Решение какого органа наделено большей юридической силой в решении вопроса о размере оплаты больничного листа?

62

Вопрос

При спорном вопросе о размере оплаты больничного листа,какой полномочный орган принимает решение о выплате: комиссия по социальному страхованию организации,или руководитель организации?

Ответ

Ответ на вопрос:

Рассмотрев ваш вопрос можно сказать следующее, в соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

Если возникает спор между работником и работодателем по вопросу выплаты пособия, то работник вправе обратиться за разрешением спора в суд общей юрисдикции.

Если спор возникает между работодателем и ФСС, то спор рассматривается арбитражным судом по месту нахождения ответчика.

Подробности в материалах Системы:

Размер больничного пособия может быть снижен, если сотрудник:

В таких случаях больничное пособие рассчитывайте исходя из дневного пособия, не превышающего МРОТ.

Если в местности, где работает сотрудник, законодательством установлены районные коэффициенты, то сумма МРОТ увеличивается на них.

Предельное дневное пособие определите так:

Предельное дневное пособие = МРОТ × Районные коэффициенты (если сотрудник работает в местности, где они установлены) : Количество календарных дней в каждом месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности


Ограничение применяйте:

Такой порядок установлен статьей 8 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и пунктами 21–22 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375.

Из ответа «Как определить предельный размер заработка (пособия) в целях расчета больничного пособия»

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Нет, нельзя.

В случае нарушения сотрудником режима размер больничного пособия ему может быть снижен. В таких случаях больничное пособие ему рассчитывают исходя из дневного пособия, не превышающего МРОТ. Уменьшение размера больничного пособия ниже рассчитанного исходя из МРОТ Закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375, не предусматривают.

Таким образом, снижать размер больничного пособия в связи с нарушением больничного режима, если сотрудник получает зарплату в размере федерального МРОТ, не представляется возможным. Следовательно, в рассматриваемой ситуации факт нарушения больничного режима на сумме получаемого сотрудником пособия не отразится.

Из ответа «Как определить предельный размер заработка (пособия) в целях расчета больничного пособия»

  1. Ответ: В каких случаях размер больничного пособия может быть снижен
    • нарушил без уважительных причин режим, предписанный врачом;
    • не явился в назначенный срок на врачебный осмотр или медико-социальную экспертизу;
    • заболел (получил травму) вследствие алкогольного, наркотического или токсического опьянения или вследствие действий, связанных с ним.
    • со дня нарушения, если сотрудник нарушал режим или вовремя не являлся к врачу;
    • для всего периода нетрудоспособности, если сотрудник заболел (получил травму) вследствие опьянения.
  2. Ответ: Можно ли снизить размер больничного пособия, если сотрудник нарушил больничный режим. Сотрудник получает зарплату в размере федерального МРОТ
  3. Судебная практика:

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2012 г. N 14379/11

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Петровой С.М., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новосибирской области от 10.11.2010 по делу N А45-18204/2010, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.06.2011 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители заявителя - закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" - Ахтырский В.В., Королева Н.А., Тальцева Л.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Петровой С.М., а также объяснения представителей заявителя, Президиум установил следующее.

Государственное учреждение - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) (далее - фонд) в период с 18.05.2010 по 25.05.2010 провело документальную выездную проверку закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" (далее - общество), по результатам которой составило акт от 08.06.2010 N 158с/с и на его основании, а также на основании протокола о рассмотрении материалов документальной выездной проверки общества от 29.06.2010 N 75 вынесло решение от 29.06.2010 N 69 (далее - решение фонда) о непринятии к зачету расходов, произведенных обществом (страхователем) - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования - по выплате пособия по временной нетрудоспособности (далее - пособие) работнику общества Протас Г.С. в сумме 54 787 рублей 84 копеек.

Протас Г.С., являясь временно нетрудоспособной с 18.05.2009 по 09.01.2010, должна была явиться на прием к врачу 14.08.2009, фактически же явилась 21.08.009, в связи с чем в листок нетрудоспособности от 24.07.2009 N 6420761 серии ВУ8316120 была внесена отметка о нарушении режима.

Признав причину неявки Протас Г.С. на очередной осмотр к врачу неуважительной, фонд пришел к выводу о наличии основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Не согласившись с решением фонда, общество оспорило его в Арбитражном суде Новосибирской области.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.11.2010 в удовлетворении требования обществу отказано.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 30.06.2011 указанные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов общество просит отменить их, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования.

В отзыве на заявление фонд просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению.

Отказывая обществу в удовлетворении требования, суды руководствовались следующим.

Пунктом 2 части 1 статьи 8 Закона N 255-ФЗ установлено, что основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности является неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр. При наличии такого основания для снижения пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом со дня, когда было допущено нарушение.

Признав недоказанным наличие уважительных причин неявки на врачебный осмотр в установленный срок, основываясь на положениях указанной нормы, суды сочли, что расходы в сумме 54 787 рублей 84 копеек произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

Однако суды не учли следующего.

В силу статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

Из содержания пункта 2 части 1 статьи 8 Закона N 255-ФЗ следует, что неявка застрахованного лица на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности лишь в том случае, если причины такой неявки не являются уважительными.

Фонд, изучив решение образованной в обществе комиссии по социальному страхованию, не согласился с ее выводами относительно оценки причин неявки Протас Г.С. на врачебный осмотр, не признал их уважительными и снизил размер пособия за весь период нетрудоспособности с 14.08.2009 по 08.01.2010.

Вместе с тем фонд не принял во внимание, что пункт 2 части 1 статьи 8 Закона N 255-ФЗ не содержит предписания о том, что неявка застрахованного лица в назначенный срок на врачебный осмотр влечет снижение размера пособия по временной нетрудоспособности со дня, когда было допущено нарушение, на весь период нетрудоспособности.

Из материалов дела следует, что в листке нетрудоспособности от 24.07.2009 N 6420761 серии ВУ8316120 в строке "Отметки о нарушении режима" указан период несвоевременной явки на прием - с 14.08.2009 по 21.08.2009. При этом нетрудоспособной гражданка Протас Г.С. оставалась по 08.01.2010. Данное обстоятельство, а также незначительный период нарушения режима и отсутствие этих нарушений в последующем принималось во внимание образованной в обществе комиссией по социальному страхованию, признавшей причины неявки Протас Г.С. в назначенный срок на врачебный осмотр уважительными, в связи с чем оснований для снижения размера пособия не имелось.

Фонд при вынесении решения, исходя из обстоятельств дела, должен был учесть, что принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, вины и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении мер ответственности. Однако фондом данные требования выполнены не были.

Суды правильно установили фактические обстоятельства неявки упомянутого работника на прием к врачу, но при вынесении судебных актов не обеспечили соблюдения таких общих принципов юридической ответственности как справедливость и соразмерность. Оснований для снижения размера пособия на весь период нетрудоспособности у фонда и судов не имелось.

При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и вынесенные по недостаточно исследованным материалам дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10.11.2010 по делу N А45-18204/2010, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.06.2011 по тому же делу отменить.

Заявление закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Новосибирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) от 29.06.2010 N 69.

Председательствующий

А.А.ИВАНОВ

4.Нормативная база: пункт 11 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101.

11. Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

5.Нормативная база: Постановление ФСС России от 15.07.1994 № 556а «Типовое положение о комиссии /уполномоченном/ по социальному страхованию».

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:

Председатель Фонда социального страхования Российской Федерации Ю.Шатыренко

15 июля 1994 г
N 556а

Министерство труда Российской Федерации
В.Калашников
14 июля 1994 г.

Типовое положение
о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию

В соответствии с положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, для осуществления практической работы по социальному страхованию на предприятии, в учреждении, организации образуется комиссия или набирается уполномоченный по социальному страхованию.
Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также решениями Фонда социального страхования Российской Федерации.

I. Общие положения
1.1. Комиссия по социальному страхованию образуется на предприятии, в учреждении, организации и ином хозяйствующем субъекте_*, независимо от форм собственности, зарегистрированном в качестве страхователя в отделении (филиале отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации. На предприятиях, где число работников более 1000 человек, могут создаваться комиссии по социальному страхованию в структурных подразделениях. На предприятиях, где число работников менее 100 чел., функции комиссии по социальному страхованию может выполнять уполномоченный по социальному страхованию.
____________________
* далее "предприятие"
1.2. Члены комиссии по социальному страхованию избираются из числа представителей администрации предприятия (работников отдела кадров; бухгалтерии и других) и профсоюзов (трудового коллектива) на общем собрании (конференции) трудового коллектива. В таком же порядке избирается уполномоченный по социальному страхованию.
1.3. На основании настоящего Типового положения разрабатывается и утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива Положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию_** предприятия, в котором определяются число членов комиссии, нормы представительства от администрации и профсоюзов (трудового коллектива), срок полномочий и порядок принятия решений комиссией, предусматривается создание комиссий в структурных подразделениях предприятия, конкретизируются функции и обязанности комиссии, в том числе по оплате их труда, за счет средств предприятия.
____________________

** далее "комиссия"


Комиссии в структурных подразделениях предприятия осуществляют свою деятельность на основании общего Положения о комиссии предприятия.

II. Функции комиссии
2.1. Комиссия решает вопросы:
- о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, в том числе на частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества; осуществляет контроль за их использованием;
- о распределении, порядке и условиях выдачи застрахованных путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств социального страхования; ведет учет работников и членов их семей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, отдыхе, лечебном (диетическом) питании.

2.2. Комиссия:
- осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию администрацией предприятия;
- проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии;
- рассматривает спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию между работниками и администрацией предприятия.
2.3. Комиссия проводит анализ использования средств социального страхования на предприятии, вносит предложения администрации и профсоюзам (иным уполномоченным органам трудового коллектива) предприятия о снижении заболеваемости, улучшении условий труда, оздоровления работников и членов их семей и проведении других мероприятий по социальному страхованию.

III. Права и обязанности комиссии
3.1. Комиссия вправе:
- проводить проверки правильности назначения и выплаты пособий по социальному страхованию администрацией предприятия как по собственной инициативе, так и по заявлениям (жалобам) работников предприятия;
- запрашивать у администрации предприятия, органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля за охраной труда материалы и сведения, необходимые для рассмотрения вопросов, входящих в ее компетенцию, и выносить соответствующие решения;
- принимать участие в выяснении администрацией предприятия, органами государственного надзора и контроля и органами общественного контроля за охраной труда обстоятельств несчастных случаев на производстве, в быту, в пути на работу или с работы и др.;
- участвовать в проведении органами Фонда социального страхования Российской Федерации ревизий (проверок) в целях осуществления контроля за правильным и рациональным расходованием средств социального страхования;
- участвовать в разработке планов оздоровления лиц, направляемых в санатории-профилактории данного предприятия;
- участвовать в осуществлении органами управления здравоохранения контроля за выдачей листков нетрудоспособности лечебно-профилактическими учреждениями, обслуживающими работников предприятия;
- обращаться в отделение (филиал отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации, зарегистрировавшее страхователя_***, при возникновении спора между комиссией и администрацией предприятия, а также в случаях неисполнения администрацией предприятия решений комиссии;
____________________

*** далее "отделение (филиал отделения) Фонда"


- получать в отделении (филиале отделения) Фонда нормативные акты и необходимую информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию;
- проходить обучение по вопросам социального страхования, организуемое в отделением (филиалом отделения) Фонда;
- вносить в отделение (филиал отделения) Фонда предложения по организации работы по социальному страхованию на предприятии;
- участвовать в развитии добровольных форм социального страхования работников предприятия.

3.2. Комиссия обязана:
- в случае установления нарушений действующего законодательства по социальному страхованию информировать администрацию предприятия, отделение (филиал отделения) Фонда;
- представлять материалы о работе комиссии по запросам отделения (филиала отделения) Фонда;
- представлять общему собранию (конференции) трудового коллектива и администрации предприятия отчет о своей деятельности не реже одного раза в год и по истечении срока полномочий;
- рассматривать в 10-дневный срок заявления (жалобы) работников предприятия по вопросам социального страхования.

IV. Порядок работы комиссии
4.1. Комиссия избирается на срок от 1 до 3-х лет. Члены комиссии могут быть переизбраны до истечения срока полномочий решением общего собрания (конференции) трудового коллектива, в том числе по представлению отделения (филиала отделения) Фонда.
4.2. Из числа членов комиссии большинством голосов избирается председатель комиссии.
4.3. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию оформляются протоколом.
4.4. Порядок организации работы комиссии устанавливается Положением о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию предприятия (п.1.3 настоящего Положения).
4.5. На время выполнения обязанностей членов и, если эти обязанности осуществляются в рабочее время, работникам может гарантироваться сохранение места работы (должности) и среднего заработка в соответствии с коллективным договором или соглашением.
4.6. По решению отделения (филиала отделения) Фонда членам комиссии может быть выплачено единовременное вознаграждение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

V. Контроль за работой комиссии. Обжалование решений комиссии
5.1. Контроль за работой комиссии осуществляет отделение (филиал отделения) Фонда.
5.2. Решения комиссии могут быть обжалованы в отделение (филиал отделения) Фонда.

11.11.2014г.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Екатерина Зайцева,

эксперт кадровой справочной системы «Система Кадры»

Петиция от всех кадровиков России

В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.



Школа

Самое выгодное предложение

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка




© 2011–2016 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Кадровое дело» –
практический журнал по кадровой работе

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43626 от 18.01.2011


Упс! Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение статей на сайте журнала «Кадровое дело», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту, а вы получите доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам для кадровых специалистов:

  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам кадрового делопроизводства;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов по кадрам.
 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать материалы с сайта. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Профессиональные тесты доступны только после регистрации!

Только зарегистрированные пользователи могут проходить профессиональное тестирование на сайте. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете проверить свои знания, а также получите доступ к материалам и всем сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Всего один шаг - и документ Ваш!

Только зарегистрированные пользователи имеют доступ к полной базе нормативных документов. Регистрация бесплатна и займет менее минуты. После нее Вы сможете загрузить документ, а также получите доступ к материалам и сервисам сайта.

Вас также ждет подарок: 10 кадровых шпаргалок на каждый день.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль