за год, Vi

Трудоемкость нормируемых работ, Тi, чел. – ч

1.

Оформление документов при приеме на работу рабочих

Один сотрудник

норматив 1 таблицы 1

0,46

0,50

30

15

2.

Оформление документов при приеме на работу ИТР

Один сотрудник

норматив 2 таблицы 1

0,74

0,80

20

16

3.

Оформление документов при увольнении сотрудника

Один сотрудник

норматив 1 таблицы 2

0,39

0,42

45

18,9

4.

Оформление документов сотруднику, уходящему на пенсию

Один сотрудник

норматив 1 таблицы 21

3,3

3,56

20

71,2

5.

Составление отчета о численности сотрудников по полу и возрасту и рабочих по образованию

Один отчет

норматив 3 таблицы 23

10,75

11,61

1

11,61

...

             

Годовая трудоемкость нормируемых работ (Тн)

3 780


Нормы времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы руководитель отдела кадров рассчитал по формуле: Нврi = Топi × (1 + К : 100),

где:

Нврi – нормы времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы;
Топi – норматив времени на единицу измерения;
К – коэффициент, учитывающий затраты времени на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых (включая физкультурные паузы) и личные потребности.

Коэффициент К принят равным восьми (п. 1.7 Межотраслевых укрупненных нормативов времени, утвержденных постановлением Минтруда СССР от 14 ноября 1991 г. № 78).

Трудоемкость нормируемых работ руководитель отдела кадров рассчитал по формуле: Тi = Нврi × Vi,

где:

Тi – трудоемкость нормируемых работ;
Нврi – нормы времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы;
Vi – объем работ за год.

Такой порядок установлен в пункте 1.8 Межотраслевых укрупненных нормативов времени, утвержденных постановлением Минтруда СССР от 14 ноября 1991 г. № 78).

Годовую трудоемкость нормируемых работ (Тн) на основе составленной таблицы руководитель отдела кадров рассчитал по формуле:

Тн = Тi1i2i3+...+Тin

Аналогично руководитель отдела кадров рассчитал годовую трудоемкость ненормируемых работ (Тнн).

Далее на основе составленной таблицы руководитель отдела кадров рассчитал общую годовую трудоемкость (То) по формуле:

То = Тн + Тнн

Нормативную численность сотрудников кадровой службы (Ч) руководитель отдела кадров рассчитал по формуле:

Ч = То : Фп,

где:

То – общая годовая трудоемкость;
Фп – полезный фонд рабочего времени одного работника за год – принимается в среднем равным 1 910 часам (п. 1.11 Межотраслевых укрупненных нормативов времени, утвержденных постановлением Минтруда СССР от 14 ноября 1991 г. № 78).

Годовая трудоемкость ненормируемых работ руководителя отдела кадров «Альфы» – 40 часов.

Общая годовая трудоемкость (То) составит 4 820 чел./ч (3 780 чел./ч + 40 чел./ч).

Итого нормативная численность сотрудников кадровой службы (Ч) по расчету составила два человека (4 820 чел./ч : 1 910 ч).

Если при этом на кадровую службу возложены обязанности по ведению воинского учета, необходимо провести соответствующий расчет численности сотрудников, занимающихся воинским учетом в организации.

Если же кадровая служба выполняет и функции службы охраны труда, необходимо дополнительно провести соответствующий расчет численности сотрудников, занимающихся вопросами охраны труда в организации на основании Межотраслевых нормативов, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.

Составление штатного расписания

Штатное расписание – документ обезличенный. В нем указываются не конкретные сотрудники, а количество должностей в организации и оклады по ним. Сотрудники же назначаются на должности приказами руководителя уже после утверждения расписания.

Совет редактора: чтобы обезопасить себя от претензий проверяющих, не устанавливайте в штатном расписании разную зарплату по одинаковым должностям.

Одинаковое наименование должностей подразумевает и одинаковые должностные обязанности. При этом нужно соблюсти принцип равной оплаты за труд равной ценности (ст. 22 и ч. 2 ст. 132 ТК РФ). В трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников можно закрепить различный уровень работ, разные права и обязанности, разный уровень ответственности. Однако лучше по-разному назовите должности, используя слова «старший», «младший», «ведущий» и т. п.

Как указывать наименования должностей и профессий при составлении штатного расписания

Форма штатного расписания № Т-3 утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. В графе 3 указанной формы нужно внести наименования должностей (специальностей, профессий) для штатных единиц организации. По общему правилу должности предусматриваются для сотрудников, которые занимаются в первую очередь умственным трудом: управлением, сбором, анализом, обработкой информации (например, заместитель начальника производственного отдела, заведующий кафедрой). В свою очередь понятие «профессия» в большей мере относится к сотрудникам, занятым производственным процессом, физическим трудом (строители, электрики, механики).

Наименования должностей и профессий работодатель, как правило, определяет по собственному усмотрению. Например, должность руководителя организации может значиться в штатном расписании как директор, генеральный директор, президент компании и т. п.

Однако, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это следует из положений абзаца 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.

Говоря о квалификационных справочниках, в первую очередь необходимо пользоваться следующими из них:

  • Петиция от всех кадровиков России

    В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль